Дело № 2-192\2019 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Елань-Колено 23 августа 2019 года
Новохоперский районный суд Воронежской области в составе:председательствующего судьи КАМЕРОВА И.А.,при секретаре СЛУГИНОЙ М.И.,
представителя ответчика администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области ЮДИНА С.А., выступающего по доверенности № 1278-05 от 28.03.2019 года,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Попова Владимира Александровича к администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности по включению периодов работы в стаж муниципальной службы, признании права на доплату к трудовой пенсии по старости, назначении и выплате доплаты к пенсии с момента обращения,
УСТАНОВИЛ:
Попов В.А. обратился в суд с иском к администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности по включению периодов работы в стаж муниципальной службы, признании права на доплату к трудовой пенсии по старости, назначении и выплате доплаты к пенсии с момента обращения, мотивировав свои требования следующим.
5 декабря 2016 года он повторно обратился в Администрацию Новохоперского муниципального района Воронежской области с заявлением о назначении доплаты к пенсии за работу в органах власти и управления в соответствии с Положением «О пенсиях за выслугу лет (доплате к пенсии) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Новохоперском муниципальном районе», утвержденном решением Совета народных депутатов Новохоперского муниципального района от 03.04.2012 г. № 2/17 и решением Совета народных депутатов Новохоперского муниципального района от 25.04.2012 г. № 3/5 «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет и доплаты к пенсии», имея на день увольнения с должности председателя Новохоперского районного комитета народного контроля 03.03.1987 г. стаж работы в органах власти и управления в Эртильском и Новохоперском муниципальных районах 15 лет 7 месяцев 5 дней.
Однако, согласно протокола заседания комиссии по рассмотрению документов для назначения пенсии за выслугу лет и единовременного денежного поощрения от 28.12.2016 г. в назначении доплаты к пенсии ему было отказано на том основании, что на момент его обращения, стаж муниципальной службы, учитываемый при рассмотрении вопроса о назначении доплаты к пенсии за работу в органах местного самоуправления Новохоперского района составляет 11 лет 1 месяц 1 день, что является недостаточным для назначения ему доплаты к пенсии.
Не были включены в стаж муниципальной службы периоды: обучения в Ростовской высшей партийной школе 1 год 11 месяцев 5 дней; работы в должности председателя Новохоперского районного комитета народного контроля.
Считая отказ в назначении ему доплаты к пенсии за работу в органах власти и управления незаконным и необоснованным, обратился в суд с настоящим иском и просит суд обязать Администрацию Новохоперского муниципального района Воронежской области:
- включить в стаж муниципальной службы муниципального служащего следующие периоды: с 01.09.1976 г. по 05.08.1978 г. - период обучения в Ростовской высшей партийной школе (1 год 11 месяцев 5 дней), с 01.09.1984 г. по 03.03.1987 г. - период работы в должности председателя Новохоперского районного комитета народного контроля (2 года 6 месяцев 5 дней);
- признать за ним право на доплату к трудовой пенсии по старости согласно Положения «О пенсиях за выслугу лет (доплате к пенсии) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Новохоперском муниципальном районе» с момента обращения, т.е. с 5 декабря 2016 года.
- обязать Администрацию Новохоперского муниципального района Воронежской области назначить и выплачивать доплату к пенсии с момента обращения, т.е. с 5 декабря 2016 года.
В судебное заседание не явились истец и его представитель, извещенные надлежащим образом и своевременно, от первого поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела на более позднюю дату в связи с его болезнью.
В соответствии с частью 2 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.
Согласно части 3 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Согласно части 6 той же статьи суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине.
Согласно п. 1 ст. 169 ГПК РФ, отложение разбирательства дела допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае, если суд признает невозможным рассмотрение дела в этом судебном заседании вследствие неявки кого-либо из участников процесса, предъявления встречного иска, необходимости представления или истребования дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле других лиц, совершения иных процессуальных действий.
В данном случае, суд находит причину неявки истца, неуважительной, в связи с отсутствием сведений о его нахождении на лечении, препятствующему явки в суд Неявка представителя истца, не известившего суд о причинах своей неявки, также, по мнению суда, не является основанием для отложения судебного разбирательства на другое число. В данном случае, с учетом соблюдения срока рассмотрения настоящего дела, суд находит, что со стороны истца, заявившего соответствующее ходатайство, имеется злоупотребления своими процессуальными правами. Указанные обстоятельства позволяют суду рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика Юдин С.А. иск признал частично и суду пояснил, что администрация не возражает против включения в стаж муниципальной службы Попова В.А. периодов его обучения в Ростовской высшей партийной школе, так как Попов В.А. был направлен на данную учебу работодателем. В стаж муниципальной службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет время работы Попова В.А. в должности председателя Новохоперского районного комитета народного контроля будет засчитан истцу после проведения сессии Совета народных депутатов Новохоперского муниципального района, на которой будет рассмотрен вопрос о включении указанной должности в стаж, необходимый для назначения доплаты к пенсии как лицу, замещавшему должность муниципальной службы в Новохоперском муниципальном районе. В части исковых требований о признании за Поповым В.А. право на доплату к трудовой пенсии по старости согласно Положения «О пенсиях за выслугу лет (доплате к пенсии) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Новохоперском муниципальном районе» с момента обращения, с 5 декабря 2016 года, а также требования об обязании Администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области назначить и выплачивать доплату к пенсии с момента обращения, с 5 декабря 2016 года просит отказать. В настоящее время разрабатывается НПА о включении в реестр должностей муниципальной службы в Новохоперском муниципальном районе должности председателя Новохоперского районного комитета народного контроля, на данный момент такого НПА нет.
Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 72 (пп. "ж", "з", "н" ч. 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Особенности организации муниципальной службы в Воронежской области и правовое положение муниципальных служащих Воронежской области урегулированы Законом Воронежской области от 28.12.2007 г. N 175-ОЗ "О муниципальной службе в Воронежской области".
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с БК РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
В п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о муниципальной службе) предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Федеральном законе от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (п. 12 ч. 1 ст. 11).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 23 названного закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
В соответствии с ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 24).
Аналогичные положения содержатся и в статье 16 Закона Воронежской области от 28.12.2007 г. N 175-ОЗ "О муниципальной службе в Воронежской области".
Вместе с тем, п. 3 ст. 16 вышеуказанного Закона Воронежской области предусматривает, что порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет определяется нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
В силу ст. 1 Закона Воронежской области от 05.06.2006 N 57-ОЗ, ежемесячная доплата к пенсии (далее - доплата к пенсии) устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Воронежской области до введения в действие Реестра (перечня) государственных должностей Воронежской области, согласно приложению к настоящему Закону Воронежской области.
Из приведенных нормативных положений следует, что пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением, при назначении которых обязательным условием является наличие определенного стажа работы, в данном случае - в муниципальном образовании. Эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии. Тем самым юридическая природа пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих одинаковая, а именно эти пенсии являются выплатами по государственному пенсионному обеспечению.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения:
1) должностей муниципальной службы;
2) муниципальных должностей;
3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации;
4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;
5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (часть 3).
Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 4).
Таким законом является Закон Воронежской области от 27.12.2012 г. N 196-ОЗ "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Воронежской области", который устанавливает порядок исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Воронежской области и зачета в него иных периодов трудовой деятельности, а также применяется при исчислении стажа муниципальной службы муниципальных служащих для установления муниципальным служащим надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, выплаты единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, а также для назначения пенсии за выслугу лет.
В соответствии с п.п. «б» п. 2 ч. 2 ст. 2 данного Закона к периодам работы (службы), подлежащим зачету в стаж муниципальной службы для установления муниципальным служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, относится время обучения с отрывом от производства лиц, направленных центральными, краевыми, областными организациями КПСС, КП РСФСР, ВЛКСМ, ЛКСМ РСФСР, ВЦСПС в учебные заведения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров данных организаций.
В силу ч. 3 ст. 4 указанного Закона, в случае, если муниципальному служащему в установленном порядке в стаж муниципальной службы включены периоды работы (службы), предусмотренные частью 2 статьи 2 настоящего Закона Воронежской области ( в данном случае - учеба в Высшей партийной школе), они подлежат зачету в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет и выплаты единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
Согласно п. 2 статьи 5 указанного областного закона, при исчислении стажа муниципальной службы муниципального служащего суммируются все включаемые (засчитываемые) в него периоды работы (службы) независимо от сроков перерыва в работе или иной деятельности. Стаж муниципальной службы муниципального служащего исчисляется в календарном порядке (в годах, месяцах, днях). Решение об установлении стажа муниципальной службы муниципального служащего и (или) зачете в него иных периодов трудовой деятельности оформляется правовым актом представителя нанимателя (работодателя) или иного лица, уполномоченного исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Решением Совета народных депутатов Новохоперского муниципального района Воронежской области № 49\4 от 11.11.2016 года утверждено Положение «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Новохоперского муниципального района». Уполномоченным органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии за выслугу лет определена администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области (п. 2), которая ежегодно обязана предусматривать при формировании проекта бюджета Новохоперского муниципального района на соответствующий финансовый год расходы на выплату пенсий за выслугу лет в соответствии с настоящим решением ( п. 3). Решение Совета народных депутатов Новохоперского муниципального района от 03.04.2012 г. № 2\17 « Об утверждении Положения « О пенсиях за выслугу лет ( доплате к пенсии) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Новохоперском муниципальном районе и последующие внесения в него изменения от 25.04.2012 г. № 3\3, от 30.12.2014 г. № 30\4, признаны утратившими силу ( п. 4).
Решением Совета народных депутатов Новохоперского муниципального района Воронежской области № 49\5 от 11.11.2016 года утверждено Положение «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет», согласно которому настоящее Положение определяет порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицами, замещавшим должности муниципальной службы в Новохоперском муниципальном районе (п. 1.1).
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению документов для назначения пенсии за выслугу лет и единовременного денежного поощрения от 28.12.2016 года следует, что рассмотрев представленный Поповым В.А. пакет документов для назначения доплаты к пенсии за выслугу лет, комиссия пришла к выводу о том, что Попов В.А. на имеет право на назначение доплаты к пенсии за выслугу лет в органах власти Новохоперского района в силу следующего. Стаж муниципальной службы Попова В.А., учитываемый при рассмотрении вопроса о назначении ему доплаты к пенсии за работу в органах местного самоуправления Новохоперского района составляет 11 лет 01 месяц 01 день. Последним местом его работы в органах местного самоуправления Новохоперского муниципального района является работа в должности заведующего организационным отделом Новохоперского районного комитета КПСС. Включить в стаж муниципальный службы период обучения в Ростовской высшей партийной школе не представляется возможным в связи с тем, что согласно части 1 статьи 2 Закона Воронежской области от 27.12.2012 года № 196-ОЗ « О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих Воронежской области» данный период не учитывается в стаж муниципальной службы при рассмотрении вопроса о назначении пенсии за выслугу лет. Документов, подтверждающих включение данного периода в стаж муниципальной службы для различных целей в соответствии с частью 3 статьи 4 вышеуказанного Закона в представленном Поповым В.А. пакете документов не имеется.
Должность председателя Новохоперского районного комитета народного контроля не подлежит зачету в стаж муниципальной службы при рассмотрении вопроса о назначении доплаты к пенсии за работу в органах местного самоуправления Новохоперского муниципального района, а также согласно трудовой книжке Попова В.А. данный период является периодом его работы в Воронежской областном комитете народного контроля, что дополнительно (помимо трудовой книжки) подтверждается представленной архивной справкой Организационного управления Правительства Воронежской области, в которой указано, что назначение на данную должность и освобождение от нее происходили на основании Постановлений Воронежского областного комитета народного контроля от 19.10.1984 г. № 10\1 и от 03.03.1987 г. № 3\2. В связи с этим 11.11.2016 г. было принято решение Совета народных депутатов Новохоперского муниципального района № 49\4 « О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Новохоперского муниципального района Воронежской области», которым утверждено Положение «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Новохоперского муниципального района» в котором из перечня должностей, при увольнении с которых устанавливается доплата к пенсии, должность председателя Новохоперского районного комитета народного контроля была исключена (л.д. 11).
На момент обращения 05.12.2016 года Попова В.А. к ответчику с заявлением о назначении доплаты к пенсии за работу в органах власти и управления, Положение о пенсиях за выслугу лет (доплате к пенсии ) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Новохоперском муниципальном районе, утвержденное решением Совета народных депутатов Новохоперского муниципального района от 03.04.2012 г. № 2\17 (с последующими изменениями), п. 13.1 которого предусматривал председателю районного комитета народного контроля ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим должности в органах местного самоуправления Новохоперского муниципального района до введения в действие реестра (перечня) государственных должностей Воронежской области ( до 15 апреля 1996 г.), отменено.
Таким образом, правовых оснований для назначения и выплаты Попову В.А. доплаты к пенсии за работу в органах власти и управления, начиная с момента обращения за ней, а именно с 5 декабря 2016 года, не имеется.
Положением «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет» № 49\5 от 11.11.2016 года, ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Новохоперского муниципального района, не предусмотрена.
Также отсутствуют правовые основания для назначения и выплаты истцу доплаты к пенсии с момента обращения за ней на основании ранее действующего Положения « О пенсиях за выслугу лет (доплате к пенсии) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Новохоперском муниципальном районе № 2\17 от 03.04.2012 года, поскольку указанное Положение утратило свою силу в связи с принятием решения № 49\4 от 11.11.2016 года ( л.д. 98-99).
Кроме того, решением Новохоперского районного суда Воронежской области от 09.12.2016 года в удовлетворении исковых требований Попову В.А. к администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области о признании права на доплату к пенсии за работу в органах власти и управления и о включении аналогичных периодов в стаж муниципальной службы было отказано в связи с тем, что истец в установленном Положением « О пенсиях за выслугу лет (доплате ) к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Новохоперском муниципальном районе» порядке к ответчику не обращался. Согласно приведенных судом выводов, решение о признании периода учебы в Ростовской высшей партийной школе иным периодом работы, подлежащим зачету в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, принимается на основании правового акта представителя нанимателя (работодателя) или иного лица, уполномоченного исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя). Вопрос о признании стажем муниципальной службы периода работы председателем Новохоперского КНК входит в компетенцию комиссии по рассмотрению документов для назначения пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии и единовременного денежного поощрения.
В материалах дела отсутствует и истцом не представлен как при обращении к ответчику, так и в суд, правовой акт представителя нанимателя (работодателя) или иного лица, уполномоченного исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя), подтверждающий включение истцу в установленном порядке в стаж муниципальной службы периода его учебы в Ростовской высшей партийной школе с 01.09.1976 года по 05.08.1978 года, который подлежит зачету в стаж муниципальной службы для назначения доплаты к пенсии.
Таким образом, вопрос о включении указанного периода в стаж муниципальной службы в установленном порядке не решался и в настоящее время не решен.
В связи с отсутствием у истца, как необходимого стажа муниципальной службы ( 15 лет), так и муниципального правового акта о включении ( зачете) указанных истцом периодов в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет ( доплате к пенсии), заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
При этом суд не может принять признание представителем ответчика иска в части включения Попову В.А. периода учебы в Ростовской высшей партийной школе, поскольку такое признание противоречит закону и может привести к нарушению прав и законных интересов других лиц. Так, согласно ч. 3 ст. 4 Закона Воронежской области от 27.12.2012 г. N 196-ОЗ "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Воронежской области", решение о включении указанного периода в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет принимается на основании правового акта представителя нанимателя (работодателя) или иного лица, уполномоченного исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя). Включение указанного периода учебы в муниципальный стаж может привести к нарушению расходных обязательств органа местного самоуправления Новохоперского муниципального района и дефициту местного бюджета.
Кроме того, с учетом признания иска ответчиком, Попов В.А. необходимого 15-летнего стажа муниципальной службы иметь не будет.
Доводы истца о том, что Совет народных депутатов Новохоперского муниципального района Воронежской области, отменяя меру социальной поддержки в виде доплаты к пенсии муниципальным служащим и исключения из реестра должности «председателя комитета народного контроля», не предусмотрел какого-либо компенсационного механизма, направленного на смягчение неблагоприятных последствий такой отмены для лиц, имевших право на меры социальной поддержки, на которые они имели право на основании ранее действовавшего правового регулирования и ссылка на правовую позицию Конституционного Суда РФ являются необоснованными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Федерального закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Федерального закона о муниципальной службе) обеспечиваются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
В связи с этим органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе устанавливать правила исчисления таких выплат с учетом имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Попова Владимира Александровича к администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности по включению периодов работы в стаж муниципальной службы, признании права на доплату к трудовой пенсии по старости, назначении и выплате доплаты к пенсии с момента обращения, приостановить до окончания лечения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца с подачей апелляционной жалобы через Новохоперский районный суд.
Судья И.А. Камеров
Дело № 2-192\2019 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Елань-Колено 23 августа 2019 года
Новохоперский районный суд Воронежской области в составе:председательствующего судьи КАМЕРОВА И.А.,при секретаре СЛУГИНОЙ М.И.,
представителя ответчика администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области ЮДИНА С.А., выступающего по доверенности № 1278-05 от 28.03.2019 года,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Попова Владимира Александровича к администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности по включению периодов работы в стаж муниципальной службы, признании права на доплату к трудовой пенсии по старости, назначении и выплате доплаты к пенсии с момента обращения,
УСТАНОВИЛ:
Попов В.А. обратился в суд с иском к администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности по включению периодов работы в стаж муниципальной службы, признании права на доплату к трудовой пенсии по старости, назначении и выплате доплаты к пенсии с момента обращения, мотивировав свои требования следующим.
5 декабря 2016 года он повторно обратился в Администрацию Новохоперского муниципального района Воронежской области с заявлением о назначении доплаты к пенсии за работу в органах власти и управления в соответствии с Положением «О пенсиях за выслугу лет (доплате к пенсии) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Новохоперском муниципальном районе», утвержденном решением Совета народных депутатов Новохоперского муниципального района от 03.04.2012 г. № 2/17 и решением Совета народных депутатов Новохоперского муниципального района от 25.04.2012 г. № 3/5 «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет и доплаты к пенсии», имея на день увольнения с должности председателя Новохоперского районного комитета народного контроля 03.03.1987 г. стаж работы в органах власти и управления в Эртильском и Новохоперском муниципальных районах 15 лет 7 месяцев 5 дней.
Однако, согласно протокола заседания комиссии по рассмотрению документов для назначения пенсии за выслугу лет и единовременного денежного поощрения от 28.12.2016 г. в назначении доплаты к пенсии ему было отказано на том основании, что на момент его обращения, стаж муниципальной службы, учитываемый при рассмотрении вопроса о назначении доплаты к пенсии за работу в органах местного самоуправления Новохоперского района составляет 11 лет 1 месяц 1 день, что является недостаточным для назначения ему доплаты к пенсии.
Не были включены в стаж муниципальной службы периоды: обучения в Ростовской высшей партийной школе 1 год 11 месяцев 5 дней; работы в должности председателя Новохоперского районного комитета народного контроля.
Считая отказ в назначении ему доплаты к пенсии за работу в органах власти и управления незаконным и необоснованным, обратился в суд с настоящим иском и просит суд обязать Администрацию Новохоперского муниципального района Воронежской области:
- включить в стаж муниципальной службы муниципального служащего следующие периоды: с 01.09.1976 г. по 05.08.1978 г. - период обучения в Ростовской высшей партийной школе (1 год 11 месяцев 5 дней), с 01.09.1984 г. по 03.03.1987 г. - период работы в должности председателя Новохоперского районного комитета народного контроля (2 года 6 месяцев 5 дней);
- признать за ним право на доплату к трудовой пенсии по старости согласно Положения «О пенсиях за выслугу лет (доплате к пенсии) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Новохоперском муниципальном районе» с момента обращения, т.е. с 5 декабря 2016 года.
- обязать Администрацию Новохоперского муниципального района Воронежской области назначить и выплачивать доплату к пенсии с момента обращения, т.е. с 5 декабря 2016 года.
В судебное заседание не явились истец и его представитель, извещенные надлежащим образом и своевременно, от первого поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела на более позднюю дату в связи с его болезнью.
В соответствии с частью 2 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.
Согласно части 3 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Согласно части 6 той же статьи суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине.
Согласно п. 1 ст. 169 ГПК РФ, отложение разбирательства дела допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае, если суд признает невозможным рассмотрение дела в этом судебном заседании вследствие неявки кого-либо из участников процесса, предъявления встречного иска, необходимости представления или истребования дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле других лиц, совершения иных процессуальных действий.
В данном случае, суд находит причину неявки истца, неуважительной, в связи с отсутствием сведений о его нахождении на лечении, препятствующему явки в суд Неявка представителя истца, не известившего суд о причинах своей неявки, также, по мнению суда, не является основанием для отложения судебного разбирательства на другое число. В данном случае, с учетом соблюдения срока рассмотрения настоящего дела, суд находит, что со стороны истца, заявившего соответствующее ходатайство, имеется злоупотребления своими процессуальными правами. Указанные обстоятельства позволяют суду рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика Юдин С.А. иск признал частично и суду пояснил, что администрация не возражает против включения в стаж муниципальной службы Попова В.А. периодов его обучения в Ростовской высшей партийной школе, так как Попов В.А. был направлен на данную учебу работодателем. В стаж муниципальной службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет время работы Попова В.А. в должности председателя Новохоперского районного комитета народного контроля будет засчитан истцу после проведения сессии Совета народных депутатов Новохоперского муниципального района, на которой будет рассмотрен вопрос о включении указанной должности в стаж, необходимый для назначения доплаты к пенсии как лицу, замещавшему должность муниципальной службы в Новохоперском муниципальном районе. В части исковых требований о признании за Поповым В.А. право на доплату к трудовой пенсии по старости согласно Положения «О пенсиях за выслугу лет (доплате к пенсии) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Новохоперском муниципальном районе» с момента обращения, с 5 декабря 2016 года, а также требования об обязании Администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области назначить и выплачивать доплату к пенсии с момента обращения, с 5 декабря 2016 года просит отказать. В настоящее время разрабатывается НПА о включении в реестр должностей муниципальной службы в Новохоперском муниципальном районе должности председателя Новохоперского районного комитета народного контроля, на данный момент такого НПА нет.
Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 72 (пп. "ж", "з", "н" ч. 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Особенности организации муниципальной службы в Воронежской области и правовое положение муниципальных служащих Воронежской области урегулированы Законом Воронежской области от 28.12.2007 г. N 175-ОЗ "О муниципальной службе в Воронежской области".
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с БК РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
В п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о муниципальной службе) предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Федеральном законе от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (п. 12 ч. 1 ст. 11).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 23 названного закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
В соответствии с ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 24).
Аналогичные положения содержатся и в статье 16 Закона Воронежской области от 28.12.2007 г. N 175-ОЗ "О муниципальной службе в Воронежской области".
Вместе с тем, п. 3 ст. 16 вышеуказанного Закона Воронежской области предусматривает, что порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет определяется нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
В силу ст. 1 Закона Воронежской области от 05.06.2006 N 57-ОЗ, ежемесячная доплата к пенсии (далее - доплата к пенсии) устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Воронежской области до введения в действие Реестра (перечня) государственных должностей Воронежской области, согласно приложению к настоящему Закону Воронежской области.
Из приведенных нормативных положений следует, что пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением, при назначении которых обязательным условием является наличие определенного стажа работы, в данном случае - в муниципальном образовании. Эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии. Тем самым юридическая природа пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих одинаковая, а именно эти пенсии являются выплатами по государственному пенсионному обеспечению.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения:
1) должностей муниципальной службы;
2) муниципальных должностей;
3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации;
4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;
5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (часть 3).
Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 4).
Таким законом является Закон Воронежской области от 27.12.2012 г. N 196-ОЗ "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Воронежской области", который устанавливает порядок исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Воронежской области и зачета в него иных периодов трудовой деятельности, а также применяется при исчислении стажа муниципальной службы муниципальных служащих для установления муниципальным служащим надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, выплаты единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, а также для назначения пенсии за выслугу лет.
В соответствии с п.п. «б» п. 2 ч. 2 ст. 2 данного Закона к периодам работы (службы), подлежащим зачету в стаж муниципальной службы для установления муниципальным служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, относится время обучения с отрывом от производства лиц, направленных центральными, краевыми, областными организациями КПСС, КП РСФСР, ВЛКСМ, ЛКСМ РСФСР, ВЦСПС в учебные заведения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров данных организаций.
В силу ч. 3 ст. 4 указанного Закона, в случае, если муниципальному служащему в установленном порядке в стаж муниципальной службы включены периоды работы (службы), предусмотренные частью 2 статьи 2 настоящего Закона Воронежской области ( в данном случае - учеба в Высшей партийной школе), они подлежат зачету в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет и выплаты единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
Согласно п. 2 статьи 5 указанного областного закона, при исчислении стажа муниципальной службы муниципального служащего суммируются все включаемые (засчитываемые) в него периоды работы (службы) независимо от сроков перерыва в работе или иной деятельности. Стаж муниципальной службы муниципального служащего исчисляется в календарном порядке (в годах, месяцах, днях). Решение об установлении стажа муниципальной службы муниципального служащего и (или) зачете в него иных периодов трудовой деятельности оформляется правовым актом представителя нанимателя (работодателя) или иного лица, уполномоченного исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Решением Совета народных депутатов Новохоперского муниципального района Воронежской области № 49\4 от 11.11.2016 года утверждено Положение «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Новохоперского муниципального района». Уполномоченным органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии за выслугу лет определена администрация Новохоперского муниципального района Воронежской области (п. 2), которая ежегодно обязана предусматривать при формировании проекта бюджета Новохоперского муниципального района на соответствующий финансовый год расходы на выплату пенсий за выслугу лет в соответствии с настоящим решением ( п. 3). Решение Совета народных депутатов Новохоперского муниципального района от 03.04.2012 г. № 2\17 « Об утверждении Положения « О пенсиях за выслугу лет ( доплате к пенсии) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Новохоперском муниципальном районе и последующие внесения в него изменения от 25.04.2012 г. № 3\3, от 30.12.2014 г. № 30\4, признаны утратившими силу ( п. 4).
Решением Совета народных депутатов Новохоперского муниципального района Воронежской области № 49\5 от 11.11.2016 года утверждено Положение «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет», согласно которому настоящее Положение определяет порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицами, замещавшим должности муниципальной службы в Новохоперском муниципальном районе (п. 1.1).
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению документов для назначения пенсии за выслугу лет и единовременного денежного поощрения от 28.12.2016 года следует, что рассмотрев представленный Поповым В.А. пакет документов для назначения доплаты к пенсии за выслугу лет, комиссия пришла к выводу о том, что Попов В.А. на имеет право на назначение доплаты к пенсии за выслугу лет в органах власти Новохоперского района в силу следующего. Стаж муниципальной службы Попова В.А., учитываемый при рассмотрении вопроса о назначении ему доплаты к пенсии за работу в органах местного самоуправления Новохоперского района составляет 11 лет 01 месяц 01 день. Последним местом его работы в органах местного самоуправления Новохоперского муниципального района является работа в должности заведующего организационным отделом Новохоперского районного комитета КПСС. Включить в стаж муниципальный службы период обучения в Ростовской высшей партийной школе не представляется возможным в связи с тем, что согласно части 1 статьи 2 Закона Воронежской области от 27.12.2012 года № 196-ОЗ « О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих Воронежской области» данный период не учитывается в стаж муниципальной службы при рассмотрении вопроса о назначении пенсии за выслугу лет. Документов, подтверждающих включение данного периода в стаж муниципальной службы для различных целей в соответствии с частью 3 статьи 4 вышеуказанного Закона в представленном Поповым В.А. пакете документов не имеется.
Должность председателя Новохоперского районного комитета народного контроля не подлежит зачету в стаж муниципальной службы при рассмотрении вопроса о назначении доплаты к пенсии за работу в органах местного самоуправления Новохоперского муниципального района, а также согласно трудовой книжке Попова В.А. данный период является периодом его работы в Воронежской областном комитете народного контроля, что дополнительно (помимо трудовой книжки) подтверждается представленной архивной справкой Организационного управления Правительства Воронежской области, в которой указано, что назначение на данную должность и освобождение от нее происходили на основании Постановлений Воронежского областного комитета народного контроля от 19.10.1984 г. № 10\1 и от 03.03.1987 г. № 3\2. В связи с этим 11.11.2016 г. было принято решение Совета народных депутатов Новохоперского муниципального района № 49\4 « О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Новохоперского муниципального района Воронежской области», которым утверждено Положение «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Новохоперского муниципального района» в котором из перечня должностей, при увольнении с которых устанавливается доплата к пенсии, должность председателя Новохоперского районного комитета народного контроля была исключена (л.д. 11).
На момент обращения 05.12.2016 года Попова В.А. к ответчику с заявлением о назначении доплаты к пенсии за работу в органах власти и управления, Положение о пенсиях за выслугу лет (доплате к пенсии ) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Новохоперском муниципальном районе, утвержденное решением Совета народных депутатов Новохоперского муниципального района от 03.04.2012 г. № 2\17 (с последующими изменениями), п. 13.1 которого предусматривал председателю районного комитета народного контроля ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим должности в органах местного самоуправления Новохоперского муниципального района до введения в действие реестра (перечня) государственных должностей Воронежской области ( до 15 апреля 1996 г.), отменено.
Таким образом, правовых оснований для назначения и выплаты Попову В.А. доплаты к пенсии за работу в органах власти и управления, начиная с момента обращения за ней, а именно с 5 декабря 2016 года, не имеется.
Положением «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет» № 49\5 от 11.11.2016 года, ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Новохоперского муниципального района, не предусмотрена.
Также отсутствуют правовые основания для назначения и выплаты истцу доплаты к пенсии с момента обращения за ней на основании ранее действующего Положения « О пенсиях за выслугу лет (доплате к пенсии) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Новохоперском муниципальном районе № 2\17 от 03.04.2012 года, поскольку указанное Положение утратило свою силу в связи с принятием решения № 49\4 от 11.11.2016 года ( л.д. 98-99).
Кроме того, решением Новохоперского районного суда Воронежской области от 09.12.2016 года в удовлетворении исковых требований Попову В.А. к администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области о признании права на доплату к пенсии за работу в органах власти и управления и о включении аналогичных периодов в стаж муниципальной службы было отказано в связи с тем, что истец в установленном Положением « О пенсиях за выслугу лет (доплате ) к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Новохоперском муниципальном районе» порядке к ответчику не обращался. Согласно приведенных судом выводов, решение о признании периода учебы в Ростовской высшей партийной школе иным периодом работы, подлежащим зачету в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, принимается на основании правового акта представителя нанимателя (работодателя) или иного лица, уполномоченного исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя). Вопрос о признании стажем муниципальной службы периода работы председателем Новохоперского КНК входит в компетенцию комиссии по рассмотрению документов для назначения пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии и единовременного денежного поощрения.
В материалах дела отсутствует и истцом не представлен как при обращении к ответчику, так и в суд, правовой акт представителя нанимателя (работодателя) или иного лица, уполномоченного исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя), подтверждающий включение истцу в установленном порядке в стаж муниципальной службы периода его учебы в Ростовской высшей партийной школе с 01.09.1976 года по 05.08.1978 года, который подлежит зачету в стаж муниципальной службы для назначения доплаты к пенсии.
Таким образом, вопрос о включении указанного периода в стаж муниципальной службы в установленном порядке не решался и в настоящее время не решен.
В связи с отсутствием у истца, как необходимого стажа муниципальной службы ( 15 лет), так и муниципального правового акта о включении ( зачете) указанных истцом периодов в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет ( доплате к пенсии), заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
При этом суд не может принять признание представителем ответчика иска в части включения Попову В.А. периода учебы в Ростовской высшей партийной школе, поскольку такое признание противоречит закону и может привести к нарушению прав и законных интересов других лиц. Так, согласно ч. 3 ст. 4 Закона Воронежской области от 27.12.2012 г. N 196-ОЗ "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Воронежской области", решение о включении указанного периода в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет принимается на основании правового акта представителя нанимателя (работодателя) или иного лица, уполномоченного исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя). Включение указанного периода учебы в муниципальный стаж может привести к нарушению расходных обязательств органа местного самоуправления Новохоперского муниципального района и дефициту местного бюджета.
Кроме того, с учетом признания иска ответчиком, Попов В.А. необходимого 15-летнего стажа муниципальной службы иметь не будет.
Доводы истца о том, что Совет народных депутатов Новохоперского муниципального района Воронежской области, отменяя меру социальной поддержки в виде доплаты к пенсии муниципальным служащим и исключения из реестра должности «председателя комитета народного контроля», не предусмотрел какого-либо компенсационного механизма, направленного на смягчение неблагоприятных последствий такой отмены для лиц, имевших право на меры социальной поддержки, на которые они имели право на основании ранее действовавшего правового регулирования и ссылка на правовую позицию Конституционного Суда РФ являются необоснованными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Федерального закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Федерального закона о муниципальной службе) обеспечиваются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
В связи с этим органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе устанавливать правила исчисления таких выплат с учетом имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Попова Владимира Александровича к администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности по включению периодов работы в стаж муниципальной службы, признании права на доплату к трудовой пенсии по старости, назначении и выплате доплаты к пенсии с момента обращения, приостановить до окончания лечения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца с подачей апелляционной жалобы через Новохоперский районный суд.
Судья И.А. Камеров