Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 ноября 2013г. г. Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.
при секретаре: Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антонова В.В. к Администрации г.Смоленска об оспаривании решения и возложении обязанности по согласованию схемы расположения земельного участка,
у с т а н о в и л:
Антонов В.В. обратился в суд с иском к Администрации г.Смоленска о признании незаконным отказа ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. в согласовании схемы расположения на кадастровом плане (карте) территории подлежащего предоставлению в собственность истца земельного участка <адрес> и возложении на орган местного самоуправления обязанности по согласованию названного документа, указав, что принятие оспариваемого решения ответчика обусловлено нахождением участка в границах санитарно-защитной зоны (СЗЗ) производственных объектов, в которой размещение жилой застройки не допускается, отсутствием утвержденного главным архитектором г.Смоленска планировочного решения, обеспечивающего инженерно – транспортную инфраструктуру, а также тем, что к испрашиваемому Антоновым участку земли отсутствуют подъездные пути.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Представитель истца Гронский А.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, отметив, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1, допускающей осуществление в ней индивидуального жилищного строительства; санитарно-защитная зона близлежащего предприятия в установленном порядке не определена, с учетом чего сам факт расположения участка в СЗЗ, которая установлена лишь нормативно (Правилами землепользования и застройки г.Смоленска), не указывает на невозможность предоставления участка.
Представитель ответчика Шуплякова М.М., возражая против удовлетворения иска, отметила, что испрашиваемый Антоновым участок расположен в пределах санитарно-защитной зоны, которая определена нормативным актом органа местного самоуправления, положения которого имеют обязательный характер.
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, своего представителя в суд не направил, возражений на иск не представил.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно может осуществляться, в частности, в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ.
Законом Смоленской области от 10.06.03 года №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно», действовавшим до дня вступления в силу Закона Смоленской области от 28.09.2012 №66-з «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан на территории Смоленской области» (до 10.10.2012г.), было предусмотрено бесплатное предоставление ветеранам труда, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.4 ч.1 ст.1 Закона).
В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Исходя из положений п.п.1.3.1, 2.4, 2.8, 3.3.1 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утв. постановлением Администрации города Смоленска от 03.10.2011 №1922-адм (в редакции, действовавшей в период спорных отношений) предоставление указанной муниципальной услуги осуществляет управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска в срок не позднее 30 дней с момента регистрации заявления о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории и предусматривает внесение земельного участка в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, согласование начальником Управления - главным архитектором города и утверждение заместителем Главы Администрации города Смоленска. Основаниями для отказа в согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории являются, в частности, несоответствие земельного участка требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки города Смоленска.
На основании п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
По делу установлено, что проживающий в Смоленской области Антонов В.В., являясь ветераном труда, в ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Главное земельное управление Смоленской области, правопреемником которого является Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в черте г. Смоленска.
Письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ. в удовлетворении названной просьбы Антонова отказано ввиду отсутствия сформированных в централизованном порядке земельных участков для предоставления в собственность льготным категориям граждан.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области возложена обязанность по предоставлению Антонову В.В. в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в г.Смоленске в пределах установленных минимальных и максимальных размеров с проведением за счет Антонова работ по формированию участка.
В рамках исполнения постановленного судебного акта письмом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. Антонову В.В. предложено предоставить утвержденную Администрацией г.Смоленска схему расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося в <адрес>, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
За счет истца, уплатившего <данные изъяты> руб. за проведение соответствующих геодезических работ, ООО «<данные изъяты>» подготовлена схема расположения участка земли <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., в согласовании которой письмом заместителя Главы администрации г.Смоленска по архитектуре, строительству и землеустройству от ДД.ММ.ГГГГ. отказано ввиду того, что данный участок находится в границах санитарно-защитной зоны (СЗЗ) производственных объектов, в которой размещение жилой застройки не допускается, отсутствует утвержденное главным архитектором г.Смоленска планировочное решение, обеспечивающее инженерно – транспортную инфраструктуру, а также по причине того, что к испрашиваемому Антоновым участку земли отсутствуют подъездные пути и коммуникации (л.д.16).
Анализ имеющихся в деле доказательств позволяет суду придти к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
По делу видно, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) г.Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 №490, спорный участок находится в территориальной зоне Ж1 (Зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры) градостроительный регламент которой допускает строительство индивидуальных жилых домов. Кроме того, названный участок земли находится в границах определенной Правилами землепользования и застройки г.Смоленска санитарно-защитной зоны производственных объектов ООО «<данные изъяты>», расположенных на земельном участке с кадастровым номером № (л.д.20-30).
Представителями сторон спора в ходе судебного разбирательства признано, что санитарно-защитная зона на территории испрашиваемого истцом земельного участка Роспотребнадзором не устанавливалась (глава 4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»).
Исходя из положений ст.56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В рамках таких ограничений могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в санитарно-защитных зонах.
В соответствии со ст.57 Правил землепользования и застройки г.Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007г., на территории санитарных, защитных и санитарно-защитных зон (СЗЗ) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавливается специальный режим использования земельных участков и объектов капитального строительства. Содержание указанного режима определено в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в составе требований к использованию, организации и благоустройству СЗЗ. В соответствии с указанным режимом вводится, в частности, следующее ограничение - на территории СЗЗ не допускается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома (п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
При этом, отсутствие установленной на основе утвержденного органом Роспотребнадзора проекта границы СЗЗ производственного объекта (на что ссылается представитель истца), не может указывать на возможность неограниченного использования земельных участков, расположенных в непосредственной близости от территории, относящейся к этому производственному объекту.
При разрешении вопроса об определении на местности названной СЗЗ необходимо учитывать нормы градостроительного законодательства. Санитарно-защитная зона - одна из разновидностей зон с особыми условиями использования территорий (п.4 ст.1 ГРК РФ), которые отражаются в документах территориального планирования вне зависимости от того, разработаны ли проекты СЗЗ эксплуатирующей организацией или нет (п.3.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, ч.5 ст.30 ГрК РФ).
В соответствии со ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель. Это подразумевает возможность органов местного самоуправления устанавливать ограничения прав на землю, упомянутые в ст.56 ЗК РФ, включая установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах.
Решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 №490 утверждены Правила землепользования и застройки г.Смоленска, которые являются нормативным правовым актом органа местного самоуправления и обязательны для органов государственной власти (в части соблюдения градостроительных регламентов), органов городского самоуправления, граждан и юридических лиц, должностных лиц, осуществляющих и контролирующих градостроительную деятельность и земельные отношения на территории города, а также судебных органов как основание для разрешения споров по вопросам землепользования и застройки (ст.ст.1, 3 Правил).
Правила землепользования и застройки г.Смоленска, утвержденные в соответствии с п.8 ст.1, п.3 ч.3 ст.8 ГРК РФ, относят спорный земельный участок к санитарно-защитной зоне.
Таким образом, ограничение прав на землю в виде определения органом местного самоуправления упомянутой санитарно-защитной зоны, установлено названным нормативным актом.
При таких обстоятельствах, поскольку действующие нормативы не предусматривают возможность осуществления индивидуального жилищного строительства на спорном участке, предоставление Антонову В.В. в собственность этого участка в указанных целях является недопустимым, а представленная им на согласование в орган местного самоуправления схема противоречит Правилам землепользования и застройки города Смоленска.
Ссылки представителя истца на возможное необоснованное установление упомянутыми ПЗЗ г.Смоленска указанной санитарно-защитной зоны (ее границ, размера, а также самого соответствующего ограничения прав на землю) во внимание судом при разрешении настоящего спора не принимаются, поскольку до настоящего времени названные Правила в соответствующей части не оспорены и недействующими не признаны, а проверка законности данного нормативного акта в рамках настоящего искового производства невозможна.
Доводы представителя истца о расположении вблизи испрашиваемого Антоновым В.В. земельного участка участков земли, предназначенных для осуществления жилищного строительства, правового значения для разрешения настоящего гражданского дела не имеют, поскольку обоснованность предоставления третьим лицам земельных участков для жилищного строительства в упомянутой СЗЗ предметом настоящего судебного разбирательства не является.
При таком положении суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Антонова В.В. к Администрации г.Смоленска об оспаривании решения и возложении обязанности по согласованию схемы расположения земельного участка оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий. Подпись. А.В. Кудряшов
.