25 апреля 2018 года гор. Самара
Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - Антонова А.М., с участием представителя административного истца Скороходова А.В., представителя административных ответчиков Некуш К.Б., при секретаре Шотенко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда административное дело № 2а-45/2018 по административному исковому заявлению военнослужащего Полевого учреждения Центрального банка Российской Федерации № <данные изъяты> Каримова Игоря Владимировича об оспаривании действий начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и указанного учреждения, связанных со снятием административного истца и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
установил:
Каримов обратился в суд с административным иском, в котором просил:
- признать незаконными действия начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО Российской Федерации), связанные с принятием 05 марта 2018 года решения за № 08-01/01 о снятии Каримова и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
- обязать указанное должностное лицо отменить упомянутое решение.
Обосновывая эти требования, Каримов утверждал, что в 1999 году его отцу ФИО7 на основании ордера, выданного ДД.ММ.ГГГГ за № администрацией города Самары была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес> площадью 58 кв. метров, в которую был вселен он и его супруга ФИО5 Также Каримов утверждал, что поскольку ордер на указанную квартиру выдан Администрацией г. Самары, а не Самарской КЭЧ района, то данная квартира являлась муниципальной собственностью, в связи с чем жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации он не обеспечивался.
Что касается однокомнатной квартиры расположенной по адресу: <адрес> полученной в результате её выделения из упомянутой квартиры по решению Промышленного районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью 56,1 кв. м. то ему в последней квартире принадлежала только половина её площади, а именно 28,05 кв. м. общей и 11,5 кв. м. жилой, что составляло менее учетной нормы в 11 кв.м. общей площади жилого помещения, установленной ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Самарской городской Думы, на состав его семьи из трех человек, на момент признания его нуждающимся в жилом помещении 27 апреля 2009 года.
Более того, по утверждениями Каримова и эту принадлежащую ему долю в последнем из указанных жилых помещениях нельзя учитывать при обеспечении его жилым помещением, поскольку он произвел её отчуждение в пользу своей мамы по истечении более 5-ти лет до принятия начальником 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО Российской Федерации о снятии его и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях.
На основании изложенного Каримов просит признать незаконным решение упомянутого должностного лица о снятии его и членов его семьи с учета, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма от 05 марта 2018 года № 08-01/01.
Каримов, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания в него не прибыл, ходатайства о невозможности рассмотрения этого дела в суд не представил.
Заинтересованные лица на стороне административного истца его супруга ФИО8 и дочь ФИО3, будучи своевременно извещенными о времени и месте судебного заседания направили в суд ходатайство, в котором просили провести слушание этого дела без их участия. При этом супруга Каримова - ФИО9 обратила внимание суда на то обстоятельство, что в составе семьи административного истца 27 апреля 2009 года решением жилищной комиссии войсковой части № она и указанная её дочь были признаны нуждающимися в жилом помещении. Затем её отец ФИО6 обратился в жилищную комиссию войсковой части № с рапортом о снятии её как члена его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку предполагалось, что её право на жильё будет реализовано при получении жилого помещения в составе семьи её мужа - Каримова.
В судебном заседании представитель административного истца Скороходов А.В. поддержал требования, заявленные его доверителем, просил суд их удовлетворить по основаниям указанным в административном иске. При этом пояснил, что его доверитель с 1996 года проходит военную службу по контракту в учреждении, расположенном в <адрес>.
Административные ответчики: Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, 1 отдел (<адрес>) этого учреждения и начальник указанного отдела требования административного истца не признали. Будучи своевременно извещенными о времени и месте судебного заседания в него не прибыли. Заявления о невозможности рассмотрения этого дела без их участия в суд не представили.
Представитель административных ответчиков Некуш К.Б. просила суд в удовлетворении требований административного истца отказать, поскольку в силу п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более при увольнении с военной службы, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или организационно-штатными мероприятиями, подлежат обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, выделенных на строительство и приобретение жилого помещения. Право на указанных условиях указанным гражданам предоставляется один раз.
Данным правом Каримов воспользовался в 1999 году. Будучи обеспеченным жилым помещением в составе семьи его отца ФИО7, а именно квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 202 кв. м., жилой площадью 94 кв. м., числящейся за войсковой частью №, предоставленной ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Промышленного района г. Самары на основании ордера №. После вселения 17 марта 1999 года в указанную квартиру, на каждого члена семьи ФИО7 приходилось по 40,4 кв. м. общей площади указанного помещения.
Затем на основании волеизъявления каждого из членов семьи ФИО7 упомянутая квартира по решению Промышленного районного суда г. Самары от 29 марта 2004 года была разделена. В результате указанного решения суда Каримов стал собственником 1/2 однокомнатной квартиры, выделенной из упомянутой квартиры и получившей адрес: <адрес> общей площадью 56,1 кв. м.
По мнению представителя административных ответчиков, учитывая, что в настоящее время семья Каримова состоит из 3-х человек, Каримов в 1999 году был обеспечен жилым помещением более учетной нормы, установленной для г. Самары в 11 кв. м., а на каждого члена его семьи, до проведения гражданско-правовых сделок с предоставленным его отцу жилым помещением приходилось по 13,46 кв. м., в связи с чем Каримов и члены его семьи необоснованно решением жилищной комиссии войсковой части № от 02 апреля 2009 года были поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Выслушав объяснения сторон, изучив представленные сторонами и истребованные по инициативе суда доказательства, суд приходит к выводу, что требования, заявленные административным истцом, не подлежат удовлетворению в полном объеме в связи со следующим.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 15 указанного выше Федерального закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В МО Российской Федерации обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и членов их семей производится на основании «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 (далее по тексту - Инструкция).
Как усматривается из личного дела военнослужащего Каримова он проходил и проходит военную службу в МО Российской Федерации, при этом из его личного дела следует, что первый контракт о прохождении военной службы он заключил до 1 января 1998 года, а именно 29 июля 1996 года.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
В силу п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Кроме того, в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Из данных норм закона следует, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Таким образом, предоставляя указанной категории военнослужащих, к которой относится Каримов, гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), упомянутый Федеральный закон возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.
Исключений из данного правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает.
Из материалов этого административного дела, в частности из выписки из книги учета выдачи ордеров Самарской КЭЧ района усматривается, что 16 апреля 1997 года отцу Каримова - <данные изъяты> ФИО7 в новом фонде МО Российской Федерации на состав семьи 6 - ть человек, числящихся как бесквартирные и нуждающиеся в улучшении жилищных условий предоставлена 4-х комнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, с жилой площадью 77,29 кв.м.
В силу подп. «а» п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Куйбышевской области, утвержденных одноименным постановлением Исполкома Куйбышевского областного совета народных депутатов от 11 декабря 1984 года № 530 (далее Правила), нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7 и менее квадратных метров (учетная норма для г. Куйбышева - г. Самары).
Принимая во внимание, жилую площадь квартиры, предоставленной отцу Каримова и руководствуясь приведенной нормой Правил, суд полагает, что Каримов и его супруга ФИО5 в момент предоставления жилого помещения по упомянутому адресу были обеспечены по 12,88 кв. м. жилой площади на каждого, то есть более учетной нормы нуждающимся в жилых помещениях не являлись.
Кроме того, из указанной выше книги усматривается, что <данные изъяты> ФИО4, проходящему военную службу в строительном управлении, Самарской КЭЧ района предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 202 кв. м.
Из светокопии ордера, выданного ФИО7 администрацией города Самары 20 февраля 1999 года за № 468/99 усматривается, что он и проживающие с ним 4-ре члена его семьи, в том числе и Каримов с упомянутого жилого помещения, расположенного на <адрес> в порядке обмена с ФИО4 вселились в жилое помещение - 4-х комнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Из решения Промышленного районного суда г. Самары от 29 марта 2004 года усматривается, что члены семьи ФИО7, в том числе и Каримов с его супругой по состоянию на указанную дату - ФИО5, инициировали раздел и перевод в их собственность, полученного ими в результате обмена жилого помещения, принадлежащего войсковой части № и выданного ранее Самарской КЭЧ района <данные изъяты> ФИО4 общей площадью 202, 6 кв. м., жилой площадью 94,0 кв.м.
Также из этого решения следует, что одним из ответчиков по этому делу являлось ГУП «Волжско-Уральсткое Строительное Управление МО обороны Российской Федерации».
Кроме того, из этого решения суда видно, что упомянутая квартира на основании указанного решения, была разделена на 3-и квартиры, которые были переданы в собственность проживающим в ней членам семьи ФИО7, в частности административный истец и его супруга ФИО5, стали собственниками квартиры с адресом: <адрес> общей площадью 56,1 кв. м. жилой площадью 23,0 кв. м.
Как усматривается из копии свидетельства о государственной регистрации права от 01 июня 2004 года Серии <данные изъяты> №, Каримов и его супруга ФИО5 зарегистрировали права собственности на последнюю, из указанных квартир.
ДД.ММ.ГГГГ Каримов расторг брак с гражданкой ФИО5, с которой 27 августа 2008 года заключил договор о разделе долей упомянутой квартиры, в результате которого ему причиталась 1/2 доля в указанной квартире.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 9 ГК РФ, а также ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, в том числе и жилищные.
Из копии договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Каримов подарил причитающуюся ему 1/2 долю указанной квартиры своей матери ФИО1
Как усматривается из копии выписки из п. 1 протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от 27 апреля 2009 года № 36, копий свидетельств о заключении брака Каримова с гражданкой ФИО2 и свидетельства о рождении их дочери ФИО3, Каримов на основании его рапорта от 27 декабря 2008 года признан нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживая с составом семьи 3-и человека. При этом в выписке из заседания жилищной комиссии, не указано, каким образом комиссия учитывала предыдущее обеспечение Каримова жилым помещением 16 апреля 1997 года от Министерства обороны РФ в составе семьи <данные изъяты> ФИО7 по адресу: <адрес>.
Из копии заявления Каримова, поданного им ДД.ММ.ГГГГ следует, что он просит начальника 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «ЦРУЖО» МО Российской Федерации предоставить ему субсидию на состав семьи 3-и человека (его и двух членов семьи супругу ФИО8 и дочь ФИО3 - 2005 года рождения). Также из этой копии следует, что Каримов уведомляет указанное должностное лицо о том, что он произвел отчуждение части жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, приобретенного им в результате приватизации, при этом не указывает, что по договору социального найма, он обеспечивался жилыми помещениями в г. Самаре, расположенными по адресам: <адрес>.
В силу п. 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного одноименным Приказом Министра обороны РФ от 21 июля 2014 года № 510 (далее - Порядок), в течение десяти рабочих дней со дня поступления информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в целях получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с положениями подп. 6 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Из копии оспариваемого решения начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО РФ от 05 марта 2018 года № 08-01/01, следует, что основанием для снятия Каримова и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях является упомянутый подпункт ЖК Российской Федерации.
Также из указанного решения этого должностного лица, следует, что Каримов уже был обеспечен жилым помещением от государства, в составе семьи своего отца ФИО7 по норме, превышающей учетную норму, установленную для г. Самары.
Руководствуясь приведенными положениями Федерального закона, ЖК Российской Федерации, Порядка, оценив совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к убеждению о том, что законных оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется, поскольку Каримов, будучи военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и его бывшая супруга ФИО5, были обеспечены МО Российской Федерации жилым помещением в составе семьи его отца ФИО7 по установленным нормам.
Затем в результате ряда гражданско-правовых сделок, совершенных по его воле, Каримов оставил 1/2 часть находившегося у него в собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ранее принадлежавшего МО Российской Федерации своей бывшей супруге ФИО5, а вторую часть этого жилого помещения подарил своей матери ФИО1, т.е. создал условия, при которых, по его мнению, он, мог повторно быть, обеспечен жилым помещением от МО Российской Федерации, не сдавая ранее полученной им от военного ведомства жилой площади.
Довод Каримова о том, что после отчуждения им своей доли в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, приобретенной на средства МО Российской Федерации квартиры, истек срок, установленный ст. 53 ЖК Российской Федерации, в связи с чем, он вновь может быть признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания, суд полагает надуманным, поскольку для признания его нуждающимся в жилом помещении, Каримов обязан сдать часть ранее полученного от государства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> или часть жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, также состоявшему на балансе Самарской КЭЧ района и принадлежавшей войсковой части 52737 ГУП «Волжско-Уральского Строительного Управления Министерства обороны Российской Федерации», в которое он вселился в результате обмена ранее полученного от МО Российской Федерации жилого помещения на <адрес>, чего им сделано не было.
Довод стороны административного истца о том, начальник 1 отдела (г. Самара) принимая решение о снятии Каримова с учета нуждающихся в жилых помещениях нарушил права его супруги ФИО8, которая была ранее признана нуждающейся в жилом помещении в составе семьи её отца военнослужащего ФИО6, суд полагает несостоятельным, поскольку согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими, то есть ФИО8 по своей воле приняла решение быть обеспеченной жилым помещением от МО Российской Федерации в составе семьи Каримова, который при обстоятельствах установленных судом, повторно жилым помещением обеспечен не может, так как произвел отчуждение ранее полученной от МО Российской Федерации жилой площади и сдать её не может.
По мнению суда, поскольку семья Каримова не может быть обеспечена жилым помещением, для постоянного проживания в рамках Федерального закона «О статусе военнослужащих», то административный истец и заинтересованные лица не ограничены в возможности быть обеспеченными жильем в порядке, установленном ЖК Российской Федерации, как граждане Российской Федерации.
Утверждения представителя административного истца Скороходова А.В. о том, что Каримов был обеспечен жилым помещением не от МО Российской Федерации, а от Администрации города Самары, основанные на том, что ордер в порядке обмена жилыми помещениями полученными полковниками ФИО7 и ФИО4 на основании ордеров выданных ими Самарской КЭЧ района, суд полагает несостоятельным, поскольку как следует из выписки из книги учета ордеров Самарской КЭЧ района отцу Каримова - ФИО7 была предоставлена квартира в новом фонде Министерства обороны Российской Федерации, а не в жилищном фонде Администрации г. Самары.
Более того, военнослужащему ФИО4, с которым на основании указанного ордера отец Каримова - ФИО7 совершил обмен жилыми помещениями, жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> было предоставлено на основании ордера Самарской КЭЧ района.
Таким образом, суд не находит оснований для признания не законными действий начальника 1 отдела (г. Самара) ФГКУ «ЦРУЖО» МО Российской Федерации, связанных с принятием оспариваемого Каримовым решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и возложении на указанное должностное лицо обязанности по отмене его решения от 05 марта 2018 года № 08-01/01 о снятии Каримова и членов его семьи ФИО8 и их дочери ФИО3 с учета нуждающихся жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175 - 180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления военнослужащего Полевого учреждения Центрального банка Российской Федерации № <данные изъяты> Каримова Игоря Владимировича об оспаривании действий начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и указанного учреждения, связанных с принятием 05 марта 2018 года решения № 08-01/01 о снятием административного истца и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд, через Самарский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме 28 апреля 2018 года.