Дело № 2а-121/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кривошеино 27 мая 2020 года
Кривошеинский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Серазетдинова Д.Р.,
при секретаре Сергун Н.А.,
с участием представителя административного истца –
помощника прокурора Кривошеинского района Ненашева Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по административному исковому заявлению прокурора Кривошеинского района Томской области в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Красноярского сельского поселения Кривошеинского района о признании незаконным бездействие Администрации Красноярского сельского поселения, выразившееся в отсутствие принятия надлежащих мер по постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйного земельного участка, предназначенного для детской площадки и обязании в срок до 01.09.2020 поставить на государственный кадастровый учёт бесхозяйный земельный участок, предназначенный для размещения детской площадки,
установил:
с учетом уточненных требований прокурор Кривошеинского района Томской области обратился в суд с административным иском к Администрации Красноярского сельского поселения Кривошеинского района в интересах неопределенного круга лиц. В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере развития физической культуры и спорта несовершеннолетних были выявлены нарушения требований действующего законодательства, выразившееся в том, что на территории Красноярского сельского поселения расположена одна детская площадка, напротив здания Администрации Красноярского сельского поселения по адресу: <адрес>, которая находится в общем пользовании. Земельный участок, на которой расположена детская площадка в <адрес>, не зарегистрирован в государственном кадастре недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости описания границ земельного участка, занятого детской площадкой, может привести к нарушению порядка использования земель соответствующего назначения, а также нарушению границ смежных с указанными участками земель и, как следствие, использование земель, предназначенных для детской площадки по другому назначению. Вышеуказанный объект располагается на территории <адрес> муниципального образования Красноярское сельское поселение и должен быть использован для решения вопросов местного значения. Вместе с тем, Администрация не принимает мер по подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для постановки вышеуказанного земельного участка на учет как бесхозяйного, что замедляет процесс признания за ней права собственности с целью обеспечения их надлежащего содержания.
Сославшись на положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Земельного кодекса Российской Федерации, прокурор просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйного земельного участка, предназначенного для детской площадки и обязать административного ответчика в срок до 01.09.2020 организовать постановку на государственный кадастровый учет земельного участка, предназначенного для размещения детской площадки, расположенной напротив здания Администрации Красноярского сельского поселения по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования с учетом уточнения, поддержал в полном объеме и привел доводы, изложенные в административном иске.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации поселения, возражений относительно удовлетворения иска не имеет.
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Суд, изучив доводы административного истца, признание административным ответчиком заявленных требований, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 6 Конвенции о правах ребенка, государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а также обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Исходя из ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. К числу таких условий относятся, в том числе и закрепление в ст. ст. 20, 41, 42 Конституции Российской Федерации права каждого человека и гражданина на жизнь, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с пунктом 14 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №124-ФЗ), социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей; отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
Согласно статье 4 Федерального закона №124-ФЗ, целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; содействие физическому развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах, в том числе законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона № 124-ФЗ, в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 124-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения, в том числе, относятся обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; создание условий для организации досуга. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 названной статьи).
Законом Томской области от 17.11.2014 № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области» за сельскими поселениями Томской области закреплен, в частности, вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 15 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу пункта 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления сельских поселений в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
На основании ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
В соответствии со ст. 6, ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных отношений является земельный участок. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статьям 11, 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличие в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Исходя из положений статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
На основании части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В статье 8 Федерального закона №218-ФЗ содержатся требования, предъявляемые к основным и дополнительным сведениям об объекте недвижимости. К основным сведениям относятся вид земельного участка, его кадастровый номер, площадь, описание местоположения.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона №218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Исходя из анализа норм Федерального закона №218-ФЗ, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно п.п. 3, 12, 14, 15, 30 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры, создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Законом Томской области от 17.11.2014 №152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области» за сельскими поселениями Томской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 4.1, 5, 6, 8, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 26, 27, 33.1, 33.2, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Из изложенного следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать.
Судом установлено, что прокуратурой Кривошеинского района Томской области была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере физической культуры и спорта несовершеннолетних, в ходе которой установлено, что на территории Красноярского сельского поселения расположена одна детская площадка, напротив здания Администрации Красноярского сельского поселения по адресу: <адрес>. Административным ответчиком не осуществлен кадастровый учет и государственная регистрация прав на указанный земельный участок, предназначенный для размещения детской площадки. Административный ответчик не оспаривал результатов проверки, не отрицал, что детская площадка находятся на землях поселения, и поселение должно отвечать за их состояние и соответствие требованиям безопасности.
Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», в пункте 26 которого в числе таких объектом указаны детские площадки, не освобождает органы местного самоуправления от выполнения обязанности по выделению земельных участков и их постановки на кадастровый учёт.
Администрация не принимает мер по подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для постановки вышеуказанного объекта на учет как бесхозяйного, что замедляет процесс признания за ней права собственности с целью обеспечения их надлежащего содержания.
По результатам проведенной проверки 18.02.2020 главе Красноярского сельского поселения прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений в указанной сфере, которое 18.03.2020 рассмотрено, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
Таким образом, установлено и не оспаривается ответчиком, что обязанность по постановке на кадастровый учет земельного участка, предназначенного для размещения детской площадки, в силу прямого указания закона возложена на органы местного самоуправления.
Судом установлено, что на указанный в исковом заявлении земельный участок, где находится детская площадка, являет бесхозяйным.
Из представленного Муниципального контракта № от 26.02.2020 следует, что муниципальное образование Красноярское сельское поселение заключило контракт на выполнение кадастровых работ, изготовление межевого плана для обустройства детской площадки. Срок выполнения работ до 01.06.2020.
Проанализировав доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашло подтверждение неисполнение Администрацией Красноярского сельского поселения установленных требований законодательства в сфере физической культуры и спорта несовершеннолетних.
Обращение прокурора с указанным административным искам отвечает требованиям статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Срок обращения в суд прокурором не был нарушен.
Частью 9 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
Таким образом, судом установлены основания для удовлетворения заявленного прокурором административного иска в полном объёме.
В соответствии со ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
С учетом исследованных материалов дела, суд приходит к выводу, что указанный в исковом заявлении срок для устранения нарушений ответчиком будет достаточным, суд принимает во внимание, что при исполнении решения суда необходимо совершить действия, связанные с организацией регистрации безхозяйной детской площадки. Данный срок суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда в полном объеме.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Кривошеинского района Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие Администрации Красноярского сельского поселения Кривошеинского района, выразившееся в отсутствие принятия надлежащих мер по постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйного земельного участка, предназначенного для детской площадки
Обязать Администрацию Красноярского сельского поселения Кривошеинского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать постановку на государственный кадастровый учет земельного участка, предназначенного для размещения детской площадки, расположенной напротив здания Администрации Красноярского сельского поселения по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кривошеинский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись Д.Р. Серазетдинов
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>