Дело №2-454/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Константиновой Н.В.,
при секретаре Сумкиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Сысольского района 11 октября 2017 года дело по иску Момотовой Е.С. к ПАО «Сбербанк России» и ТУ Росимущества в Республике Коми о восстановлении срока принятия наследства, признании принявшей наследство и признании права собственности на наследственное имущество,
У С Т А Н О В И Л :
Момотова Е.С. обратилась в суд с иском к ПАО «Сбербанк России» и ТУ Росимущества в Республике Коми о восстановлении срока для принятия наследства, признании принявшей наследство и признании права собственности на наследственное имущество. В обоснование требований истец указала, что является дочерью Л.С.С., (дата) года рождения, умершего (дата). После смерти отца окрылось наследство, состоящее из денежных средств в ПАО «Сбербанк России», однако истец к нотариусу с заявлением о принятии наследства в установленный законом срок не обращалась по тем причинам, что болела, и в отношении неё не было установлено отцовство Л.С.С.
В судебном заседании истец на требованиях настаивала. Дополнительно суду пояснила, что в период после смерти отца сама проходила амбулаторное и стационарное лечение. Намеревалась обратиться к нотариусу в феврале 2017 года, однако нотариуса не было, позже, на консультации у нотариуса выяснилось, что в её свидетельстве о рождении отец не указан. В связи с этим, истец обращалась в суд с заявлением об установлении факта признания отцовства. После смерти отца истец самостоятельно распорядилась принадлежащим ему имуществом, в том числе его вещами, раздав их родственникам, а часть из них, а именно его награды, оставила себе на память. Иных наследников первой очереди кроме истца у Л.С.С. не осталось, все умерли.
Ответчик ПАО «Сбербанк России» о судебном разбирательстве извещен. В представленном суду отзыве указал, что является ненадлежащим ответчиком, а потому возражал против удовлетворения исковых требования, заявленных к ПАО «Сбербанк России», ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Ответчик ТУ Росимущества в Республике Коми в своих возражениях на иск полагал, что оснований для восстановления Момотовой Е.С. срока принятия наследства не имеется, так как отсутствуют доказательства уважительности причин пропуска такого срока; ходатайствовал о рассмотрении дела без своего представителя.
Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие ответчиков.
Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, обозрев гражданское дело № по заявлению Момотовой Е.С. об установлении факта признания отцовства, приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Сысольского районного суда от 27.07.2017 по делу № установлен факт признания Л.С.С., (дата) года рождения, уроженцем <данные изъяты>, умершим (дата), отцовства в отношении Момотовой Е.С., (дата) года рождения, уроженки <данные изъяты>. Решение суда вступило в законную силу 29.08.2017.
Таким образом, Момотова Е.С. приходится Л.С.С. родной дочерью.
Л.С.С., (дата) года рождения, умер (дата) в <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о смерти.
По сведениям нотариуса Сысольского нотариального округа Республики Коми наследственное дело к имуществу умершего (дата) Л.С.С. не открывалось.
Сведений наследниках Л.С.С. и лицах, фактически вступивших в наследство, открывшееся после его смерти, суду не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 1110 Гражданского кодекса РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Наследование осуществляется по завещанию и по закону (ст. 1111 ГК РФ).
Согласно положениям п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии с п.1 ст. 1154 Гражданского кодекса РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Наследство открывается со смертью гражданина (ст. 1113 ГК РФ).
В силу ст. 1142 Гражданского кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
По заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали (пункт 1 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Приведенная норма пункта 1 статьи 1155 Гражданского кодекса РФ предоставляет суду право восстановить наследнику срок для принятия наследства, когда наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства, то есть о смерти наследодателя (статья 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации) либо, хотя и знал об открытии наследства, но пропустил срок по другим уважительным причинам, которые препятствовали ему в установленном порядке выразить свою волю на принятие наследства.
Как разъяснено в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
В соответствии со статьей 56 ГПК Российской Федерации бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствовавших реализации наследственных прав в установленный законом срок, возлагается на истца.
Из пояснений истца следует, что ей было известно об открытии наследства. В подтверждение обстоятельств, препятствующих своевременному обращению с заявлением о принятии наследства, истцом представлена выписка из истории болезни Момотовой Е.С., выданной ГБУЗ РК «Городская больница Эжвинского района», из которой следует, что истец проходила стационарное лечение в период с 11.11.2016 по 24.11.2016. Доказательств того, что в иной период до 28.02.2017, то есть до истечения шестимесячного срока на принятие наследства, у Момотовой Е.С. имелись объективные препятствия для обращения к нотариусу, суду не представлено. С заявлением об установлении факта признания отцовства истец обратилась в суд 28.06.2017, то есть также за пределами шестимесячного срока на принятие наследства.
В связи с этим, суд не усматривает оснований для восстановления срока принятия наследства.
Вместе с тем, п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Из разъяснений, содержащихся в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в том числе, сберегательная книжка на имя наследодателя и т.п. документы.
При отсутствии у наследника возможности представить документы, содержащие сведения об обстоятельствах, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, судом может быть установлен факт принятия наследства, а при наличии спора соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Из пояснений Момотовой Е.С. следует, что на момент смерти Л.С.С. проживал с ней по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства подтверждены свидетелями при рассмотрении гражданского дела №. Какого-либо движимого либо недвижимого имущества в собственности Л.С.С. не имелось. Личными вещами Л.С.С. Момотова Е.С. распорядилась по собственному усмотрению, раздав их родственникам. В подтверждение фактического вступления в наследство, истцом представлены сберегательная книжка Л.С.С. и, для обозрения судом, награды Л.С.С. в честь ВОВ, которые Момотова Е.С. оставила себе в память об отце.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание отсутствие завещания и иных наследников, и, соответственно, спора о праве, суд приходит к выводу, что Момотова Е.С. фактически приняла наследство после смерти своего отца Л.С.С., умершего (дата), поскольку вступила во владение наследственным имуществом и приняла меры по его сохранению. В связи с этим, суд находит заявленные требования в части признания Момотовой Е.С. вступившей в наследство, подлежащими удовлетворению.
В силу п. 2 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
Из представленных суду доказательств следует, что на имя Л.С.С. открыт сберегательный счет в ПАО «Сбербанк России».
Согласно п. 1 ст. 129 Гражданского кодекса РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.
Пунктом 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ установлено, что случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Отсюда следует, что Момотова Е.С., фактически приняв наследство Л.С.С., вступила в права собственности и на принадлежащие ему денежные средства, в том числе, размещенные в ПАО «Сбербанк России».
При изложенных обстоятельствах, требования Момотовой Е.С. о признании вступившей в наследство и признании за ней права собственности на денежные вклады Л.С.С. в ПАО «Сбербанк России» суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Момотовой Е.С. к ПАО «Сбербанк России» и ТУ Росимущества в Республике Коми о восстановлении срока для принятия наследства оставить без удовлетворения.
Признать Момотову Е.С. принявшей наследство Л.С.С., умершего (дата).
Признать за Момотовой Е.С. право собственности на наследственное имущество в виде денежных вкладов в ПАО «Сбербанк России» с учетом процентов.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми Сысольский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья - Константинова Н.В.
Мотивированное решение составлено 11.10.2017 года.