Решение от 29.07.2019 по делу № 2а-9393/2019 от 24.07.2019

Дело № 2а- 9393/2019 29 июля 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе

председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.

при секретаре Басалаевой Н.А.,

с участием прокурора Кинда А.Г.,

представителя административного истца Иванова А.М.,

представителя административного ответчика Кугель Г.В.,

представителя заинтересованного лица адвоката Верещагиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шишловой Людмилы Алексеевны к избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Лахта-Ольгино об оспаривании решения, об отмене регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 641 Иванова Максима Олеговича,

УСТАНОВИЛ:

Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино № 24 от 19.06.2019 года назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва на 08 сентября 2019 года (л.д. 27).

Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино № 33 от 08 августа 2017 года сформирована избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино в количестве 8 членов с правом решающего голоса (л.д. 34-35).

Решениями Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино № 22 и № 23 от 19 июня 2019 года внесены изменения в состав членов ИКМО Лахта-Ольгино (л.д. 36-37).

Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино № 1-2 от 24.06.2019 года на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино возложены полномочия следующих окружных избирательных комиссий многомандатных избирательных округов по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино (л.д. 40).

Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино от 17.08.2017 года N 1-1 председателем комиссии избран Кугель Г.В. (л.д. 38).

Решением ИКМО Лахта-Ольгино от 15 июля 2019 года № 4-8 Иванов Максим Олегович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работающий индивидуальным предпринимателем, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 641 в 19 часов 05 минут 15 июля 2019 года (л.д. 47-48).

Решением ИКМО Лахта-Ольгино от 15 июля 2019 года № 4-5 ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющаяся пенсионером, выдвинутая в порядке самовыдвижения, зарегистрирована кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 641 в 18 часов 50 минут 15 июля 2019 года (л.д. 13-14).

Шишлова Л.А. 24.07.2019 года обратилась в суд с административным исковым заявлением, просит отменить решение ИКМО Лахта-Ольгино от 15 июля 2019 года № 4-8 «О регистрации Иванова Максима Олеговича кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 641».

В обоснование заявленных требований указывает, что оспариваемое решение принято с нарушением норм избирательного законодательства и подлежит отмене. Указывает, что в заявлении о согласии баллотироваться Иванов М.О. указал, что дает согласие баллотироваться и не давал согласия какому-либо избирательному объединению на выдвижение его кандидатом на выборах в «депутаты муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа шестого созыва». При этом, согласно статье 20 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино полное наименование представительного органа – Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино. Также Ивановым М.О. в заявлении неверно указан номер диплома и адрес места жительства (не в соответствии со сведениями, указанными в паспорте). Кроме того, Иванов не заверил собственноручно копии 6 и 7 страниц паспорта, имеющие отметки о регистрации гражданина по месту жительства. Указывает, что необходимым условием регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовидвижения, является сбор подписей в поддержку самовыдвижения кандидата. Форма подписного листа устанавливается в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ (приложение № 8 к Федеральному закону). В подстрочном тексте приложения № 8 ФЗ № 67-ФЗ отражено, что в строке «Выборы депутатов» указывается наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Подписной лист также должен содержать, наименование и номер соответствующего избирательного округа. Из подписных листов, представленных Ивановым М.О., следует, что наименование представительного органа муниципального образования, в который он баллотируется, указано как: «внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа «Лахта-Ольгино». Номер округа указан просто цифрами «641». Вместе с тем, п.1 ст. 20 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино установлено, что органами местного самоуправления являются Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино. В связи с чем, в подписных листах Иванова М.О. указано не полное наименование представительного органа внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино, подписные листы не содержат наименование избирательного округа. Таким образом, форма подписного листа Иванова М.О. не соответствует требованиям Федерального закона № 67-ФЗ.

Административный истец Шишлова Л.А. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом (л.д. 19), представитель административного истца по доверенности Иванов А.М. в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика председатель ИКМО Лахта-Ольгино Кугель Г.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований в части не указания Муниципального совета не возражал, пояснил, что при принятии оспариваемого решения члены ИКМО Лахта-Ольгино посчитали несущественными указанные в административном иске недостатки в документах, представленных Ивановым М.О.

Вышестоящая избирательная комиссия – Санкт-Петербургская избирательная комиссия извещена судом о принятии к производству суда административного искового заявления Шишловой Л.А. к ИКМО Лахта-Ольгино об оспаривании решения ИКМО Лахта-Ольгино о регистрации кандидата в депутаты Иванова М.О. (л.д. 18).

Заинтересованное лицо Иванов М.О. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, представитель заинтересованного лица по ордеру адвокат Верещагина В.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала отзыв на административное исковое заявление (л.д. 85-86).

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего подлежащими удовлетворению заявленные требования, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Основания и порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации урегулированы главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации (КАС РФ).

Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность.

Пунктом 3 этой же статьи данного Федерального закона определено, что вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.

Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к названному Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:

а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;

б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Аналогичные требования содержатся и в статье 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".

Судом установлено, подтверждено материалами дела, что 08.07.2019 года Иванов М.О. подал в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино заявление о согласии баллотироваться на выборах в депутаты муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва по избирательному округу N 641 в порядке самовыдвижения. Вместе с заявлением о согласии баллотироваться Ивановым М.О. были представлены сведения о размере и источниках его доходов, а также о принадлежащем ему имуществе на праве собственности и копии документов, подтверждающих наличие у заявителя гражданства Российской Федерации и места жительства (копия паспорта) и сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий) (л.д. 52-71).

В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 для регистрации кандидата не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, а также документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, - в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей; первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 3, 3.1 статьи 33 названного Федерального закона.

Решением ИКМО Лахта-Ольгино от 15 июля 2019 года N 4-8 Иванов М.О. зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 641 (л.д. 47-48).

Согласно п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", - "Исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов)".

Таким образом, правовыми основаниями для удовлетворения административного иска о признании незаконным решения о регистрации кандидата применительно к содержанию спорных правоотношений являются указанные в п. 24 ст. 38 названного Закона основания отказа в регистрации кандидата.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино № 1-7 от 24 июня 2019 года определено, что при проведении выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва для регистрации кандидатов, выдвинутых по многомандатным избирательным округам, необходимо представить в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино следующее количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата: по многомандатному избирательному округу № 641 – 10 (десять) подписей (л.д. 32-33).

Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.

Согласно п. 8 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с пп. "и" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Приложением N 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ утверждена форма подписного листа для выборов депутатов представительного органа муниципального образования. Согласно данной форме в подписном листе в строке "Выборы" должно быть указано наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Официальное наименование представительного органа внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино установлено Уставом данного муниципального образования.

Как следует из пункта 1 статьи 22 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино, органом местного самоуправления является Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования Санкт-петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино (л.д. 41-43).

Следовательно, Иванов М.О. должен был указать в подписных листах "Выборы депутата Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино".

Как следует из представленного в материалы дела подписного листа, представленного Ивановым М.О. в ИКМО Лахта-Ольгино, в строке «Выборы депутатов» указано «внутригородского муниципального образованияСанкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино» (л.д. 72).

Таким образом, в представленном подписном листе отсутствует указание на «Муниципальный Совет».

Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов (пункт 1 статьи 34 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов регламентирован положениями статьи 37 этого же федерального закона, в соответствии с пунктом 12 которой каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Таким образом, федеральное законодательство предъявляет особые требования к деятельности лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, имеющей существенное значение при выдвижении кандидатов.

В соответствии с подпунктом 5 статьи 2 указанного Федерального закона адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

При рассмотрении дела судом установлено, что сборщиком подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Иванова М.О. являлся сам Иванов М.О., которым неверно указан в подписных листах адрес его места жительства.

Согласно паспорту, выданному <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, Иванов Максим Олегович зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 59).

Между тем в подписном листе, содержащим 13 подписей избирателей, Ивановым М.О. указан адрес его места жительства: <адрес> (л.д. 72).

Довод представителя заинтересованного лица Верещагиной В.В., отраженный в отзыве на административное исковое заявление, о том, что сведения о месте жительства лица, производившего сбор подписей, отражены в подписном листе в соответствии с данными, зафиксированными в его паспорте, с учетом того, что статус города населенному пункту Кудрово присвоен в 2018 году на основании Ленинградского областного закона от 30 мая 2018 года, судом признается несостоятельным, поскольку пункт 5 статьи 2 названного федерального закона включает в понятие адреса места жительства наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, где гражданин Российской Федерации зарегистрирован в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Исходя из изложенного, все подписи в представленном подписном листе, форма которого не соответствует требованиям Приложения N 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, признаются недействительным на основании подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

При этом суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 11 мая 2012 года N 658-О и заключающуюся в том, что изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства всех кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.

В соответствии с правовой позицией, высказанной в Определениях Верховного Суда РФ от 23.08.2013 N 73-АПГ13-9, от 09.09.2014 N 16-АПГ14-15 форма подписного листа не может быть признана соответствующей закону, если объем сведений, содержащихся в нем, не соответствует объему сведений, предусмотренному законом.

Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями для отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Аналогичные положения предусмотрены подпунктом «з» пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга.

Таким образом, с учетом признания всех подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата Иванова М.О. недействительными, решение ИКМО Лахта-Ольгино от 15.07.2019 года № 4-8 «О регистрации Иванова Максима Олеговича кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 641» не может являться законным и подлежит отмене.

Кроме того, действующее законодательство обязывает кандидата в заявлении о согласии баллотироваться указать адрес, по которому кандидат зарегистрирован в органах регистрационного учета граждан, что должно быть подтверждено как достоверные сведения соответствующими органами.

Такая правовая позиция по понятию адреса места жительства и последствиям неправильного указания сведений о месте жительства была подтверждена Верховным Судом РФ в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, утвержденном президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016 г. (п. 2.2).

В заявлении о согласии баллотироваться Иванов М.О. указал место своего жительства следующим образом: <адрес> (л.д. 52).

Какие-либо изменения в паспортные данные Иванова М.О. связанных с местом регистрации (<адрес><адрес>), не внесены, в связи с чем являются недостатками недостоверности сведений об адресе места жительства Иванова М.О., поскольку не позволяют однозначно определить его место жительства и вводят в заблуждение относительно этого.

При этом суд, отклоняя доводы представителя заинтересованного лица о непредоставлении Иванову М.О. возможности устранить недостатки в подписных листах, обращает внимание на то обстоятельство, что в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ невозможно внесение изменений, уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей, а также в список лиц, осуществлявших сбор этих подписей, с целью приведения указанных документов в соответствие с установленными требованиями, поскольку названные сведения не являются сведениями о кандидате.

Кроме того, неисполнение избирательной комиссией предписаний федерального законодателя об уведомлении кандидата о недостатках в представленных им документах не освобождает кандидата в числе других кандидатов от обязанности соблюдать требования избирательного законодательства.

Решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино № 65 от 05.12.2013 года утверждены схемы многомандатных избирательных округов, в том числе многомандатного избирательного округа № 641 (л.д. 28-31).

Вместе с тем, судом отклоняется довод стороны административного истца о незаконности оспариваемого постановления по основанию не указания заинтересованным лицом в подписном листе наименования избирательного округа, поскольку в строке «кандидата в депутаты по» – указывается наименование или номер избирательного округа. В данном случае, Ивановым М.О. указан номер избирательного округа. Форма, подписного листа, указанная в Приложении № 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, не содержит требование на указание и наименования и номера избирательного округа.

Ссылку стороны административного истца на полное указание наименования муниципального совета и наименование избирательного округа в заявлении о согласии баллотироваться, суд также считает необоснованной, поскольку строка в заявлении о согласии баллотироваться «кандидатом в депутаты» содержит указание в подстроке на наименование муниципального совета, избирательный округ указан Ивановым М.О. в заявлении о согласии баллотироваться (л.д. 52).

Таким образом, неуказание Ивановым М.О. в указанных строках «Муниципального совета» и «многомандатного», не является существенным нарушением избирательного закона и не может служить основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.

Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона 67-ФЗ в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу указываются сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.

В заявлении о согласии баллотироваться Иванов М.О. представил информацию об окончании в 2014 году ФГБОУ Высшего профессионального образования «Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», а также сведения о серии и номере диплома – 107805 0405913, приложив копию диплома, свидетельствующего о высшем образовании.

Как следует из представленной копии диплома – серия и номер диплома 107805 0234638 (л.д. 68).

Довод административного истца о незаконности принятого избирательной комиссией решения ввиду отсутствия достоверных сведений о номере бланка диплома, так как номер в нем указан "0234638", а в заявлении о согласии баллотироваться этот номер указан Ивановым М.О. как "0405913", суд отклоняет, как несостоятельный. Данное обстоятельство, неправильное указание номера бланка диплома, является опиской, не влияющей на полноту представленной информации. В подтверждение сведений, указанных в заявлении о согласии баллотироваться, Ивановым М.О. была представлена копия диплома, в котором указаны все необходимые сведения относительно его образования, в связи с чем никаких сомнений эти сведения у избирательной комиссии не вызвали, как и принадлежность представленного диплома непосредственно Иванову М.О., в связи с чем неточность в написании номера диплома в данном случае (при наличии копии самого диплома) сама по себе не может свидетельствовать об отсутствии достоверных сведений об образовании кандидата в депутаты и о допущении им нарушений требований действующего законодательства.

Также отклоняется довод административного истца о незаконности оспариваемого решения ввиду незаверения Ивановым М.О. шестой и седьмой страниц паспорта (не стоит подпись).

Учитывая, что избирательное законодательство не содержит требований к способу заверения кандидатом копий представляемых документов и положений о последствиях в виде отказа в регистрации кандидата за несоблюдение какого-либо из способов их заверения, нарушение правил заверения копии документа не является основанием для отказа в регистрации кандидата.

В соответствии с частью 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ № 4-8 ░░ 15 ░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 641.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.07.2019 ░.

2а-9393/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шишлова Людмила Алексеевна
Ответчики
ИКМО СПБ муниципального округа Лахта-Ольгино
Другие
Иванов Максим Олегович
Суд
Приморский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Карсакова Наталья Геннадьевна
Дело на сайте суда
primorsky.spb.sudrf.ru
24.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.07.2019Передача материалов судье
25.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
25.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.07.2019Судебное заседание
29.07.2019Судебное заседание
30.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее