ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 сентября 2013 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Бетиной Г.А.,
при секретаре Крюковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3921/13 по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Экосфера» о запрещении хозяйственной деятельности,
установил:
Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Экосфера», ИП ФИО2 о запрещении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой на земельном участке, расположенном в <адрес>, указав, что в рамках осуществления надзора за соблюдением требований Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» прокуратурой проведена проверка. Проверкой установлено, что на основании определения Арбитражного суда от 07.09.2012г. № земельный участок, расположенный в <адрес> (кадастровый номер №), ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области предоставлен ЗАО «Тольяттисинтез» в аренду для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений. ЗАО «Тольяттисинтез» на основании договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ передало земельный участок, расположенный в <адрес> (кадастровый номер №), ООО «Экосфера». ООО «Экосфера» на основании договора субаренды земельного участка, передало указанный земельный участок Индивидуальному предпринимателю ФИО2. Выездной проверкой на место было установлено, что ООО «Экосфера» и ИП ФИО2 осуществляют деятельность, связанную с проведением земельных работ и извлечением промышленных отходов из земельного участка, расположенного в <адрес> (кадастровый номер №), без получения в установленном порядке соответствующей разрешительной документации, с нарушением требований действующего природоохранного и санитарного законодательства, вследствие чего создается угроза причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде.
Уточнив исковые требования, представитель истца просит обязать ООО «Экосфера» запретить хозяйственную и иную деятельность, связанную с проведением земляных работ и извлечением промышленных отходов из земельного участка, расположенного в <адрес> (кадастровый номер №), создающую угрозу причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде, до получения в установленном порядке соответствующей разрешительной документации.
В связи с тем, что договор субаренды спорного земельного участка, заключенного между ООО «Экосфера», в лице директора ФИО5 и ИП ФИО2 расторгнут 03.09.2013г., от требований к ИП ФИО2 истец отказался, отказ судом принят.
Ответчик ООО «Экосфера» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Каких-либо сведений об уважительности причин неявки, а также ходатайств о рассмотрении дела без его участия от ответчика в суд не поступило, в связи с чем, с согласия истца, дело рассмотрено в порядке заочного производства. Ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца.
Представитель 3-го лица ЗАО «Тольяттисинтез» в судебном заседании пояснил, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой 15.07.2013г. проведена выездная проверка ЗАО «Тольяттисинтез». Основанием для проведения проверки послужило обращение ЗАО «Тольяттисинтез» от 09.07.2013г. в адрес Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры о незаконной хозяйственной и иной деятельности, связанной с проведением земляных работ и оборотом промышленных отходов. В рамках данной проверки истцу передана информация, подтверждающая факты несанкционированного размещения неизвестными лицами производственных отходов в районе расположения ГТС и вывоз с указанной территории отходов по автодороге к свинокомплексу, подъездные площадки совхоза «<данные изъяты>». На основании договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 07.12.2012г. № указанный земельный участок передан ООО «Экосфера».
Представитель Управления Росприроднадзора по Самарской области, в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании пояснил, что работы ответчиками ведутся без соответствующей разрешительной документации, без проекта рекультивации.
3-и лица Территориальное Управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом Самарской области, Управление Роспотребнадзора по Самарской области в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основании следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от 22.08.2013г., земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (дата государственной регистрации права 02.11.2012г. №) и арендуется ЗАО «Тольяттисинтез» в соответствии с договором аренды № от 10.01.2003 г. и дополнительного соглашения от 06.12.2012г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрированы ограничения (обременения) права в пользу ЗАО «Тольяттисинтез».
На основании договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 07.12.2012г. № с согласия арендодателя ЗАО «Тольяттисинтез» передало указанный земельный участок ООО «Экосфера». При этом, ООО «Экосфера» приобрел права и обязанности арендатора по договору аренды от 10.01.2003г. № в отношении указанного земельного участка и стало ответственным лицом за временное владение и пользование участком перед арендодателем (п.1.7 договора). Переход прав и обязанностей зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 21.01.2013г. за №.
Судом установлено, что прокуратурой Центрального района г. Тольятти, в рамках осуществления надзора за соблюдением требований Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» проведена проверка.
Проверкой установлено, что на основании определения Арбитражного суда от 07.09.2012г. № земельный участок, расположенный в <адрес> (кадастровый номер №), ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области предоставлен ЗАО «Тольяттисинтез» в аренду для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений.
ЗАО «Тольяттисинтез» на основании договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 07.12.2012г. передало земельный участок, расположенный в <адрес> (кадастровый номер №), ООО «Экосфера».
ООО «Экосфера» на основании договора субаренды земельного участка, передало указанный земельный участок Индивидуальному предпринимателю ФИО2.
Из определения Арбитражного суда от 07.09.2012г. № следует, что на земельном участке, находящимся в федеральной собственности, № от 27.12.2011г. общей площадью 4145197 кв.м., с кадастровым номером №, отнесенном к категории земель населенных пунктов, расположенном по адресу: <адрес>, среди прочих объектов недвижимого имущества находятся: промышленные отходы (на земельном участке общей площадью 183217 кв.м. с кадастровым номером (временный) №).
Земельный участок с кадастровым номером № имеет разрешенное использование «для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений». Вместе с тем, проверкой установлено, что на указанном земельном участке отсутствуют какие-либо здания и сооружения.
Выездной проверкой на место было установлено, что ООО «Экосфера» и ИП ФИО2 осуществляют деятельность, связанную с проведением земельных работ и извлечением промышленных отходов из земельного участка, расположенного в <адрес> (кадастровый номер №). Извлекаются отходы: битый кирпич, отходы полимера, целлофановая пленка, пастообразный отход, отходы металла и др. Извлекаемые отходы размещаются на поверхности земельного участка навалом, при этом, поверхность участка не имеет твердого водонепроницаемого покрытия, не защищена изоляционным материалом от атмосферных воздействий и осадков. Часть отходов (битый кирпич, отходы полимера, целлофановая пленка и др. отходы, имеющие твердое агрегатное состояние) остаются на земельном участке, а пастообразные отходы растекаются по поверхности. Указанная деятельность осуществляется без получения в установленном порядке соответствующей разрешительной документации, с нарушением требований действующего природоохранного и санитарного законодательства, вследствие чего создается угроза причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде. Опрошенные рабочие, осуществляющие работы по извлечению отходов, пояснили, что являются сотрудниками ООО «Экосфера», привлечены к выполнению работ со стороны субарендатора – ИП ФИО2
Согласно ч.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в п.1ст.7 ЗК РФ используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии со ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно ст.41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.
Согласно п.2 ст.3 Федерального закона от 17.11.1995г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Согласно сообщению от 08.02.2013г. ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области разрешения на строительство объектов недвижимого имущества на указанном земельном участке не давало.
Таким образом, земельные работы на арендуемом земельном участке, осуществляются ответчиком без согласия собственника и какой-либо разрешительной документации.
Общие требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, обязательные для исполнения всеми юридическими, должностными и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами определены в соответствии с Приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22.12.1995г. № 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
В соответствии с приказом МПР и Роскомзема от 22.12.1995г. № 525/67 условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
Свидетельство, выданное ООО «Экосфера» на право работы с опасными отходами, также является недопустимым документом для осуществления тех работ, которые ведутся ответчиком на указанном земельном участке, поскольку в соответствии с требованиями Федерального закона об 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.03.2012г. № 255, сбор отходов с 28.03.2012г. является не лицензируемым видом деятельности.
Кроме того, в соответствии со ст.1 Федерального закона об 24.06.1998г. № 89-ФЗ сбор отходов – прием и поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. При этом, ответчиком осуществлялись работы по извлечению отходов (битый кирпич, отходы полимера, целлофановая пленка, пастообразный отход, отходы металла и др.) из толщи земельного участка, что в силу закона не является сбором.
Из материалов проверки (акт осмотра от 29.01.2013г.) видно, что прокуратурой с участием сотрудников Управления Росприроднадзора по Самарской области, мэрии г.о.Тольятти, ООО «Промэкология», фонда «Мир человека», директора ООО «Экосфера», являющегося представителем ИП ФИО2 – ФИО6, произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в рамках которого специалистами ООО «Промэкология» отобраны пробы извлекаемых отходов.
Гигиеническими нормативами ГН 2.1.7.2041-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве», утвержденными Главным санитарным врачом РФ 19.01.2006г., установлены предельно допустимые концентрации химических веществ в почве разного характера землепользования. Указанные нормативы разработаны на основе комплексных экспериментальных исследований опасности опосредованного воздействия вещества – загрязнителя почвы на здоровье человека, а также с учетом его токсичности, эпидемиологических исследований и международного опыта нормирования.
Соблюдение гигиенических нормативов является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с указанными нормативами устанавливается ПДК для 6-ти валентный хрома – 0,05 мг/кг, 3-х валентный хром – 6,0, медь – 3,0, никель – 4,0, свинец – 6,0, цинк – 23,0 и т.д.
Из заключения о негативном воздействии на окружающую среду несанкционированного захоронения промышленных отходов, расположенного в предзаводской зоне ООО «Тольяттикаучук», составленного ООО «Промэкология» 13.02.2013г., следует, что проведенные химико-аналитические исследования качественного состава загрязненных почв показали, что указанные промышленные отходы содержат в себе компоненты: хром 6-валентный и 3-х валентный, свинец, цинк, медь, никель, кадмий и нефтепродукты и их несанкционированное складирование и захоронение отходов создало угрозу окружающей среде. Также в указанном заключении указано, что наиболее характерными источниками негативного воздействия являются: химическое загрязнение почво-грунтов, захламление территории свалочными телами, загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение подземных вод.
Согласно письму Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 27.02.2013г. №, размещение навалом на поверхности земельного участка не имеющем твердого водонепроницаемого покрытия, не защищенного изоляционным материалом от воздействия атмосферных осадков отходов (содержащих в себе компоненты: хром 6-валентный и 3-х валентный, свинец, цинк, медь, никель, кадмий и нефтепродукты) создает угрозу причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденными Главным санитарным врачом РФ 30.04.2003г., установлены требования для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель. Указанные правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов).
Согласно п.3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.
Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом, хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны); II – в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III – в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV – навалом, насыпью, в виде гряд.
Пунктом 3.7 установлено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Пунктом 3.8 установлено, что хранение мелкодисперсных отходов в открытом виде (навалом) на промплощадках без применения средств пылеподавления не допускается.
В соответствии с п.3.9 размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры и др.) допускается только после специальной подготовки ложа на основании предпроектных проработок.
Пунктом 3.10 установлено, что малоопасные (IV класса) отходы могут складироваться как на территории основного предприятия, так и за его пределами в виде специально спланированных отвалов и хранилищ.
Таким образом, деятельность ответчика создала существенный вред конкретным объектам окружающей среды, а также создала существенную угрозу остальным объектам и здоровью человека.
Кроме того, из материалов проверки, проведенной Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой, следует, что кто-либо в адрес представителя собственника земельного участка – ТУ Росимущества в Самарской области за выдачей разрешения о проведении на территории участка геодезических, геологоразведочных, землеустроительных и других исследований и изысканий не обращался, разрешения органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам на проведение указанных работ не выдавались. Со стороны Управления Росприроднадзора по Самарской области контрольные мероприятия в отношении ТУ Росимущества в Самарской по вопросу использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ также не проводились и не проводятся.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком при проведении земляных работ и извлечении промышленных отходов из земельного участка, расположенного в <адрес>, нарушены ст.ст.7,12,13,42 Земельного кодекса, ст.ст.3,4,34,51 Федерального закона от 10.01.2002г. №-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст.11,14 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Деятельность ответчика, осуществляемая на территории указанного земельного участка в отсутствие разрешительной документации, осуществлялась незаконно. Отмена законодателем с 25.06.2012 г. лицензирования деятельности по сбору и использованию отходов I-IV классов опасности, сама по себе не может свидетельствовать о том, что деятельность ответчика на территории вышеуказанного земельного участка осуществляется на законных основаниях, поскольку судом установлено, что у ответчика на проведение земляных работ на территории вышеуказанного земельного участка, отсутствуют разрешения собственника земельного участка – ТУ Росимущества в Самарской области.
Как указано выше, одними из основных принципов охраны окружающей среды в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» являются презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также принцип запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что деятельность ООО «Экосфера» на территории участка с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, является неправомерной, суд приходит к выводу, что единственным адекватным и соразмерным способом правовой защиты будет являться запрет ООО «Экосфера» осуществлять земляные и иные работы на территории указанного земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 192-198, 233-235 ГПК РФ,
решил:
Иск Самарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Запретить ООО «Экосфера» деятельность, связанную с проведением земляных работ и извлечением промышленных отходов из земельного участка, расположенного в <адрес> (кадастровый номер №), создающую угрозу причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде, до получения в установленном порядке соответствующей разрешительной документации.
Ответчиком может быть подано заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии заочного решения. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Самарский областной суд со дня окончания срока для подачи ответчиками заявления об отмене заочного решения, а в случае если такое заявление подано – в течение одного месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.
Резолютивная часть решения изготовлена 30.09.2013г.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья