Дело №12-37/2020
РЕШЕНИЕ
г.Ковылкино 10 ноября 2020г.
Судья Ковылкинского районного суда Республики Мордовия Зорина С.А.,
при секретаре Поповой З.В.,
с участием представителей заявителя ОАО «РЖД» Буйновой О.В., действующей на основании доверенности от 15.07.2020г., Тряпкина В.Г., действующего на основании доверенности от 21.06.2018г.,
государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия Митякина С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия Ишениной М.А. от 06 октября 2020г. № 0754 - ЮЛ, которым ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия Ишениной М.А. от 06 октября 2020г. № 0754 - ЮЛ, ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением представитель ОАО «РЖД» Коржавина О.Ю. по доверенности обратилась в суд с жалобой, в которой указывает, что принадлежность 8 – ми битумных ям в районе станции «Запищиково» (524-525 км.) ОАО «РЖД» документально не установлено. По устной информации, полученной от местных жителей, данные ямы были образованы в 1950-1970гг. и использовались сторонними организациями при строительстве и ремонте автомобильных работ. Ковылкинская дистанция пути не являлась загрязнителем данной территории, не наносила почве порчу, а именно загрязнение почв нефтепродуктами на территории земельных участков с кадастровыми номерами 13:12:0325007:3 и 13:12:0113002:2, принадлежащих на праве аренды на срок 49 лет. В период с сентября по ноябрь 2016г. проводились работы по ликвидации битумных ям. Фактически были очищено 8 ям с общим объемом нефтезагрязнений 1747 куб.м.(2621т.) на суммарной площади 4 692 кв.м. Качество выполненных работ подтверждено лабораторными исследованиями грунта после окончания работ (протокол производственной лаборатории по контролю за загрязнением окружающей среды Центра охраны окружающей среды Куйбышевской железной дороги от 10.11.2026г. №4.5/П; протокол Испытательного лабораторного центра Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологи в Нижегородской области» от 16.11.2016г. № 21980), согласно которым содержание нефтепродуктов в грунте не превышало фоновых значений. В апреле – июле 2017г. представителями Ковылкинской дистанции пути и Центра охраны окружающей среды проводились контрольные осмотры участков проведения работ по очистке от загрязнений. Нефтезагрязнений на месте очищенной территории не обнаружено. В рамках административного расследования по данному делу, 6 августа 2020г. был произведен отбор проб почв, по результатам проведенной экспертизы выявлены превышения предельно- допустимой концентрации по нефтепродуктам до 453, 4 раз от фоновой пробы. В соответствии с поручением заместителя главного инженера железной дороги от 3.08.2020г. № 63 НГЗ – 95/п Куйбышевской дирекцией инфраструктуры сформированы и направлены в Научно – производственный центр по охране окружающей среды (г.Ярославль) материалы по станции Запищиково для рассмотрения и принятия решения о включении в Программу ликвидации объектов накопленного экологического ущерба ОАО «РЖД». Считает, что в действиях ОАО «РЖД» отсутствует состав административного правонарушения, поскольку административным органом не предоставлено доказательств, с достоверностью подтверждающих, что именно ОАО «РЖД» своими действиями допустило порчу земель. Просит постановление отменить производство по делу прекратить.
Представители ОАО «РЖД» Буйнова О.В., Тряпкин В.Г. в судебном заседании доводы жалобы поддержали, просили обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежаще.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия Митякин С.И., в судебном заседании пояснил, что в ходе проведения рейдового осмотра было установлено загрязнение земельных участков нефтепродуктами в районе станции «Запищиково» Куйбышевской железной дороги, Ковылкинского района Республики Мордовия, указанная территория находится в аренде на 49 лет у ОАО «РЖД». Был произведен отбор почв с целью определения степени загрязнения почвы, о чем составлен протокол от 06.08.2020г. По результатам экспертного заключения обнаружены превышения фонового значения нефтепродуктов в почве.
Свидетель Тарабина Л.З. суду пояснила, что в 2016 г. ООО «Арсен» на основании договора с ОАО «РЖД» были выполнены работы по ликвидации битумных ям и очистке территории от нефтепродуктов в районе станции Запищиково. По итогам работ согласно лабораторным исследованиям, содержание нефтепродуктов в грунте не превышало фоновых значений.
Проверив доводы жалобы, выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 2 ст. 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В качестве обязательного признака объективной стороны правонарушения, выступает способ порчи земель в результате привнесения в нее нехарактерных физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов. В качестве таких способов законодатель выделяет: нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, иными опасными веществами или отходами производства и потребления.
Исходя из положений ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, частей 1 и 3 ст. 209, ст. 264 ГК РФ в их взаимосвязи владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Под порчей земель понимаются действия (бездействие), направленные на частичное или полное разрушение плодородного слоя земли в результате умышленных или неосторожных действий, либо частичной утраты плодородного слоя или ухудшения его физических, химических или биологических свойств, а также снижения природно-хозяйственной ценности земель. Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются в частности Федеральным законом РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», (далее - Федеральный закон).
Согласно ст.4 Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с п.1 ст. 34 Федерального закона хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное, негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 главы II Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного Приказом МПС РФ от 15.05.1999 N 26Ц, для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов федерального железнодорожного транспорта железные дороги обязаны: соблюдать установленный порядок использования полосы отвода; содержать земельные участки в пределах полосы отвода способами, которые не должны наносить ущерб земле как природному объекту.
Согласно ст.12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнений, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потреблении и другого негативного воздействия.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель ( в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что должностными лицами Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия, 09.07.2020 в 13 час. 05 мин. в ходе проведения рейдового мероприятия в районе железнодорожной станции «Запищиково» Ковылкинского района Республики Мордовия на территории земельных участков с кадастровыми номерами 13:12:0325007:3 и 13:12:0113002:2 выявлено загрязнение почв нефтепродуктами.
Согласно проведенных исследований и измерений проб почвы, обнаружено превышение содержания нефтепродуктов по сравнению с фоновой концентрацией данного ингредиента в почве, а именно:
Протоколы испытания почвы: № 515/3 точка 2 превышение в 25,3 раза; № 516/3 точка 3 в 79,1 раз; № 517/3 точка 4 в 453,4 раза; № 518/3 точка 5 в 107,3 раза; № 519/3 точка 6 в 147,4 раза; № 520/3 точка 7 в 34,1 раза; № 521/3 точка 8 в 10,7 раза; № 523/3 точка 10 в 7,6 раза; № 524/3 точка 11 в 0,5 раза; № 525/3 точка 12 в 9,0 раз.
Таким образом, ОАО «РЖД» в нарушение ст. 12, ч.ч. 1, 2 ст. 13, ст. 42 ЗК РФ на территории земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами допущена порча земель нефтепродуктами.
Вина ОАО «РЖД» в совершении указанного административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно:
- протоколом об административном правонарушении № 0754-ЮЛ от 22.09.2020;
-актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 10.07.2020 с фототаблицей;
- протоколом № 0754-01 осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей от 06.08.2020;
- протоколом взятия проб и образцов № 0754-01 от 06.08.2020;
- протоколами исследований (испытаний) и измерений от 12.08.2020;
-актами отбора проб почвы от 06.08.2020;
- заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 12.08.2020;
- экспертным заключением № 16, выполненного Филиалом «ЦЛАТИ по Республике Мордовия ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» от 19.08.2020, из которого следует, что на земельных участках с вышеуказанными кадастровыми номерами в районе ж/д переезда на станции «Запищиково» Куйбышевской железной дороги, Ковылкинский район Республики Мордовия, территория предприятия ОАО «РЖД» в местах локальных загрязнений почв нефтепродуктами, обнаружены превышения фонового значения нефтепродуктов в почве.
Выписками из ЕГРН об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 13:12:0325007:3 и 13:12:0113002:2, согласно которым данные земельные участки находятся в аренде ОАО «РЖД» на основании договора аренды с 13.07.2005г.
Из вышеизложенного следует, что обязанность по содержанию полосы отвода железных дорог, расположенной на указанных земельных участках, возлагается на ОАО «РЖД».
Факт совершения ОАО «РЖД» при вышеуказанных обстоятельствах административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ подтверждается собранными по делу вышеприведенными доказательствами, оцененными должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Оценка результатов лабораторных исследований свидетельствуют о том, что в результате данного разлива нефтепродуктов плодородный слой почвы был загрязнен, поскольку имели место значительное превышение фонового и допустимого загрязнения. Загрязнение нефтепродуктами плодородного слоя почвы земельного участка безусловно свидетельствует о снижении природно - хозяйственной ценности такого земельного участка, необходимости проведения специальных мероприятий по его восстановлению, и квалифицируется как порча земли. У ОАО «РЖД» имелась возможность для соблюдения требований природоохранного законодательства РФ.
Все фактические обстоятельства дела были установлены полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, получившими правильную оценку. Все представленные доказательства оценены в совокупности, вывод о наличии события правонарушения и виновности ОАО «РЖД» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, является правильным и обоснованным.
Порядок привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности соблюден.
Таким образом, обоснованность привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ сомнений не вызывает. Постановление о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в минимальном размере с учетом всех обстоятельств дела. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
С учетом изложенного прихожу к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется, жалоба представителя ОАО «РЖД» Коржавиной О.Ю. подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия Ишениной М.А. от 06 октября 2020г. № 0754 - ЮЛ, которым ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей, оставить без изменения, жалобу представителя ОАО РЖД Коржавиной О.Ю. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение в течение десяти суток со дня вручения или получения копии.
Судья С.А. Зорина