Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-203/2021 ~ М-123/2021 от 23.04.2021

Дело № 2а-203/2021

10RS 0006-01-2021-000496-63

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия 01 июля 2021 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при ведении протокола помощником судьи Герасимовым Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Юдина Олега Викторовича к Администрации Лахденпохского муниципального района о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка и понуждении к действиям,

у с т а н о в и л:

Юдин О.В. обратился в суд с вышеназванным административным иском.

Административный иск мотивирован тем, что постановлением администрации Лахденпохского муниципального района (далее - АЛМР) от 21.08.2020 № 565 утверждена схема расположения земельного участка, испрашиваемого административным истцом. Впоследствии произведен государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением кадастрового номера (далее - КН) . Административный истец обратился в АЛМР с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду. В решении, выраженном в письме от 08.12.2020 № 7013, АЛМР отказала в удовлетворении поданного заявления по основаниям расположения земельного участка в границах первого пояса санитарной охраны источников водоснабжения. С принятым решением административный истец не согласен. Ссылаясь на ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», положения СанПиН 2.1.4.1110-02, ст.ст. 39.16, 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), административный истец указал, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами. Вместе с тем, зоны санитарной охраны в районе расположения испрашиваемого земельного участка не установлены. Срок обжалования, установленный ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), пропущен по уважительной причине, так как с 20.09.2020 по 26.03.2021 административный истец находился в заграничной командировке на борту танкера. О принятом АЛМР решении стало известно только после приезда домой.

    На основании вышеизложенного, административный истец просил восстановить пропущенный процессуальный срок, признать незаконным решение АЛМР, выраженное в письме от 08.12.2020 исх.№ 7013, возложить на административного ответчика обязанность повторного рассмотрения заявления административного истца от 01.12.2020 и при отсутствии иных оснований для отказа, обязать заключить договор аренды земельного участка с КН .

В судебное заседание административный истец Юдин О.В., извещенный надлежащим образом, не явился.

Представитель административного истца, действующий на основании ордера адвокат Ренго А.А., административный иск поддержал в полном объеме, дополнив, что в деле отсутствуют доказательства расположения земельного участка в первом поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

Представитель административного ответчика АЛМР, действующая на основании доверенности Медведева О.В., административный иск не признала. Указала, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в охраняемой санитарной зоне питьевого озера Пайкъярви. АЛМР законно и обоснованно отказала Юдину О.В. в заключении договора аренды земельного участка. Представленное стороной административного истца заключение специалиста, свидетельствующее о расположении земельного участка во втором поясе ЗСО, не оспаривала, отказавшись от проведения экспертизы. Кроме того, представитель ответчика дополнила, что спорный земельный участок, кроме прочего, расположен в запретной зоне военного объекта. Вместе с тем, указанное не являлось основанием для отказа, поскольку такое обстоятельство было выявлено лишь в июне 2021 года.

Представители заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, Министерство обороны РФ, ФГКУ «Северо-западное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ООО «Лахденпохский водоканал» при надлежащем извещении в судебном заседании отсутствовали.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В судебном заседании установлено, что оспариваемое решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду принято административным ответчиком 08.12.2020. С иском истец обратился 23.04.2021, следовательно, срок обращения в суд административным истцом пропущен.

Вместе с тем, административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного трехмесячного срока в связи с его нахождением в заграничной командировке с 20.09.2020 по 26.03.2021.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против восстановления пропущенного срока, полагая, что административный истец имел возможность ознакомиться с оспариваемым решением через своего представителя.

В судебном заседании установлено, что 15.08.2020 между ФИО7 и Юдиным О.В. заключен договор оказания услуг по трудоустройству за границей. Согласно сведениям, представленным ФИО8 Юдин О.В., был трудоустроен на судно «Korolev Prospect» к иностранному судовладельцу на должность матроса первого класса и находился в командировке на судне с 20.09.2020 по 26.03.2021.

Учитывая, что оспариваемое истцом решение принято 08.12.2020, то есть в момент нахождения истца в заграничной командировке, вопреки утверждениям представителя административного ответчика суд приходит к выводу, что обратиться в суд с иском истец имел возможность не ранее возвращения из командировки. Таким образом, суд приходит к выводу, что срок обращения в суд Юдиным О.В. пропущен по уважительной причине, поэтому подлежит восстановлению в порядке ст. 95 КАС РФ.

В судебном заседании установлено, что 01.12.2020 Юдин О.В. обратился в АЛМР с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с КН сроком на 20 лет для индивидуального жилищного строительства на основании пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ (л.д. 10).

Из оспариваемого отказа, выраженного в письме от 08.12.2020 исх.№ 7013, следует, что АЛМР отказала Юдину О.В. в предоставлении спорного земельного участка в аренду в связи с его расположением в границе первого пояса зоны санитарной охраны водопровода с поверхностным источником водозабора (л.д. 8-9).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения административного истца в суд с настоящим исковым заявлением.

Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьей 39.1 ЗК РФ.

Исходя из пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Статья 39.6 ЗК РФ предусматривает случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 39.6 статьи договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 14.1-19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно подпунктам 6 и 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Подпункт 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ предусматривает, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 данного Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом.

Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Как следует из пунктов 1.4, 1.5 и 1.13 санитарных правил и нормативов «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 (далее – СанПиН 2.1.4.1110-02), зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников, в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Пунктом 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

В соответствии с пунктом 2.3.1.1СанПиН 2.1.4.1110-02 граница первого пояса ЗСО водопровода с поверхностным источником устанавливается, с учетом конкретных условий, в следующих пределах: а) для водотоков: вверх по течению – не менее 200 м от водозабора; вниз по течению - не менее 100 м от водозабора; по прилегающему к водозабору берегу - не менее 100 м от линии уреза воды летне-осенней межени; в направлении к противоположному от водозабора берегу при ширине реки или канала менее 100 м – вся акватория и противоположный берег шириной 50 м от линии уреза воды при летне-осенней межени, при ширине реки или канала более 100 м – полоса акватории шириной не менее 100 м; б) для водоемов (водохранилища, озера) граница первого пояса должна устанавливаться в зависимости от местных санитарных и гидрологических условий, но не менее 100 м во всех направлениях по акватории водозабора и по прилегающему к водозабору берегу от линии уреза воды при летне-осенней межени (примечание: на водозаборах ковшевого типа в пределы первого пояса ЗСО включается вся акватория ковша).

Как установлено судом, административный истец просит предоставить в аренду земельный участок с КН , находящийся в собственности муниципального образования «Лахденпохское городское поселение». В отношении земельного участка с КН установлена категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

Также судом установлено, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Лахденпохского городского поселения находится в территориальной зоне Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами».

Согласно заключению кадастрового инженера от 10.06.2021 кратчайшее расстояние от угла земельного участка с КН до уреза воды озера Пайкъярви составляет 151 м., до водозабора - 292 м. (л.д. 168).

По запросу суда Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия представлен договор водопользования от 16.05.2016, заключенный между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия и ООО «Лахденпохский водоканал», согласно которому водопользователю передано в пользование озеро Пайк-ярви (Пайкъярви).

В силу пунктов «а» и «б» статьи 6 договора озеро Пайк-ярви (Пайкъярви) является источником для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, относится к водным объектам, имеющим особо ценное рыбохозяйственное значение. Место осуществления водопользования и границы: Республика Карелия, г. Лахденпохья; географические координаты водозаборных сооружений на озере Пайк-ярви: 61 33 20 С.Ш. 30 13 25 В.Д. Забор (изъятие) водных ресурсов осуществляется из озера на расстоянии 50 м от береговой линии.

В соответствии с условиями указанного договора и дополнительного соглашения ООО «Лахденпохский водоканал» взял на себя обязательства в срок до 30.09.2021 представить в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия проект ЗСО водного объекта.

Согласно ответу, поступившему из ООО «Лахденпохский водоканал», в настоящее время проект зон санитарной охраны водного объекта озера Пайкъярви направлен в экспертную организацию для прохождения государственной экспертизы. Ориентировочное расстояние от здания водонасосной станции до ближайшей точки спорного земельного участка составляет 281 метр. В соответствии с разработанным проектом указанный земельный участок находится во втором и третьем поясе зон санитарной охраны озера Пайкъярви (л.д. 150).

Таким образом, разъяснения ООО «Лахденпохский водоканал» от 15.06.2021 № 332 и заключение кадастрового инженера от 10.06.2021 опровергают вывод административного ответчика о расположении испрашиваемого земельного участка в границах первого пояса источника питьевого водоснабжения озера Пайкъярви.

Представитель административного ответчика на предложение суда о предоставлении доказательств, подтверждающих выводы, изложенные в оспариваемом решении, от проведения судебной экспертизы отказалась.

Таким образом, вывод административного ответчика о нахождении спорного земельного участка в границе первого пояса зоны санитарной охраны водопровода с поверхностным источником водозабора не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о расположении спорного земельного участка во втором поясе ЗСО. Доказательств обратного суду не представлено.

При принятии решения необходимо учесть, что в качестве мероприятия на территории зоны санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения по первому поясу указан запрет всех видов строительства (пункты 3.3.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02).

По второму поясу зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения указано на регулирование отведения территории для нового строительства жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов, а также согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения (пункт 3.3.2.2 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Таким образом, запрет на индивидуальное жилищное строительство законом установлен только для земельных участков, расположенных в первом поясе зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения, а запрет предоставления земельных участков, размещенных во втором поясе зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения, отнесенным к землям, ограниченным в обороте, установлен лишь при их предоставлении в частную собственность.

Поскольку спорный земельный участок не находится в первом поясе зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения и испрашивается в аренду, а не в собственность, постольку административному истцу не могло быть отказано в предоставлении земельного участка по основаниям, указанным в оспариваемом решении.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение АЛМР не соответствует закону и нарушает права административного истца.

Также, по сведениям ЕГРН земельный участок с КН полностью расположен в границах зоны с реестровым номером 10:00-6.71 от 15.02.2016, ограничение использования земельного участка в переделах зоны: Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны». П. 12 - запретная зона военного объекта – Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации.

Между тем, оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка в аренду АЛМР не обосновывала наличием указанного ограничения, не позволяющего размещение на нем индивидуального жилищного строительства.

Однако, в силу пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

Поскольку на иные основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, в том числе в связи с его расположением в запретной зоне военного объекта – Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации, административный ответчик не ссылается, нарушенное право административного истца, по мнению суда, должно быть восстановлено путем возложения на АЛМР обязанности по повторному рассмотрению заявления Юдина О.В. от 01.12.2020 (вх.№ 1553 от 02.12.2020). Следовательно, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ с административного ответчика пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск удовлетворить частично.

Признать незаконным решение администрации Лахденпохского муниципального района Республики Карелия, выраженное в письме № 7013 от 08.12.2020, об отказе Юдину Олегу Викторовичу в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером .

Обязать администрацию Лахденпохского муниципального района Республики Карелия в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Юдина Олега Викторовича от 01.12.2020 (вх.№1553 от 02.12.2020) о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером .

Взыскать с администрации Лахденпохского муниципального района Республики Карелия в пользу Юдина Олега Викторовича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И.В. Жданкина

Мотивированное решение изготовлено 07.07.2021.

2а-203/2021 ~ М-123/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Юдин Олег Викторович
Ответчики
Администрация Лахденпохского муниципального района
Другие
Министерство обороны Российской Федерации
ФГКУ "Северо-западное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
ООО "Лахденпохский водоканал"
Министерство природных ресурсов и экологии РК
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Ренго А.А.
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Жданкина И.В.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
23.04.2021Регистрация административного искового заявления
23.04.2021Передача материалов судье
27.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
27.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2021Судебное заседание
01.06.2021Судебное заседание
16.06.2021Судебное заседание
24.06.2021Судебное заседание
01.07.2021Судебное заседание
07.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2021Дело оформлено
19.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее