№2-135/2019
УИД 70RS0015-01-2019-000183-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2019 года Кожевниковский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Алиткиной Т.А.,
при секретаре Баталиной Н.Г.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Кожевниковского района Томской области Кудряшовой Н.А., представителя ответчика – директора МКОУ «Елгайская основная общеобразовательная школа» Милошенко Л.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Кожевниково Томской области гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Кожевниковского района Томской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Елгайская основная общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор Кожевниковского района Томской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Елгайская основная общеобразовательная школа» (далее – МКОУ «Елгайская ООШ», Учреждение) о возложении обязанности оборудовать здание школы системой видеонаблюдения в срок до 01.09.2019. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Кожевниковского района, по заданию прокуратуры Томской области, проведена проверка исполнения МКОУ «Елгайская ООШ» требований законодательства о безопасности обучающихся, в ходе которой выявлены нарушения закона. По итогам проверки, в адрес директора МКОУ «Елгайская ООШ» прокуратурой района 12.11.2018 внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности обучающихся. Согласно ответу директора МКОУ «Елгайская ООШ» представление рассмотрено и признано обоснованным. Вместе с тем, требования прокурора в полном объеме не исполнены до настоящего времени. В ходе проверки установлено, что система видеонаблюдения в МКОУ «Елгайская ООШ» отсутствует, несмотря на то, что ее установка, согласно муниципальной программе «Профилактика террористической и экстремистской деятельности в муниципальном образовании Кожевниковский район на 2018-2020 годы», была запланирована на 2018 год. Отсутствие системы видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, свидетельствует о неисполнении МКОУ «Елгайская ООШ» обязанностей по созданию безопасных условий обучения. Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы. На основании изложенного просит суд обязать МКОУ «Елгайская ООШ» оборудовать здание школы системой видеонаблюдения в срок до 01.09.2019
В судебном заседании помощник прокурора Кожевниковского района Томской области Кудряшова Н.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила иск удовлетворить. Дополнительно пояснила, что в ходе прокурорской проверки в ноябре 2018 года в МКОУ «Елгайская ООШ» было выявлено нарушение требования законодательства о безопасности обучающихся: здание школы не оборудованы системой видеонаблюдения. В связи с этим в адрес МКОУ «Елгайская ООШ» было внесено предписание, которое до сегодняшнего дня не исполнено.
Представитель ответчика – директор МКОУ «Елгайская ООШ» Милошенко Л.Н., действующая на основании приказа о назначении на должность от 12.05.1993, трудового договора от 31.08.2005, Устава, исковые требования признала, не возражала против удовлетворения заявления. Дополнительно пояснила, что МКОУ «Елгайская ООШ» ведется работа по устранению нарушений требований закона, в том числе по установке оборудования системы видеонаблюдения на здании школы: денежные средства выделены, конкурс состоялся, идет согласование сметной стоимость работ по объекту: приобретение и установка системы видеонаблюдения. После проведения экспертизы, ООО «...» будет установлено оборудование (договор № от 23.04.2019). Завершение работ по установке систем видеонаблюдения планируется до середины июня 2019 года.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных исковых требований, на стороне ответчика – Администрация Кожевниковского района Томской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, просило рассмотреть дело без их участия, принять по делу законное и обоснованное решение.
Определив на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) о рассмотрении искового заявления в отсутствие представителя третьего лица, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
В силу ст.2 Федерального закона №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п.«д» ст.11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Во исполнение требований федеральных программ образования, утверждаемых Правительством Российской Федерации и предусматривающих создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях, Министерством образования и науки Российской Федерации издан приказ от 11.11.2009 №2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений».
Данным приказом руководителям подведомственных образовательных учреждений предписано принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, увеличить объемы финансирования из собственных внебюджетных средств на реализацию мероприятий по комплексной безопасности; органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Кроме того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, Министерством образования и науки Российской Федерации 04.06.2008 разработаны методические указания в письме №03-1423, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному году.
В письме также указано, что при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраной, инженерно-технических средств охраны, в том числе системы видеонаблюдения и контроля.
Пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона от 29.12.2011 №635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Из приложения «В» к Своду правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Согласно п.5 ст.123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бюджетное учреждение самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п.3 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Согласно п.7.1 ст.14, п.6.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В судебном заседании установлено, что муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Елгайская основная общеобразовательная школа» (Учреждение, сокращенное название - МКОУ «Елгайская ООШ»), расположенное по <адрес>, является казенным учреждением. Имеет филиалы: МКОУ «Елгайская ООШ» «Апталинская начальная общеобразовательная школа»; МКОУ «Елгайская ООШ» «Хмелевская начальная общеобразовательная школа». Учредителем Учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование «Кожевниковский район»; функции и полномочия учредителя учреждения от имени учредителя осуществляет Администрация Кожевниковского района в лице Отдела образования Администрации Кожевниковского района; для достижения уставных целей учреждение имеет обладает самостоятельностью в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, имеет право самостоятельно осуществлять материально-техническое обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений, в соответствии с федеральными государственными требованиями; учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников Школы исполнять требования действующего законодательства (пункты 1.1, 1.4, 1.5, 1.8, 1.9, 1.10.1, 1.10.2, 5.1, 5.3.2, 5.5.2 Устава).
Имущество учреждения является государственной собственностью муниципального образования «Кожевниковский район», закрепляется за учреждением на праве оперативного управления, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Кожевниковский район» и на основании бюджетной сметы (п.п.7.1, 7.9 Устава).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 29.03.2019 в оперативном управлении МКОУ «Елгайская ООШ» находятся: нежилое здание, площадью ... кв.м, расположенное по <адрес>, нежилое здание, площадью ... кв.м, расположенное по <адрес>; нежилое здание, площадью ... кв.м, расположенное по адресу<адрес>; нежилое здание, площадью ... кв.м, расположенное по <адрес>.
Согласно акту обследования и категорирования объекта (территории) МКОУ «Елгайская ООШ» от 19.01.2018, в ходе обследования объекта комиссией выявлено отсутствие системы видеонаблюдения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 12.11.2018 прокурором Кожевниковского района Томской области вынесено представление директору МКОУ «Елгайская ООШ» об устранении нарушения законодательства о безопасности обучающихся. Поручено принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений закона, в том числе, установить систему видеонаблюдения.
14.12.2018 директором МКОУ «Елгайская ООШ» Милошенко Л.Н. дан ответ, согласно которому в 2018 году в рамках муниципальной программы «Профилактика террористической, экстремистской деятельности в муниципальном образовании Кожевниковский район на 2018-2020 г.г.» не были заложены средства на установку тревожной кнопки (поскольку отсутствует стационарная связь) и монтирования системы видеонаблюдения. В 2019 году при финансировании бюджета запланированы установка систем видеонаблюдения и тревожной кнопки. На эти цели заложены и выделены денежные средства в размере: ... рублей.
09.04.2019 Отделом образования Администрации Кожевниковского района прокурору Кожевниковского района направлен ответ о том, что МКОУ «Малиновская ООШ», МКОУ «Елгайская ООШ» выделены средства из местного бюджета на установку системы видеонаблюдения в размере ... руб., на данный момент разрабатывается сметная документация, срок устранения – 3 квартал 2019 года.
Из ответа директора МКОУ «Елгайская ООШ» Милошенко Л.Н. от 15.04.2019 следует, что денежные средства на установку видеонаблюдения выделены, заказаны сметы для разработки и прохождения экспертизы, после чего будут установлены тревожные кнопки и камеры видеонаблюдения во втором квартале, а именно в июне-июле 2019 года.
Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления и специального указания на это не требуется. МКОУ «Елгайская ООШ» относится к объектам (территориям) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектам (территориям) сферы деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
Согласно п.23 Требований, в целях антитеррористической защищенности объектов осуществляется ряд мероприятий, в том числе оборудование объектов инженерно-техническими средствами и системами охраны, системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией.
В соответствии с п.27 Требований, система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Таким образом, выявленные нарушения федерального законодательства в деятельности Учреждения не устранены до настоящего времени, что является нарушением положений п.23, п.27 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 №1235.
Отсутствие в образовательном учреждении системы видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, исходя из приоритета обеспечения безопасности несовершеннолетних и работников учреждения во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Указанные обстоятельства свидетельствует о невыполнении образовательной организацией возложенной на нее действующим законодательством обязанности по созданию безопасных условий обучения и обеспечения требуемого уровня антитеррористической защищенности.
Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия, исполнение которых возложено на ответчика, возможно только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено. Учитывая требования бюджетного законодательства, связанного с финансированием деятельности учебных учреждений, суд считает возможным определить срок до 01.09.2019, данный срок разумный и обеспечивает возможность исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Кожевниковского района Томской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Елгайская основная общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Елгайская основная общеобразовательная школа», расположенное по <адрес>, оборудовать здания школы системой видеонаблюдения в срок до 01.09.2019.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кожевниковский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: (подпись) Т.А.Алиткина