Решение по делу № 02-3837/2022 от 21.11.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

07 декабря 2022 года                                                                           г.Москва

Таганский районный суд г. Москвы

в составе председательствующего судьи Киселёвой Н.А.

при ведении протокола помощником судьи  Абпиевой Е. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-3837/2022 по иску    Министерства культуры  РФ к Фонду «Российско-польский центр диалога и согласия» (ОГРН 1127799010492)  о ликвидации,

УСТАНОВИЛ:

 

 

        Министерство культуры РФ обратилось с иском к Фонду о его ликвидации на основании п.2 ст.123.20 Гражданского кодекса РФ и п.2 ст.18 Федерального закона от 12.01.1996  7-ФЗ «О некоммерческих организациях».  В обоснование заявленных требований указано, что Фонд «Российско-польский центр диалога и согласия» учрежден во исполнение Указа Президента РФ от 14.10.2011 1350 «О создании фонда «Российско-польский центр диалога и согласия», о чем УФНС по г.Москве 30.05.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании некоммерческой организации за основным государственным номером 1127799010492. Учредителем Фонда от имени Российской Федерации является Министерство культуры Российской Федерации.  Приказом Минкультуры России от 30.01.2012  54 утвержден устав Фонда (зарегистрирован в Минюсте России 27.02.2012  23336) (далее - Приказ, Устав).  Целями деятельности Фонда является расширение гуманитарного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Польша в области культуры, науки и образования и содействие российско-польскому диалогу (пункт 21 Устава).

Совет Фонда является высшим органом управления Фондом. В состав совета Фонда входят председатель совета Фонда, его заместитель и пять членов совета Фонда. Председатель совета Фонда, заместитель председателя и члены совета Фонда утверждаются Правительством Российской Федерации на 5-летний срок по представлению Министра культуры Российской Федерации (п.п. 40-42 Устава). Единоличным исполнительным органом Фонда является директор Фонда, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром культуры Российской Федерации (пп. «а» п.3 Устава).

Совет Фонда, определенный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.06.2017  1332-р (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.03.2020  773-р), по истечении установленного срока прекратил действие. Директор Фонда А.В. Чернова освобожден от занимаемой должности в связи с истечением срока трудового договора.

Истец полагает, что Фонд должен быть ликвидирован на основании п. 2 ст. 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996  7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - ГК РФ, Закон  7-ФЗ), в соответствии с которыми фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если: «1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; 2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены».

При этом Минкультуры обращает внимание, что целями деятельности Фонда является расширение гуманитарного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Польша в области культуры, науки и образования и содействие российско-польскому диалогу (пункт 21 У става), однако  эти цели не могут быть достигнуты в силу «жесткой антироссийской позицией, превалирующей в Республике Польша, что исключает расширение гуманитарного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Польша в области культуры, науки и образования и содействие диалогу представителей российских и польских государственных органов, политических, культурных и научно-исследовательских кругов».

При этом истец ссылается в обоснование своей позиции на письмо МИД России от 01.11.2022  9732/Зсд, в котором сообщается  о полном отсутствии в настоящее время и в обозримой перспективе условий для осуществления Фондом уставной деятельности, о том, что дальнейшее функционирование Фонда нецелесообразно, что свидетельствует о наличии оснований для его ликвидации.

Представитель истца в судебное заседание явилась, иск поддержала в полном объёме.

Представитель ответчика  в настоящее судебное заседание также явился, иск полагал подлежащим удовлетворению. Своё согласие с иском Минкультуры мотивирует следующим образом.

31 августа 2022 года прекращён договор с последним директором Фонда Черновой А.В. Новый директор не назначен. Согласно п. 64 Устава Фонда директор назначается на должность исключительно Советом Фонда. В то же время, Совет Фонда в последнем своём решении освободил от должности предыдущего директора, не назначил нового директора Фонда и предложил Фонд ликвидировать (Протокол заседания Совета 37 от 24.06.2022). Деятельность Фонда фактически парализована в силу отсутствия единоличного исполнительного органа и того, что устав Фонда не предусматривает возможность назначения исполняющего обязанности директора. Как результат этого, с 31 августа 2022 года зарплата сотрудникам Фонда не выплачивается, заключённые контракты не исполняются, обязательства перед кредиторами и бюджетом нарушаются.

Пятилетний срок полномочий Совета Фонда, назначенного Распоряжением Правительства РФ от 26 июня 2017 г. N 1332-р в соответствии с п. 42 Устава, истёк 26 июня 2022 года. Новый Совет Фонда Правительством РФ не назначен по причине единой позиции Совета Фонда (прежнего состава), Минкультуры и МИДа о необходимости ликвидации Фонда. Таким образом, отсутствует орган, который вправе назначить единоличный исполнительный орган Фонда (директора). Проект Федерального бюджета на 2023 год не предусматривает финансирование Фонда в 2023 году. Учитывая, что на протяжении работы Фонда финансирование его из федерального бюджета было единственным источником доходов Фонда, данный факт влечёт то, что имущества Фонда (к которому относятся, в  том числе денежные средства: ст. 128 ГК РФ) недостаточно для выполнения поставленных перед Фондом в Уставе задач.

От представителей сторон поступили  заявления об обращении решения о ликвидации Фонда к немедленному исполнению на основании ч.1 ст. 212 ГПК РФ. Заявление мотивировано следующим.

   В силу того, что 31 августа 2022 год прекращён договор с последним директором Фонда, а новый директор не назначен, деятельность Фонда парализована, так как отсутствует должностное лицо, которое имеет право действовать от имени Фонда. Это влечёт риск существенного возрастания размера финансовых санкций за неисполнение обязательств перед работниками, бюджетом и контрагентами. В частности, в результате отсутствия единоличного исполнительного органа Фонда и невозможности внесудебного его назначения зарплата сотрудникам Фонда не выплачивается. Также не исполняются заключённые Фондом грантовые контракты. Предоставление грантов на организацию российско-польских мероприятий в области культуры было главным видом деятельности Фонда на протяжении всего периода его существования. На текущий момент, 11 грантовых контрактов с Фондом продолжают действовать, однако принять работу грантополучателей по ним и произвести окончательный расчёт с ними невозможно в силу отсутствия должностного лица, который имеет право это сделать. Нарушаются обязательства перед кредиторами по хозяйственным договорам (два договора аренды, многочисленные договоры оказания услуг и т.п.) и перед бюджетом. Аналогично, задержка с назначением ликвидатора повлечёт увеличение гражданско-правовых и налоговых санкций в адрес Фонда. Более того, в силу п. 2 ст. 450 ГК РФ контрагенты Фонда уже приобрели право на расторжение соответствующих договоров (в связи с их существенным нарушением), что может повлечь не только увеличение сумм финансовых санкций, которые Фонд должен компенсировать, но и существенные затруднения в процессе ликвидации Фонда, так как к услугам, которые данные контрагенты предоставляют и которые нужны для работы ликвидаторы относятся, в том числе аренда помещения для Фонда, услуги электронно-цифровой подписи, услуги, связанные с бухгалтерской отчётностью Фонда,  предоставление доступа в Интернет и т.п. Неисполнение обязательств Фонда перед работниками, бюджетом, грантополучателями и иными контрагентами создаёт высокий риск судебных споров и дополнительных расходов, с этим связанных.

Заявление об обращении решения к немедленному исполнению мотивировано также тем, что в случае вступления в силу решения о ликвидации Фонда в 2023 году существует высокий риск невозможности ликвидации фонда без процедуры банкротства. Это связано с тем, что проект Федерального бюджета на 2023 год не предусматривает финансирование Фонда в 2023 году. Других источников доходов, помимо финансирования из федерального бюджета, Фонд не имеет. В то же время на казначейских счетах Фонда на данный момент находится достаточные суммы для расчёта со всеми кредиторами, с бюджетом и с работниками. Однако перенос остатков данных бюджетных средств на следующий год для завершения процесса ликвидации возможен исключительно при наличии единоличного исполнительного органа Фонда (директора или ликвидатора). В случае, если ликвидатором до 31 декабря 2022 года не будут предприняты меры по переносу остатков бюджетного финансирования Фонда за 2022 год на 2023 год, высока вероятность того, что данные средства будут возвращены в бюджет, а ликвидация Фонда вне процедуры несостоятельности будет невозможна. Перенос остатков финансирования Фонда в 2022 году на 2023 год может быть не согласован Минфином в силу пп. 8а, 8г и 19-20 Правил предоставления из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации на развитие гуманитарного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Польша и поддержку российско-польского диалога (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2021 г. N 1288). Следовательно, для исключения убытков Фонду и Российской Федерации и в лице Минкультуры период вынужденной недееспособности Фонда должен быть минимизирован. Обращение решения суда о ликвидации Фонда и о назначении ликвидатора к немедленному исполнению в 2022 году минимизирует потери бюджета, убытки кредиторов и социальную напряжённость.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии с подп. 5 п.3 ст.61 ГК РФ, юридическое лицо ликвидируется по решению суда:  5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется». В соответствии с подп.1 и 2  п. 2 ст. 123.20 ГК РФ, фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если: 1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; 2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены…

В настоящем случае, применительно к обстоятельствам данного дела, установлено наличие  указанных правовых оснований для ликвидации Фонда.

Суд отмечает, что финансирование Фонда на протяжении всей его деятельности осуществлялось из федерального бюджета.  Учитывая планы Минкультуры и МИД свернуть деятельность Фонда, следует признать, что имущества Фонда (к которому относятся, в  том числе денежные средства) недостаточно для выполнения поставленных перед Фондом в Уставе задач. Правовым основанием такого вывода является пункт 8 «г» Правил предоставления из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации на развитие гуманитарного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Польша и поддержку российско-польского диалога (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2021 г. N1288): запрет выделения Фонду средств, если он находится в процессе ликвидации. При этом, решение о последней принято Советом Фонда 24.06.2022 (протокол  37).

При этом законодательство не содержит правового механизма понуждения Российской Федерации, как и иных лиц, к финансированию Фонда. Следовательно, в рассматриваемой ситуации прекращения финансирования Фонда со стороны Российской Федерацией в лице Минкультуры имущества Фонда, а именно денежных средств для его работы, недостаточно для дальнейшего осуществления его деятельности.

Также суд соглашается с позицией сторон, что цели Фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей Фонда не могут быть произведены. Данные выводы связаны как с организационными обстоятельствами, так и с особенностями международных отношений России и Польши на текущий момент. Так, к организационным обстоятельствам, препятствующим достижению любых целей Фонда, суд относит то, что с 31 августа 2022 года прекращён договор с последним директором Фонда Черновой А.В. (приказ Минкультуры от 29.08.2022). Согласно пункту 64 Устава Фонда директор назначается на должность исключительно Советом Фонда. В то же время, Совет Фонда в последнем своём решении освободил от должности предыдущего директора, не назначил нового директора Фонда и предложил Фонд ликвидировать (Протокол заседания Совета  37 от 24.06.2022).

Более того, обстоятельством, препятствующим работе Фонда и достижению его целей, является то, что пятилетний срок полномочий Совета Фонда, назначенного Распоряжением Правительства РФ от 26 июня 2017 г. N 1332-р в соответствии с п. 42 Устава, истёк 26 июня 2022 года. При этом новый Совет Фонда Правительством РФ не назначен. Как пояснили истец и ответчик, это произошло по причине единой позиции Совета Фонда (прежнего состава), Минкультуры и МИДа о необходимости ликвидации Фонда. Таким образом, у Фонда также отсутствует орган, который вправе назначить единоличный исполнительный орган Фонда (директора).

В части особенностей международных отношений, препятствующих достижению Фондом заявленных в его Уставе целей, суд рассматривает в их качестве отрицательные оценку и  прогноз МИД России в отношении возможности поддержания на приемлемом уровне российско-польских отношений в обозримой перспективе (письмо Заместителя Директора Третьего Европейского Департамента МИДа России  А.Шабанова от 01.11.22  9732/3ЕД).

Таким образом, суд приходит к выводу, что имущества, необходимого для дальнейшей деятельности Фонда недостаточно, а цели его достигнуты быть не могут. Из этого следует необходимость судебной ликвидации Фонда.

В части заявления истца и ответчика об обращении решения суда о ликвидации Фонда к немедленному исполнению, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд находит его подлежащим удовлетворению по следующим причинам.

В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным …Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Как установлено судом, 31 августа 2022 год прекращён договор с последним директором Фонда, новый директор не назначен, деятельность Фонда фактически парализована, так как отсутствует должностное лицо, которое имеет право действовать от имени Фонда. Это влечёт реальный риск существенного возрастания размера финансовых санкций за неисполнение обязательств Фонда перед работниками, бюджетом и контрагентами. В частности, в результате отсутствия единоличного исполнительного органа Фонда и невозможности внесудебного его назначения зарплата сотрудникам Фонда не выплачивается. В то же время, как следует из Отчёта о состоянии лицевого счёта Фонда в Казначействе по состоянию на 01.12.2022, на казначейских счетах Фонда на данный момент находится достаточные суммы для расчёта со всеми кредиторами, с бюджетом и с работниками Фонда. Однако перенос остатков данных бюджетных средств на следующий 2023 год для завершения процесса ликвидации возможен исключительно при наличии единоличного исполнительного органа Фонда (директора или ликвидатора). В случае, если ликвидатором Фонда до 31 декабря 2022 года не будут предприняты меры по переносу остатков бюджетного финансирования Фонда за 2022 год на 2023 год, то  данные средства будут возвращены в бюджет, а ликвидация Фонда вне процедуры несостоятельности будет невозможна.

Более того, необходимость скорейшего начала процедуры ликвидации Фонда обусловлена и тем, что перенос остатков финансирования Фонда в 2022 году на 2023 год может быть не согласован Минфином в силу следующих положений Правил предоставления из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации на развитие гуманитарного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Польша и поддержку российско-польского диалога (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2021 г. N 1288):

·       пункт 8а, в соответствии с которым для получения финансирования на следующий год у Фонда должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов. Такая задолженность на данный момент имеет место. При отсутствии ликвидатора в 2022 году погашена она не будет.

·       пункты 19-20, в соответствии с которыми Минфин России вправе не разрешить перенести остатки финансирования Фонда на 2022 год на 2023 год, что повлечёт обязанность Фонда возвратить остаток полученной из бюджета субсидии в доход федерального бюджета

В части кандидатуры ликвидатора Фонда А.Я.Баканиной, с учётом позиции истца, ответчика и согласия самой А.Я. Баканиной на выполнение данной функции, с учётом опыта и стажа работы А.Я. Баканиной в Фонде и учитывая отсутствие иных кандидатур на данную должность суд полагает необходимым назначить А.Я. Баканину ликвидатором Фонда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

Иск удовлетворить.

Ликвидировать Фонд «Российско-польский центр диалога и согласия» (ОГРН 1127799010492).

Обязанности по  осуществлению ликвидации некоммерческой организации Фонд «Российско-польский центр диалога и согласия» возложить на Баканину Анну Ярославовну (паспортные данные).

Обратить решение суда к  немедленному исполнению.

Решение  может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Таганский районный суд г. Москвы в течение месяца.

 

 

Судья:

 

 

 

 

 

 

 

 

02-3837/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Удовлетворено, 07.12.2022
Истцы
Минкультуры России
Ответчики
Фонд "Российско-польский центр диалога и согласия"
Суд
Таганский районный суд
Судья
Киселёва Н.А.
Дело на странице суда
mos-gorsud.ru
07.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее