Судья Каверин В.В. Дело № 33-3650
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 ноября 2016 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Корневой М.А.,
судей Жидковой Е.В., Рогожина Н.А.,
при секретаре Паршиковой М.Ю.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Титова ФИО12 к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области об установлении факта проживания, о признании незаконным решения, о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Заводского районного суда г. Орла от 29 августа 2016 г., которым постановлено:
«исковые требования Титова ФИО13 к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области об установлении факта проживания, о признании незаконным решения, о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Установить факт проживания Титова ФИО14 по адресу: <адрес> <дата> <дата>.
Признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом № от <дата>, об отказе в постановке Титова ФИО15 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить Титова ФИО16 составом семьи - <...> человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с даты рассмотрения комиссией заявления, то есть с <дата>.
В удовлетворении иска в остальной части отказать».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний России, по доверенности, Андриянцева А.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения Титова П.В., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Титов П.В. обратился в суд с исковым заявление к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области (далее - УФСИН России по Орловской области) об установлении факта проживания, о признании незаконным решения, о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указывал, что проходит службу в УФСИН России по Орловской области в должности <...> и имеет специальное звание <...>, выслуга в календарном исчислении составляет более <...> лет.
17 декабря 2013 г. он обратился с рапортом в УФСИН России по Орловской области о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, которое было направлено для решения вопроса в комиссию ФСИН России.
08 декабря 2015 г. комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказала ему в постановке на учет для получения указанной выплаты.
Основанием для отказа явилось совершение им действий, повлекших ухудшение жилищных условий, поскольку <дата> он зарегистрировался по адресу: <адрес>, снявшись с учета из жилого помещения, принадлежавшего его <...>.
Полагая данный отказ незаконным, так как квартира по <адрес> в <адрес> приобретена им по договору участия в долевом строительстве от <дата> и с этого времени он, совместно с семьей, фактически проживает в ней, просил суд установить факт его проживания по адресу: <адрес> <дата> г.; признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещены от 08 декабря 2015 г.; обязать УФСИН России поставить его на учет с 12 ноября 2013 г.; взыскать с УФСИН России по Орловской области денежную компенсацию морального вреда в размере <...> руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России ставит вопрос об отмене решения суда.
В обоснование доводов жалобы указывает, что Титов П.В. намеренно ухудшил свои жилищные условия, зарегистрировавшись по месту жительства членов своей семьи, с целью приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
В силу части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ)
На основании части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ Членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются:
1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);
3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 (далее - Правила).
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Как видно из материалов дела, Титов П.В. проходит службу в УФСИН России по Орловской области в должности <...> и имеет специальное звание <...>.
Членами семьи Титова П.В. являются: его супруга ФИО6, сын ФИО7, <...>, дочь ФИО8, <...>
17 декабря 2013 г. Титов П.В. обратился с рапортом в УФСИН России по Орловской области о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, которое было направлено для решения вопроса в комиссию ФСИН России.
На момент обращения истца с указанным рапортом общая продолжительность службы в календарном исчислении составляла более 16 лет.
08 декабря 2015 г. комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказала ему в постановке на учет для получения указанной выплаты.
Основанием к такому отказу, согласно протоколу заседания комиссии ФСИН России № 83 от 08 декабря 2015 г., послужил факт совершения истцом действий в 2013 году с намерением приобретения права заявителем состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 8 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
Такие действия истца, согласно указанному протоколу, выразились в том, что последний <дата> снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (жилой дом общей площадью <...> кв. м. принадлежит его <...> ФИО9, в котором регистрацию имели <...> человека) и зарегистрировался <дата> по адресу: <адрес> (квартира общей площадью <...> кв.м. принадлежит на праве собственности истцу, в которой зарегистрированы <...> человека (истец и члены его семьи: супруга и двое несовершеннолетних детей).
Исходя из того, что основанием к отказу в постановке истца на учет, согласно выводом комиссии, явилось совершение Титовым П.В. действий, повлекшие ухудшение жилищных условий, судом первой инстанции обоснованно проверялось, совершены ли истцом действия по умышленному ухудшению своих жилищных условий.
Судом при рассмотрении дела установлено, что с <дата> по <дата> Титов П.В. был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое принадлежит на праве собственности его отцу ФИО9
Истец на основании договора участия в долевом строительстве жилья от <дата> и акта приема-передачи квартиры от <дата> является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв. м.
В указанной квартире с <дата> зарегистрированы супруга и сын истца, с <дата> – его дочь, а с <дата> – сам истец.
Исследовав собранные по делу доказательства, суд также установил, что, несмотря на то, что Титов П.В., хотя и состоял на регистрационном учете по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, фактически с <дата> г. (момента передачи истцу в собственность квартиры) проживает с семьей в принадлежащей ему на праве собственности квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
К такому выводу суд обоснованно пришел исходя из показаний допрошенных свидетелей, а также представленных Титовым П.В. заключенных в спорный период договоров на изготовление и установку дверей, договора энергоснабжения, технического обслуживания и теплоснабжения, в которых адрес истца указан: <адрес>.
Кроме того, в суде апелляционной инстанции представитель ФСИН России по доверенности Андриянцев А.П. не оспаривал факт проживания Титова П.В. с семьей в спорный период в квартире по <адрес> в <адрес>.
В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Регистрация гражданина по месту жительства является административным актом, который не может служить достоверным подтверждением проживания (или непроживания) гражданина по месту регистрации.
Сам по себе факт регистрации по месту жительства или отсутствия таковой, в частности, не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Поскольку при рассмотрении дела установлено, что истец с семьей с февраля 2008 г. проживает в принадлежащей ему на праве собственности квартире, расположенной по адресу: <адрес> общей площадью 37.4 кв.м. (обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м.), регистрация ФИО1 в указанном жилом помещении с <дата>, равно как и регистрация в нем членов семьи истца в феврале 2009 г. (супруги и сына) и в апреле 2013 г. (дочери) не может свидетельствовать о намеренном ухудшении своих жилищных условий.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что иных оснований к отказу (кроме ухудшения жилищных условий) в постановке на учет Титова П.В. комиссией не указывалось, вывод суда первой инстанции о том, что ФСИН России необоснованно отказала Титову П.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты является правильным.
В этой связи суд обоснованно признал решение комиссии ФСИН России незаконным и возложил на ответчика обязанность поставить Титова П.В. с составом <...> человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с даты рассмотрения комиссией заявления (с 08 декабря 2015 г.).
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 29 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Каверин В.В. Дело № 33-3650
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 ноября 2016 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Корневой М.А.,
судей Жидковой Е.В., Рогожина Н.А.,
при секретаре Паршиковой М.Ю.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Титова ФИО12 к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области об установлении факта проживания, о признании незаконным решения, о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Заводского районного суда г. Орла от 29 августа 2016 г., которым постановлено:
«исковые требования Титова ФИО13 к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области об установлении факта проживания, о признании незаконным решения, о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Установить факт проживания Титова ФИО14 по адресу: <адрес> <дата> <дата>.
Признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом № от <дата>, об отказе в постановке Титова ФИО15 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить Титова ФИО16 составом семьи - <...> человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с даты рассмотрения комиссией заявления, то есть с <дата>.
В удовлетворении иска в остальной части отказать».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний России, по доверенности, Андриянцева А.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения Титова П.В., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Титов П.В. обратился в суд с исковым заявление к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области (далее - УФСИН России по Орловской области) об установлении факта проживания, о признании незаконным решения, о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указывал, что проходит службу в УФСИН России по Орловской области в должности <...> и имеет специальное звание <...>, выслуга в календарном исчислении составляет более <...> лет.
17 декабря 2013 г. он обратился с рапортом в УФСИН России по Орловской области о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, которое было направлено для решения вопроса в комиссию ФСИН России.
08 декабря 2015 г. комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказала ему в постановке на учет для получения указанной выплаты.
Основанием для отказа явилось совершение им действий, повлекших ухудшение жилищных условий, поскольку <дата> он зарегистрировался по адресу: <адрес>, снявшись с учета из жилого помещения, принадлежавшего его <...>.
Полагая данный отказ незаконным, так как квартира по <адрес> в <адрес> приобретена им по договору участия в долевом строительстве от <дата> и с этого времени он, совместно с семьей, фактически проживает в ней, просил суд установить факт его проживания по адресу: <адрес> <дата> г.; признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещены от 08 декабря 2015 г.; обязать УФСИН России поставить его на учет с 12 ноября 2013 г.; взыскать с УФСИН России по Орловской области денежную компенсацию морального вреда в размере <...> руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России ставит вопрос об отмене решения суда.
В обоснование доводов жалобы указывает, что Титов П.В. намеренно ухудшил свои жилищные условия, зарегистрировавшись по месту жительства членов своей семьи, с целью приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
В силу части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ)
На основании части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ Членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются:
1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);
3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 (далее - Правила).
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Как видно из материалов дела, Титов П.В. проходит службу в УФСИН России по Орловской области в должности <...> и имеет специальное звание <...>.
Членами семьи Титова П.В. являются: его супруга ФИО6, сын ФИО7, <...>, дочь ФИО8, <...>
17 декабря 2013 г. Титов П.В. обратился с рапортом в УФСИН России по Орловской области о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, которое было направлено для решения вопроса в комиссию ФСИН России.
На момент обращения истца с указанным рапортом общая продолжительность службы в календарном исчислении составляла более 16 лет.
08 декабря 2015 г. комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказала ему в постановке на учет для получения указанной выплаты.
Основанием к такому отказу, согласно протоколу заседания комиссии ФСИН России № 83 от 08 декабря 2015 г., послужил факт совершения истцом действий в 2013 году с намерением приобретения права заявителем состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 8 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
Такие действия истца, согласно указанному протоколу, выразились в том, что последний <дата> снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (жилой дом общей площадью <...> кв. м. принадлежит его <...> ФИО9, в котором регистрацию имели <...> человека) и зарегистрировался <дата> по адресу: <адрес> (квартира общей площадью <...> кв.м. принадлежит на праве собственности истцу, в которой зарегистрированы <...> человека (истец и члены его семьи: супруга и двое несовершеннолетних детей).
Исходя из того, что основанием к отказу в постановке истца на учет, согласно выводом комиссии, явилось совершение Титовым П.В. действий, повлекшие ухудшение жилищных условий, судом первой инстанции обоснованно проверялось, совершены ли истцом действия по умышленному ухудшению своих жилищных условий.
Судом при рассмотрении дела установлено, что с <дата> по <дата> Титов П.В. был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое принадлежит на праве собственности его отцу ФИО9
Истец на основании договора участия в долевом строительстве жилья от <дата> и акта приема-передачи квартиры от <дата> является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв. м.
В указанной квартире с <дата> зарегистрированы супруга и сын истца, с <дата> – его дочь, а с <дата> – сам истец.
Исследовав собранные по делу доказательства, суд также установил, что, несмотря на то, что Титов П.В., хотя и состоял на регистрационном учете по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, фактически с <дата> г. (момента передачи истцу в собственность квартиры) проживает с семьей в принадлежащей ему на праве собственности квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
К такому выводу суд обоснованно пришел исходя из показаний допрошенных свидетелей, а также представленных Титовым П.В. заключенных в спорный период договоров на изготовление и установку дверей, договора энергоснабжения, технического обслуживания и теплоснабжения, в которых адрес истца указан: <адрес>.
Кроме того, в суде апелляционной инстанции представитель ФСИН России по доверенности Андриянцев А.П. не оспаривал факт проживания Титова П.В. с семьей в спорный период в квартире по <адрес> в <адрес>.
В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Регистрация гражданина по месту жительства является административным актом, который не может служить достоверным подтверждением проживания (или непроживания) гражданина по месту регистрации.
Сам по себе факт регистрации по месту жительства или отсутствия таковой, в частности, не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Поскольку при рассмотрении дела установлено, что истец с семьей с февраля 2008 г. проживает в принадлежащей ему на праве собственности квартире, расположенной по адресу: <адрес> общей площадью 37.4 кв.м. (обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м.), регистрация ФИО1 в указанном жилом помещении с <дата>, равно как и регистрация в нем членов семьи истца в феврале 2009 г. (супруги и сына) и в апреле 2013 г. (дочери) не может свидетельствовать о намеренном ухудшении своих жилищных условий.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что иных оснований к отказу (кроме ухудшения жилищных условий) в постановке на учет Титова П.В. комиссией не указывалось, вывод суда первой инстанции о том, что ФСИН России необоснованно отказала Титову П.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты является правильным.
В этой связи суд обоснованно признал решение комиссии ФСИН России незаконным и возложил на ответчика обязанность поставить Титова П.В. с составом <...> человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с даты рассмотрения комиссией заявления (с 08 декабря 2015 г.).
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 29 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи