Дело № 2-371,372,375/2015 г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 августа 2015 года г. Кемь, РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Гавриловой Н.Б.,
с участием прокурора Кемского района Волкова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Кемского района в интересах Епифановой И.А., Ольшанской М.И., Смирновой И.А. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Кемская центральная районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кемского района Республики Карелия обратился в Кемский городской суд с исками в интересах Епифановой И.А., Ольшанской М.И., Смирновой И.А. к ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» по тем основаниям, что в ходе проверки установлено, что: Епифанова И.А. на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» в должности <данные изъяты>. Согласно расчетному листку заработная плата Епифановой И.А. без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера составила: за апрель 2015 года – <данные изъяты> руб. Ольшанская М.И. на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» в должности <данные изъяты>. Согласно расчетному листку заработная плата Ольшанской М.И. без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера составила: за апрель 2015 года – <данные изъяты> руб.. Смирнова И.А. на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» в должности <данные изъяты>. Согласно расчетным листкам заработная плата Смирновой И.А. без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера составила: за март 2015 года – <данные изъяты> руб. Прокуратура района полагает, что заработная плата истцам выплачивается с нарушением требований ст. 133 Трудового кодекса РФ. Заработная плата истцов без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера за фактически отработанное время составила менее установленного минимального размера оплаты труда, действующего на тот период, сумма недоначисленной и недовыплаченной заработной платы Епифановой И.А. составила <данные изъяты> руб., Ольшанской М.И. – <данные изъяты> руб., Смирновой И.А. – <данные изъяты> руб.
На основании изложенного прокурор просил взыскать с ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» в пользу: Епифановой И.А. задолженность по заработной плате за апрель 2015 года в размере <данные изъяты> руб., Ольшанской М.И. задолженность по заработной плате за апрель 2015 года в размере <данные изъяты> руб., Смирновой И.А. задолженность по заработной плате за март 2015 года в размере <данные изъяты> руб.
Прокурор Волков А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковых заявлениях.
Истцы Епифанова И.А. и Ольшанская М.И., будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в поступивших телефонограмме и письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие, заявленные требования поддержали в полном объеме.
Истец Смирнова И.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что начисленная за март 2015 года заработная плата выплачена ей в полном объеме.
Представитель ответчика ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» по доверенности – юрисконсульт Рысьева Е.Ю. в судебное заседание не явилась, в поступившем заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика по имеющимся в деле материалами и учесть при принятии решение, что учреждение работает в соответствии с Распоряжением Правительства РК от 07 февраля 2014 г. № 67р-П по Соглашению о минимальной заработной плате в Республике Карелия.
Представитель третьего лица – Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия по доверенности Богданова А.М. в судебное заседание не явилась, в представленном отзыве ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, рассмотрение вопроса об удовлетворении заявленных прокурором требований оставила на усмотрение суда, пояснив, что полномочия Министерства здравоохранения и социального развития РК в вопросах оплаты труда работников ГБУЗ «Кемская ЦРБ» исчерпываются правовым регулированием в части утверждения Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственным Министерству (Приказ Минздравсоцразвития РК от 11 июня 2010 года № 621).
На основании ст. 167 ГПК ПРФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав прокурора Волкова А.В., изучив материалы дела, считает иски подлежащими удовлетворению.
Установлено, что: Епифанова И.А. на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ работает в ГБУЗ РК «Кемская центральная районная больница» в должности <данные изъяты>. В соответствии с указанным трудовым договором истцу установлен оклад – <данные изъяты> рублей, надбавки за работу в районах Крайнего Севера в размере 80 %, районный коэффициент 40 %, а также выплаты стимулирующего характера. Согласно расчетному листку истца ее начисленная заработная плата за апрель 2015 года без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера составила <данные изъяты> руб.
Ольшанская М.И. на основании трудового договора с ДД.ММ.ГГГГ работает в ГБУЗ РК «Кемская центральная районная больница» в должности <данные изъяты>. В соответствии с указанным трудовым договором истцу установлен оклад – <данные изъяты> рублей, надбавки за работу в районах Крайнего Севера в размере 80 %, районный коэффициент 40 %, а также выплаты стимулирующего характера. Согласно расчетному листку истца ее начисленная заработная плата за апрель 2015 года без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера составила <данные изъяты> руб.
Смирнова И.А. на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ работает в ГБУЗ РК «Кемская центральная районная больница» в должности <данные изъяты>. В соответствии с указанным трудовым договором истцу установлен оклад – <данные изъяты> рублей, надбавки за работу в районах Крайнего Севера в размере 80 %, районный коэффициент 40 %, а также выплаты стимулирующего характера. Согласно расчетному листку истца ее начисленная заработная плата за март 2015 года без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера составила <данные изъяты> руб.
Истцы осуществляют свою трудовую деятельность в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Карелия «Кемская центральная районная больница», учредителем которого и собственником имущества учреждения в соответствии с Уставом учреждения является Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, функции и полномочия учредителя от имени Республики Карелия осуществляются Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия. В соответствии с Уставом, ГБУЗ РК «Кемская центральная районная больница» является некоммерческой организацией – государственным бюджетным учреждением Республики Карелия. Учредителем является Министерство здравоохранения и социального развития РК, на которое возложено осуществление координации и контроля за деятельностью учреждения. Имущество учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, отвечает по своим обязательствам в соответствии с действующим законодательством (пункты 1.1, 1.3, 1.4, 5.1 Устава).
Уставом определено, что учреждение, кроме медицинской деятельности, вправе осуществлять дополнительные виды деятельности, имеется возможность оказания платных медицинских услуг сверх объемов, предусмотренных заданиями Учредителя (пункты 2.4, 2.8 Устава).
Руководитель учреждения - главный врач, в числе иных полномочий, утверждает структуру и штатное расписание учреждения, принимает и увольняет работников, определяет размеры оплаты их труда в соответствии с локальным правовым актом Учреждения, устанавливающим систему оплаты труда, издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения (пункты 4.1, 4.6 Устава). Учреждение имеет право в установленном порядке определять размер средств, направляемых на оплату труда работников учреждения и их поощрение (пункт 4.10 Устава). Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется на основе плана финансово-хозяйственной деятельности за счет, в том числе, поступлений от приносящей доход деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством (пункт 5.3 Устава). Учреждение обязано обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам заработной платы в соответствии с действующим законодательством РФ (пункт 5.21 Устава).
Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РК № 621 от 11.06.2010 г. и № 2235 от 13.11.2013 г. утверждено Примерное положение об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных названному министерству, в котором указаны размеры окладов рекомендуемых для работников, занимающих должности в государственных учреждениях здравоохранения.
Установлено, что Коллективный договор ГБУЗ РК «Кемская центральная районная больница» на период с 29.06.2012 г. по 29.06.2015 г. и Положение об оплате труда работников учреждения утверждены главным врачом учреждения – Задковой Т.И. В указанных документах установлены размеры окладов работников учреждения, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера, утверждено положение о премировании работников.
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 21 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно положений ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и системы премирования. При этом, как следует из содержания статьи 129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность.
В соответствии со статьей 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Трехсторонним Соглашением о минимальной заработной плате в Республике Карелия, заключенным между Правительством Республики Карелия, Объединением организаций профсоюзов в Республике Карелия и Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Карелия, которое действует с 01.01.2015 года, установлен размер минимальной заработной платы для работников государственных и муниципальных учреждений Республики Карелия: по северной части Республики Карелия (Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, г. Костомукша) - 7213 рублей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 408-ФЗ) с 01.01.2015 в Российской Федерации минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5965 рублей в месяц.
В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 315 TК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Из анализа приведенных норм права и положений статей 315-317 ТК РФ следует, что минимальный размер оплаты труда истцов не может быть меньше установленного федеральным законодательством МРОТ равного 5965 рублей плюс районный коэффициент - 40 % и надбавка за работу в районах крайнего севера – 80%, то есть не менее: 5965 руб. + (5965 руб. х 120 %) = 13123 руб. 00 коп.
На основании изложенного, с учетом приведенных норм права, установленных судом обстоятельств о том, что размер начисленной и выплаченной истцам заработной платы без учета районного коэффициента (40%) и процентной надбавки (80%) был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации, заявленные требования о взыскании заработной платы подлежат удовлетворению. Расчеты сумм невыплаченной заработной платы, заявленные прокурором, ответчиком не оспариваются, проверены судом, и принимаются к взысканию. На основании чего суд удовлетворяет заявленные требования, и взыскивает с ответчика недоначисленную заработную плату в пользу: Епифановой И.А. – <данные изъяты> руб., Ольшанской М.И. – <данные изъяты> руб., Смирновой И.А. – <данные изъяты> руб.
В соответствии со статьей 211 ГПК РФ решение суда в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и ст. 103 ГПК РФ с ГБУЗ РК «Кемская ЦРБ» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Кемского муниципального района, от уплаты которой прокурор был освобожден при подаче иска в суд, в размере: 400 руб. х 3 требования = 1200 руб. 00 коп. по требованиям имущественного характера о взыскании заработной платы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кемского района удовлетворить.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Кемская центральная районная больница» в пользу:
Епифановой И.А. заработную плату за апрель 2015 года в сумме <данные изъяты>;
Ольшанской М.И. заработную плату за апрель 2015 года в сумме <данные изъяты>;
Смирновой И.А. заработную плату за март 2015 года в сумме <данные изъяты>.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Кемская центральная районная больница» государственную пошлину в доход бюджета Кемского муниципального района в сумме 1200 (одна тысяча двести) рублей.
Решение суда в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: В.С. Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 07 августа 2015 года.