Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-48/2016 (2-1193/2015;) ~ М-1254/2015 от 04.12.2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 января 2016 года Отрадненский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего Гребешковой Н.Е.

при секретаре Борецкой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-48-2016 по иску Звягинцева ФИО11 к Администрации городского округа <адрес> о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда

УСТАНОВИЛ:

Звягинцев А.В. обратился в суд с иском к Администрации г.о. <адрес> о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.

В обоснование исковых требований истец указал следующее.

Звягинцев А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Звягинцев А.В. был осужден <данные изъяты>

Находясь в местах лишения свободы, Звягинцеву А.В. стало известно, что он как сирота подлежит обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда.

Протоколом заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Звягинцеву А.В. было отказано во включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Звягинцев А.В. просит обязать Администрацию городского округа <адрес> включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа <адрес>.

В судебное заседание Звягинцев А.В. не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. истец отбывает наказание в ФКУ ИК <адрес>, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Администрации г.о. <адрес> ФИО5 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования не признала, дала пояснения аналогичные пояснениям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

Представитель третьего лица – МКУ «Комитет по вопросам демографии, опеки и попечительства г.о. <адрес>» ФИО6 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ.) в судебном заседании разрешение вопроса об удовлетворении исковых требований истца, оставил на усмотрение суда.

Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, представителя третьего лица, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.

Звягинцев А.В. О.В. родился <данные изъяты>

Мать истца – ФИО12 решением Богатовского районного суда Самарской области от 02.12.1994г. лишена родительских прав в отношении сына Звягинцева А.В., который был передан отделу по вопросам семьи материнства и детства при администрации Богатовского района.

Отец истца – <данные изъяты> решением Богатовского районного суда Самарской области от 05.10.2000г. лишен родительских прав в отношении сына Звягинцева А.В.

Материалами дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ. Звягинцев А.В. находился на полном государственном обеспечении в школе-интернате <адрес> (в настоящее время – <данные изъяты>

Затем, после окончания 9 классов он выбыл в ПУ <адрес>.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Самарской области от 20.12.2012 г. N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.

В соответствии с частью 1 и 9 статьи 3 Закона Самарской области от 20.12.2012 г. N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится местожительство указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГ. Звягинцев А.В. был осужден <данные изъяты>.

В настоящее время Звягинцев А.В. отбывает наказание в ФКУ ИК <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. Звягинцев А.В. в возрасте 31 года обратился в Администрацию г.о. <адрес> с заявлением о включении его в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Звягинцеву А.В. было отказано в постановке на учет в список детей сирот подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по тем основаниям, что его возраст превышал 23 года.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абзацу 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

На основании пп. 3 п. 4 ст. 8 названного выше Федерального закона N 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом действие положений статьи 8 указанного Закона в приведенной редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные данным Федеральным законом N 159-ФЗ, в том числе и ранее действовавшее право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, до достижения возраста 23 лет лица указанной категории граждан в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были письменно обратиться в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, оценка наличия статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется на момент достижения 18 лет.

На ДД.ММ.ГГГГ момент достижения совершеннолетия, истец имел такой статус.

В указанный период времени действовала ст. 57 ч. 2 п. 2 ЖК РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения предоставлялись по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Данный пункт утратил силу с 01.01.2013 года, когда Звягинцеву А.В. было полных 28 лет.

Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Звягинцеву А.В. было отказано в постановке на учет в список детей сирот подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по тем основаниям, что его возраст превышал 23 года.

Суд полагает, что данное решение вынесено законно, поскольку на момент подачи соответствующего заявления Звягинцев А.В. статусом детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа не обладал, поскольку достиг возраста 31 года.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного своевременного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Само по себе сохранение за лицами, оставшимися без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте дополнительных гарантий на обеспечение жилым помещением, в настоящее время путем предоставления его из числа специального фонда муниципальных образований, не тождественно сохранению статуса несовершеннолетнего, следовательно, после достижения 18-летия данная категория лиц, обладая полной право- и дееспособностью, участвуют в гражданских правоотношениях и несут все риски и последствия связанные с совершенными действиями либо бездействием.

Согласно разъяснений, данных в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, в котором указано, что несмотря на установление с 1 января 2013 года нового порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года К 15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.

Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 19.10.2010 года N 1281-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Д.В.М. на нарушение его конституционных прав абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следует, что абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту введения в действие данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.

Согласно Обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013г., отсутствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.

Право на предоставление жилого помещения у достигшего 23-летнего возраста ребенка, относящегося к числу лиц, перечисленных в выше названном законе, сохраняется только в том случае, если до достижении возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете нуждающихся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью.

Таким лицом истец, как следует из материалов дела, признан не был.

Правовой характер статуса истца сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Статья 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В связи с чем, положения статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возлагают на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Доказательств уважительности и исключительности причин, препятствовавших истцу обратиться в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, суду не представлено и материалы дела не содержат. Нахождение истца в местах лишения свободы, по мнению суда, таковыми не являются, с 21.01.2011г. по 21.03.2014г. истец находился на свободе. Кроме того, Звягинцеву А.В. ничто не мешало обратиться с соответствующим заявлением в Администрацию г.о. Отрадный находясь в местах лишения свободы

Более того, как следует из материалов дела в 2012г. Звягинцев А.В. имел в собственности однокомнатную квартиру площадью 32, 1 кв. м.. расположенную по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ право собственности истца на данное жилое помещение было прекращено, т.е. истец самостоятельно ухудшил свои жилищные условия.

Обязанность в предоставлении данных доказательств возложена на истца требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, поскольку до достижения 23 лет истец не обращался в уполномоченный орган с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не был постановлен до указанного возраста на учет нуждающихся в жилом помещении среди указанной категории лиц, и на момент обращения к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не относился к числу лиц вышеуказанной категории в связи с достижением 23-летнего возраста, оснований для признания решения комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , об отказе в постановке его на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, незаконным и включении Звягинцева А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа Отрадный, <адрес> не имеется.

Анализируя изложенные выше обстоятельства в системной взаимосвязи с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу, что отсутствуют правовые и фактические основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку Зягинцев А.В. в период, когда он обладала статусом лица, оставшимся без попечения родителей, своего права, носящего заявительный характер, на социальную поддержку со стороны государства по обеспечению жилым помещением не реализовал, следовательно, правоотношений в части обязанности со стороны государства по обеспечению ее жилым помещением как лица, оставшегося без попечения родителей, до 01.01.2013 года, на которые распространялось бы действие статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), не возникло.

Руководствуясь ст.тс. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Звягинцева ФИО13 к Администрации городского округа <адрес> о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Отрадненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 26 января 2016г.

Судья Н.Е. Гребешкова

2-48/2016 (2-1193/2015;) ~ М-1254/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Звягинцев А.В.
Ответчики
Комитет по управлению имуществом г.о. Отрадный
Администрация г.о. Отрадный
Суд
Отрадненский городской суд Самарской области
Судья
Гребешкова Н. Е.
Дело на странице суда
otradnensky--sam.sudrf.ru
04.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2015Передача материалов судье
09.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2016Судебное заседание
26.01.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2016Дело оформлено
20.07.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее