Решение по делу № 3а-59/2019 от 02.10.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 ноября 2019 г. по делу № 3а-59/2019

            Севастопольский городской суд в составе:

председательствующего судьи       –     Дудкиной Т.Н.

при помощнике судьи             –            Гоголевой И.А.

секретаре                                          –     Михайловой В.Г.

с участием:

представителя административного истца        – ФИО1        .

представителя Управления

государственной регистрации права и

кадастра Севастополя                                          – ФИО2

представителей Государственного

бюджетного учреждения города Севастополя

«Центр государственной кадастровой оценки» - ФИО3, ФИО4

ФИО4., ФИО5

представителей Потребительского кооператива

«Гаражно-строительный кооператив «Памир», - ФИО6, ФИО7

ФИО7., ФОИ8

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Правительства Севастополя к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованные лица – Потребительский кооператив «Гаражно-строительный кооператив «Памир», Государственное бюджетное учреждение города Севастополя «Центр государственной кадастровой оценки» о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории города Севастополя от 12.07.2019 г., исключении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N из сведений государственного кадастра недвижимости, -

установил:

В Севастопольский городской суд поступило административное исковое заявление Правительства Севастополя к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованные лица – Потребительский кооператив «Гаражно-строительный кооператив «Памир», Государственное бюджетное учреждение города Севастополя «Центр государственной кадастровой оценки» о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории города Севастополя от 12.07.2019 г. Административный истец просит признать решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории города Севастополя от 12.07.2019 г., об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим интересы города федерального значения Севастополя; обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя исключить установленную Комиссией кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N из сведений государственного кадастра    недвижимости.

Требования обоснованы тем, что ПК «ГСК «Памир» является пользователем земельного участка с кадастровым номером на основании договора аренды, соответственно плательщиком арендной платы за пользование земельным участком, для расчета которой применяется кадастровая стоимость земельного участка. Уполномоченным органом данному лицу определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 14010361,82 руб., которая оспариваемым решением изменена до 9 875 000,00 руб. на основании Отчета о рыночной стоимости земельного участка, изготовленного по заказу ПК «ГСК «Памир».

Административный истец считает Отчет не соответствующим требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, так как выполнен с нарушением требований федеральных стандартов оценки, и как следствие незаконным является решение комиссии. Считает, согласно дополнениям к административному иску, что принятие решения не в соответствии с нормой Положения о комиссии нарушением процедуры его принятия.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя полагался на усмотрение суда.

Представители Государственного бюджетного учреждения города Севастополя «Центр государственной кадастровой оценки» просили иск удовлетворить.

Представители Потребительского кооператива «Гаражно-строительный кооператив «Памир» просили в удовлетворении иска отказать.

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории города Севастополя явку своего представителя не обеспечила, будучи надлежащим образом уведомленной о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки представителя не уведомила. Учитывая, что Комиссия создана на основании приказа Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 10.10.2018 , Департамент является административным ответчиком по делу, Комиссия находится по адресу Департамента, а потому в силу указанных обстоятельств и положений статьи 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Комиссии.

Представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, в предыдущих судебных заседаниях просил иск удовлетворить.

Выслушав лиц, участвующих в деле, специалиста, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований исходя из следующего.

        Судом установлено, что на основании договора аренды земельного участка от 01 июня 2004 года ПК «ГСК «Памир» предоставлен в пользование земельный участок для строительства и обслуживания временной автостоянки, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер площадью 0,7553 га.

          ПК «ГСК «Памир» является плательщиком арендной платы.

Постановлением Правительства Севастополя от 25.10.2018 №716-ПП «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя» определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в сумме 14010361,82 руб.

Не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка ПК «ГСК «Памир» заказал изготовление отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка ООО «Даинна-Крым-Консалтинг».

          Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от 15 апреля 2019 года, изготовленного ООО «Даинна-Крым-Консалтинг», рыночная стоимость земельного участка площадью 0,7553 га (кадастровый номер ) для строительства и обслуживания временной автостоянки, расположенный по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2018г. составляет 9 875 000,00 руб.

ПК «ГСК «Памир» оспорил результат определенной кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории города Севастополя.

Решением комиссии от 12.07.2019 г. ПК «ГСК «Памир» определена кадастровая стоимость в размере рыночной – 9 875 000,00 руб.

Согласно статье 245 КАС РФ, положениям части 1 статьи24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Согласно части 5 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 Кодекса с учетом особенностей, установленных главой 25 КАС РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При рассмотрении данной категории дел суд устанавливает в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 КАС РФ).

Приказом департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 10.10.2018 года создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории города Севастополя.

Приложением к Приказу утвержден состав комиссии, приложением утверждено Положение о комиссии.

Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории города Севастополя от 12 июля 2019 года, заседание комиссии состоялось в полном составе.

Согласно этому же протоколу, на заседании комиссии присутствовали оценщик Мринская Н.В., сообщившая комиссии, что при определении рыночной стоимости земельного участка было учтено наличие на нем охранных зон инженерных коммуникаций, а также точек подключения к инженерным сетям; представители ГБУ «Цент государственной кадастровой оценки», которые высказали замечания к отчету, которые по их мнению, свидетельствуют о наличии в отчете нарушений, подтверждающих его несоответствие статье 11 Закона Об оценочной деятельности, в частности, стандартов оценки ,. Исполнитель отчета Мринская Н.В. дала пояснения на замечания ГБУ, также были даны ответы на вопросы членов комиссии. Членами комиссии было отмечено отсутствие явных нарушений статьи 11 Закона Об оценочной деятельности.

Решение по результатам рассмотрения принято большинством голосов.

Пунктом 2.9 Положения о Комиссии определено, что в соответствии с частью 15 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке комиссия вправе принять:

1) решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;

2) решение об отклонении заявления об оспаривании.

В соответствии с пунктом 2.14 Положения, в случае если содержание отчета об оценке рыночной стоимости, приложенного к заявлению об оспаривании, соответствует требованиям, установленным статьей 11 закона об оценочной деятельности, и соответствует требованиям к составлению и содержанию отчета об оценке, а также требованиям к проведению оценки недвижимости, установленным федеральными стандартами оценки, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Судом установлено, что при принятии решения Комиссией процедура его принятия нарушена не была.

В судебном заседании оценщик Мринская Н.В., изготовившая отчет, дала пояснения, что при определении рыночной стоимости земельного участка были учтены охранные зоны земельного участка, составляющие 31% его площади, отсутствие на участке газоснабжения, отсутствие водоснабжения и водоотведения, которые не были учтены при определении кадастровой стоимости. Также в отчете учтены конфигурация участка, расположение охранных зон, режимы охранных зон и степень их влияния на использование земельного участка.

Оценщик дала исчерпывающие пояснения относительно примененного метода оценки и подхода исходя из вида разрешенного использования земельного участка и отсутствия аналогов продаж и наиболее эффективного использования земельного участка. Указывала на ошибочность толкования представителями ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» пунктов 12, 20 ФСО , ясно и недвусмысленно ответила на поставленные перед ней вопросы.

Представители ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» не оспаривая то обстоятельство, что наличие охранных зон не было учтено при определении кадастровой стоимости, а также что их наличие влияет на стоимость земельного участка в сторону ее уменьшения, однако указывали на отсутствие в ЕГРН сведений об обременении земельного участка охранными зонами.

Суд отклоняет данные доводы, поскольку отсутствие в ЕГРН сведений об охранных зонах не свидетельствует об их фактическом отсутствии и использовании земельного участка без их учета.

Наличие охранных зон подтверждается решением Севастопольского городского совета от 03 июня 2003 года, договором аренды, схемой расположения охранных зон, кадастровым планом земельного участка.

Согласно информации, направленной ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» в адрес ПК ГСК «Памир» относительно определения кадастровой стоимости, при ее определении охранные зоны не учтены, при этом указано, что имеется подключение к водоснабжению, водоотведению газоснабжению при их фактическом отсутствии, что не оспаривается.

Не заслуживают внимания доводы ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» о том, что указанные обстоятельства могли быть рассмотрены и устранены данным лицом в установленном порядке в случае подачи ПК ГСК «Памир» соответствующего заявления, поскольку эти недостатки устранены в отчете и были учтены Комиссией, рассмотревшей, оценившей и принявшей представленный заявителем отчет, а на его основании - оспариваемое решение.

Суд также обращает внимание, что в состав комиссии входит три эксперта-оценщика, которые принимали участие в ее заседании и пришли к выводу о соответствии отчета требования Федерального закона №135-ФЗ, указав, что наличие охранных зон влияет на определение стоимости участка.

        Суд отклоняет ссылку административного истца и представителей ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» на экспертное заключение саморегулируемой организации Союз «Федерация специалистов оценщиков» поскольку в силу абз.2 п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" экспертное заключение саморегулируемой организации на отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами.

           При его оценке суд не усматривает оснований для вывода о незаконности оспариваемого решения и несоответствия отчета, выполненного экспертом-оценщиком Мринской Н.В., требованиям статьи 11 Закона №135-ФЗ.

Следует также указать, что административный истец не приводит доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что при наличии установленных обстоятельств, кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Правительством Севастополя осталась бы неизменной, а следовательно и арендные платежи, рассчитанные исходя из этой стоимости.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения, принятого комиссией, созданной на основании закона Правительством Севастополя в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в целях рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории города Севастополя.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь статьями 177 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме через Севастопольский городской суд.

В окончательной форме решение изготовлено 13 ноября 2019 года.

Судья Севастопольского

городского суда                                                               Дудкина Т.Н.

3а-59/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Правительство г. Севастополя
Ответчики
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенной на территории г. Севастополя
Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Потребительский кооператив "Гаражно строительный кооператив "Памир"
Государственное бюджетное учреждение г. Севастополя "Центр государственной кадастровой оценки"
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Дудкина Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
02.10.2019Регистрация административного искового заявления
02.10.2019Передача материалов судье
02.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
02.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.10.2019Предварительное судебное заседание
06.11.2019Судебное заседание
23.03.2020Регистрация административного искового заявления
23.03.2020Передача материалов судье
23.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.03.2020Предварительное судебное заседание
23.03.2020Судебное заседание
06.11.2019Судебное заседание
18.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2019Дело оформлено
23.08.2020Регистрация административного искового заявления
23.08.2020Передача материалов судье
23.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.08.2020Предварительное судебное заседание
23.08.2020Судебное заседание
13.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее