Дело № 2–4011/19УИД 78RS0014-01-2019-002126-98 |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 10 сентября 2019 года
Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Ершовой Ю.В.,
при секретаре Забоевой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаенкова В.А. к Публичному акционерному обществу энергетики и электрификации «Ленэнерго» об обязании исполнить обязательства по договору, взыскании компенсации морального вреда и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Истец Николаенков В.А. обратилась в суд с иском к Публичному акционерному обществу энергетики и электрификации «Ленэнерго» (далее – ПАО «Ленэнерго»), в котором просит обязать ответчика надлежащим образом исполнить обязательства по Договору № ОД-ВЭС-8181-17/7001-Э-17, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в размере 50 % от присужденной в пользу истца денежной суммы и расходы по оплате почтового отправления в размере 165,94 рубля. В обоснование своих требований истец указал, что 27.03.2017 заключил с ответчиком Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № ОД-ВЭС-6181-17/7001-Э-17 (далее – Договор), в полном объеме исполнил обусловленные этим Договором обязательства по оплате технологического присоединения и технические условия, о чем уведомил ответчика 13.07.2017 по телефону. Между тем, в установленный Договором срок и до дня предъявления настоящего иска в суд ответчик не осуществил технологическое присоединение энергопринимающих устройств истца, тем самым нарушил права истца.
Истец в судебное заседание явился, иск поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика, Ишутина К.Л., в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения иска Николаенкова В.А., указав, что технические условия истцом выполнены не в полном объеме, не установлена трубостойка необходимой для соблюдения пункта 2.4.55 Правил устройства электроустановок.
Заслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные по делу доказательств в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями статей 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что 27.03.2017 между ПАО «Ленэнерго» (Сетевой организацией) и Николаенковым В.А. (Заявителем) был заключен договор № ОД-ВЭС-6181-17/7001-Э-17 (далее – Договор) (л.д. 6-8), в соответствии с которым Сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя (далее – технологическое присоединение) – вводного распределительного устройства жилого дома, в том числе, по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединения энергопринимающих устройств – 15 кВт, категория надежности – третья, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется присоединение – 0,4 кВ, максимальная мощность ранее присоединяемых энергопринимающих устройств отсутствует, точка присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям (далее – Технические условия) и располагается на расстоянии не далее 25 м от границы участка Заявителя, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя, точка присоединения и максимальная мощность энергопринимающих устройств по каждой точке присоединения к электрической сети: контактное соединение проводов ВЛИ-0,4 кВ от ТП-33, на ближайшей опоре и линии 0,4 кВ, отходящей в направлении ВРУ-0,4 кВ объекта электроснабжения заявителя. Согласно пункту 2 Договора технологическое присоединение необходимо для электроснабжения дома, расположенного по адресу: <адрес> (далее – Объект). Неотъемлемой частью Договора являются Технические условия (пункт 4 Договора).
В соответствии с пунктами 10 указанного Договора размер платы за технологическое присоединение составляет 550 рублей, включая НДС 18% 83,90 рубля. Обязательство по оплате технологического присоединения в указанном размере исполнено истцом в полном объеме, что ответчиком не оспаривается.
Согласно пункту 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего Договора.
Пункт 6 Договора устанавливает следующие обязанности Сетевой организации:
- надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему Договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях;
- в течение 15 рабочих дней со дня уведомления заявителя сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринмающих устройств заявителя;
- не позднее 15 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), указанного в абзаце третьем настоящего пункта, с соблюдением срока, установленного пунктом 5 Договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт об осуществлении технологического присоединения и направить его заявителю.
29.03.2017 истец оплатил установленную Договором стоимость Технологического присоединения в полном объеме. 13.07.2017 истец направил в адрес ответчика о выполнении Технических условий в полном объеме. В связи с этим, исходя из положений пунктом 5, 6 Договора, технологическое присоединение должно было быть осуществлено ответчиком не позднее 27.09.2017. Между тем, технологическое присоединение энергопринимающих объектов истца ответчиком до настоящего времени не произведено.
Оценивая довод истца о том, что технические условия истцом выполнены не в полном объеме, не установлена трубостойка необходимой для соблюдения пункта 2.4.55 ПУЭ, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 10.1 Технических условий Заявитель обязан был подготовить для присоединения энергопринимающее устройство с ВРУ, расположенного в граница земельного участка, соответствующее «Правилам устройства электроустановок» (далее – ПУЭ), выполненное согласно проектной документации (за исключением случаев, когда в соответствии законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной).
Пункт 2.4.55 ПУЭ, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003 № 187, устанавливает, что расстояние по вертикали от проводов ВЛИ до поверхности земли в населенной и ненаселенной местности до земли и проезжей части улиц должно быть не менее 5 м. Оно может быть уменьшено в труднодоступной местности до 2,5 м и в недоступной (склоны гор, скалы, утесы) - до 1 м. При пересечении непроезжей части улиц ответвлениями от ВЛИ к вводам в здания расстояния от СИП до тротуаров пешеходных дорожек допускается уменьшить до 3,5 м. Расстояние от СИП и изолированных проводов до поверхности земли на ответвлениях к вводу должно быть не менее 2,5 м. Расстояние от неизолированных проводов до поверхности земли на ответвлениях к вводам должно быть не менее 2,75 м.
Между тем, на истца не могут быть возложены обязанности по совершению каких-либо действия, направленных к исполнению требований вышеприведенного пункта ПУЭ, поскольку согласно предисловию к ПУЭ, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003 № 187, требования этих Правил обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, к каковым истец не относится.
Одновременно, в силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства, как и одностороннее его изменение не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861.
Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен в пункте 16 Правил технологического присоединения.
Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2017 № 557, действовавшей на момент заключения между сторонами по делу Договора, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности - 6 месяцев.
Абзац 4 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в устанавливает, что Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Применение второго предложения абзаца 4 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» должно осуществляться с учетом указанных выше положений статьи 26 и Правил технологического присоединения. Неисполнение сетевой организацией договора об осуществлении технологического присоединения в связи с нарушением предельных сроков технологического присоединения, установленных в подпункте «б» пункта 16 Правил технологического присоединения для соответствующих категорий заявителей, является нарушением статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункта 16 Правил технологического присоединения.
В то же время, ответчиком не приведено доказательств, свидетельствующих о том, что со стороны Николаенкова В.А. имело место невыполнение технических условий, и, если таковое имело место, то оно каким-либо образом препятствовало ПАО «Ленэнерго» в исполнении своих договорных обязательств.
В связи с этим требование истца об обязании ответчика исполнить обусловленные Договором № ОД-ВЭС-8181-17/7001-Э-17 обязательства по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств истца, подлежит удовлетворению.
Одновременно, в соответствии с частью 2 статьи 206 ГК РФ, исходя из принципов разумности и справедливости, с учетом характера возложенного на ответчика обязательства, степени трудоемкости его выполнения, суд считает необходимым установить ПАО «Ленэнерго» срок исполнения решения суда в части обязания осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта истца к электрическим сетям – 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, поскольку в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт нарушения ответчиком права истца на своевременное получение услуги по технологическому присоединению жилого дома к электрическим сетям, исходя из положений статьи 15 Федерального закона «О защите прав потребителей» суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей. Такой размер компенсации морального вреда в полном мере отвечает принципам разумности и справедливости и соответствует степени нравственных страданий истца, причиненных ему по вине ответчика, с учетом личностных особенностей истца и характера его нарушенного права, а также степени вины ответчика в нарушении прав истца.
Разрешая вопрос о взыскании с ответчика в пользу истца штрафа в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», суд приходит к следующему.
Согласно пункту 6 статьи 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Как разъяснено в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17, при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей).
В связи с этим, в соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона «О защите прав потребителей», суд приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 2 500 рублей (5000 Х 50 / 100).
В связи с удовлетворением требований истца, в соответствии со статьей 103 ГПК РФ и статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ПАО «Ленэнерго» в доход бюджета Санкт-Петербурга подлежит взысканию госпошлина в размере 600 рублей.
В связи с изложенным, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░,░., - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 20 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – 15 ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – 0,4 ░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░-0,4░░ ░░ ░░-30, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 0,4 ░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░-4 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░..
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5000 ░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 500 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 600 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: