Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чапаевск
Самарской области 30 июня 2015 года
Чапаевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Одайкиной И.А.,
при секретаре Кузьминой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда гражданское дело №2- 784/15 по исковому заявлению Курочкиной Н.А. к Администрации городского округа Чапаевск о предоставлении жилого помещения специализированного фонда жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
У С Т А Н О В И Л:
Курочкина Н.А. обратилась в Чапаевский городской суд с иском к Администрации городского округа Чапаевск о предоставлении жилого помещения специализированного фонда жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Просит суд обязать Администрацию городского округа Чапаевск принять Курочкину Н.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда. Также просит суд обязать Администрацию городского округа Чапаевск предоставить Курочкиной Н.А. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 квадратных метров.
В обоснование исковых требований истица в судебном заседании пояснила, что является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В <Дата обезличена> г. её мама "1" умерла. После смерти мамы дедушка "2" проживающий по адресу: <Адрес обезличен>А оформил опекунство с <Дата обезличена>.
В принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ей отказано. Считает отказ неправомерным, поскольку с <Дата обезличена> состояла на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена.
В <Дата обезличена> году также обращалась в КСОИП администрация г.о. Чапаевск, где ей пояснили, что необходимо вступить в наследство на <Данные изъяты> долю в квартире, которая принадлежала матери истицы в <Адрес обезличен>. Оформление наследства затянулось. Обращалась к нотариусу летом <Дата обезличена> года, но возможности ехать в <Адрес обезличен> для оформления наследства не имела. В <Дата обезличена> году вновь обращалась в КСОиП, но там опять говорили, чтобы вступили в наследство.
<Дата обезличена> отправила письмо в администрацию г.о. Чапаевск о включении в список нуждающихся в жилом помещении. Считает, что обратилась с заявлением в жилищный отдел до достижения 23-летнего возраста. Просит суд исковые требования удовлетворить, признать за ней право на обеспечение жилым помещением специализированного фонда жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать Администрацию городского округа Чапаевск принять её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда и предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель ответчика Администрации городского округа Чапаевск в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Курочкина Н.А. обратилась в администрацию с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях 05.03.2015г. Заявителю было отказано в связи с тем, что представленные документы не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающегося. На дату обращения с заявлением Курочкиной Н.А. достигла <Дата обезличена> летнего возраста, утратила статус детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно, утратила право на постановку на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда. Полагает, что у Курочкиной Н.А. имелось достаточно времени для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением. Уважительных причин, в силу которых Курочкина Н.А. своевременно не встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения ей <Данные изъяты>-х летнего возраста (<Дата обезличена> истцом предоставлено не было. Просит в удовлетворении заявленных исковых требованиях Курочкиной Н.А. к администрации городского округа Чапаевск отказать в полном объеме.
Представитель МКУ УСОиП администрации городского округа Чапаевск в судебном заседании с исковыми требованиями согласна и пояснила, что Курочкина Н.А. имеет право на обеспечение жилым помещением. Истец обращалась в 2012 году в администрацию г.о. Чапаевск с заявлением о принятии на учет, был собран пакет документов, подготовлен проект протокола жилищной комиссии. Однако жилищный отдел не принял документы. Отказали в связи с тем, что истец должна была вступить в наследство после смерти её матери на долю в квартире в <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен>.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Курочкина Н.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается и подтверждается свидетельством о рождении ребенка (л.д.9), свидетельствами о смерти родителей истицы (л.д.16-17), представленной копией постановлением Администрации городского округа Чапаевск <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «Об установлении попечительства над несовершеннолетней Курочкиной Н.А. <Дата обезличена> года рождения» (л.д.18).
На основании постановления Администрации городского округа Чапаевск <Номер обезличен> от <Дата обезличена> за несовершеннолетней Курочкиной Н.А. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <Адрес обезличен>А(л.д.51-52).
Постановлением Администрации городского округа Чапаевск <Номер обезличен> от <Дата обезличена> названное выше постановление «О сохранении права пользования жилым помещением за несовершеннолетней Н.А. <Дата обезличена> года рождения» в целях приведения в соответствие с действующим законодательством признано утратившим силу(л.д.53).
Судом установлено, что истица Курочкина Н.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу <Адрес обезличен>А с <Дата обезличена> года, что следует из домовой книги (л.д.19-24). Жилой дом общей площадью <Данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу <Адрес обезличен>, принадлежит на праве собственности гр."2".
Согласно Выписке из поквартирной карточки МБУ МФЦ г.о.Чапаевска от <Дата обезличена> по месту жительства по адресу <Адрес обезличен> зарегистрированы : "2", внучка Курочкина Н.А., внук "3", внучка "4", правнук "4", правнук "3", правнучка "6" (л.д.25).
Нуждаемость Курочкиной Н.А. в жилом помещении специализированного жилищного фонда ( жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), ответчиком не оспаривается, поскольку обеспеченность истицы общей площадью жилого помещения составляет ниже учетной нормы.
Вместе с тем, на основании постановления Администрации городского округа Чапаевск <Номер обезличен> от <Дата обезличена> (л.д.37) Курочкиной Н.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда в связи с тем, что заявителем представлены документы, которые не подтверждают её право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда (жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) и в связи с достижением <Дата обезличена> летнего возраста( п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ, п.10 ст.3 Закона самарской области от 28.12.2012 года №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот т детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области»).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Из положений ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что права детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством.
Согласно ч. 1 ст. 8 указанного федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста18лет.
На основании п. 3 ст. 8 указанного ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с п. 9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Суд принимает во внимание, что <Дата обезличена> Курочкиной Н.А. исполнилось <Данные изъяты> года.
Заявление Курочкиной Н.А. о принятии её на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда принято ответчиком <Дата обезличена> в 11-43 часов (л.д.34).
Вместе с тем, судом установлено, что <Дата обезличена> Курочкиной Н.А. в адрес администрации городского округа Чапаевск направлено письменное заявление(л.д.36, 44-45) с просьбой включить её в список детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении.
Более того, в судебном заседании установлено, что вопрос о принятии Курочкиной Н.А. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в мае 2012 года уже являлся предметом рассмотрения и не был разрешен по существу ввиду отказа в согласовании проекта Протокола заседания жилищной комиссии начальником жилищного отдела Администрации городского округа Чапаевск (л.д.46-50).
Из представленных суду материалов, действительно, следует, что матери истица -"1" на праве общей долевой собственности ( <Данные изъяты>) принадлежит <Адрес обезличен> по адресу <Адрес обезличен> рп.<Адрес обезличен> (л.д.35). Однако, указанное обстоятельство не влияет на обеспеченность Курочкиной Н.А. жилым помещением при решении вопроса о признании её нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда.
Таким образом, документы, необходимые для разрешения вопроса о нуждаемости заявителя Курочкиной Н.А. в жилом помещении специализированного жилищного фонда в распоряжении ответчика -Администрации городского округа Чапаевск имелись. Препятствий для разрешения вопроса о принятии Курочкиной Н.А. на учет не было.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции Российской Федерации предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепление в Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-либо сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, согласно которому до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилыми помещениями должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. В случае признания причин, в силу которых истец своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 112 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов, осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что Курочкина Н.А., состоящая на учете детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на протяжении длительного периода времени до достижения возраста 23 лет обращалась в соответствующие органы с заявлением о постановке на учет, на момент обращений Курочкина Н.А. фактически обладала правом быть поставленной на данный учет, однако не могла его реализовать по причинам от неё независящим.
При таких обстоятельствах, принятие ответчиком заявления Курочкиной Н.А. после достижения 23 летнего возраста не влечет за собой прекращения права на обеспечение жильем. Причины, по которым истица своевременно не была поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признается судом уважительной. Кроме того, право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется до фактического обеспечения соответствующих лиц жилыми помещениями.
Право Курочкиной Н.А. на обеспечение жилым помещением специализированного фонда жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантировано законом, что является основанием для удовлетворения исковых требований о возложении на Администрацию городского округа Чапаевск обязанности принять Курочкину Н.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с п. 9. ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.
При изложенных обстоятельствах исковые требования Курочкиной Н.А. о предоставлении благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 квадратных метров являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.92,109.1 ЖК РФ, Законом Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 33 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░
06.07.2015 ░░░░.