Дело №2-8/2017
В окончательной форме решение изготовлено 23.01.2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Байкалово 18 января 2017 года
Байкаловский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Борисовой О.Д.,
с участием истца- Захарова В.А.,
представителя ответчика- директора Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Байкаловский центр занятости» Семиной Н.В.,
при секретаре Папуловой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захарова В.А. к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Байкаловский центр занятости» о восстановлении нарушенных прав и установлении пособия по безработице в процентном соотношении к среднему заработку,
УСТАНОВИЛ:
Захаров В.А. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Байкаловский центр занятости» о восстановлении нарушенных прав и установлении пособия по безработице в процентном соотношении к среднему заработку с периодом выплаты 12 месяцев в размере 5 635 рублей ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований Захаров В.А. указал, что он с ДД.ММ.ГГГГ работал в ЗАО «<данные изъяты>» рабочим и ДД.ММ.ГГГГ уволился. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику для постановки на учет в качестве безработного. Приказом Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Байкаловский центр занятости» № от ДД.ММ.ГГГГ ему было назначено пособие по безработице в сумме 977 рублей 50 копеек на период 6 месяцев. С установленным размером пособия он не согласен, так как в Законе Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» содержится только общая формулировка без разъяснения понятия «оплачиваемая работа», а есть разъяснение определения «занятости», из которого следует, что нетрудоспособность и отпуска ставятся в одно положение, и граждане, временно отсутствующие по этим причинам, считаются занятыми, а поэтому они не могут считаться безработными. В ч.1 ст.30 указанного закона закреплено, что пособие в процентном отношении к среднему заработку устанавливается при условии, если гражданин в течение 12 месяцев, предшествовавших безработице, имел оплачиваемую работу, то есть необходим факт наличия трудовых отношений в течение 26 календарных недель, которые не прекращаются в связи с временной нетрудоспособностью. В связи с этим период временной нетрудоспособности не может быть исключен при определении периода, когда он имел оплачиваемую работу.
Кроме того, в период временной нетрудоспособности работнику выплачивается пособие, право на которое обуславливается наличием у работника права на получение заработной платы, производно от него и выплачивается как компенсационная выплата с целью возместить работнику временную потерю заработка в период временной нетрудоспособности. Полагает, что период временной нетрудоспособности не следует исключать из подсчета периода оплачиваемой работы.
Истец- Захаров В.А. в судебном заседании поддержал исковые требования и обоснование требований полностью, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика- директор Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Байкаловский центр занятости» Семина Н.В. в судебном заседании пояснила, что пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель в соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Поскольку из справки, предоставленной истцом, стаж, предшествовавший началу безработицы, составлял менее 26 недель, то ему было установлено пособие по безработице в минимальном размере- 977 рублей 50 копеек. В стаж работы истца при этом не был включен период временной нетрудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как фактически он не работал. Просила в удовлетворении исковых требований Захарова В.А. отказать.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд пришел к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ Захаров В.А. обратился в Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Байкаловский центр занятости» с заявлением о разъяснении причины назначения ему пособия по безработице в минимальной размере (л.д.9).
Из сообщения Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Байкаловский центр занятости» №816 от 18.11.2016 года следует, что согласно ч.1, 2 ст.30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). Пособие по безработице уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, устанавливается в размере величины пособия по безработице.
Согласно разъяснений Федеральной службы по труду и занятости (письмо Роструда от 31.10.2013г. №935-6-1) под оплачиваемой работой понимается выполнение работником своих трудовых обязанностей с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка и получение за выполненную работу заработной платы.
Так, по общему правилу, следует при расчете 26 недель оплачиваемой работы в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, необходимо исключать периоды временной нетрудоспособности гражданина, в связи с чем стаж Захарова В.А. составил 24 недели 3 дня с учетом вычета периода временной нетрудоспособности. Следовательно пособие по безработице установлена в минимальном размере- 977 рублей 50 копеек (л.д.10).
В соответствии с положениями статьи 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2015г. №1223 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год» минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 850 рублей.
Часть 2 статьи 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» устанавливает, что гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.
Судом установлено, что приказом директора Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Байкаловский центр занятости» № от ДД.ММ.ГГГГ Захаров В.А. признан безработным, и с ДД.ММ.ГГГГ ему назначено пособие по безработице в размере 977 рублей 50 копеек с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
Как следует из справки о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы, в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, Захаров В.А. имел оплачиваемую работу менее 26 недель, так как с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был временно нетрудоспособен (л.д.7).
Таким образом, истец в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имел оплачиваемую работу менее 26 недель, поэтому пособие по безработице ему было назначено в размере минимальной величины пособия по безработице.
Пунктом 4 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.08.2003 №62 «Об утверждении порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости», установлено, что при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если работник получал пособие по временной нетрудоспособности.
В силу статьи 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом, исходя из того, что период временной нетрудоспособности работника не является выполнением им оплачиваемой работы, а является периодом, на который распространяются социальные гарантии, пособие по временной нетрудоспособности предоставляется по системе обязательного социального страхования и выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В п.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 06 октября 2015г. №24-П закреплено, что Конституция Российской Федерации, провозглашая целью политики Российской Федерации как правового демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1), гарантирует гражданам как свободу труда и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, так и право на защиту от безработицы (статья 37, части 1 и 3).
Защита от безработицы, как следует из Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», обеспечивается государством посредством разработки и осуществления мер по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости и предотвращения возможной безработицы, а также специальных мер, направленных на нейтрализацию нежелательных последствий, связанных с утратой работы, и социальную поддержку граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода) и официально признанных безработными.
Такие меры имеют целью стимулирование граждан, утративших работу и заработок, к обращению в органы службы занятости за содействием в подборе подходящей работы и трудоустройстве и, соответственно, направлены на сокращение латентной безработицы, что согласуется с основными целями государственной политики содействия занятости населения. Вместе с тем наделение граждан, признанных безработными, правами, обеспечивающими содействие занятости и социальную поддержку в период безработицы, в большем объеме по сравнению с гражданами, ищущими работу и не имеющими статуса безработного, обусловливает необходимость приобретения гражданином данного статуса в установленном законом порядке.
На основании ст.30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2015г. №1223 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год» пособие в минимальном размере в сумме 977 рублей 50 копеек ответчиком назначено Захарову В.А. правильно.
Учитывая вышеизложенное в удовлетворении исковых требований Захарова В.А. к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Байкаловский центр занятости» о восстановлении нарушенных прав и установлении пособия по безработице в процентном соотношении к среднему заработку следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 320, 321 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Захарова В.А. к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Байкаловский центр занятости» о восстановлении нарушенных прав и установлении пособия по безработице в процентном соотношении к среднему заработку с периодом выплаты 12 месяцев в размере 5 635 рублей ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Байкаловский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья- О.Д. Борисова