Решение по делу № 2-2380/2012 (2-8366/2011;) ~ М-7309/2011 от 21.12.2011

Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

06 августа 2012г. Федеральный суд Центрального района г.Красноярска

В составе: председательствующего Сидоренко ЕА

С участием прокурора Шваненко АВ

При секретаре Буровой ВЮ

Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Сердюков ВИ об оспаривании бездействия Межведомственной комиссии по вопросам признания помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и Администрации <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Свердловского района г.<адрес> предъявил иск к Межведомственной комиссии по вопросам признания помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и Администрации <адрес>.

Ссылается на то, что Прокуратурой Свердловского района г. <адрес> района проведена проверка по обращению Сердюков ВИ о нарушении его жилищных прав.

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований жилищного законодательства Российской Федерации в администрации <адрес> и межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда, пригодным (непригодным) для проживания граждан.

Так, согласно обращению Сердюков ВИ в прокуратуру района установлено, что решением жилищной комиссии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Сердюков ВИ поставлен на учет и включен в единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ Службой строительного надзора и жилищного контроль <адрес> проведена проверка технического состояния жилого здания, расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе проверки составлено заключение «о проведении оценки соответствия жилых помещений жилого здания <адрес> требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, и о возможности отнесения жилого дома к аварийному жилищному фонду, подлежащему сносу или реконструкции», согласно которого, жилых помещений жилого здания <адрес> не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение.

Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Службой строительного надзора и жилищного контроль <адрес> проведена проверка технического состояния жилого здания, расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе проверки составлено заключение «о проведении оценки соответствия жилых помещений жилого здания <адрес> требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, и о возможности отнесения жилого дома к аварийному жилищному фонду, подлежащему сносу или реконструкции».

Согласно данному заключению, установлено, что, в нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ , при визуальном осмотре жилого здания, установлено: отслоение штукатурного и окрасочного слоя с плоскости наружных стен, частичное разрушение кирпичной кладки в районе оконных проемов; с левой стороны от входа в здание, на торцевой части в районе второго этажа, наблюдаются наклонные трещины с раскрытием в карнизной части; разрушение ступеней крыльца входа в здание; неисправность отмостки; на кровле имеется мусор; неисправность слуховых окон; частичное разрушение деревянных конструктивных элементов обрешетки кровли; наличие сквозных отверстий в кровельном покрытии; в помещении чердака имеет место выполнения работ по укреплению чердачного перекрытия над жилыми помещениями; частично отсутствует утепляющий слой чердачного перекрытия; в чердачном помещении частичная неисправность теплоизоляции трубопроводов теплоснабжения; на втором этаже в коридоре частичное отслоение штукатурного слоя стен, наличие наклонных трещин в метах сопряжения конструкций; в подвальном помещении частичная негерметичность трубопроводов канализации (наличие течи), захламление подвального помещения бытовым мусором.

Согласно техническому паспорту объекта, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, физический износ данного жилого здания 1951 года постройки составляет 51 %.

Данное Заключение о необходимости проведения процедуры оценки соответствия, указанного многоквартирного жилого дома, требованиям, установленным «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в дальнейшем направлено Службой строительного надзора и жилищного контроля <адрес> для принятия комиссией и органом местного самоуправления соответствующих решений, в отношении данного объекта в адрес председателя межведомственной комиссии <адрес>.

До настоящего времени решение комиссией и органом местного самоуправления о соответствие, указанного многоквартирного жилого дома, требованиям, установленным «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» не принято.

Таким образом, межведомственной комиссией <адрес> не выполняются обязанности, установленные действующим законодательством.

Как следствие бездействие межведомственной комиссии <адрес>, выразившегося в непринятии решения по признанию жилого помещения непригодным для проживания, являются незаконным, создающих угрозу жизни и здоровью, проживающих в них гражданам и другим лицам. Свидетельствует о нарушении конституционных и жилищных прав граждан.

Кроме того, администрация <адрес> является собственником указанного жилого помещения, тем самым надлежащим образом не обеспечивает содержание указанного жилого помещения.

Бездействием межведомственной комиссии, выраженном в не принятии решения о соответствии, указанного помещения многоквартирного жилого дома, требованиям, установленным «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», тем самым нарушаются права граждан, в том числе гарантированное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище, по которым понимается пригодное для постоянного проживания жилое помещение (ст. 15 ЖК РФ).

В данном случае Сердюков ВИ обратился в прокуратуру с заявлением о защите своих жилищных прав как лица из категории по состоянию здоровья, не может сам обратиться в суд. Кроме того, Сердюков ВИ является пенсионером.

Просит суд признать незаконным бездействие межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда <адрес> непригодными для проживания по непринятию решения по результатам заключения Службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес> о признании жилого <адрес> непригодным для проживания, в соответствии с требованиям, установленным «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», обязать межведомственную комиссию по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда <адрес> непригодными для проживания рассмотреть заключение Службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес> о признании жилой <адрес> непригодным для проживания принять решение о не соответствии, многоквартирного жилого дома требованиям, установленным Положением в течение месяца со дня вступления судебного решения в законную силу, обязать администрацию <адрес> включить жилой дом в
программу по переселению граждан на 2012 год в течение трех месяцев со дня
вступления решения в законную силу, обязать администрацию <адрес> предоставить Сердюков ВИ жилое помещение - отдельную квартиру с учетом нахождения Сердюков ВИ в списке состоящих на учете граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения в течение трех месяцев со дня -вступления решения в законную силу.

В судебном заседании прокурор Шваненко АВ и истец Сердюков ВИ иск поддержали по выше изложенным основаниям.

Ответчик администрации <адрес> своего представителя в судебное заседание не направила, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила.

Член Межведомственной комиссии по вопросам признания помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, состав которой утвержден Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 210, Мишин МЮ, требования считает необоснованными, поддержал письменные возражения, которые приобщены к материалам дела. Добавил, что Межведомственная комиссии не является ни органом государственной власти, ни органом местного самоуправления, не является юридическим лицом, соответственно не может выступать ответчиком в суде. Просит в иске отказать.

Третье лицо Служба строительного надзора и жилищного контроля <адрес> ходатайствует о рассмотрении дела свое отсутствие.

Третье лицо МП «Д.» в судебное заседание своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставило, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просило.

В силу ст.167 ГПК РФ у суда не имеется препятствий для разрешения дела в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что в иске следует отказать в силу следующего.

Согласно ст.2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

Согласно ст.34 приведенного закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Согласно п. ст.45 Устава <адрес> реализуя указанные в пункте 1 настоящей статьи полномочия, администрация города осуществляет нормотворческую, распорядительную и исполнительную деятельность.

Администрация города действует в рамках своей компетенции и не вправе в одностороннем порядке принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти или других органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.46 Устава <адрес> органы администрации города образуются для реализации полномочий, возложенных на администрацию города.

Деятельность органов администрации осуществляется в соответствии с положениями об этих органах и финансируется за счет средств бюджета города.

Согласно ч.2 ст.44 Устава <адрес> в состав администрации города входят Глава города, первый заместитель и заместители Главы города, органы и структурные подразделения.

В соответствии со ст.14 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения в том числе относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

Согласно п.1 ст.17 приведенного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:

принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;

В соответствии с п.4 ст.51 приведенного закона муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Согласно ч.4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Таким образом, полномочием органов местного самоуправления по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является в силу приведенных норма постановления создание комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии с приведенными положениями ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации , ст. ст. 41, 58, 59 Устава <адрес>, администрацией <адрес> принято Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 210 "О межведомственной комиссии по вопросам признания помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (вместе с "Положением о межведомственной комиссии по вопросам признания помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", которым создана межведомственная комиссия по вопросам признания помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в составе согласно приложению 1 и утверждено положение о ней.

Согласно п.1 Положения Межведомственная комиссия по вопросам признания помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Комиссия) создается для оценки соответствия жилых помещений муниципального жилищного фонда и частных жилых помещений, расположенных на территории <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, а также признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

При этом в соответствии с п.6 Положения председатель Комиссии в том числе руководит работой Комиссии, организует и планирует деятельность Комиссии.

Председателем комиссии является руководитель Департамента городского хозяйства администрации <адрес>.

Согласно п.2.2 Положения о департаменте городского хозяйства администрации <адрес>, утвержденного Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 84-р, задачами департамента является в том числе осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда <адрес>, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В силу выше приведенных норм, комиссия не является ни органом государственной власти, ни органом местного самоуправления, не является юридическим лицом, соответственно не обладает процессуальной правоспособностью. Администрация же <адрес>, как утверждает прокурор, не является собственником муниципального имущества и не является уполномоченным на управление и распоряжение муниципальной собственностью лицом. В силу ст.ст.49, 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" собственником муниципального имущества является муниципальное образование, а не его органы. В силу п.1.1 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, утвержденного Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 55/1 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> является органом администрации <адрес>, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории <адрес>.

В силу изложенного администрация <адрес> не осуществляет полномочия собственника муниципального жилого фонда, не руководит деятельностью Межведомственной комиссией, не осуществляет контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда <адрес>, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно п.42 Постановления Правительства Российской Федерации комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

П. 45 Постановления устанавливает, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением в том числе следующие документы:

Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенного Службой строительного надзора и жилищного контроля <адрес> обследования жилого <адрес> службой в адрес председателя межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции – начальнику Департамента городского хозяйства администрации <адрес> направлено заключение о необходимости проведения оценки соответствия указанного многоквартирного жилого дома требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ для принятия соответствующего решения в установленном законодательством порядке, а также акт службы осмотра объекта на месте от ДД.ММ.ГГГГ.

В этом случае в силу п.45 Постановления после рассмотрения заключения органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы, что и было сделано комиссий, как следует из материалов дела, копии заключения Службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес> и решение Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о дополнительном обследовании данного жилого дома были направлены в МП «Д.» для подготовки необходимых документов в соответствии с п.45 Постановления для подготовки и представления в комиссию необходимого пакета документов.

В связи с изложенным не имеется оснований полагать о бездействии межведомственной комиссии, поскольку отсутствует факт не рассмотрения выше приведенного заключения Службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес> и возложении обязанности рассмотреть данное заключение.

Требование прокурора о возложении на ответчика администрацию <адрес> обязанности включить указанный дом в Программу по переселению граждан на 2012 год не имеет нормативного обоснования. Между тем данное требование не основано на законе, поскольку не имеется нормативного правового акта, обязывающего орган местного самоуправления такую программу принять.

Согласно п.11 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при наличии совокупности условий, одним из которых является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда;

Таким образом, наличие адресной программы и при этом региональной является всего лишь условием предоставления финансовой поддержки за счет Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Не имеется оснований для удовлетворения требований прокурора обязать администрацию <адрес> предоставить Сердюков ВИ жилое помещение - отдельную квартиру с учетом нахождения Сердюков ВИ в списке состоящих на учете граждан нуждающихся в предоставлении жилого помещения в течение трех месяцев со дня -вступления решения в законную силу, поскольку в силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

Поскольку данный жилом не признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, правовых и фактических оснований для удовлетворения данных требований не имеется. Кроме того, стороной истца не представлено суду доказательств того, что истец Сердюков ВИ имеет жилое помещение в данном доме на праве собственности или на условиях договора социального найма муниципального жилищного фонда.

Данный жилой дом включен перечень жилых зданий, в которых жилые помещения муниципального жилищного фонда отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда – жилым помещениям в общежитиях, утвержденного Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 80

"Об отнесении жилых помещений общежитий муниципальной формы собственности к специализированному жилищному фонду".

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

В удовлетворении предъявленных прокурором <адрес> требований отказать.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Красноярский краевой суд через Федеральный суд Центрального района г.Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме

Председательствующий:

2-2380/2012 (2-8366/2011;) ~ М-7309/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сердюков Владимир Иванович
Прокурор Свердловского района города Красноярска
Ответчики
Администрация г. Красноярска
Суд
Центральный районный суд г. Красноярска
Судья
Сидоренко Елена Анатольевна
Дело на странице суда
centr--krk.sudrf.ru
21.12.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.12.2011Передача материалов судье
27.12.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2012Судебное заседание
06.08.2012Судебное заседание
13.08.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.11.2018Дело оформлено
06.11.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее