Судья Калюбина А.Г. Дело №33а-1802/2020
(№ 2а-1345/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 17 февраля 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р.,
судей Кураповой З.И., Павловского Е.Г.
при секретаре Прокошкиной Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению администрации Красногвардейского района Республики Крым об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Красногвардейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Миленькой А.С. от 29 марта 2019 г. о взыскании исполнительского сбора, об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
по апелляционной жалобе администрации Красногвардейского района Республики Крым на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 25 ноября 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., пояснения представителя административного истца Букинич Е.В., судебная коллегия
установила:
3 сентября 2018 г. Красногвардейским районным судом Республики Крым выдан исполнительный лист серии №, согласно которому на администрацию Красногвардейского района Республики Крым возложена обязанность предоставить Сурмай Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке пгт. Красногвардейское, Автономной Республики Крым, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений по норме предоставления не менее 25 квадратных метров общей площади жилого помещения вне очереди.
24 октября 2018 г. постановлением заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Красногвардейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Салыниной И.Л. возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника администрации Красногвардейского района Республики Крым, в пользу взыскателя Сурмай Л.Н.
Пунктом 2 данного постановления должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
9 ноября 2018 г. копия вышеуказанного постановления получена администрацией Красногвардейского района Республики Крым, о чём свидетельствует штамп входящей корреспонденции.
В связи с неисполнением в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, в рамках исполнительного производства №-ИП, судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Красногвардейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Миленькой А.С. 29 марта 2019 г. вынесено постановление о взыскании с администрации Красногвардейского района Республики Крым исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб.
Полагая, что вина администрации отсутствует, и приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа, она обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявление в суд, в котором просила отменить постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Красногвардейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Миленькой А.С. от 29 марта 2019 г. о взыскании исполнительского сбора, и освободить её от взыскания исполнительского сбора, приложив заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд.
В обоснование указала, что субвенция на приобретение жилого помещения Сурмай Л.Н. не выделена. Административный истец систематически обращается в адрес главного распорядителя бюджетных средств - Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым с целью выделения дополнительных субвенций на приобретение жилых помещений указанной категории детей, однако к моменту истечения срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа необходимые средства из бюджета перечислены не были. С момента принятия судебного решения, администрацией Красногвардейского района Республики Крым принимались необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по Красногвардейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Королев А.А., Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, в качестве заинтересованных лиц – прокурор Красногвардейского района Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 25 ноября 2019 г. отказано в удовлетворении административного искового заявления администрации Красногвардейского района Республики Крым.
В апелляционной жалобе, поданной представителем администрации Красногвардейского района Республики Крым, ставится вопрос об отмене судебного акта как незаконного и необоснованного.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что должник администрация Красногвардейского района Республики Крым не уклонялась от исполнения требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, и предпринимала все необходимые меры для его исполнения, о чём постоянно уведомляла Отдел судебных приставов по Красногвардейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым. Срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением пропущен администрацией Красногвардейского района Республики Крым по уважительным причинам, поскольку первоначально с указанным требованиями она обращалась в суд 15 мая 2019 г., однако определением районного суда от 10 сентября 2019 г. производство по гражданскому делу было прекращено.
В судебном заседании представитель администрации Красногвардейского района Республики Крым по доверенности от 1 ноября 2019 г. Букинич Е.В. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Заслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено такого характера нарушение норм материального и процессуальнрого права.
Статьёй 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из неисполнения административным истцом требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что его неисполнение вызвано непреодолимыми или чрезвычайными обстоятельствами. Кроме того, судом первой инстанции сделан вывод о пропуске администрацией без уважительных причин процессуального срока на обращение в суд в части требований об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Красногвардейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Миленькой А.С. от 29 марта 2019 г. о взыскании исполнительского сбора.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частями 3, 5 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Судом установлено, что копия постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Красногвардейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Миленькой А.С. от 29 марта 2019 г. о взыскании исполнительского сбора получена администрацией 6 мая 2019 г. (л.д.7-8).
Из материалов административного дела следует, что изначально администрация Красногвардейского района Республики Крым обратилась в Красногвардейский районный суд Республики Крым с исковым заявлением в порядке норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Красногвардейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Миленькой А.С. от 29 марта 2019 г. о взыскании исполнительского сбора 15 мая 2019 г. (т.е. в пределах десятидневного срока обжалования, установленного частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Определением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 10 сентября 2019 г. производство по вышеуказанному гражданскому делу было прекращено в связи с тем, что заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
19 сентября 2019 г. администрация Красногвардейского района Республики Крым обратилась в Красногвардейский районный суд Республики Крым с настоящим административным исковым заилением в порядке норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что изначально администрация Красногвардейского района Республики Крым обратилась в суд в установленный частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации десятидневный срок, а также что восстановление пропущенного процессуального срока направлено на защиту гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у административных истцов уважительных причин пропуска процессуального срока на подачу административного искового заявления в суд.
Гарантией для лиц, не имеющих возможности реализовать своё право на совершение процессуальных действий в установленный срок по уважительным причинам, является институт восстановления процессуальных сроков.
При таких обстоятельствах, вывод районного суда о пропуске администрацией без уважительных причин процессуального срока на обращение в суд в части требований об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Красногвардейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Миленькой А.С. от 29 марта 2019 г. о взыскании исполнительского сбора, нельзя признать правильным.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2017 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон) одной из основных задач исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
На основании части 1 статьи 112 Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В силу части 2 статьи 112 Федерального закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 13-П от 30 июля 2001 г. «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор относится по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В данном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Часть 6 статьи 112 Федерального закона предоставляет должнику право обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В силу части 7 статьи 112 Федерального закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер, а также при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
При этом основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 декабря 2015 г. N 2917-О указал, что в соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона N229-ФЗ и пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.
Из вышеизложенного следует, что в случае установления судом обстоятельств невиновности должника в неисполнении обязательства, то есть таких обстоятельств, которые не являются обстоятельствами непреодолимой силы, но не позволили должнику исполнить обязательство должным образом, и установления судом факта законности вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления должник может быть освобожден судом от взыскания исполнительского сбора.
Пунктом 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», установлено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник по исполнительному производству, являясь муниципальным органом, должен представить доказательства принятия всех мер для исполнения решения суда.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 2 статьи 63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.
В соответствии со статьёй 9 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 г. № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из их числа в Республике Крым» органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по приобретению и предоставлению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 11 вышеуказанного Закона Республики Крым финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июля 2016 г. № 359 утверждён Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Порядок).
В силу пунктов 2, 3, 4, 11 Порядка, главным распорядителем бюджетных средств является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
Получателями субвенции и исполнителями мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений являются органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.
Предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в Республике Крым осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключенными между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования.
Финансирование расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется за счет средств субвенций бюджетам соответствующих муниципальных образований, предусмотренных в бюджете Республики Крым на текущий финансовый год.
Из материалов дела следует, что как до принятия Красногвардейским районным судом Республики Крым решения от 26 марта 2018 г. по гражданскому делу №, так и после его принятия, но до получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства, главой администрации Красногвардейского района Республики Крым в адрес Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым письмами от 26 декабря 2017 г., от 26 января 2018 г., 26 февраля 2018 г., от 5 июля 2018 г., 16 октября 2018 г. направлялись списки детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Письмом Министра образования, науки и молодёжи Республики Крым от 17 мая 2018 г. главе администрации Красногвардейского района Республики Крым дан ответы о том, что для предоставления вышеуказанной категории лиц жилых помещений в соответствии с бюджетом Республики Крым на 2019 год администрации были выделены денежные средства на приобретение трёх жилых помещений. При формировании бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы Министерством будут учтены указанные администрацией предложения.
О невозможности исполнения по независящим от администрации причинам требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, административный истец уведомил Отдел судебных приставов по Красногвардейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым письмом от 13 ноября 2018 г. (т.е. в пределах пятидневного срока со дня получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства).
Из вышеизложенных обстоятельств следует, что исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения Сурмай Л.Н. обусловлено соблюдением установленного нормативными правовыми актами порядка, и администрация Красногвардейского района Республики Крым не имела возможности исполнить решение в установленный судебным приставом-исполнителем срок в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника, при отсутствии бюджетных средств, свободных от бюджетных обязательств по государственным контрактам, предназначенных на цели обеспечения жильем детей-сирот, административный ответчик не мог осуществить приобретение жилого помещения.
Судебная коллегия приходит к выводу, что действия администрации Красногвардейского района Республики Крым не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательства, а просрочка исполнения исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли административного истца, в его действиях не усматривается умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательства и воспрепятствование действиям судебного пристава.
Кроме того, 4 марта 2019 г. администрация Красногвардейского района Республики Крым обращалась в районный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
При таких обстоятельствах, имеются основания для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора.
Решение суда первой инстанции нельзя признать законными и обоснованным.
В то же время, поскольку требование исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения выполнено должником выполнено не было, у судебного пристава-исполнителя, в соответствии со статьёй 112 Федерального закона, имелись основания для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от 29 марта 2019 г., в связи с чем, основания для признания незаконным такого постановления, отсутствуют.
Судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения Красногвардейского районного суда Республики Крым от 25 ноября 2019 г. и принятии по делу нового решения о частичном удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 25 ноября 2019 г. – отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление администрации Красногвардейского района Республики Крым удовлетворить частично.
Освободить администрацию Красногвардейского района Республики Крым от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Красногвардейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Миленькой А.С. от 29 марта 2019 г. по исполнительному производству №-ИП.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления – отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи З.И. Курапова
Е.Г. Павловский