Дело №3а-679/2017

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волгоградский областной суд

в составе председательствующего судьи Гайдарова М.Б.,

при секретаре Козловой И.В.,

с участием:

представителя группы лиц административных

истцов Швайгер Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 17 ноября 2017 года административное дело по административному исковому заявлению от группы лиц, интересы которой поручено представлять Швайгер Наталье Анатольевне об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,

установил:

группа лиц, интересы которой в соответствии с ч.3 ст. 42 КАС РФ поручено представлять Швайгер Н.А. 17 октября 2017 года обратилась в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением к ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области и Управлению Росреестра по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 117542 034 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 39529 386 руб. по состоянию на 03.08.2016 г., указав в обоснование, что при расчёте земельного налога, существенное значение имеет кадастровая стоимость земельного участка. При этом кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 130471657,74 руб., по мнению административных истцов, не соответствует его рыночной стоимости, что приводит к нарушению их права, как собственников и плательщиков земельного налога в виде необоснованного увеличения платы за землю.

В связи с тем, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную, административные истцы полагают, что в соответствии с положением ч. 3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, она должна быть установлена равной рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель интересов группы лиц Швайгер Н.А. требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 117542 034 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 39529 386 руб. по состоянию на 03.08.2016 г., поддержала.

Представитель административного ответчика филиала ФГБУ «ФКП«Росреестра» по Волгоградской области в судебное заседание не явился, в представленном ходатайстве просили рассмотреть дело в отсутствии представителя, против удовлетворения требований не возражают, указав, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, определена по состоянию на 03.08.2016 г.

От административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области поступили объяснения, в которых содержатся ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии представителей. При разрешении иска полагаются на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области в судебное заседание не явился, в представленном ходатайстве просили рассмотреть дело без участия представителя, представленные доказательства не оспаривают.

Представитель заинтересованного лица администрации Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, возражения по заявленным требованиям не представили.

Представитель заинтересованного лица ООО «Ермак» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, возражений не представили.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, группа лиц, интересы которой поручено представлять Швайгер Н.А. являются сособственниками земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 117542 034 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 01.06.2017 г. (т.1 л.д. 68-342).

В соответствии с распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области № 2577-р от 27 ноября 2013 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области» утверждена по результатам государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области, а также минимальный и средний уровни кадастровой стоимости 1 кв. м. земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам Волгоградской области по состоянию на 01.01.2011 г.

С учетом указанного правового акта, по данным государственного кадастра недвижимости (выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20.06.2017 г. т.1 л.д. 67), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> определена в размере 130471657,74 руб.

В соответствии с ответом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области на запрос суда, в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером № <...>, с категорией земель – Земли сельскохозяйственного назначения», с разрешённым использованием – «Для ведения сельского хозяйства», площадью 117542 034 кв.м., расположенном по адресу: обл. <адрес>. Данный земельный участок внесён в государственный кадастр недвижимости 03.08.2016 г.

Количественные и качественные характеристики, влияющие на определение кадастровой стоимости земельного участка после 03.08.2016 г. не изменялись.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, рассчитана на основании Распоряжения №2577-р от 27.11.2013 г. и дата определения кадастровой стоимости – 03.08.2016 г. (т.2 л.д.187-189).

Полагая, что установленная государственной кадастровой оценкой кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает рыночную стоимость и увеличивает размер земельного налога, и считая в связи с этим, что кадастровая стоимость должна быть определена, как равная рыночной, административные истцы обратились в суд с настоящим иском.

Согласно ч.1,3,5 ст. 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации": результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ст. 24.19 Закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

В целях установления рыночной стоимости земельного участка по заказу административного истца ООО <.......> составлен Отчет № <...>, которым определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере 39529 386 руб. (т.2 л.д. 1-164).

Рыночная стоимость земельного участка устанавливалась по состоянию на 03 августа 2016 г., так как на указанную дату были внесены в ГКН сведения о спорном земельном участке.

Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами.

Из отчета следует, что оценщик исследовал социально-экономическую ситуацию Волгоградской области, составил обзор рынка земли, изучил мониторинг предложения земельных участков.

После проведенного анализа спроса и предложения на земельные участки в местах расположения объекта оценки, согласно п.20 ФСО 7 в качестве наиболее эффективного использования объекта как земельного участка принято текущее использование.

При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик использовал сравнительный подход как наиболее обеспеченный исходной информацией. В ходе анализа состояния рынка изучена информация специализированных печатных и электронных изданий.

Для сравнения выбраны аналоги, рассматривались сопоставимые объекты схожие по площади, местоположению, наличию инженерных систем, коммуникаций.

Оценщиком составлена таблица корректировок по сравнимым продажам.

Отчет № <...> об оценке рыночной стоимости земельного участка проверен экспертом в том числе на соответствие требованиям ст.11 и ст.12 Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

Положительным Экспертным заключением № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, данным экспертом и утверждённым Экспертным советом <.......>», установлено, что Отчёт соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, а рыночная стоимость объекта оценки, определённая оценщиком в отчёте, подтверждается экспертизой отчёта об оценке. (т.2 л.д. 165-183).

Положительное экспертное заключение соответствует требованиям ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности.

Суд, оценивая представленные доказательства, отмечает соблюдение при оценке принципов обоснованности и однозначности, соответствие отчета требованиям закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам, обоснованность выбора метода оценки, учет уникальных характеристик объекта оценки и других требований законодательства.

Оснований для выводов о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка у суда не имеется.

Суд также учитывает, что представители административного ответчика и заинтересованных лиц не оспаривали Отчет и Экспертное заключение, представленные административным истцом.

Оценив представленные в дело доказательства, приняв во внимание установленную рыночную стоимость земельного участка, суд находит требование подлежащим удовлетворению.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.

В связи с чем, суд считает, что новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░░░░ 2017 ░. ░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <...>, ░░░░░░░░ 117542 034 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 39529386 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 03 ░░░░░░░ 2016 ░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░ 2017 ░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

3а-679/2017 ~ М-570/2017

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Капитонова С.М.
Разнополова О.В.
Свиридонова Н.А.
Исупова Н.А.
Попова Т.Ю.
Герасимова М.Н.
Московская О.Н.
Шестернин С.Г.
Карев Ю.Б.
Герасимов В.Г.
Крупиневич Т.Н.
Степанова Т.А.
Сметанникова Е.Ю.
Тарашевский А.С.
Бердникова Н.И.
Лищина А.В.
Мулина Л.А.
Свиридонов С.Ф.
Чернов М.И.
Серегина Т.А.
Серегин М.Н.
Бердникова Л.А.
Королев В.В.
Баус О.М.
Королева Л.Ю.
Исупов И.А.
Ответчики
УФРС по Волгоградской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области
Другие
Администрация Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области
Швайгер Н.А.
ООО «ЕРМАК»
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Гайдаров Мухтар Багавудинович
17.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
18.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
19.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2017[Адм.] Судебное заседание
17.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее