Дело № 2-1666/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2018 года г. Черкесск, КЧР
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской республики в составе
председательствующего судьи – Яичниковой А.В.,
при секретаре – Каблахове М.Р.,
с участием представителя ответчиков Чернявской Л.П., Чернявского С.А. – Кулябцева Р.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кириенко Оксаны Валерьевны к Чернявскому Сергею Александровичу, Чернявской Любовь Павловне о признании сделки недействительной,
установил:
Кириенко О.В. обратилась в суд с иском к Чернявскому С.А., Чернявской Л.П. о признании сделки недействительной. Свое обращение мотивировала тем, что истцу принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> Изначально право собственности на указанную квартиру принадлежало Чернявской Наталье Андреевне. По завещанию от ДД.ММ.ГГГГ после смерти Чернявской Н.А. квартира перешла в порядке наследования в равных долях сыну- Чернявскому Сергею Александровичу и дочери - Шолох Светлане Александровне, которая зарегистрирована и проживает по адресу г.<адрес>. Согласно договору дарения от 09 февраля 2017 года Шолох С.А. - мама истца подарила свою 1/2 долю в указанной квартире Кириенко О.В., что подтверждается выпиской из ЕГРН. Чернявский С.А. подарил 1/2 долю от своей доли в квартире по адресу <адрес> своей супруге Чернявской Л.П., на основании договора дарения 09.03.2017 г. зарегистрировано долевой право собственности (по 1/4 доле) на квартиру по адресу: г. <адрес> за Чернявским С.А. и Чернявской Л.П. Договор дарения был заключен без согласования с другими сособственниками, т.е. с Кириенко О.В., в связи с чем, истец считает необходимым обратится в суд об оспаривании договора дарения, так как спорная квартира находится в общей долевой собственности. Истец полагает, что даритель доли обязан получить нотариальное согласие иных собственников-совладельцев, в том, числе и несовершеннолетних владельцев. Просит суд: признать договор дарения 1/2 доли в праве общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: Черкесск <адрес>, заключенный между Чернявским Сергеем Александровичем и Чернявской Любовью Павловной, зарегистрированный нотариусом Черкесского нотариального округа Калмыковой С.Ю. за номером в реестре № недействительной ничтожной сделкой с момента заключения договора и вернуть стороны договора в первоначальное положение до заключения договора дарения.
Истец Кириенко О.В., ответчики Чернявская Л.П., Чернявский С.А., извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, путем направления судебных извещений заказным письмом с уведомлением о вручении по адресам, указанным истцом в исковом заявлении, которые вернулись с отметкой о вручении судебного извещения, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, не просили рассмотреть дело в их отсутствие, не просили отложить рассмотрение дела на более поздний срок.
Ответчики Чернявская Л.П., Чернявский С.А. направили в суд заявление, в котором ввиду неявки истца в судебные заседания, возражали против оставления иска без рассмотрения и настаивали на рассмотрении дела по существу заявленных требований.
Представитель ответчиков Чернявской Л.П., Чернявского С.А. – Кулябцев Р.Ф. представил суду письменные возражения, которые полностью поддержал в судебном заседании, просил в иске отказать.
С учетом мнения представителя ответчиков, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя ответчиков, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Как установлено в судебном заседании,
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от 09.02.2017 года наследником 1/2 доли квартиры в <адрес> КЧР после смерти Чернявской Н.А., умершей 08.08.2016 года, является Чернявский С.А.; согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ наследником 1/2 доли квартиры в <адрес> КЧР после смерти Чернявской Н.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, является Шолох С.А.; согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенному нотариусом Черкесского нотариального округа Хубиевой С.А., Шолох С.А. подарила дочери Кириенко О.В., а Кириенко О.В. приняла в дар 1/2 доли в праве общей собственности в <адрес> в г.Черкесске с сохранением за дарителем Шолох С.А. права пользования данной долей квартиры.
По договору дарения от 28.02.2017 года Чернявский С.А. подарил своей супруге Чернявской Л.П., 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>
Названный договор дарения нотариально удостоверен нотариусом Черкесского нотариального округа Калмыковой С.Ю., номер в реестре №, также прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР.
Данный договор и переход права долевой собственности в размере 1/4 доли на Чернявскую Л.П. зарегистрирован 09 март а2017 года, что подтверждается копией дела правоустанавливающих документов.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Статья 572 ГК РФ предусматривает, что по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлены следующие обстоятельства.
Согласно сведениям из ЕГРП <адрес> находится в общей долевой собственности Чернявского С.А. – 1/4 доли в праве собственности, дата государственной регистрации права 09.03.2017 года; Чернявской Л.П. — 1/4 доли в праве собственности, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; Кириенко О.В. – 1/2 доли в праве собственности, дата государственной регистрации права 17.02.2017 года.
Согласно договору дарения от 28.02.2017 года Чернявский С.А. безвозмездно передал своей супруге Чернявской Л.П. в дар принадлежащую ему на праве долевой собственности (в размере 1/2 доли) 1/4 долю в праве общей долевой собственности в <адрес>.
В соответствии с п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Из материалов дела следует, что ответчик Чернявский С.А., являясь собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, распорядился своим имуществом, передав в дар по договору дарения от 28.02.2017 года своей супруге Чернявской Л.П. 1/4 долю в праве общей долевой собственности на указанное имущество, истец стороной по договору дарения не являлась.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что оспариваемый договор дарения заключен в нарушение требований закона, поскольку при отчуждении доли в праве общей долевой собственности не было получено ее согласие на совершение данной сделки.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно ч. 2 ст. 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
В силу ч. 2 ст. 246 ГК РФ участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных ст. 250 ГК РФ.
Таким образом, по смыслу ч. 2 ст. 246 ГК РФ, не требуется согласия иных участников долевой собственности на отчуждение одним из сособственников принадлежащей ему доли по безвозмездным сделкам, к каковым относится договор дарения (ст. 572 ГК РФ).
Согласно ст. 250 ГК РФ при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов.
Из чего следует, что соблюдение правил ст. 250 ГК РФ требуется только при возмездном отчуждении доли в праве собственности и не требуется при дарении участником долевой собственности своей доли.
В соответствии с ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования распоряжения имуществом, распоряжаться им иным образом.
Право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (ч. 2 ст. 218 ГК РФ).
Оспариваемый договор дарения составлен в письменной форме, содержит все существенные условия, подписан сторонами, нотариально удостоверен, предметом договора является отчуждение сособственником части принадлежащей ему доли по безвозмездной сделке, переход права собственности зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст. 253 ГК РФ участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом.
Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом.
Согласно ч. 2 ст. 576 ГК РФ дарение имущества, находящегося в общей совместной собственности, допускается по согласию всех участников совместной собственности с соблюдением правил, предусмотренных ст. 253 ГК РФ.
Из смысла указанных норм закона следует, что согласие на распоряжение имуществом от других участников требуется лишь тогда, когда имущество находится в совместной собственности, а не в долевой.
В соответствии с ч.1 ст.56 и ч.1 ст.57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, а доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. В данном случае сторона истца обоснованность своих требований не доказала.
Доводы истца ничем не подтверждаются. Таким образом, оснований для удовлетворения требования о признании недействительным договора дарения не имеется.
Кроме того, суд принимает во внимание, что ни одна из сторон договора дарения иск о признании этого договора недействительным не заявила, а истица не является стороной договора. Поскольку истица не является стороной данной сделки, она не имеет материального права оспаривать эту сделку по основаниям, указанным в иске.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что требования Кириенко О.В. о признании договора недействительным не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 2, 144, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении требований Кириенко Оксаны Валерьевны к Чернявскому Сергею Александровичу, Чернявской Любовь Павловне:
- о признании договора дарения 1/2 доли в праве общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: Черкесск <адрес>, заключенного между Чернявским Сергеем Александровичем и Чернявской Любовью Павловной, зарегистрированного нотариусом Черкесского нотариального округа Калмыковой С.Ю. за номером в реестре № недействительной ничтожной сделкой с момента заключения договора и возврате сторон договора в первоначальное положение до заключения договора дарения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. В окончательной форме решение суда изготовлено 09 июля 2018 года.
Судья Черкесского городского суда КЧР А.В. Яичникова