Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Новопавловск 2 марта 2015 года
Кировский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кошкидько Г.В., при секретаре Рабадановой Э.М., с участием истца Ш, представителя ответчика, муниципального образования Зольского сельсовета <адрес> – К, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Ш к администрации муниципального образования Зольского сельсовета <адрес> и администрации Кировского муниципального района <адрес> о признании права на получение в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения,
у с т а н о в и л:
Ш обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Зольского сельсовета <адрес> и администрации Кировского муниципального района <адрес> о признании права на получение в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения размером 4,37 га, из земель, находящихся в фонде перераспределения земель <адрес>, бесплатно.
В своем исковом заявлении Ш указала, что она проживает в ст. <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ год работала <данные изъяты>, который занимался бытовым обслуживанием населения. На территории <адрес> действовал колхоз «40 лет Октября». В соответствии постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. №86 «О порядке реорганизации колхозов совхозов» в 1992-1995 годах была произведена приватизация сельскохозяйственных угодий указанного колхоза. Данная приватизация была осуществлена путем деления сельскохозяйственных угодий на земельные доли. Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 года N 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» в список лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, включаются: работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий). Однако о том, что она имеет право на приватизации, узнала только летом <адрес> года. Она обратилась в администрации <адрес> по этому вопросу, где ей разъяснили, что работники социальной сферы не включались в списки лиц, участвующих в приватизации. Просит суд признать за ней право на получение в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения размером 4,37 га, и обязать администрацию <адрес> выделить ей в собственность земельный участок сельскохозяйственного назначения размером 4,37 га, из земель, находящихся в фонде перераспределения земель <адрес>.
В судебном заседании истец Ш исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении, пояснив, что она имеет право на получение земельного участка, так как работала с ДД.ММ.ГГГГ год <данные изъяты>. Считает, что ее работа была связана с обслуживанием населения.
Представитель ответчика, администрации муниципального образования Зольского сельсовета <адрес> – К в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований. При этом пояснил, что Ш не обращалась в администрацию по вопросу предоставления ей в собственность бесплатно земельного участка сельскохозяйственного назначения. Как представитель администрации он считает, что имеется возможность предоставить ей земельный участок, так как в фонде перераспределения земель, которым он управляет имеется более <данные изъяты> га свободных земель.
Представитель Кировского муниципального района в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть исковые требования в отсутствие представителя и отказать в их удовлетворении, так как в настоящее время земельные участки сельскохозяйственного назначения в порядке приватизации не предоставляются, а нормативные акты по приватизации земли утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме того, <данные изъяты> не относилось к сфере бытового обслуживания, а входило в состав текстильной и легкой промышленности.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, ознакомившись с письменными заявлениями ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В судебном заседании установлено, что Ш зарегистрирована в станице <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями из ее паспорта.
Согласно записям в трудовой книжке, с ДД.ММ.ГГГГ Ш принята <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ она переведена в <адрес> малое производственное предприятие.
Из ответа архивного отдела администрации Кировского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ш не значится в списках на выделение земельного пая колхоза «40 лет Октября».
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Постановлений от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", от 6 марта 1992 года N 138 "О ходе развития аграрной реформы в России", от 4 сентября 1992 года N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" и от 1 февраля 1995 года N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев", принятых Правительством Российской Федерации в развитие Указа Президента Российской проведена приватизация колхозов, совхозов и приватизация государственных сельскохозяйственных предприятий.
Согласно п. 6 коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до ДД.ММ.ГГГГ предписано принять решение о переходе к частной, коллективно - договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Местной администрации обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.
В п. 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 N 708, отражено, что решение о выборе формы собственности на землю должны были принимать трудовые коллективы реорганизуемых колхозов и совхозов. С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий должна была подаваться заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, к которой должны были прилагаться списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992 N213.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" совхозы и колхозы обязаны были до ДД.ММ.ГГГГ провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". На основании п. 9 данного Постановления в списки включались: работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территории сельскохозяйственных предприятий). Кроме того, в списки включались временно отсутствующие работники, лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы, и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после ДД.ММ.ГГГГ г.
В соответствии с разъяснениями, данными в Рекомендациях по реорганизации колхозов и совхозов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14 января 1992 года, в каждом реорганизуемом хозяйстве должны быть определены имущественные доли (паи) работников и пенсионеров. В случае если, избрана индивидуальная или коллективно-долевая форма собственности на землю, определяются также индивидуальные земельные доли (п. 6.4 Рекомендаций).
При определении земельных долей (паев) работников (членов) хозяйств устанавливается площадь земель, подлежащих распределению, и численность лиц, имеющих право на получение этой доли.
Собрание трудового коллектива принимает решение о перечне лиц, имеющих право на получение земельной доли. При этом, помимо постоянных работников и пенсионеров хозяйства, продолжающих проживать в сельской местности, в этот перечень могут включаться временно отсутствующие работники (например, военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), работники социальной сферы на территории хозяйства и др. (п. п. 1.1, 1.2 Рекомендаций).
В судебном заседании установлено, что Ш не включалась в списки граждан, имевших право на получение земельной доли, она не обращалась с заявлением о включении ее в списки пайщиков, то есть она не претендовала на выделение ей земельной доли, расположенной в земельном массиве хозяйства. Указанное обстоятельство истцом не оспаривается.
При этом, ни действовавшее ранее, ни действующее в настоящее время законодательство не содержат нормы, позволяющей пересматривать эти списки исходя из обстоятельств настоящего дела.
Таким образом, в судебном заседании истец Ш не предоставила суду доказательств того, что в установленном законом порядке, в период действия Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" и Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 года N 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» она была включена в списки лиц для наделения земельным паем из земель сельскохозяйственного назначения при приватизации сельхозпредприятий <адрес>, но право на получение в собственность земельного участка не реализовала по уважительной причине. Утверждения истца о том, что о своем праве на участие в приватизации она узнала только летом ДД.ММ.ГГГГ года какими либо доказательствами не подтверждаются.
Кроме того, в судебном заседании Ш не опровергла утверждения представителя ответчика, администрации Кировского муниципального района о том, что ее работа не связана с бытовым обслуживанием сельского населения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных исковых требований Ш и необходимости отказа в их удовлетворении.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Ш к администрации муниципального образования Зольского сельсовета <адрес> и администрации Кировского муниципального района <адрес> о признании права на получение бесплатно в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения размером 4,37 га, из земель находящихся в фонде перераспределения земель и в обязывании выделить ей бесплатно в собственность земельный участок сельскохозяйственного назначения размером 4,37 га, из земель находящихся в фонде перераспределения земель администрации МО Зольского сельсовета <адрес>, - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Кировский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Судья Г.В. Кошкидько