28RS0017-01-2020-003471-80
Уг.д. № 1-34/2021 год (1-563/2020 год)
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
город Свободный 28 января 2021 года
Свободненский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи Демченко В.И.,
при секретаре судебного заседания Сигаенко Е.В.,
с участием помощника Свободненского городского прокурора Амурской области Проскуровой Д.В.,
подсудимого Зубченко М.В.,
защитника – адвоката некоммерческой организации «Благовещенская коллегия адвокатов» Баженова С.П., действующего на основании удостоверения № 692 от 06 июня 2019 года и ордера № 770 от 21 декабря 2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
Зубченко Михаила Викторовича, -- года рождения, уроженца -- края, гражданина РФ, -- не судимого,
под стражей по настоящему уголовному делу содержавшегося с -- по --, под домашним арестом с -- по --,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ,
установил:
Зубченко М.В., являясь должностным лицом, совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества.
Преступление совершено им в городе -- при следующих обстоятельствах.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно пп. 1-3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В соответствии с п. 4 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
В пп. 1 и 2 ст. 11 ЗК РФ закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 1 и п. 5 ст. 51 Федерального закона от --
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Порядку ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утверждённому приказом Минэкономразвития России от -- --, объектами учета в реестрах являются: находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
В п. 2 ст. 39.1 ЗК РФ закреплено, что продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 ЗК РФ, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 и пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов. Без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Согласно ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 178-ФЗ
«О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
-- от -- ---ОЗ «О наделении муниципального образования -- статусом городского округа и об установлении его границ» муниципальное образование -- наделен статусом городского округа и установлены его границы в соответствии с картографическим описанием.
Уставом муниципального образования «--», принятым Свободненским городским Советом народных депутатов --, закреплено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящемся в муниципальной собственности городского округа (п. 3 ч. 1 ст. 5), Свободненский городской Совет от имени муниципального образования обладает полномочиями собственника муниципального имущества. Администрация -- от имени муниципального образования использует, управляет и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными нормативно-правовыми актами (ст. 62).
Согласно Положению Управления по использованию муниципального имущества и землепользования Администрации -- (далее - УИМИЗ администрации --) от -- --, управление является органом администрации --, имеющим исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения в пределах своей компетенции имуществом, находящемся в собственности --, в том числе земельными участками, за исключением земельного лесного фонда и земель, занятых водными объектами (п. 1.2), организационно-правовая форма - учреждение, учредителем является - администрация -- (п. 2), управление подотчетно по вопросам управления и распоряжения имуществом --, в том числе земельными ресурсами, приватизации объектов собственности -- - главе администрации -- (п. 4), осуществляет в установленном нормативно-правовыми актами управление и распоряжение муниципальным имуществом (п. 8.1), предоставляет (продажа, аренда) в соответствии с действующим законодательством движимое, недвижимое имущество, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки юридическим и физическим лицам (п. 8.10), организует и проводит специализированные аукционы в виде открытых торгов по продаже муниципального имущества (п. 8.20), начальник управления руководит деятельностью управления (п. 11.1), действует без доверенности от имени управления, представляет его во всех органах и организациях, учреждениях, судах (п. 11.2), издает в пределах своей компетенции приказы, дает указания, обязательные для исполнения работниками Управления (п. 11.3), открывает и закрывает в банках расчетные и иные счета, совершает по ним операции, подписывает финансовые документы (п. 11.7).
Согласно должностной инструкции - начальника управления по использованию муниципального имущества и землепользования администрации --, утвержденной -- главой --, начальник управления относится к главным должностям категории руководители, выполняет функции по использованию муниципальным имуществом, в том числе земельными участками (п. 2.1), организации приватизации муниципального имущества (п. 2.2), участвует в работе комиссий и подготовке документации по приему имущества, находящегося в иной собственности в муниципальную собственность (п. 2.4).
Приказом УИМИЗ администрации -- от -- ---лс на должность заместителя начальника управления назначен Зубченко М.В.
В соответствии с распоряжением главы -- от -- ---л в период с -- по -- исполнение обязанностей начальника УИМИЗ администрации -- возложено на Зубченко М.В.
Таким образом, в период с -- по -- Зубченко М.В. временно был уполномочен на выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в муниципальном учреждении - УИМИЗ администрации --, то есть являлся должностным лицом, уполномоченным действовать от имени УИМИЗ администрации --.
В период с -- по --, в дневное время, в здании администрации --, Зубченко М.В. в ходе разговора с начальником отдела по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации --, узнал от последнего о том, что руководство администрации -- имеет намерение продать муниципальный земельный участок с кадастровым номером --, на котором расположены объекты капитального строительства, не зарегистрированные в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) - «здание --» и «здание склада --, --», путём проведения аукциона на право заключения договора купли-продажи, отразив в качестве начальной аукционной цены земельного участка его рыночную стоимость, рассчитанную -- в отчете --, без учета находящихся на земельном участке зданий.
В это же время, то есть с -- по --, в своем служебном кабинете -- здания администрации --, Зубченко М.В., достоверно зная о том, что согласно действующему законодательству Российской Федерации, продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности без находящегося на нём здания, не допускается, а отчуждение муниципальных зданий, строений и сооружений производится только совместно с занимаемыми ими земельными участками в порядке приватизации, а также то, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером -- категорически исключает возможность проведения аукциона на право заключения договоров его купли-продажи, стремясь продвинуться по муниципальной службе, зарекомендовать себя эффективным и исполнительным сотрудником, а также избежать негативного отношения к себе со стороны вышестоящих должностных лиц администрации --, то есть, действуя из личной заинтересованности, умышленно, осознавая общественную опасность своих противоправных действий, предвидя неизбежность наступления общественно-опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан - жителей --, а также охраняемых законом интересов общества, выражающегося в причинении материального ущерба муниципальному образованию «--», нарушении установленного законом порядка обращения с муниципальной собственностью, а также распоряжении ею вопреки интересам населения города, и желая их наступления, являясь должностным лицом УИМИЗ Администрации --, имеющим организационно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности --, решил совершить действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать, а именно, продать от имени УИМИЗ Администрации -- муниципальный земельный участок с кадастровым номером --, на котором находятся объекты муниципальной собственности - «--» и «здание склада --, --», без учета указанных зданий и их целевого использования, то есть по заниженной цене.
--, в здании администрации --, Зубченко М.В., реализуя свой преступный умысел, направленный на совершение действий, явно выходящих за пределы его должностных полномочий, подготовил распоряжение «о проведении аукционов» --, включив в него заведомо незаконное поручение, адресованное УИМИЗ администрации --, подготовить и разместить в -- а также на официальном сайте www.torgi.gov.ru документацию о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером --, указав начальную цену земельного участка - -- рублей, рассчитанную оценщиком -- в отчете об определении рыночной стоимости объекта недвижимости -- без учета находящихся на земельном участке объектов капитального строительства - «здания --» и «здания склада --, --» и их целевого использования.
В этот же день, --, в здании администрации --, Зубченко М.В., реализуя свой преступный умысел, направленный на совершение действий, явно выходящих за пределы его полномочий, предоставил распоряжение «о проведении аукционов» -- исполняющему обязанности главы -- П, умышленно умолчав о том, что продажа земельного участка с кадастровым номером -- без находящихся на нём зданий не допускается, а вид разрешенного использования земельного участка категорически исключает возможность проведения аукциона на право заключения договоров купли-продажи, а также не сообщив о том, что начальная цена земельного участка была определена без учета того, что на земельном участке расположены объекты муниципальной собственности - «здание --», которое используется в качестве административного и «здание склада --, --». Исполняющий обязанности главы -- П, не подозревая о преступных намерениях Зубченко М.В., будучи введенный им в заблуждение, подписал распоряжение «о проведении аукционов» от -- --.
--, в здании администрации --, Зубченко М.В., реализуя свой преступный умысел, направленный на совершение действий, явно выходящих за пределы его должностных полномочий, подготавливая аукционную документацию по продаже земельного участка с кадастровым номером --, умышленно не включил в извещение о проведении аукциона сведения о нахождении на указанном земельном участке объектов муниципальной собственности - «здания --» и «здания склада --, --».
--, в 16 часов 30 минут, в своем служебном кабинете -- здания администрации города --, Зубченко М.В., продолжая реализовывать свой преступный умысел, направленный на совершение действий, явно выходящих за пределы его должностных полномочий, достоверно зная о том, что К является близким знакомым начальника отдела по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации -- и действует по его поручению, лично принял от К заявку на участие в аукционе по продаже земельного участка с кадастровым номером --.
После этого, --, в 14 часов, в своем служебном кабинете -- здания администрации --, Зубченко М.В., продолжая реализовывать свой преступный умысел, направленный на совершение действий, явно выходящих за пределы его должностных полномочий, представил членам аукционной комиссии Ч, В и КО аукционную документацию по продаже земельного участка с кадастровым номером --, в числе которой находилась заявка К от -- и извещение о проведении указанного аукциона, при этом
Зубченко М.В. умышленно умолчал перед членами аукционной комиссии о том, что на земельном участке с кадастровым номером -- находятся не зарегистрированные в ЕГРН объекты капитального строительства - «здание --» и «здание склада --, --». Ч, В и КО, не подозревая о преступных намерениях Зубченко М.В., будучи введенные им в заблуждение, подписали протокол -- «о рассмотрении заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка с кадастровым номером № --», согласно которому к участию в аукционе допущен и признан единственным участником - К, в связи с чем, аукцион был признан не состоявшимся, а цена земельного участка с кадастровым номером -- установлена в размере, равном начальной цене предмета аукциона, то есть без учета находящихся на земельном участке зданий и их целевого использования.
-- в своем служебном кабинете -- здания администрации --, Зубченко М.В., в нарушение пп. 1-3 ст. 215 ГК РФ, п. 4 ст. 35, п. 2 ст. 39.1 и ст. 39.20 ЗК РФ, ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», реализуя свой преступный умысел, направленный на совершение действий, явно выходящих за пределы его должностных полномочий, достоверно зная о том, что согласно действующему законодательству Российской Федерации продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности без находящегося на нём здания, не допускается, а отчуждение муниципальных зданий, строений и сооружений производится только совместно с занимаемыми ими земельными участками в порядке приватизации, а также то, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером -- категорически исключает возможность проведения аукциона на право заключения договоров его купли-продажи, стремясь продвинуться по муниципальной службе, зарекомендовать себя эффективным и исполнительным сотрудником, а также избежать негативного отношения к себе со стороны вышестоящих должностных лиц администрации --, то есть, действуя из личной заинтересованности, умышленно, осознавая общественную опасность своих противоправных действий, предвидя неизбежность наступления общественно-опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан - жителей --, а также охраняемых законом интересов общества, выражающегося в причинении материального ущерба муниципальному образованию «--», нарушении установленного законом порядка обращения с муниципальной собственностью, а также распоряжении ею вопреки интересам населения города, и желая их наступления, являясь должностным лицом, действуя от имени УИМИЗ администрации --, явно превышая свои полномочия, заключил договор купли-продажи -- и подписал акт приема-передачи с К, согласно которым УИМИЗ администрации -- продало, а К купил земельный участок с кадастровым номером --, общей площадью --».
--, на основании договора купли-продажи от -- -- и акта приема-передачи от этой же даты, подписанных Зубченко М.В., право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером -- было незаконно прекращено в связи с регистрацией права собственности на указанный земельный участок на имя К
В период с -- по -- от имени К на счет УИМИЗ администрации -- в качестве оплаты за земельный участок с кадастровым номером -- были внесены денежные средства на общую сумму --».
Таким образом, Зубченко М.В., действуя умышленно, явно выходя за пределы полномочий исполняющего обязанности начальника УИМИЗ администрации --, вопреки интересам службы, произвел незаконное отчуждение земельного участка с кадастровым номером -- К, без учета, находящихся на нем объектов муниципальной собственности - «-- --, --», правовая природа которых неразрывно связана с земельным участком, находящимся под ними.
Согласно заключению эксперта, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером -- и находящихся на нем объектов капитального строительства - «здания --» (административное здание) и «здания --гараж), находящихся в муниципальной собственности и представляющих единый имущественный комплекс по состоянию на -- составляла - -- рублей.
В результате умышленных действий Зубченко М.В., совершенных вопреки интересам населения --, право собственности муниципального образования «--» на земельный участок с кадастровым номером -- было незаконно прекращено, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан - жителей --, а также охраняемых законом интересов общества, в связи тем, что в бюджет -- не поступили, однако, должны были поступить денежные средства от продажи в порядке приватизации объектов муниципальной собственности: земельного участка с кадастровым номером -- и находящихся на нем «здания --», и «здания склада --, --», то есть муниципальному образованию «--» причинен имущественный вред на общую сумму --. Кроме того, умышленными действиями Зубченко М.В. грубо нарушен установленный законом порядок обращения с муниципальной собственностью, а именно, в связи с незаконным отчуждением земельного участка с кадастровым номером -- в адрес К, правомочия муниципального образования «--» как собственника объектов, находящихся на указанном земельном участке, ограничены и не могут быть реализованы, что в совокупности с имущественным вредом подорвало у населения -- авторитет органов муниципальной власти.
Подсудимый Зубченко М.В. виновным в совершении указанного преступления признал себя полностью, понимая существо предъявленного обвинения и соглашаясь с ним, добровольно, после предварительных консультаций с защитником адвокатом Баженовым С.П., а также после предварительных консультаций с защитником Баженовым С.П., в настоящем судебном заседании, заявил ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, при этом подсудимый Зубченко М.В. пояснил, что характер и последствия заявленного ходатайства ему разъяснены и понятны, данное ходатайство заявлено им добровольно.
Государственный обвинитель не возражает против рассмотрения дела в особом порядке.
Представитель потерпевшего администрации -- Г не возражает против рассмотрения дела в порядке особого производства, просит рассмотреть дело в её отсутствие, на строгом наказании не настаивает.
В соответствии со ст. 314 УПК РФ, обвиняемый вправе при наличии согласия государственного обвинителя ходатайствовать о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства по уголовным делам, наказание за которое не превышает 05 лет лишения свободы.
Санкция ч. 1 ст. 286 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до четырёх лет.
Поскольку по настоящему уголовному делу в соответствии со ст. 314 УПК РФ имеются основания для применения особого порядка принятия судебного решения и соблюдены условия, предусмотренные законом для постановления приговора без проведения судебного разбирательства; подсудимый понимает существо предъявленного ему обвинения и соглашается с ним в полном объеме; подсудимый своевременно, добровольно и в присутствии защитника заявил ходатайство об особом порядке, осознаёт характер и последствия заявленного им ходатайства; у государственного обвинителя не имеется возражений против рассмотрения дела в особом порядке, суд считает возможным вынести в отношении подсудимого обвинительный приговор без проведения в общем порядке исследования и оценки собранных по делу доказательств.
Суд считает, что обвинение, с которым согласился подсудимый, обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, а поэтому приходит к выводу о виновности Зубченко М.В. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества.
Обсуждая юридическую квалификацию действий Зубченко М.В., суд приходит к выводу о том, что действия Зубченко М.В., являющегося должностным лицом, по службе явно вышли за пределы его полномочий, поскольку достоверно зная о том, что согласно действующему законодательству Российской Федерации продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности без находящегося на нём здания, не допускается, а отчуждение муниципальных зданий, строений и сооружений производится только совместно с занимаемыми ими земельными участками в порядке приватизации, а также то, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером -- категорически исключает возможность проведения аукциона на право заключения договоров его купли-продажи, произвел незаконное отчуждение земельного участка с кадастровым номером -- К, без учета, находящихся на нем объектов муниципальной собственности - «здания --» и «здание -- --, --», правовая природа которых неразрывно связана с земельным участком, находящимся под ними, заключив договор купли-продажи -- и подписав акт приема-передачи с К, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства.
Обсуждая вопрос о мере наказания Зубченко М.В., суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного подсудимым преступления, относящегося к категории средней тяжести, а также данные о личности подсудимого, который вину в совершенном преступлении признал полностью, раскаялся в содеянном, о чем свидетельствует его последнее слово, участковым уполномоченным по месту жительства характеризуется положительно (т. 1 л.д. 19), по месту работы и.о. начальника управления по использованию муниципального имущества и землепользованию Администрации -- характеризуется исключительно с положительной стороны, не состоит на учете у врача-психиатра, врача нарколога (т. 1 л.д. 22, 23, 32, 34), так же суд учитывает влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи
Обстоятельствами, смягчающими наказание Зубченко М.В., суд признает активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других лиц за иные преступления, действия, направленные на заглаживание вреда (подсудимым составлено и подано исковое заявление в суд о признании сделки ничтожной), принятие мер к розыску и возврату имущества, добытого в результате преступления; полное признание вины и раскаяние в содеянном, его состояние здоровья, а так же возраст и состояние здоровья матери, оказание благотворительной помощи благотворительному фонду «Подари жизнь» в виде ежемесячных платежей.
Обстоятельств, отягчающих наказание Зубченко М.В., судом не установлено.
Согласно утвержденным резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от -- N 45/110 "Стандартным минимальным правилам Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила)" судебный орган, имея в своем распоряжении выбор не связанных с тюремным заключением мер, должен при вынесении своего решения принимать во внимание потребности правонарушителя с точки зрения его возвращения к нормальной жизни в обществе, интересы защиты общества (п.8.1).
Судом учитывается требование закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания, что справедливое наказание способствует решению его задач и целей. Справедливость назначенного наказания заключается в его соответствии характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
При назначении наказания подсудимому Зубченко М.В., суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления; личность подсудимого Зубченко М.В., наличие обстоятельств, смягчающих наказание и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи, преследуя цели наказания, предусмотренные ст. 43 УК РФ, а также учитывая то, что Зубченко М.В. полностью признал вину в содеянном, раскаивается, характеризуется исключительно с положительной стороны, имеет постоянное место жительства, совершил действия, направленные на заглаживание причиненного вреда, принимая во внимание потребности подсудимого с точки зрения его возвращения к нормальной жизни в обществе «(Токийские правила)», суд считает, что исправление и перевоспитание подсудимого возможно без изоляции его от общества и полагает обоснованным назначить Зубченко М.В. наказание с применением ч. 1 и ч. 5 ст. 62 УК РФ, при этом с учетом возможности получения Зубченко М.В. заработной платы, дохода, в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления Зубченко М.В. и предупреждения совершения им новых преступлений, суд считает возможным назначить Зубченко М.В. наказание по ч. 1 ст. 286 УК РФ в виде штрафа, находя избранный подсудимому вид наказания справедливым и достаточным для его исправления по вышеуказанным основаниям.
При этом с учетом обстоятельств дела и личности Зубченко М.В., при назначении наказания у суда отсутствуют основания для применения к Зубченко М.В. положений ст. 64 УК РФ в части назначения ему более мягкого вида наказания, чем предусмотрено санкцией ч. 1 ст. 286 УК РФ. Суд считает, что в действиях подсудимого Зубченко М.В. отсутствуют исключительные обстоятельства, существенно уменьшающие степень общественной опасности совершенного им преступления.
При назначении наказания у суда отсутствуют законные основания для применения к Зубченко М.В. положений ст.73 УК РФ в части назначения наказания условно, поскольку условное осуждение не применяется при назначении наказания в виде штрафа.
При решении вопроса о возможности изменения категории совершенного Зубченко М.В. преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, на менее тяжкую, то есть небольшой тяжести, в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ, суд учитывает все обстоятельства дела, данные о личности подсудимого и приходит к выводу, что оснований для изменения категории преступления на менее тяжкую не имеется.
В соответствии с ч.5 ст.72 УК РФ, при назначении осужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, в качестве основного вида наказания штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает его от отбывания этого наказания.
Как следует из материалов уголовного дела, Зубченко М.В. содержался под стражей по настоящему уголовному делу с -- по --, под домашним арестом с -- по --, в связи с чем, суд считает необходимым применить положения ч. 5 ст. 72 УК РФ, и смягчить назначенное наказание.
При этом, с учетом фактических обстоятельств дела, суд не находит оснований для полного освобождения Зубченко М.В. от отбывания наказания в соответствии с ч. 5 ст. 72 УК РФ.
Судьбу вещественных доказательств разрешить в соответствии со ст. 81 УПК РФ.
Обсуждая судьбу заявленного гражданского иска, суд приходит к следующему.
Главой муниципального образования «--» по уголовному делу в порядке ст. 44 УПК РФ заявлен гражданский иск с требованием возместить имущественный вред, причиненный муниципальному образованию в результате незаконного прекращения права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером --, на сумму установленного имущественного вреда, то есть по результатам судебной экономической экспертизы.
В соответствии со ст.309 УПК РФ, при необходимости произвести дополнительные расчеты, связанные с гражданским иском, требующие отложения судебного разбирательства, суд может признать за гражданским истцом право на удовлетворение гражданского иска и передать вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что для правильного и обоснованного рассмотрения заявленных требований о возмещении ущерба, причиненного преступлением, необходимо произвести дополнительные расчеты, связанные с гражданским иском, изучение дополнительных доказательств, которые потребуют отложения судебного разбирательства, сумма гражданского иска в судебном заседании гражданским истцом не уточнена, в связи с чем, необходимо признать за гражданским истцом право на удовлетворение гражданского иска и передать вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
Обеспечительную меру процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество: земельный участок с кадастровым номером -- надлежит оставить без изменения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 296-299, 303-304, 307-309, 316 УПК РФ, суд
п р и г о в о р и л:
Зубченко Михаила Викторовича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере --) рублей.
На основании ч. 5 ст. 72 УК РФ зачесть время нахождения Зубченко М.В. под стражей с -- по --, под домашним арестом с -- по -- и смягчить назначенное Зубченко М.В. наказание в виде штрафа до --
Меру пресечения в отношении Зубченко М.В. - подписку о невыезде и надлежащем поведении отменить после вступления приговора в законную силу.
Обеспечительную меру процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество: земельный участок с кадастровым номером --, с целью запрета адресованному действующему правообладателю (собственнику) - Т, -- г.р., распоряжаться арестованным имуществом, то есть заключать любые сделки, направленные на отчуждение указанного земельного участка третьим лицам, оставить без изменения, то есть до --.
По вступлению приговора в законную силу, вещественные доказательства:
---
--
--, хранящиеся в уголовном деле, хранить в уголовном деле.
Иск администрации -- о взыскании материального ущерба на сумму установленного имущественного вреда, то есть по результатам судебной экономической экспертизы, передать для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства, признать за гражданским истцом право на удовлетворение гражданского иска.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение 10 суток со дня его провозглашения.
В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии, а также об участии защитника в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Разъяснить осужденному, что приговор, постановленный в соответствии со ст. 316 УПК РФ не может быть обжалован в апелляционном порядке по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 389.15 УПК РФ, то есть из-за несоответствия выводов суда, изложенных в приговоре фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции.
Реквизиты для оплаты штрафа:
Наименование организации: следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Амурской области;
Юридический адрес: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Первомайская, д. 27;
Получатель УФК по Амурской области (следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Амурской области л/с 04231А58880);
ИНН/КПП: 2801157617/280101001;
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ БЛАГОВЕЩЕНСК;
БИК: 041012001;
КБК: 41711621010016000140;
ОКТМО: 10701000;
р/сч: 40101810000000010003.
Судья Свободненского
городского суда В.И. Демченко