Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2093/2020 ~ М-2622/2020 от 05.11.2020

Дело № 2а-2093/2020

УИД 13RS0023-01-2020-004958-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 ноября 2020 года город Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

судьи Чибрикина А.К.,

при секретаре судебного заседания Мариной А.С.,

при участии в деле:

административных соистцов: Елаева И.А., Алешина В.В., Елаева К.И., Кандахарова А.Ю., Бояркина Н.Г., Тарасова В.А., Светкина А.А., Тарасовой О.С., Елаева А.И., Громилина В.Г., Русина Н.Б.,

административного ответчика - администрации городского округа Саранск,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Елаева И. А., Алешина В. В., Елаева К. И., Кандахарова А. Ю., Бояркина Н. Г., Тарасова В. А., Светкина А.А., Тарасовой О. С., Елаева А. И., Громилина В. Г., Русина Н. Б. к администрации городского округа Саранск об оспаривании несогласования проведения публичного мероприятия и признании планируемого публичного мероприятия согласованным

установил:

административные соистцы обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании несогласования администрацией городского округа Саранск проведения публичного мероприятия и признании планируемого публичного мероприятия согласованным.

В обоснование заявленных требований указали, что 27 октября 2020 г. Елаев И.А. в качестве организатора публичного мероприятия обратился в администрацию г.о. Саранск с уведомлением о проведении7 ноября 2020 г. с 11 часов 00 минут до 14 часов 00 минут в городе Саранске на Советской площади перед памятником В.И. Ленину публичного мероприятия в форме митинга с предполагаемой численностью участников до 1000 человек с целью, как буквально указано в уведомлении, в день Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 года обсуждение в обществе вопросов, относящихся к защите идеи социальной справедливости для сохранения мира во всем мире и международной безопасности под лозунгом "Вся власть трудовому народу через диктатуру пролетариата! Диктатура пролетариата подлинная демократия для трудового народа! Пролетарии всех стран соединяйтесь!".

Решением администрации г.о. Саранск, оформленным письмом от 29 октября 2020 г. № 7811-исх, в согласовании проведения названного выше публичного мероприятия отказано на основании положений Указа Главы Республики Мордовия от 17.03.2020 N 78-УГ "О введении на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", временно приостановившего проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан. Предложено провести публичное мероприятие на Театральной площади г. Саранска после снятия на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).

Не согласившись с таким решением, организатор публичного мероприятия Елаев И.А., а также Алешин В.В., Елаев К.И., Кандахаров А.Ю.,

Бояркин Н.Г., Тарасов В.А., Светкин А.А., Тарасова О.С., Елаев А.И., Громилин В.Г., Русин Н.Б., уполномоченные организатором мероприятия выполнять распорядительные функции, ссылаясь в обоснование своих требований на нарушение права свободно выражать мнение и права на свободу мирных собраний, гарантированных им статьями 10 и 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обратились в суд с административным исковым заявлением, поданным в установленные частью 4 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации) сроки, к администрации г.о. Саранск о признании данного решения незаконным и признании планируемого публичного мероприятия согласованным, с возложением на орган публичной власти обязанности не препятствовать проведению публичного мероприятия в заявленную дату и время.

Елаев И.А. в судебном заседании иск поддержал в полном объёме, просил административные требования удовлетворить.

Административные соистцы Алешин В.В., Елаев К.И., Кандахаров А.Ю., Бояркин Н.Г., Тарасов В.А., Светкин А.А., Тарасова О.С., Елаев А.И.,

Громилин В.Г., Русин Н.Б., просившие о рассмотрении дела в их отсутствие, представитель административного ответчика администрации г.о. Саранск извещены о месте и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке, в суд не явились, сведений о причинах неявки не представили. Поскольку их явка в судебное заседание не была признана обязательной, а оснований для отложения судебного разбирательства с учётом положений части 4 статьи 226 КАС Российской Федерации не усматривается, суд, руководствуясь частью 6 статьи 226 названного Кодекса, пришёл к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Выслушав административного истца Елаева И.А., исследовав письменные материалы дела, содержащие возражения представителя административного ответчика относительно иска, и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС Российской Федерациигражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно частям 8 и 9 статьи 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В ходе проверки законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС Российской Федерации, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено КАС Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31).

На обеспечение реализации указанного конституционного права граждан Российской Федерации направлен Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", предусматривающий, что организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания (пункт 1 части 3 статьи 5).

В соответствии с положениями названного Федерального закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление в письменной форме о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 4 статьи 5, часть 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).

После получения уведомления о проведении публичного мероприятия уполномоченный орган в силу пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения указанного уведомления (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного Федерального закона.

Уполномоченный орган отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с названным Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с данным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).

Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 02 апреля 2009 года N 484-О-П "По жалобе граждан Л., Ш.Д. и Ш.С. на нарушение их конституционных прав положением части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина С.Э." сформулированы правовые позиции, имеющие значение при разрешении споров, касающихся возможности проведения публичных мероприятий.

Так, определено, что понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов.

Изложенное полностью согласуется с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 13 Постановления от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", о том, что судам следует учитывать, что при направлении организатору публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия орган публичной власти обязан предложить конкретные место и (или) время для проведения заявленного публичного мероприятия, обеспечивающие возможность достижения правомерных целей этого мероприятия и соответствующие его социальному и политическому значению.

Материалами дела установлено, что 27 октября 2020 года организатор публичного мероприятия Елаев И.А. подал в администрацию городского округа Саранск уведомление о намерении провести 7 ноября 2020 года с 11 часов 00 минут до 14 часов 00 минут на Советской площади г. Саранска, перед памятником В.И. Ленину публичного мероприятия в форме митинга с целью "в день Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 года обращение внимания общества и обсуждение в обществе вопросов, относящихся к защите идеи социальной справедливости для сохранения мира во всем мире и международной безопасности". В уведомлении отражено количество предполагаемых участков до 1000 человек.

Указанное уведомление было рассмотрено администрацией городского округа Саранск, заявителям выдано уведомление N 7811-исх от 29 октября 2020 года, в котором указано, что на основании подпункта 1 пункта 8 Указа Главы Республики Мордовия от 17.03.2020 N 78-УГ "О введении на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" проведение на территории Республики Мордовия досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан временно приостановлено. Кроме того разъяснено, что в соответствии с Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичные мероприятия проводятся, как правило, в специально отведенных местах. Предложено провести публичное мероприятие на Театральной площади г. Саранска после снятия на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).

Разрешая возникший спор и отклоняя административный иск, суд учёл, что в соответствии с предоставленными полномочиями и требованиями закона органом местного самоуправления было в установленном порядке рассмотрено уведомление от 27 октября 2020 года о проведении публичного мероприятия. По результатам рассмотрения поступившего уведомления административным ответчиком в адрес организаторов митинга было направлено письменное мотивированное обоснование невозможности согласования проведения публичного мероприятия в указанную дату.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ), а также Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" от 02 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" и от 30 марта 2020 года N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" высшие должностные лица субъектов Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции обеспечивают разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мер в субъекте Российской Федерации, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (пункт 1.1).

Законом, регулирующим правовые отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Положениями данного Федерального закона делегированы полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности; а также обязанность граждан Российской Федерации соблюдать нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности (статьи 11, 19 вышеуказанного Закона).

Указом Главы Республики Мордовия от 17.03.2020 N 78-УГ "О введении на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" на территории Республики Мордовия введен режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1, подпунктами "у" и "ф" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

Так, данным указом было временно приостановлено проведение на территории республики массовых мероприятий (подп. 1 пункта 8 Указа).

К числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, относится и право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации), которое также является высшим для человека благом.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Из изложенного следует, что государство должно защищать право граждан на жизнь и здоровье, обеспечивать его реализацию, уделяя надлежащее внимание вопросам предупреждения произвольного лишения жизни и здоровья, а также обязано принимать все разумные меры по борьбе с обстоятельствами, которые могут создать прямую угрозу жизни и здоровью граждан, если это является оправданным и обоснованным и соответствует конституционно значимым целям.

Доказательств, которые бы опровергали установленные судом обстоятельства, материалы дела не содержат.

Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрено право органа местного самоуправления отказать в проведении публичного мероприятия по основаниям указанным в части 3 статьи 12 данного Федерального закона, или обоснованно предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия (часть 2 статьи 12 указанного выше Федерального закона).

При таких обстоятельствах нет оснований утверждать о нарушении прав административных истцов, гарантированных статьей 31 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьей 21 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Оспариваемое уведомление не содержит каких-либо требований (выводов) о недопустимости (невозможности) проведения публичного мероприятия с заявленной целью. Не содержит оно и никаких рекомендаций организаторам и участникам публичного мероприятия о том, какие мнения, требования, касающиеся заявленной цели публичного мероприятия, следует выдвигать, высказывать или не выдвигать и не высказывать в ходе проведения мероприятия. Следовательно, это уведомление, вопреки доводам административных истцов, не может нарушать и не нарушает их прав на свободу мысли и свободу выражения своего мнения, гарантированных статьей 29 Конституции Российской Федерации, статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Какие-либо допустимые и достаточные доказательства, свидетельствующие о наличии недобросовестного поведения со стороны администрации городского округа Саранск с целью не допустить проведение административными истцами публичного мероприятия на заявленном месте в заявленное время, а также применение со стороны административного ответчика "двойных стандартов", то есть различных подходов при рассмотрении административным ответчиком подобных уведомлений в период режима повышенной готовности, истцы не представили.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12 апреля 1995 года N 2-П, Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).

Таким образом, оспариваемый административными истцами ответ обусловлен введенным на территории Республики Мордовия режимом повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV). При этом правовых оснований согласовать проведение указанного административными истцами публичного мероприятия у администрации городского округа Саранск не имелось. Соответственно, обжалуемое решение административного ответчика принято в рамках предоставленных ему законом полномочий, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия указанного решения имелись, содержание решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, и при изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска согласно пункту 2 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации не имеется.

Приведение в оспариваемом ответе ссылок на протокол заседания оперативного штаба по профилактике и предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории г.о. Саранск от 24.03.2020, не может повлечь признание оспариваемого решения незаконным, поскольку основанием для оспариваемого несогласования не являлось.

В связи с тем, что в административном иске отказано, отсутствуют основания как для взыскания в пользу истцов расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, так и возложении на административного ответчика обязанности не препятствовать проведению публичного мероприятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия

решил:

в удовлетворении административных исковых требований административного иска Елаева И. А., Алешина В. В., Елаева К. И., Кандахарова А. Ю., Бояркина Н. Г., Тарасова В. А., Светкина А.А., Тарасовой О. С., Елаева А. И., Громилина В. Г., Русина Н. Б. о признании незаконным несогласования администрацией городского округа Саранск проведения публичного мероприятия, планируемого 7 ноября 2020 г. с 11 часов 00 минут до 14 часов 00 минут в городе Саранске на Советской площади перед памятником В.И. Ленину, признании планируемого публичного мероприятия согласованным, возложением обязанности не препятствовать проведению публичного мероприятия в заявленную дату и время, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 6 ноября 2020.

Судья А.К. Чибрикин

1версия для печати
05.11.2020Регистрация административного искового заявления
05.11.2020Передача материалов судье
05.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
05.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.11.2020Судебное заседание
06.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.01.2021Дело оформлено
01.02.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее