Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-358/2020 ~ М-377/2020 от 26.10.2020

Дело № 2-358/2020

УИД 10RS0003-01-2020-000789-06

Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

14 декабря 2020 года                                                                                  г. Кемь, РК

           Кемский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                                                          Гордевича В.С.,

при секретаре                                                                                         Синда И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жирновой И.А. к администрации Кемского муниципального района и Министерству социальной защиты Республики Карелия об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л :

          Жирнова И.А. обратилась в суд с иском к администрации Кемского муниципального района по тем основаниям, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Онга являлась воспитанницей ГБУ СО РК «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 4» г. Кемь, из которого в настоящее время выпущена. По месту регистрации по адресу: <адрес> она проживать не может, так как в ней зарегистрирована и проживала до помещения в места лишения свободы ее биологическая мать Жирнова Алёна Владимировна, которая ДД.ММ.ГГГГ решением Кемского городского суда была лишена в отношении нее родительских прав. Жирнова А.В. склонна к злоупотреблению спиртными напитками, устраивает дома пьяные скандалы, ведет аморальный образ жизни. В октябре 2019 года Жирнова А.В. была осуждена по <данные изъяты> УК РФ к 3-м годам лишения свободы. После выхода из Центра из-за поведения матери она была вынуждена снимать квартиру либо проживать у друзей.

          В настоящее время она имеет на руках решение Кемского городского суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения № 2-210/2020 от 27.08.2020 г., Постановление администрации Кемского муниципального района № 889 от 12.10.2020 об отказе в установлении факта невозможности ее проживания в ранее занимаемом жилом помещении. Считает, что постановление № 889 от 12.10.2020 противоречит пп. 1 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

          Просила обязать администрацию Кемского муниципального района: внести ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

          Определением суда от 20 ноября 2020 года для участия в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты Республики Карелия.

          Истец Жирнова И.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, пояснив, что перед обращением в суд с иском о принудительном обмене жилого помещения направлялись запросы о наличии свободных жилых помещений, но в Кемском районе оказалась только одна свободная квартира, второй свободной квартиры не было.

          Представитель ответчика – администрации Кемского муниципального района по доверенности Куницкая М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что сотрудники администрации сами посоветовали Жирновой И.А. обратиться в суд с иском о принудительном обмене жилого помещения. Администрация отказала Жирновой И.А. в установлении факта невозможности проживания в занимаемом жилом помещении на основании Методических рекомендаций, данных Министерством социальной защиты РК, в связи с тем, что решение Кемского городского суда об отказе в иске Жирновой И.А. о принудительном обмене жилого помещения не является решением об отказе в принудительном обмене и не может рассматриваться в качестве основания для установления факта невозможности проживания в занимаемом жилом помещении, так как Жирновой И.А. не были представлены конкретные варианты обмена занимаемого ею жилого помещения на иные жилые помещения.

          Представитель ответчика – Министерства социальной защиты РК по доверенности Борщенко Н.А. в судебное заседание не явился, в поступившем отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства социальной защиты РК, полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что решение Кемского городского суда об отказе истцу в принудительном обмене жилого помещения не может быть принято во внимание, поскольку из системной связи положений ст. 72 Жилищного кодекса РФ и ч. 1 ст. 74 ЖК РФ, устанавливающей, что обмен жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма осуществляется на основании заключенного между указанными нанимателями договора об обмене жилыми помещениями, следует, что при обращении в суд с иском о принудительном обмене истец должен предложить варианты такого обмена, то есть указать жилые помещения, на которые производится обмен имеющегося жилья.

          Суд на основании положений статьи 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика – Министерства социальной защиты РК.

          Судом установлено, что истец Жирнова И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, поскольку отцовство в отношении ребенка не установлено, а мать истца Жирнова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения решением Кемского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу лишена в отношении дочери родительских прав. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления администрации Кемского муниципального района от 12.09.2014 № 848 Жирнова И.А. помещена в МКОУ «Кемский детский дом», а с 21.01.2016 на основании постановления администрации Кемского муниципального района № 39 от указанной даты Жирнова И.А. являлась получателем социальных услуг ГБУ СО РК «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 4» г. Кемь. Изложенное подтверждается решением Кемского городского суда от 15 ноября 2018 года по делу № 2-386/2018.

          Жирнова И.А. в соответствии со Справкой о регистрации от 19 октября 2020 года, выданной ООО «Расчетный центр» г. Кемь зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> муниципальном жилом помещении общей площадью 46,2 кв.м, нанимателем жилого помещения является Жирнова А.В.. Жирнова А.В. в октябре 2019 года осуждена Кемским городским судом по п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ к трем годам лишения свободы.

          Указанное жилое помещение не признано в соответствующем порядке непригодным для проживания или не отвечающим установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, а дом, в котором оно расположено, не признан аварийным и подлежащим сносу. С учетом Решения Главы Кемского городского поселения от 22.05.2008 № 24-1/120, которым установлена учетная норма площади жилого помещения на территории Кемского городского поселения в размере 11,3 кв.м на каждого члена семьи, общая площадь занимаемого истцом жилого помещения соответствует установленной норме.

          Истец Жирнова И.А. обратилась в администрацию Кемского муниципального района с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

          Постановлением главы администрации Кемского муниципального района от 12 октября 2020 года № 889 Жирновой И.А. отказано в установлении факта невозможности ее проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на основании Порядка установления факта невозможности проживания детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее: Порядок), утвержденного Постановлением правительства РК от 19 марта 2013 года № 99-ПП и на основании методических рекомендаций от 08 октября 2020 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктом 3 той же статьи 8 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 той же статьи 8 проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

        Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5 статьи 8).

        Постановлением правительства РК от 19 марта 2013 года № 99-ПП утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее: Порядок). Одним из условий постановки на учет в целях предоставления специализированного жилого помещения, указанных в порядке, является наличие вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения.

          Таким образом, признание невозможным проживания истца Жирновой И.А. по месту ее регистрации может быть обосновано подпунктом 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку: приказом директора ГБУ СО РК «Центр помощи детям № 4» № 20-ОД от 08.04.2019 Жирнова И.А. снята с полного государственного обеспечения из отделения реабилитации с 08 апреля 2019 года, что подтверждается решением Кемского городского суда от 26.08.2020 г. по делу № 2-210/2020; истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать истца – Жирнова А.В. лишена родительских прав; имеется вступившее в законную силу решение Кемского городского суда от 26 августа 2020 года по делу № 2-210/2020, которым Жирновой И.А. отказано в иске к Жирновой А.В. и администрации Кемского муниципального района о принудительном обмене жилого помещения.

          Однако, названное решение Кемского городского суда, по мнению администрации Кемского муниципального района, основанном на Методических рекомендациях по признанию детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, данных Министерством социальной защиты РК 07.11.2019, не является решением об отказе в принудительном обмене и не может расцениваться в качестве основания для установления факта невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении, так как истец при обращении в суд не представила конкретный вариант обмена спорного жилого помещения на иные помещения.

Судом установлено и подтверждается показаниями истца, что она пыталась найти на территории Кемского муниципального района свободные муниципальные жилые помещения, однако смогла найти только одно такое помещение.

Из содержания решения Кемского городского суда от 26 августа 2020 года по делу № 2-210/2020 следует, что: по сведениям главы администрации Кемского муниципального района от 11.03.2020 на территории Кемского муниципального района свободное муниципальное жилье, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, отсутствует; по сведениям главы администрации Рабочеостровского сельского поселения от 03.03.2020 свободные муниципальные квартиры для предоставления гражданам по договору социального найма, в поселении отсутствуют; по сообщению главы администрации Кривопорожского сельского поселения от 28.02.2020 для произведения размена имеющейся квартиры в интересах бывшей воспитанницы Центра на территории Кривопорожского сельского поселения имеется квартира, находящаяся по адресу: <адрес>. Данная квартира находится в удовлетворительном состоянии, и требует капитального ремонта.

          Таким образом, установлено, что для обмена имелась только одна свободная муниципальная квартира, расположенная на территории поселка Кривой Порог, который удален от города Кемь на расстояние 50 километров. Из чего следует, что фактически производство принудительного обмена жилого помещения, в котором зарегистрирована истец, на иные жилые помещения, на момент рассмотрения иска Жирновой И.А., было невозможно. Из содержания Методических рекомендаций Министерства социальной защиты РК (абзац 5 стр. 8) следует, что решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения может быть признано основанием для признания лица из указанной категории лиц нуждающимся в обеспечении специализированным жилым помещением в случае, если такой обмен в принципе невозможен.

          Поскольку судом установлено, что при рассмотрении дела по иску Жирновой А.В. принять решение о принудительном обмене жилого помещения было невозможно в виду отсутствия на территории Кемского мунципального района двух свободных муниципальных жилых помещений, суд полагает отказ администрации Кемского муниципального района в признании факта невозможности проживания Жирновой И.А. в занимаемой ею жилом помещении неправомерным и полагает данный факт установленным, так как основания для этого, установленные подпунктом 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имелись.

Частью 1 статьи 3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» установлено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.

В соответствии с частью 1 статьи 4 названного Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) наделены государственными полномочиями Республики Карелия:

по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - муниципальный специализированный жилищный фонд);

по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 1 статьи 3.1 настоящего Закона;

по заключению договоров найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок с лицами, указанными в части 1 статьи 3.1 настоящего Закона;

по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются;

по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список).

        На основании приведенных норм Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК, учитывая, что факт невозможности проживания истца в муниципальном жилом помещении установлен судом, учитывая, что названным законом Республики Карелия полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставлению специализированных жилых помещений названной категории лиц и по заключению договоров найма специализированных жилых помещений наделены органы местного самоуправления, суд удовлетворяет исковые требования, полагая необходимым возложить обязанность по совершению требуемых истцом действий на администрацию Кемского муниципального района.

        Учитывая, что в соответствии с приведенными положениями Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК Министерство социальной защиты Республики Карелия не наделено полномочиями по совершению требуемых истцом действий, суд признает министерство соцзащиты РК ненадлежащим ответчиком по делу и отказывает в иске к нему.

        Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

          Исковые требования Жирновой И.А. – удовлетворить.

          Обязать администрацию Кемского муниципального района внести Жирнову И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

          Обязать администрацию Кемского муниципального района предоставить Жирновой И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное применительно к условиям города Кемь Республики Карелия специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного помещения на состав семьи из одного человека по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

          В удовлетворении исковых требований к Министерству социальной защиты Республики Карелия – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий:                                                            В.С.Гордевич

Решение в окончательной форме вынесено 18 декабря 2020 года.

2-358/2020 ~ М-377/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Жирнова Ирина Александровна
Ответчики
Министерство социальной защиты РК
Администрация Кемского муниципального района
Суд
Кемский городской суд Республики Карелия
Судья
Гордевич Виктор Станиславович
Дело на странице суда
kemsky--kar.sudrf.ru
26.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2020Передача материалов судье
28.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.11.2020Предварительное судебное заседание
14.12.2020Судебное заседание
18.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2021Дело оформлено
21.01.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее