Дело № 2-77/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
10 апреля 2019 года город Магадан
В составе председательствующего судьи Ефремова О.Б.,
при секретаре Фокиной А.Н.,
в присутствии истца Куркина Олега Николаевича,
представителя МБУЗ Поликлиника № 2 Яркович В.В., Кравцовой О.Н., Жулий М.С.,
представителя ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области» Романовой Н.А., Набиевой Е.А.,
ГУ Магаданское региональное отделение фонда социального страхования РФ Матькова К.П.,
представителя прокуратуры Магаданской области, генеральной прокуратуры РФ, помощника прокурора Магаданской области Розенберг Н.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Магадане в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по иску Куркина О.Н. к МОГБУЗ «Поликлиника № 2» о возложении обязанности, для решения вопроса о направлении на обследование, консультации и лечение по облегчению боли, связанных с заболеваниями и (или) возможными медицинскими оперативными вмешательствами, доступными способами и средствами, с применением передовых методов в ЦРС, провести консилиум врачей терапевта, эндокринолога, невропатолога, кардиолога, окулиста, отоларинголога о направлении на обследование и лечение в ЦРС; выдать справку в Фонд социального страхования о наличии заболевания позвоночника; разработать и составить график выписки терапевтом всех лекарственных средств с их чередованием, для исключения возможности к их привыканию; взыскании с МОГБУЗ «Поликлиника № 2» компенсацию расходов на прохождение УЗИ в сумме 1800 рублей, компенсацию расходов на приобретение лекарственных средств в сумме 2694 рублей.
Возложении обязанности на ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области» восстановить и взыскать пенсионное пособие за периоды с 1997 по 2000 года, с 2003 по 2009 год, снятой незаконно и установленной неправильно в 2009 году инвалидности; разработать и скорректировать ИПР с занесением всех перечисленных заболеваний, в том числе позвоночника; провести необходимые мероприятия по определению зависимости утраты здоровья от профессиональной деятельности с рекомендациями ведущих специалистов, с полным обеспечением техническими средствами;
о признании действий (бездействия) необоснованными, противоправными и взыскании солидарно с Министерства здравоохранения Магаданской области, МБУЗ «Поликлиника № 2», ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области», ГУ Магаданское региональное отделение фонда социального страхования РФ, Росздравнадзора по Магаданской области, прокуратуры Магаданской области, Генеральной прокуратуры РФ, пожизненное содержание в размере 5000 рублей, за потерю здоровья и сокрытие от наказания виновных, компенсацию морального вреда в сумме 100000 рублей 00 копеек.
У С Т А Н О В И Л:
Куркин О.Н. обратился в Магаданский городской суд Магаданской области с иском о признании действий, а равно и бездействие медицинских учреждений и органов их контролирующих необоснованными и противоправными. Обязать восстановить и взыскать пенсионное пособие за период снятой незаконно инвалидности, провести необходимые мероприятия по определению зависимости утраты здоровья от профессиональной деятельности, назначить консилиум врачей терапевта, эндокринолога, невропатолога, окулиста, отоларинголога о направлении на обследование и лечение в ЦРС, выдать справку в Фонд социального страхования о наличии всех заболеваниям с рекомендациями ведущих специалистов, с полным обеспечением техническими средствами, за потерю здоровья, а равно сокрытие от наказания виновных взыскать с каждого ежемесячное пожизненное содержание в размере 5000 рублей, обязать МОГ БУЗ Поликлинику № 2 выплатить 1800 рублей за прохождение УЗИ, 2694 рублей за приобретение лекарственных средства.
Обязать разработать и составить график выписки одним специалистом всех лекарственных средств с их чередованием, для исключения возможности к их привыканию. Взыскать причиненный моральный вред в размере 100000руб.
В последующем Куркин О.Н. увеличил исковые требования и окончательно просил суд обязать МОГБУЗ «Поликлиника № 2», для решения вопроса о направлении на обследование, консультации и лечение по облегчению боли, связанных с заболеваниями и (или) возможными медицинскими оперативными вмешательствами, доступными способами и средствами, с применением передовых методов в ЦРС, провести консилиум врачей терапевта, эндокринолога, невропатолога, кардиолога, окулиста, отоларинголога о направлении на обследование и лечение в ЦРС; выдать справку в Фонд социального страхования о наличии заболевания позвоночника; разработать и составить график выписки терапевтом всех лекарственных средств с их чередованием, для исключения возможности к их привыканию; взыскать с МОГБУЗ «Поликлиника № 2» компенсацию расходов на прохождение УЗИ в сумме 1800 рублей, компенсацию расходов на приобретение лекарственных средств в сумме 2694 рублей.
Возложить обязанность на ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области» восстановить и взыскать пенсионное пособие за периоды с 1997 по 2000 года, с 2003 по 2009 год, снятой незаконно и установленной неправильно в 2009 году инвалидности; разработать и скорректировать ИПР с занесением всех перечисленных заболеваний, в том числе позвоночника; провести необходимые мероприятия по определению зависимости утраты здоровья от профессиональной деятельности с рекомендациями ведущих специалистов, с полным обеспечением техническими средствами;
Взыскать солидарно с Министерства здравоохранения Магаданской области, МБУЗ «Поликлиника № 2», ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области», ГУ Магаданское региональное отделение фонда социального страхования РФ, Росздравнадзора по Магаданской области, прокуратуры Магаданской области, Генеральной прокуратуры РФ, пожизненное содержание в размере 5000 рублей, за потерю здоровья и сокрытие от наказания виновных, компенсацию морального вреда в сумме 100000 рублей 00 копеек.
В обоснование заявленных требований указал, что получив военную травму в 1975 году, обращаясь за медицинской помощью на протяжении более 40 лет получает причинение вреда здоровью в результате ненадлежащего и недобросовестного оказания медицинской помощи. Сотрудники медицинских учреждений не установили причинно следственную связь между имеющимися заболеваниями со службой в армии, учебой в г. Киеве, трудовой деятельностью в различных отраслях промышленности.
Принятым порядком оказания медицинской помощи, когда необходимо срочно облегчить боль, получить обследование и установить диагноз, начинается продолжительное хождение от записи к врачу и назначения им обследования с последующим длительным их ожиданием в очередях, в которые не сразу попадешь, включая специалистов узкого профиля с оказанием некачественной медицинской помощи в дневных и стационарных отделениях, имея право на выписку бесплатных лекарств, покупаешь их большую часть, формальное прохождения периодических осмотров и непрофессиональных врачебных комиссий с откровенным неуважением и равнодушием к пожилым людям с ограниченными возможностями, оправдывающие свое равнодушие и невежество к течению заболеваний и связанных с ними болями, классифицируя их возрастными изменениями или наследственностью в стадии ремиссии или компенсации, оставляя далеко за рамками лечения дозировку, непереносимость лекарств или их аллергическую реакцию, в том числе и хроническое течение болезней в итоге приведших к хроническим заболеваниям печени, щитовидной железы, сердца, ЖКТ, почек, простаты, инвалидность необоснованно неоднократно снималась.
Своевременно не был направлен на оперативное лечение и в течение 9 лет лишился зрения.
При освидетельствование на группу инвалидности МСЭ игнорируется как комплексная оценка состояния организма с руководящими документами так и разумность и добросовестность.
Фондом социального страхования за три последних года дважды были сорваны лечения в санатории, сорвано на целый год протезирование, собакой-поводырем с ее снаряжением обеспечить так и не смогли, трижды предоставляли тактильную трость не того размера и низкого качества не приспособленных для зимы.
Не закрыли текущую потребность в технических средствах.
Просил суд обязать МОГ БУЗ Поликлинику № 2 провести консилиум врачей терапевта, эндокринолога, невропатолога, кардиолога, окулиста, отоларинголога о направлении на обследование и лечение в ЦРС; же обязать выдать справку в Фонд социального страхования о наличии заболевания позвоночника; же обязать разработать и составить график выписки терапевтом всех лекарственных средств с их чередованием, для исключения возможности к их привыканию; выплатить 1800 рублей за прохождение УЗИ и 2694 рубля за приобретенные лекарственные средства.
Обязать МСЭ ГБ восстановить и взыскать пенсионное пособие за периоды с 1997 по 2000 года и с 2003 по 2009 года снятой незаконно и установленной неправильно в 2009 году инвалидности; обязать разработать и скорректировать ИПР с занесением всех перечисленных заболеваний, в том числе позвоночника; провести необходимые мероприятия по определению зависимости утраты здоровья от профессиональной деятельности с рекомендациями ведущих специалистов, с полным обеспечением техническими средствами;
За потерю здоровья и сокрытие от наказания виновных взыскать с каждого ежемесячное пожизненное содержание в размере 5000 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 100000 рублей 00 копеек.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель Росздравнадзора по Магаданской области, Министерства здравоохранения Магаданской области, Генеральной прокуратуры РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом мнения истца, представителей ответчиков, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Представители ответчиков в судебном заседании требования не признали, просили в удовлетворении исковых требований истцу отказать по доводам изложенным в отзывах на исковое заявление.
Выслушав пояснения истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из искового заявления, Куркин О.Н. просил суд возложить на ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области» обязанность восстановить и взыскать пенсионное пособие за периоды с 1997 по 2000 года, с 2003 по 2009 год, снятой незаконно и установленной неправильно в 2009 году инвалидности; разработать и скорректировать ИПР с занесением всех перечисленных заболеваний, в том числе позвоночника; провести необходимые мероприятия по определению зависимости утраты здоровья от профессиональной деятельности с рекомендациями ведущих специалистов, с полным обеспечением техническими средствами.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не полежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Вступивший в законную силу приговору суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом (ч. 4 ст. 61 ГПК РФ).
Таким образом, исходя из указанных норм, установлена преюдициальность судебного решения вступившего в законную силу, определяющая отсутствие необходимости доказывать установленные ранее обстоятельства и запрещение их опровержения, до тех пор, пока судебный акт, которым установлены эти факты, не будет отменен в порядке, установленном законом.
В судебном заседании установлено, что решением от 23 декабря 2003 года «Главного бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области» Куркину О.Н. отказано в признании инвалидом.
Не согласившись с указанным решением, Куркин О.Н. обжаловал его в Магаданский городской суд Магаданской области.
Определением Магаданского городского суда от 21 июня 2005 года (дело №) производство по делу, по иску Куркина О.Н. прекращено в связи с ликвидацией организации, являвшейся стороной по делу (ликвидировано постановлением администрации Магаданской области от 30 декабря 2004 года).
На основании личного заявления от 14 декабря 2005 года, МУЗ «Поликлиника № 2» Куркин О.Н. направлен на освидетельствование в филиал № 1 ФГУ «ГБ МСЭ по Магаданской области».
Освидетельствование проведено 24 января 2006 года. В ходе проведения медико-социальной экспертизы истцу была составлена программа дополнительного обследования, однако с результатами проведённого исследования в филиал № 1 истец не явился. Медико-социальная экспертиза была прекращена в виду неявки заявителя (акт №).
Повторно Куркин О.Н. направлен МУЗ Поликлиника № 2» в филиал № 1 ФГУ «ГБ МСЭ по Магаданской области» с консультативной целью по настоянию больного («Направление на медико-социальную экспертизу» - форма № от 05.04.2006 года). Основным клинико-функциональным заболеванием (диагнозом) при направлении в учреждение медико-социальной экспертизы медицинской организацией было указано: <данные изъяты>.
18 апреля 2006 года Куркин О.Н. подал заявление в бюро МСЭ, в котором просил провести ему медико-социальную экспертизу с целью становления группы инвалидности.
Освидетельствование истца, с целью установления группы инвалидности, в бюро МСЭ было проведено 18 апреля 2006 года.
В ходе проведения медико-социальной экспертизы были изучены представленные медицинские документы: направление на медико-социальную экспертизу (форма №), амбулаторная карта, консультативные заключения специалистов МОП - гастроэнтеролога, невролога, зав. нейрохирургическим отделением, выписка из ИБ № гастроэнтерологического отделения МОБ, рентгенологические снимки - плечевых суставов от 12.10.2005г, пояснично-крестцового отдела позвоночника от 04.02.2005г.
Специалисты филиала № 1 провели личный осмотр заявителя. По результатам медико-социальной экспертизы Куркину О.Н. в признании инвалидом было отказано. Обоснованно экспертное решение было тем, что имеющиеся незначительно выраженные нарушения функций организма не приводили к ограничению жизнедеятельности ни по одной из категорий. Решение вынесено было коллегиально и единогласно (акт освидетельствования №).
С вынесенным экспертным решением истец не согласился и обжаловал его в Главное бюро МСЭ на основании заявления от 14 апреля 2006 года. Проведение повторной медико-социальной экспертизы в порядке обжалования решения бюро МСЭ было поручено экспертному составу № 1 Главного бюро ГУ «ГБ МСЭ по Магаданской области». Датой очного освидетельствования определено было 24 мая 2006 года.
С порядком и условиями проведения медико-социальной экспертизы, порядком обжалования решений истец был ознакомлен под роспись. Специалисты Главного бюро МСЭ изучили предоставленные в распоряжение врачей-экспертов медицинские и иные документы (амбулаторную карту и форму №, рентгеновские снимки, заключение специалистов МОП, трудовую книжку, документы об образовании). Освидетельствование истца было проведено полным составом специалистов Главного бюро МСЭ. В соответствии с «Правилами признания лица инвалидом», специалисты Главного бюро МСЭ провели личный осмотр Куркина О.Н., с целью получения объективных данных и оценки ограничений жизнедеятельности. В ходе проведения медико-социальной экспертизы был осмотрен врачами-специалистами (неврологом, хирургом, терапевтом), а также было проведено экспериментально-психологическое обследование (ЭПО).
Медико-социальная экспертиза в Главном бюро МСЭ по обжалованию решения филиала № от 18 апреля 2006 года была завершена 07 июня 2006 года. По результатам освидетельствования, у Куркина О.Н. были выявлены <данные изъяты>, не приводящие к ограничению жизнедеятельности ни по одной из категорий и не позволяющие признать его инвалидом. Сопутствующая патология так же не приводила к ограничению жизнедеятельности ни по одной из категорий.
Решение филиала № 1 ФГУ «ГБ МСЭ по Магаданской области» от 18 апреля 2006 года признано было верным и не подлежащим отмене. Решение Главного бюро МСЭ было принято коллегиально и единогласно (акт освидетельствования №).
20 марта 2008 года Куркин О.Н. обратился в Магаданский городской суд с исковым заявлением о признании решения ФГУ «ГБ МСЭ по Магаданской области» от 08 июня 2006 года незаконным и взыскании компенсации морального вреда.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 03 июня 2008 года в удовлетворении исковых требований Куркина О.Н. к Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области» о признании незаконным решения от 08 июня 2006 года и взыскании денежной компенсации морального вреда было отказано в полном объеме.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда (дело №; №) решение Магаданского городского суда Магаданской области от 03 июня 2008 года было оставлено без изменения, а кассационная жалоба Куркина О.Н., без удовлетворения.
17 ноября 2009 года Куркин О.Н. был освидетельствован в филиале № 1 ФГУ «ГБ МСЭ по Магаданской области» и ему установлена <данные изъяты> группа инвалидности и <данные изъяты> степень ограничения к трудовой деятельности с индивидуальной программой реабилитации.
Решением филиала № 1 ФГУ «ГБ МСЭ по Магаданской области» от 11 ноября 2010 года при повторном освидетельствовании ему была установлена <данные изъяты> группа инвалидности <данные изъяты> степенью ограничения к трудовой деятельности с индивидуальной программой реабилитации.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 10 мая 2011 года Куркину О.Н. отказано в удовлетворении исковых требований к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области» и бюро медико-социальной экспертизы № 1 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области» об изменении решений освидетельствования инвалида, взыскании компенсации пенсии, компенсации надлежащей ИПР, компенсации морального вреда, выделении в порядке частного обвинения несоответствия занимаемым должностям специалистов СМЭ филиала № 1 ФГУ «ГБМСЭ по Магаданской области».
Как следует из указанного решения, значительных расстройств функций организма для установления в 2009 году <данные изъяты> группы инвалидности у Куркина О.Н. не установлено, в связи с чем не имеется оснований для изменения размера пенсии и взыскании ее компенсации.
Доводы истца о нарушениях при проведении медико-социальной экспертизы, непрофессионализме работников бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области также были предметом исследования как Магаданского городского суда, так и суда апелляционной инстанции и не нашли своего подтверждения.
По делу установлено, что решением Магаданского городского суда Магаданской области от 10 мая 2011 года, вступившим в законную силу подтверждена обоснованность установления Куркину О.Н. в 2009 году <данные изъяты> группы инвалидности и <данные изъяты> степени ограничения к трудовой деятельности с индивидуальной программой реабилитации, и <данные изъяты> группы инвалидности со <данные изъяты> степенью ограничения к трудовой деятельности с индивидуальной программой реабилитации в 2010 году.
Разрешая спор по указанным требованиям, суд исходит из того, что в обоснование исковых требований истец ссылается по существу на обстоятельства, которые установлены вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, которые в силу ст. 61 ГПК РФ имеют преюдициальное значение, а также в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представил доказательств, подтверждающих факт наличия обстоятельств свидетельствующих о необходимости изменения степени инвалидности и степени ограничения к трудовой деятельности, а также индивидуальной программы реабилитации, в заявленный истцом период.
Требования Куркина О.Н. к МОГБУЗ «Поликлиника № 2» о возложении обязанности, провести консилиум врачей терапевта, эндокринолога, невропатолога, кардиолога, окулиста, отоларинголога для направления на обследование и лечение в ЦРС, выдать справку в Фонд социального страхования о наличии заболевания позвоночника, разработать и составить график выписки терапевтом всех лекарственных средств с их чередованием, для исключения возможности к их привыканию, удовлетворению также не подлежат.
Министерством здравоохранения Магаданской области совместно с МОГБУЗ «Поликлиника № 2» рассмотрено обращение Куркина О.Н. и 23 марта 2018 года ему направлен ответ, которым разъяснялось, что с 01.10.2010г. ему установлена бессрочно <данные изъяты> группа инвалидности. Все необходимые лекарственные препараты он получает по рецептам врачей. Также истцу разъяснялось, что установление связи имеющихся у него заболеваний с его профессиональной деятельностью не входит в компетенцию поликлиники. После дообследования необходимыми специалистами он будет направлен на медико-социальную экспертизу для разработки ему новой индивидуальной программы реабилитации.
Кроме того, выдача справок носит заявительный характер, при этом указание на наличие соответствующего заболевания отнесено к компетенции врача. Как установлено в судебном заседании, по заявлению Куркина О.Н. МОГБУЗ «Поликлиника № 2» изготовлена справка, которую он может самостоятельно получить в МОГБУЗ «Поликлиника № 2».
Требования Куркина О.Н. о взыскании с МОГБУЗ «Поликлиника № 2» компенсации расходов на прохождение УЗИ в сумме 1800 рублей, компенсации расходов на приобретение лекарственных средств в сумме 2694 рублей, суд также считает неподлежащими удовлетворения, так как прохождение УЗИ и приобретение указанных лекарственных средств медицинскими показаниями не подтверждено.
Доводы Куркина О.Н. в обоснование исковых требований о том, что ГУ Магаданское региональное отделение фонда социального страхования РФ не обеспечило тактильной тростью, а приобретенная за свой счет не была оплачена по её стоимости, не обеспечили протезирование глаза, не предоставили санаторно-курортное лечение в 2017 году и не обеспечили проездом с собакой поводырем в 2018 году, судья считает несостоятельными, так как по указанным обстоятельствам Магаданским городским судом Магаданской области принимались соответствующие решения 12 апреля 2017 года, 13 июля 2017 года, 09 февраля 2018 года, а также мировым судьёй 01 апреля 2016 года.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 № 85н «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» определено, что срок пользования комплекта снаряжения собаки-проводника установлен не менее 5 лет (п. 14 таблицы Приказа от 13.02.2018 № 85н).
Таким образом, срок использования Куркиным О.Н. комплекта снаряжения собаки-проводника истекает 28.10.2021 года.
Также в судебном заседании установлено, что в декабре 2018 года Куркину О.Н. произведена компенсация расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собаки-проводника в сумме 23533 рубля 70 копеек.
Доводы Куркина О.Н. в обоснование требований о неисполнении программы реабилитации в связи с необеспечением глазным протезом, непредоставлением говорящего термометра и флэш-плеера, суд также считает несостоятельными, так как в соответствии с приказом от 13.02. 2018 № 85н срок пользования глазным протезом стеклянным установлен не менее 2 лет (для детей-инвалидов - не менее 1 года). Таким образом, срок использования Куркиным О.Н. глазного протеза истекает 12 сентября 2019 года.
Согласно акту приема-передачи по государственному контракту № от 06.09.2018 Куркин О.Н. обеспечен медицинским термометром с речевым выходом, модель BL-T90 с 02.11.2018.
В соответствии с требованиями законодательства и на основании заявления Куркина О.Н. он был обеспечен устройством для чтения «говорящих книг» на флэш-картах с 08.08.2011 года.
Учитывая, что срок пользования данным устройством составляет не менее 7 лет (п. 13 таблицы Приказа от 13.02.2018 № 85н) Куркин О.Н. обратился в ГУ-Магаданское РО Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением 10.07.2018 об обеспечении его новым устройством - «говорящая книга». В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими я средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» Куркину О.Н. было сообщено, что он поставлен на учет в ГУ-Магаданское РО Фонда социального страхования Российской Федерации за регистрационным номером № от 11.07.2018 (пункт 5 Порядка).
В соответствии с требованиями законодательства и указанного выше Порядка предоставление государственных услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется на основании заключенных государственных контрактов.
Государственные контракты на поставку специализированных устройств для чтения «говорящих книг» на флэш-картах для обеспечения ими инвалидов заключаются на основании типового технического задания по определению поставщиков специальных устройств, разработанных непосредственно Фондом социального страхования Российской Федерации совместно с общероссийской Общественной организацией инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общество слепых».
В связи с тем, что данное типовое техническое задание явилось предметом рассмотрения в Арбитражном суде города Москвы, в части его соответствия положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключение каких либо государственных контрактов на поставку специализированных устройств для чтения «говорящих книг» на флэш-картах не представляется возможным.
В настоящее время, Фондом социального страхования Российской Федерации совместно с общероссийской Общественной организацией инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общество слепых» ведется разработка типового технического задания по определению поставщиков специальных устройств.
Учитывая вышеизложенное, ГУ-Магаданское РО Фонда социального страхования Российской Федерации может обеспечить Куркина О.Н. техническим средством реабилитации - специальным устройством для чтения «говорящих книг» на флэш-картах только после заключения государственного контракта на данные услуги и его выполнения.
Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
В соответствии с данным Порядком компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств (пункт 3).
В соответствии с вышеназванными нормами действующего законодательства Российской Федерации Фонд за счет средств из федерального бюджета осуществляет обеспечение техническими средствами реабилитации инвалидов. При этом объем средств на реализацию мер социальной поддержки для льготной категории граждан предусматривается в федеральном законе о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий календарный год. Соответственно Фонд осуществляет полномочия по обеспечению граждан льготной категории техническими средствами реабилитации в пределах лимитов бюджетных обязательств, то есть обязательств, подлежащих исполнению в текущем финансовом году.
Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации является социальной гарантией государства и входит в расходную составляющую федерального бюджета, в связи с чем, должно осуществляться с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с п. 5 Порядка компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность; индивидуальной программы реабилитации инвалида; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.
Как установлено в судебном заседании Куркин О.Н. с заявлением о выплате компенсации не обращался.
В соответствии с пунктом 9 части 5 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пациент имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
В силу частей 2, 3 статьи 98 указанного Федерального закона медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправное поведение, наличие вреда у потерпевшего и причинная связь между противоправным поведением и вредом. Противоправность поведения как основание ответственности может выражаться в нарушении требований к качеству оказания медицинской помощи. Поэтому ответственность наступает, если вред причинно связан с противоправным поведением, т.е. явился следствием дефектов медицинской помощи, оказанной пациенту. Исходя из этого, причинно-следственную связь между действиями (бездействиями) врачей и наступившими неблагоприятными последствиями необходимо доказать.
Принимая во внимание, что суд в рамках рассматриваемого спора не установил обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном выполнении работниками ответчиков своих профессиональных обязанностей, повлекших причинение вреда здоровью истца, как Министерством здравоохранения Магаданской области, так и прокуратурой Магаданской области обращения Куркина О.Н рассмотрены, требования Куркина О.Н. о признании действий (бездействия) необоснованными и противоправными, возложении солидарной обязанности на Министерство здравоохранения Магаданской области, МБУЗ «Поликлиника № 2», ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области», ГУ Магаданское региональное отделение фонда социального страхования РФ, Росздравнадзор по Магаданской области, прокуратуру Магаданской области, выплачивать пожизненное содержание в размере 5000 рублей, удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом условий или оснований ответственности за причинение морального вреда.
Обязательство по компенсации морального вреда в общем случае возникает при наличии одновременно следующих условий:
- претерпевание морального вреда;
- неправомерное действие причинителя вреда;
- причинная связь между неправомерными действиями и моральным вредом;
- вина причинителя вреда.
Принимая во внимание, что в судебном заседании не установлено неправомерных действий ответчиков, требования Куркина О.Н. к Министерству здравоохранения Магаданской области, МБУЗ «Поликлиника № 2», ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области», ГУ Магаданское региональное отделение фонда социального страхования РФ, Росздравнадзор по Магаданской области, прокуратуре Магаданской области, генеральной прокуратуре о взыскании компенсации морального вреда в сумме 100000 рублей 00 копеек, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Куркину Олегу Николаевичу в удовлетворении исковых требований к МОГБУЗ «Поликлиника № 2» о возложении обязанности, для решения вопроса о направлении на обследование, консультации и лечение по облегчению боли, связанных с заболеваниями и (или) возможными медицинскими оперативными вмешательствами, доступными способами и средствами, с применением передовых методов в ЦРС, провести консилиум врачей терапевта, эндокринолога, невропатолога, кардиолога, окулиста, отоларинголога о направлении на обследование и лечение в ЦРС; выдать справку в Фонд социального страхования о наличии заболевания позвоночника; разработать и составить график выписки терапевтом всех лекарственных средств с их чередованием, для исключения возможности к их привыканию; взыскать с МОГБУЗ «Поликлиника № 2» компенсацию расходов на прохождение УЗИ в сумме 1800 рублей, компенсацию расходов на приобретение лекарственных средств в сумме 2694 рублей; возложении обязанности на ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области» восстановить и взыскать пенсионное пособие за периоды с 1997 по 2000 года, с 2003 по 2009 год, снятой незаконно и установленной неправильно в 2009 году инвалидности; разработать и скорректировать ИПР с занесением всех перечисленных заболеваний, в том числе позвоночника; провести необходимые мероприятия по определению зависимости утраты здоровья от профессиональной деятельности с рекомендациями ведущих специалистов, с полным обеспечением техническими средствами; признании действий (бездействия) необоснованными, противоправными и взыскании солидарно с Министерства здравоохранения Магаданской области, МБУЗ «Поликлиника № 2», ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Магаданской области», ГУ Магаданское региональное отделение фонда социального страхования РФ, Росздравнадзора по Магаданской области, прокуратуры Магаданской области, пожизненное содержание в размере 5000 рублей, за потерю здоровья и сокрытие от наказания виновных, компенсацию морального вреда в сумме 100000 рублей 00 копеек, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца, со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Установить дату изготовления мотивированного решения суда – 15 апреля 2019 года.
Судья О.Б. Ефремов