Дело 2-266/2015 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Акъяр 09 июня 2015 года
Хайбуллинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Валиуллиной А.Р. при секретаре Исмагиловой Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ямансариной к ОАО «Хайбуллинская горная компания» о взыскании компенсации в связи с расторжением трудового договора, процентов за задержку выплаты компенсации и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Ямансарина обратилась в суд с иском к ОАО «Хайбуллинская горная компания» о взыскании с ответчика в ее пользу денежной компенсации в размере шести месячной средней заработной платы.
В обоснование иска указала, что 22.11.2011 года на основании заключенного с ней трудового договора №103 она принята на работу в ОАО «Хайбуллинская горная компания» на должность заместителя генерального директора по экономике. Пунктом 15 указанного трудового договора было предусмотрено, что в случае расторжения данного договора работодателем по основаниям, не связанным с исполнением должностных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, или в связи со сменой собственника, заместителю генерального директора выплачивается компенсация в размере шестимесячной средней заработной платы.
16 января 2015 года приказом №к от 14.11.2014 года она была уволена с работы на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением численности и штата работников организации. Однако, ответчик при увольнении не выполнил свои обязательства по выплате ей указанной суммы компенсации. В день увольнения она на имя генерального директора предприятия Исянбаева Д.А. подала заявление с просьбой произвести выплату указанной компенсации, которое оставлено без удовлетворения.
В ходе рассмотрения дела представитель истца Байзигитова Н.Н., действующая на основании доверенности №1Д-62 от 13.04.2015 года, уточнила исковые требования и просила взыскать с ответчика ОАО «Хайбуллинская горная компания» в пользу Ямансариной компенсацию в размере <данные изъяты>.; взыскать проценты за задержку выплаты компенсации в размере <данные изъяты>.; взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>. В обоснование указанных исковых требований указала, что размер средней заработной платы Ямансариной М.Д. на момент ее увольнения составлял <данные изъяты>. На 20.04.2015 года задержка выплаты компенсации с 16.01.2015 года составляет 94 дня и соответственно размер процентов за задержку выходного пособия на указанную дату составляет <данные изъяты>. В результате незаконных действий работодателя Ямансариной М.Д. причинен моральный вред, так как она испытала унижение, беззащитность перед произволом и вседозволенностью работодателя, от которого находится в зависимом положении, который подлежит компенсации в размере <данные изъяты>
Указанное уточнение исковых требований судом принято.
На судебное заседание истец Ямансарина М.Д., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, доказательств уважительности причин неявки суду не представила. На предыдущем судебном заседании по данному гражданскому делу 04.06.2015 года иск поддерживала в полном объеме. Суду пояснила, что при приеме на работу стороны достигли соглашения о включении в трудовой договор гарантии при увольнении с работы в виде выплаты компенсации. Договор подписан уполномоченным лицом, условия его должны исполняться.
Представитель истца Байзигитова Н.Н. на судебном заседании не возражала против рассмотрения дела в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, иск поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить. Суду пояснила, что согласно ст. 15 и ст. 56 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции. Трудовое соглашение с ответчиком и Ямансариной М.Д. был подписан, в нем предусмотрено условие о выплате компенсации при увольнении в размере 6 месячной заработной платы. Трудовое законодательство предусматривает возможность установления в трудовых соглашениях повышенных размеров компенсаций при увольнении работников. Обязательства по выплате компенсации возникли у ОАО «Хайбуллинская горная компания» в день увольнения Ямансариной М.Д., то есть 16.01.2015 г. Просрочка составляет более 5 месяцев. Указанное ставит истца в зависимое от ответчика положение, что причиняет ей моральный вред.
Представитель ответчика генеральный директор ОАО «Хайбуллинская горная компания» Исянбаев Д.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился, представил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствии. На предыдущем судебном заседании по данному делу 04.06.2015 года иск Ямансариной М.Д. не признал, просил в его удовлетворении отказать по доводам, изложенным в представленном им письменном отзыве.
Как указано в отзыве ответчиком, в трудовом договоре от 22.11.2011 года №, заключенном с Ямансариной М.Д., выплата выходного пособия или компенсации при расторжении договора в связи с сокращением численности штата работников не предусмотрена. Указанная в договоре компенсация при увольнении в размере шести месячных окладов не предусмотрена ни законом, ни внутренними локальными актами ОАО «Хайбуллинская горная компания», компенсационной либо гарантийной выплатой не является и не направлена на возмещение работнику затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей. В силу действующего трудового законодательства, выплата работнику компенсаций, в том числе связанных с расторжением заключенного с ним трудового договора, должна быть предусмотрена законом или действующей в организации системой оплаты труда, устанавливаемой коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как полагает ответчик, несоразмерно высокое пособие или компенсацию следует расценивать как злоупотребление правом, поскольку оно (она) не создает дополнительной мотивации работника к труду, не отвечает принципу адекватности компенсации, тем более предусматривая указанную выплату независимо от основания прекращения трудового договора. Предусмотренная дополнительная компенсация в размере шести должностных окладов, к гарантиям и компенсациям, подлежащим реализации при увольнении работника, не относится, не направлена на возмещение работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых или иных обязанностей, размер спорной выплаты не соответствует действующей у ответчика системе оплаты труда работников. Выходным пособием в случаях, предусмотренных законом, не является и носит произвольный характер, что в совокупности свидетельствует о злоупотреблении сторонами правом при включении подобного пункта в договор. Любые компенсации, выплачиваемые работникам сверх предусмотренных законами или иными нормативными правовыми актами правил должны быть соразмерны тому фонду заработной платы, который имеется у предприятия и той прибыли, которая им получена. В противном случае бесконтрольность и экономически необоснованное определение таких выплат неизбежно приведут к нарушению прав других работников на получение заработной платы и негативно повлияют на деятельность организации.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Учитывая мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Ямансариной М.Д. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании трудового договора от 22 ноября 2011 года №103 Ямансарина принята на работу в качестве заместителя генерального директора по экономике в ОАО «Хайбуллинская горная компания».
Пунктом 15 указанного договора предусмотрено, что в случае расторжения настоящего договора работодателем по основаниям, не связанным с исполнением заместителем генерального директора его обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, или в связи со сменой собственника компании, то заместителю генерального директора выплачивается компенсация в размере шести месячной средней заработной платы.
Дополнительным соглашением от 30.12.2011 года к трудовому договору от 22.11.2011 года внесено изменение в п. 1 трудового договора изменено наименование должности работника - заместитель директора по экономике и финансам.
Дополнительным соглашением от 01.07.2013 года внесены следующие изменения в п. 8 трудового договора «Работнику выплачивается должностной оклад, который устанавливается с 01 января 2013 года в соответствии со штатным расписанием компании от 01.01.2013 года и составляет <данные изъяты>., кроме того, 15% уральский коэффициент с 01.07.2013 года».
На основании приказа ОАО «Хайбуллинская горная компания» №215-к от 14.11.2014 года Ямансарина М.Д. уволена 16.01.2015 года на основании пункта 2 части первой ст. 81 ТФ РФ, трудовой договор расторгнут в связи с сокращением численности и штата работников.
В силу положений статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является сочетание государственного и договорного регулирования.
Часть первая статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляет работнику и работодателю право на урегулирование своих отношений, в том числе посредством заключения соглашений.
Как указывает заявитель, ее требования к ответчику о взыскании невыплаченного выходного пособия при увольнении основаны на трудовом договоре от 22.11.2011 года. Данный договор был составлен в письменном виде, подписан работником и работодателем и никем из подписавших его лиц не оспаривается.
Государство в своих нормативных правовых актах устанавливает минимальные гарантии трудовых прав и свобод граждан (статья 1 Трудового кодекса Российской Федерации). Требование к трудовым договорам, которые также осуществляют регулирование трудовых отношений, те же самые - не снижать уровень прав и гарантий работника, который установлен трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами (статья 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 57 ТК РФ в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными - правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В статье 178 ТК РФ предусмотрено сочетание государственного и договорного регулирования выплаты выходных пособий, в соответствии с которым трудовым договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.
Таким образом, трудовым законодательством прямо предусмотрена возможность установления в трудовом договоре условий, в том числе по выплате выходного пособия, улучшающих положение работника по сравнению с установленными Трудовым кодексом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд не усматривает в действиях Ямансариной М.Д. признаков злоупотребления правом.
Вместе с тем, положения части 1 статьи 349.3 ТК РФ предусматривают ограничение размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников. Действие данной статьи распространяется также на заместителей руководителей хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.
Как усматривается из материалов дела и следует из объяснений сторон на момент принятия Ямансариной М.Д. на должность заместителя директора предприятия, заключения с ней трудового соглашения, 100% акций ОАО «Хайбуллинская горная компания» находилось в собственности Республики Башкортостан, учредителем его являлось Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении юридического лица ОАО «Хайбуллинская горная компания», договор № купли-продажи ценных бумаг, приватизируемых на аукционе от 24.06.2014 года).
Согласно статьи 2 Федерального закона от 02.04.2014 №56-ФЗ условия заключенных до 13 апреля 2014 года трудовых договоров с работниками, категории которых указаны в части первой статьи 349.3, прекращают действие со дня вступления в силу Федерального закона от 02.04.2014 №56-ФЗ в части, противоречащей требованиям, установленным статьей 181.1 и частями второй-пятой статьи 349.3 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 и ч. 5 ст. 349.3 ТК РФ при прекращении трудовых договоров с работниками, категории которых указаны в части первой настоящей статьи, по любым установленным настоящим Кодексом, другими Федеральными законами основаниям совокупный размер выплачиваемых этим работникам выходных пособий, компенсаций и иных выплат в любой форме, в том числе компенсаций, указанных в части второй настоящей статьи, и выходных пособий, предусмотренных трудовым договором или коллективным договором в соответствии с ч. 4 ст. 178 настоящего Кодекса, не может превышать трехкратный средний месячный заработок этих работников. При определении указанного совокупного размера выплат работнику не учитывается размер причитающейся работнику заработной платы, денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ст. 127 ТК РФ), средний месячный заработок, сохраняемый на период трудоустройства (ст. 178 и ст.318 ТК РФ).
Согласно имеющейся в материалах дела справки ОАО «Хайбуллинская горная компания» средний месячный заработок (денежное довольствие) Ямансариной М.Д., исчисленный за последние три месяца, предшествующих месяцу увольнения, с учетом районного коэффициента составил <данные изъяты>
Учитывая изложенное, требование Ямансариной М.Д. подлежит удовлетворению в части взыскания с ответчика компенсация в размере трех средних месячных заработных плат, что составляет 167 169 руб. 30 коп..
В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с нарушением работодателем установленного срока выплат при увольнении работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Размер процентов, подлежащих взысканию с работодателя, истец исчисляет и просит взыскать по 20.04.2015 года. Количество дней просрочки составило на указанную дату 94 дня. С учетом действующей ставки рефинансирования, которая составляет 8,25%, общая сумма процентов, подлежащих взысканию, составляет <данные изъяты>
Согласно ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Суд с учетом степени нравственных и физических страданий истца, с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшей и вышеуказанных конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных ей страданий, с учетом требований разумности и справедливости считает, что нанесенный моральный вред подлежит компенсации в сумме <данные изъяты>.
В связи с тем, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, государственная пошлина в федеральный бюджет подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Ямансариной к Открытому акционерному обществу «Хайбуллинская горная компания» о взыскании компенсации в размере <данные изъяты> процентов за задержку выплаты компенсации в размере <данные изъяты>., компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>. удовлетворить частично.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Хайбуллинская горная компания» в пользу Ямансариной компенсацию в размере трех средний месячных заработных плат в сумме <данные изъяты>., проценты за задержку выплаты компенсации в размере <данные изъяты>. по 20.04.2015 года, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>
Взыскать с Открытого акционерного общества «Хайбуллинская горная компания» в пользу государства государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Хайбуллинский районный суд РБ в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья: Валиуллина А.Р.
Судебный акт не вступил в законную силу.