Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2020 года
66RS0004-01-2020-001150-89
Дело № 2а-2166/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<//> г. Екатеринбург
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Макаровой Т.В., при секретаре Алиевой К.М.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску индивидуального предпринимателя Завьяловой Е. В. к судебному приставу-исполнителю Гуничеву А.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ИП Завьялова Е.В. обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Гуничеву А.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области о признании незаконным бездействия.
В обоснование требований указано, что административный истец с 14 февраля 2020 года в порядке процессуального правопреемства является взыскателем по исполнительному производству №-ИП от 04 августа 2016 года в отношении должника Мезенцева М.В. В период ведения исполнительного производства установлено, что должник имел в собственности недвижимое имущество: земельный участок, жилой дом и нежилое здание хозяйственной постройки, расположенные по адресу г. Екатеринбург, <адрес>, размер доли в праве 1/4, которое отчуждено иному лицу 02 февраля 2018 года. С момента возбуждения исполнительного производства запрет на совершение регистрационных действий с имуществом должника установлен не был, в связи с чем, имущество выбыло из собственности должника.
На основании изложенного, административный истец просит признать бездействие судебного пристава-исполнителя Гуничева А.В. по неналожению запрета на совершение регистрационных действий с имуществом должника незаконным.
В судебное заседание административный истец, ее представитель Кузьминых А.В., действующая на основании доверенности, не явились, о месте и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, согласно заявлению просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, на удовлетворении требований настаивали.
Судебный пристав-исполнитель Гуничев А.В. в судебное заседание не явился, согласно телефонограмме просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, против удовлетворения заявленных требований возражал, указывая, что исполнительное производство на основании заявления взыскателя окончено, все меры принудительного исполнения отменены.
Представитель административного ответчика УФССП России по Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, посредством электронной почты, причины неявки суду неизвестны.
Заинтересованное лицо Мезенцев М.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, заявлений и ходатайств не представил.
С учетом положений ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом и в срок о дате и времени судебного заседания, и вынести решение.
Изучив материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Указанные конституционные предписания, получившие реализацию в ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании судебного приказа № мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района г. Екатеринбурга от 24 июня 2015 года с Мезенцева М.В. в пользу ПАО «Сбербанк России» взыскана задолженность по кредитному договору № от 22 мая 2013 года.
04 августа 2016 года, на основании заявления взыскателя, судебным приставом-исполнителем Ленинского районного отдела судебных приставов г. Екатеринбурга Кузнецовой В.А. возбуждено исполнительное производство №-ИП, предмет взыскания – задолженность в размере 993616 рублей 61 копейка.
В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем приняты меры по отысканию счетов и имущества должника, 29 ноября 2017 года вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника.
19 июня 2019 года между ПАО «Сбербанк России» и ООО «Урало-Сибирский расчетно-долговой центр» заключен договор цессии, по условиям которого право требования по кредитному договору перешло к ООО «Урало-Сибирский расчетно-долговой центр».
17 июля 2019 года между ООО «Урало-Сибирский расчетно-долговой центр» и ИП Завьялова Е.В. заключен договор цессии № на основании которого право требования взыскания задолженности с Мезенцева М.В. перешло административному истцу.
Определение о процессуальном правопреемстве вынесено мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района г. Екатеринбурга 11 сентября 2019 года, 14 февраля 2020 года постановлением судебного пристава-исполнителя произведена замена стороны взыскателя в рамках исполнительного производства.
Распоряжением № старшего судебного пристава Ленинского районного отдела судебных приставов г. Екатеринбурга Черемных А.С. от 08 августа 2019 года материалы исполнительного производства переданы в исполнение судебному приставу-исполнителю Ленинского районного отдела судебных приставов г. Екатеринбурга Гуничеву А.В.
05 марта 2020 года судебным приставом-исполнителем Гуничевым А.В. на основании заявления взыскателя вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении спорных объектов недвижимого имущества земельный участок, жилой дом и нежилое здание хозяйственной постройки, расположенные по адресу <адрес>.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
При этом судебному приставу-исполнителю предоставлено право самостоятельно определять вид исполнительных действий и меры принудительного исполнения, подлежащих применению, исходя из конкретных обстоятельств и требований исполнительного документа в целях его правильного и своевременного исполнения.
Оценивая представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что в ходе исполнительного производства судебным приставом-исполнителем не в полной мере использованы предоставленные ему действующим законодательством полномочия по осуществлению исполнительных действий, в частности меры, направленные на стимулирование должника к исполнению требований исполнительного документа в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении недвижимого имущества своевременно в период с 04 августа 2016 года по март 2020 года не приняты.
С учетом разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд приходит к выводу, что судебный пристав-исполнитель Кузнецова В.А., имела возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, не сделала этого, что повлекло за собой нарушение прав взыскателя на правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа.
Разрешая требования административного истца о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя выразившегося в непринятии мер по запрету на совершение регистрационных действий с недвижимым имуществом должника, суд учитывает, что судебный пристав-исполнитель Гуничев А.В. 05 марта 2020 года вынес постановление о запрете на регистрационные действия в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежавших должнику. Таким образом, допущенное судебным приставом-исполнителем Кузнецовой В.А. нарушение прав взыскателя было устранено.
27 марта 2020 года взыскатель обратился к судебному приставу-исполнителю с заявлением об окончании исполнительного производства.
Постановлением от 31 марта 2020 года заместителя начальника отдела Ленинского районного отдела судебных приставов г. Екатеринбурга исполнительное производство окончено на основании п. 1 ч. 1 ст. 246 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Окончание судебным приставом-исполнителем 17 января 2019 года исполнительного производства не является препятствием для удовлетворения заявленных требований, поскольку согласно разъяснениям, данным в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", окончание либо прекращение исполнительного производства сами по себе не препятствуют рассмотрению по существу судом заявления об оспаривании конкретного постановления либо действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, повлекших неблагоприятные последствия для заявителя (административного истца).
Факт окончания исполнительного производства влечет невозможность принятия мер принудительного исполнения, при этом требование о взыскании каких-либо убытков, причиненных бездействием судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства, взыскателем в настоящем деле не заявлено.
Для признания бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие данного бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца и учитывая наличие данной совокупности, суд приходит к выводу, что имеются основания для признания бездействия судебного пристава, выразившегося в непринятии мер, направленных на стимулирование должника к исполнению требований исполнительного документа в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении недвижимого имущества в период с 04 августа 2016 года по март 2020 года незаконным и удовлетворении требований административного иска в данной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 04 ░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░ ░░░░ 2020 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░