Судья - < Ф.И.О. >1 дело <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 апреля 2017 года <...>
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего < Ф.И.О. >9,
судей < Ф.И.О. >8, Шакитько Р.В.,
по докладу судьи < Ф.И.О. >8,
при секретаре < Ф.И.О. >3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе директора ООО «Монолит-Строй» < Ф.И.О. >4 на решение Тихорецкого городского суда Краснодарского края от <...>,
заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тихорецкий межрайонный прокурор (далее также - прокурор) обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах субъекта РФ - Краснодарского края с иском к ООО «Монолит-Строй», администрации МО <...> об обязании устранения недостатков, возникших при строительстве многоквартирного дома.
В обоснование заявленных требований указано, что ООО «Монолит-Строй», являясь застройщиком многоквартирного дома по адресу: Краснодарский край, <...>, состоящего из 30 квартир, построенного за счет средств краевого бюджета для целей обеспечения жильем проживающих на территории <...> детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, грубо нарушило строительные нормы, допустило отклонение от проектной документации. В ходе комиссионного осмотра многоквартирного жилого дома <...> по <...> в <...> был выявлен целый ряд нарушений, подлежащих устранению за счет застройщика.
Обжалуемым решением Тихорецкого городского суда Краснодарского края от <...> измененные исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах субъекта РФ - Краснодарского края удовлетворены. Судом постановлено: обязать ООО «Монолит-Строй» в срок до <...> устранить дефекты и нарушения, возникшие при строительстве жилого многоквартирного дома по <...> в <...>; возложить на администрацию МО <...> осуществление контроля за устранением указанных дефектов и нарушений, возникших при строительстве жилого многоквартирного дома по <...> в <...>.
Не согласившись с решением суда, директор ООО «Монолит-Строй» < Ф.И.О. >4 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указано на то, что решение суда незаконно, вынесено с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, поступившего от представителя по доверенности < Ф.И.О. >7 в интересах администрации МО <...>, возражений на жалобу, поступивших от прокурора < Ф.И.О. >5, выслушав мнение представителя по доверенности < Ф.И.О. >6 в интересах администрации МО <...>, не возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене, по следующим основаниям.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, малоимущим, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Ч. 3 ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от <...> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц указанной категории, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
По договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения предоставляются лицам указанной категории, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина, установленным органами местного самоуправления.
Как предусмотрено ч.ч. 1, 3 ст. 20 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
В силу ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что на основании муниципальных контрактов <...>, <...>, <...> участия в долевом строительстве многоквартирного дома от <...> ООО «Монолит-Строй» является застройщиком многоквартирного жилого дома, создаваемого по адресу относительно ориентира, имеющего почтовый адрес: Краснодарский край, <...>, в 91,1 м в северо-западном направлении от угла жилого дома <...>.
Судом первой инстанции установлено, что <...> ООО «Монолит-Строй» получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. После получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома ООО «Монолит-Строй» передает 30 квартир управлению муниципальных ресурсов администрации МО <...>. Акты приема-передачи жилых помещений (квартир) к муниципальным контрактам участия в долевом строительстве многоквартирного дома подписаны <...>.
Также, п. 8.2 указанных контрактов установлено, что гарантийный срок для многоквартирного дома устанавливается сроком на пять лет со дня окончания строительства многоквартирного дома (даты выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию). Гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование составляет три года. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня подписания акта приема-передачи жилых помещений (квартир) (п. 8.3 контрактов).
Однако, прокурорской проверкой установлено, что жилые помещения по адресу: <...>, предоставленные лицам вышеуказанной категории социально незащищенных лиц, имеют значительные недостатки, свидетельствующие о нарушении застройщиком строительных норм, а также об отклонении от проектной документации.
Приходя к выводу об удовлетворении заявленных требований, судья городского суда указал на то, что в ноябре 2016 года управлением по вопросам семьи и детства администрации МО <...> совместно с управлением муниципальных ресурсов администрации МО <...> составлен реестр предоставленного жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений в период с 2014 по 2016 гг., в соответствии с которым, из 30 предоставленных жилых помещений по указанному адресу, наниматели 18 помещений (из которых доступ для обследования обеспечен 12 нанимателями - <...>, 11, 13, 15, 16, 18, 22, 26, 27, 28, 29, 30) имеют претензии относительно качества предоставленного жилья.
В ходе комиссионного осмотра, организованного Тихорецкой межрайонной прокуратурой, проведенного в период с <...> по <...> с привлечением специалистов ПТО МУП ТГП ТР «Управление капитального строительства», отделом капитального строительства администрации МО <...>, управления муниципальных ресурсов администрации МО <...>, управления по вопросам семьи и детства администрации МО <...>, Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Тихорецком, Белоглинском, <...>х, Тихорецкого филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» выявлен целый ряд нарушений.
Кроме того, в подъездах многоквартирного жилого дома осыпается штукатурка потолка, в подвале присутствует вода, имеются зазоры в местах примыкания отмостки к фундаменту дома, в некоторых местах имеется просадка отмостки; в нарушение 2.3 СанПиН 2.<...>-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от <...> <...>, контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов расположена на расстоянии менее 20 метров.
Перечисленные обстоятельства подтверждены представленными суду первой инстанции справками профильных специалистов, привлеченных к проводившейся проверке.
При этом судом правильно указано на то, что измененные требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку малоэтажный многоквартирный жилой дом, расположенный по <...> в <...> Краснодарского края, возведен за счет средств, выделенных бюджетом Краснодарского края бюджету муниципального образования <...> для целей обеспечения жилыми помещениями проживающих на территории <...> детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из вышеизложенного доводы апелляционной жалобы о том, что исковые требования прокурора не мотивированны и не подлежат удовлетворению, однако были необоснованно удовлетворены судом первой инстанции, следует признать несостоятельными.
Таким образом, у судьи городского суда имелись предусмотренные законом основания для удовлетворения искового заявления прокурора, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Тихорецкого городского суда Краснодарского края от <...> следует признать законным и оно не подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <...> ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ - ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░-░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <...> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ -
░░░░░ -