город Салехард 23 января 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Старовойтова Р.В.,
судей коллегии Пищулина П.Г., Кравцовой Е.А.,
при секретаре Булатовой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управления по труду и социальной защите населения Администрации города Губкинского Акимовой О.В. на решение Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 ноября 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Фринюк Ю.Н. в интересах несовершеннолетнего ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным отказ муниципального учреждения «Управление по труду и социальной защите населения администрации города Губкинского» в предоставлении Фринюк Ю.Н. ежемесячной выплаты при рождении первого ребенка, признав за ней право на получение указанной выплаты с момента подачи заявления.
Возложить на муниципальное учреждение «Управление по труду и социальной защите населения администрации города Губкинского» обязанность принять заявление Фринюк Ю.Н. о предоставлении ежемесячной выплаты при рождении первого ребенка и произвести перерасчет указанной выплаты за период с 1 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Пищулина П.Г., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Фринюк Ю.Н., действуя в интересах своего малолетнего ребенка, обратилась с иском к Муниципальному учреждению «Управление по труду и социальной защите населения Администрации города Губкинского» (далее - Управление) о признании незаконным отказа в предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка, установленной Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ. В обоснование иска указала, что в ДД.ММ.ГГГГ в связи с рождением ребенка обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении вышеуказанной выплаты и получала ее в течении года. При подаче заявления на следующий год в указанной выплате ей было отказано по тому основанию, что доход ее семьи превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения. В расчет доходов ответчиком был принят доход отца ее ребенка - Криушицева А. С., который с ними не проживает, членом их семьи не является. Полагает, что при установлении размера среднедушевого дохода необходимо исходить лишь из ее дохода и алиментов, которые она получает на содержание ребенка.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции истец настаивала на удовлетворении требований, представитель ответчика Литвинова А.Р. заявленные требования не признала.
Судом принято решение, резолютивная часть которого указана выше.
С решением не согласна начальник Управления Акимова О.В., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование требований указывает, что истцу было правомерно отказано в установлении выплаты, в виду того, что среднедушевой доход ее семьи превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума. При этом, Управлением правомерно учтен доход отца ребенка вне зависимости от того, что он не проживает с заявителем.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Фринюк Ю.Н. приводит доводы о законности и обоснованности принятого решения.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель ответчика Перфильева К.С. (доверенность без номера от 13.01.20г. сроком по 31.12.20г.), представитель третьего лица - Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа Кусагалиев Ф.А. (доверенность № 26 от 28.03.19г. сроком на 1 год) доводы апелляционной жалобы поддержали, истец Фринюк Ю.Н. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала. Иные лица, участвующие в деле, не присутствовали, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу пунктов 14, 15 ст. 1 Закона ЯНАО от 1 декабря 2015 года № 116-ЗАО» О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям населения и прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе отдельного государственного полномочия Российской Федерации», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе наделяются в соответствии с настоящим Законом отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям населения (далее - полномочия Российской Федерации), в том числе по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (далее - Закон); по осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в соответствии с Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Согласно п. 2 ст. 1 Закона, право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
В соответствии с п. 8 ст. 4 Закона, среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьиза последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих месяцу подачи заявления о назначении указанной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, согласно п. 10 ст. 4 Закона, включаются родителя, опекуны ребенка, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети.
Как было установлено в судебном заседании, Фринюк Ю. Н. является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ. Указанную выплату Фринюк Ю.Н. получала с сентября 2018 года по май 2019 года в связи с рождением первого ребенка. При обращении за получением данной выплаты на второй год ответчиком в предоставлении выплаты было отказано, поскольку среднедушевой доход ее семьи за период с 1 июня 2018 года по 31 мая 2019 года составляет 44 107 рублей 2 копейки, что превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, которая составляет 25 273 рубля 50 копеек.
При этом, при подсчете среднедушевого дохода семьи Фринюк Ю. Н. в качестве членов семьи указаны ее сын ФИО1 и отец ребенка - Криушицев А. С.
Как верно указал суд первой инстанции, семейные отношения характеризуются не только фактом совместного проживания лиц, но и ведением ими общего хозяйства, наличием совместного бюджета и участием дохода каждого члена семьи в несении расходов на нужды семьи в целом.
Судом достоверно установлено и не оспаривается ответчиком, что Криушицев А. С. не является членом семьи Фринюк Ю. Н., они вместе не проживают, после рождения ребенка он материального участия в их содержании не принимал. В настоящее время истица проживает с матерью, с отцом ребенка никаких отношений не поддерживает, кроме того, состоит на учете в органах соцзащиты населения как малоимущая семья.
То есть, из установленных по делу обстоятельств следует, что семья, членами которой являлись бы Фринюк Ю.Н. и отец ее ребенка Криушицев А.С., как таковая отсутствует. В связи с этим, положения п. 8 и п. 10 ст. 4 Закона о порядке расчета среднедушевого дохода члена семьи в данном случае не применяются, поскольку они предполагают учет доходов лиц, входящих в состав семьи.
Позиция ответчика, предполагающая при расчете среднедушевого дохода учет дохода Криушицева А.С., по мнению судебной коллегии, противоречит и целям Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ, которые направлены на обеспечение материальной поддержки детства. Так, позиция ответчика предполагает отказ в предоставлении выплат Фринюк Ю.Н. и ее ребенку лишь потому, что отец ребенка Криушицев А.С. имеет значительный доход. При этом, отсутствие факта совместного проживания и зарегистрированного брака не предполагает, что нужды ребенка будут обеспечиваться с учетом всего дохода Криушицева А.С. Его обязанность по содержанию ребенка ограничена суммой алиментов, которая не создает для Фринюк Ю.Н. и ее ребенка среднедушевой доход, превышающий 1,5 размер прожиточного минимума.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит выводы суда об отсутствии оснований учета всего дохода Криушицева А.С. при расчете среднедушевого дохода истца и ее ребенка верными. Доводов, которые бы не получили свою оценку в судебном решении, апелляционная жалоба не содержит.
Расчеты приведенные в судебном решении сторонами не оспариваются и являются верными.
Судебное решение по доводам апелляционной жалобы отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: