Дело №2-864/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2014 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретаре Козловской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Минусинска и обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Ванеевское» о понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО УК «Ванеевское» и администрации г.Минусинска, с учетом уточнения требований (л.д.35, 170) просил обязать администрацию г.Минусинска в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, а также требованиями СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988г. №4690-88 в срок до 01.09.2014г. выделить и оборудовать на территориях вблизи домов №24 по ул.Тимирязева, №50 «а» по ул.Абаканской, №2 «г» по ул.Советской и №11 по ул.Парковой г.Минусинска контейнерные площадки, предназначенные для сбора твердых бытовых отходов, а также близи этих площадок выделить и оборудовать специальные площадки для сбора крупногабаритного мусора, установить на контейнерных площадках контейнеры для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, исходя из численности населения этих домов, обязать ООО УК «Ванеевское» обеспечить своевременную уборку контейнерных площадок и систематическое наблюдение за их санитарным состоянием. Свои требования в исковом заявлении и судебном заседании через своего представителя Гайфулину А.Е. прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требования природоохранного законодательства и законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при управлении ООО УК «Ванеевское» вышеуказанными многоквартирными домами. При проверке было установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, заключенным между ООО УК «Ванеевское» и МУП «Минусинское городское хозяйство» отходы регулярно вывозятся специализированной организацией. Вместе с тем, в нарушение положений ст.ст.39, 161 ЖК РФ, пунктов 3.7.1, 3.7.4, 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, пунктов 2.1.3, 2.2.11 СанПиН42-128-4690-88 от 05.08.1988г. «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов» на придомовой территории указанных домов контейнерные площадки, предназначенные для сбора твердых бытовых отходов, а также специальные площадки для сбора крупногабаритного мусора не оборудованы. В результате на территории города и прилегающих к нему территориях граждане устраивают несанкционированные свалки, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в интересах которых прокурор и обратился с настоящим иском.
Представители ответчика администрации г.Минусинска Шимохина О.А. и Ольховская Г.В. в судебных заседаниях исковые требования не признали. Суду пояснили, что вопросы сбора и вывоза твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, оборудования площадок для их сбора относятся к компетенции организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом. В соответствии с заключенным ООО УК «Ванеевское» со специализированной организацией договором вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с территории вышеуказанных домов регулярно производится, права граждан не нарушаются. Комиссией с участием главного архитектора г.Минусинска, специалиста Управления Роспотребнадзора, представителя управляющей компании и собственниками квартир был проведен осмотр придомовых территорий, в ходе которого установлено, что оборудовать на них специальные площадки для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора в соответствии с требованиями, предусмотренными вышеуказанными нормативными актами невозможно, так как отсутствует свободная территория отдаленностью от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и мест отдыха более чем на 20 метров. Кроме того, в 2011 году в качестве эксперимента во дворах домов №№62, 62 «а», 62 «б» по ул.Абаканской, №№10, 12 по ул.Тимирязева и №7 по ул.Сургуладзе г.Минусинска были оборудованы контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов, однако как показала практика, это привело лишь к загрязнению окружающей их территории, многочисленным жалобам граждан на антисанитарное состояние, запахи и грызунов, в связи с чем такие площадки были демонтированы. В г.Минусинске существует схема, согласно которой твердые бытовые отходы жильцами многоквартирных домов, не оборудованных мусоропроводами, в том числе и указанных в иске, в определенное время ежедневно выносятся к месту остановки мусоровозов и вывозятся, крупногабаритный мусор вывозится по мере необходимости, что полностью устраивает граждан, поэтому необходимости в оборудовании на придомовых территориях контейнерных площадок, предназначенных для сбора твердых бытовых отходов, а также специальных площадок для сбора крупногабаритного мусора не имеется.
Представитель ответчика ООО УК «Ванеевское», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела (л.д.168) в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.151). Участвуя в предыдущих судебных заседаниях (л.д.32, 147) и в отзыве на иск (л.д.22) его директор Машканцев Г.В. исковые требования не признал. Суду пояснил, что действительно в управлении ООО УК «Ванеевское» на основании решений собственников помещений находятся указанные прокурором жилые многоквартирные дома. В соответствии с договором на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов от 01.05.2013г., заключенным обществом с ИП Раковой Г.В., осуществляется ежедневный вывоз твердых бытовых отходов в установленное время мусоровозом с территории пятиэтажных домов №24 по ул.Тимирязева и №50 «а» по ул.Абаканской. Около двухэтажных домов №2 «г» по ул.Советской и №11 по ул.Парковой временно установлены контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, мусор с которых вывозится по мере накопления по заявкам жильцов, площадки для них не оборудованы. Также по заявкам собственников по мере необходимости осуществляется вывоз крупногабаритного мусора. Оборудовать на территориях близи всех четырех домов контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора не представляется возможным в связи с расположенными на расстоянии менее 20 метров другими жилыми домами, имеющимися во дворах спортивными площадками, магазинами и проезжими частями дорог, кроме того против этого возражают и сами собственники. В будущем планируется демонтаж контейнеров с территорий домов №2 «г» по ул.Советской и №11 по ул.Парковой, вывоз мусора будет осуществляться также регулярно в установленное время.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Красноярскому краю Радченко Е.С. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие и отзыв с дополнением (л.д.107,133,169). В отзыве указала, что в соответствии с требованиями СанПиН42-128-4690-88 от 05.08.1988г. «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов» и СанПин 2.1.22645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» контейнерные площадки, предназначенные для сбора твердых бытовых отходов, а также специальные площадки для сбора крупногабаритного мусора могут быть оборудованы на расстоянии не менее 20 метров от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и мест отдыха населения. Комиссией в составе представителей Управления Роспотребнадзора, главного архитектора г.Минусинска, директора ООО УК «Ванеевское» и собственников многоквартирных жилых домов №24 по ул.Тимирязева, №50 «а» по ул.Абаканской, №2 «г» по ул.Советской и №11 по ул.Парковой г.Минусинска был произведен осмотр территорий близи этих домов с целью определения мест для размещения контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов, а также специальных площадок для крупногабаритного мусора, в ходе которого было установлено, что оборудовать такие площадки в соответствии с требованиями действующего законодательства не представляется возможным так как отсутствует территория отдаленностью от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и мест отдыха населения более чем на 20 метров, о чем составлены акты. В связи с изложенным исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат. Кроме того, в г. Минусинске сложилась отрицательная практика оборудования контейнерных площадок – после установки контейнеров, от жителей близлежащих домов поступали обращения на переполненные контейнеры, разнос мусора ветром, бродячими собаками, наличие грызунов, размещение площадок вблизи домов и детских площадок. В результате контейнерные площадки были демонтированы.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании решений собственников помещений в жилых многоквартирных домах №24 по ул.Тимирязева, №50 «а» по ул.Абаканской, №2 «г» по ул.Советской и №11 по ул.Парковой г.Минусинска их управление осуществляется ответчиком ООО УК «Ванеевское». Указанные дома не оборудованы каналами для сброса мусора в баки (мусоропроводами), в соответствии с договором на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов от 01.05.2013г., заключенным ООО УК «Ванеевское» с ИП Раковой Г.В., осуществляется ежедневный вывоз твердых бытовых отходов в установленное время мусоровозами от домов №24 по ул.Тимирязева и №50 «а» по ул.Абаканской. На территориях вблизи домов №2 «г» по ул.Советской и №11 по ул.Парковой установлены контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, из которых мусор вывозится по мере накопления, а также по заявкам граждан по мере необходимости с территорий всех четырех домов осуществляется вывоз крупногабаритного мусора.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, договорами управления вышеуказанными многоквартирными домами, договором на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов от 01.05.2013г., заключенным ООО УК «Ванеевское» с ИП Раковой Г.В. и дополнениями к нему, счетами на оплату вывоза твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора.
В соответствии с ч.1 ст.161 ЖК РФ Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, безопасность жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Как следует из положений ст.21, 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования к сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988г., СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010г. №64 и Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170.
Согласно пунктов 2.1.3. и 2.1.5 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест" на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы из неканализованных домовладений - ассенизационным вакуумным транспортом.
При этом, в силу пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Согласно пункта 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. (пункт 8.2.5.).
В соответствии с 3.7.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170 сбор бытовых отходов следует производить в:
переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.;
контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более.
Согласно пункта 3.7.6. Мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов.
В силу пункта 3.7.15 крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
Учитывая установленные обстоятельства, указанные положения нормативно-правовых актов, доводы сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в части наложения на администрацию г.Минусинска обязанности по выделению и оборудованию на территориях вблизи домов №24 по ул.Тимирязева и №50 «а» по ул.Абаканской, г.Минусинска контейнерных площадок, предназначенных для сбора твердых бытовых отходов, а также близи этих площадок специальных площадок для сбора крупногабаритного мусора, установлению контейнеров на них и возложения на ООО УК «Ванеевское» обязанности по обеспечению своевременной уборки этих контейнерных площадок и систематического наблюдения за их санитарным состоянием.
Как пояснили в судебных заседаниях представители прокурора каких-либо жалоб от граждан по поводу отсутствия контейнерных площадок, предназначенных для сбора твердых бытовых отходов, а также специальных площадок для сбора крупногабаритного мусора, захламленности и т.п. от жителей вышеуказанных многоквартирных домов и иных близлежащих домов в прокуратуру не поступало, фактов несанкционированных свалок близи этих домов прокурором также не установлено, иск предъявлен прокурором по собственной инициативе.
Каких-либо доказательств того, что наличие несанкционированных свалок мусора на прилегающих к городу территориях связано с отсутствием контейнерных площадок и специальных для сбора крупногабаритного мусора близи указанных домов прокурор суду не представил.
С учетом этого суд приходит к выводу о недоказанности доводов прокурора о нарушении прав неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, связанном с отсутствием контейнерных площадок, предназначенных для сбора твердых бытовых отходов и специальных площадок для сбора крупногабаритного мусора на территориях вблизи домов №24 по ул.Тимирязева и №50 «а» по ул.Абаканской.
Напротив, как следует из пояснений представителей администрации г.Минусинска, ООО УК «Ванеевское» и Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, актов осмотра территорий близи этих домов (л.д.145-146), протоколов общих собраний собственников помещений в домах №24 по ул.Тимирязева и №50 «а» по ул.Абаканской (л.д.25-26) существующий в ООО УК «Ванеевское» порядок сбора и вывоза твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора соответствует интересам и воле неопределенного круга граждан, проживающих в этих домах, поскольку с учетом сложившейся застройки установка контейнерных площадок и площадок для сбора крупногабаритного мусора в соответствии с требованиями, предусмотренными вышеуказанными положениями СанПиН невозможна в силу того, что отсутствует свободная территория отдаленностью от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и мест отдыха населения более чем 20 метров.
Доводы прокурора о том, что в силу пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 при отсутствии возможности размещения контейнерных площадок на расстоянии более чем 20 метров эти расстояния должны быть установлены комиссионно в процессе исполнения решения суда суд считает необоснованными, поскольку согласно требований этого пункта это допускается лишь в исключительных случаях.
По мнению суда, установленные обстоятельства не свидетельствуют об исключительности, существующий в ООО УК «Ванеевское» порядок сбора и вывоза твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора не противоречит положениям СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.2.2645-10, которые не запрещают возможность ежедневного вывоза твердых бытовых отходов без их накопления и хранения в контейнерах и крупногабаритного на специальных площадках и соответствует пункту 3.7.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, согласно которого сбор твердых бытовых отходов в неканализированных домовладениях следует производить отдельно в малые (металлические) емкости, которые должны выноситься жильцами в установленное время к месту остановки мусоровоза.
Таким образом, оснований для возложения на администрацию г.Минусинска обязанности выделить и оборудовать на территориях вблизи домов №24 по ул.Тимирязева и №50 «а» по ул.Абаканской г.Минусинска контейнерные площадки, предназначенные для сбора твердых бытовых отходов, а также близи этих площадок выделить и оборудовать специальные площадки для сбора крупногабаритного мусора, установить на контейнерных площадках контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, исходя из численности населения этих домов, а также возложении обязанности на ООО УК «Ванеевское» обеспечить своевременную уборку этих контейнерных площадок и систематическое наблюдение за их санитарным состоянием суд не находит и считает необходимым в удовлетворении исковых требований в этой части отказать.
Вместе с тем, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования в части возложения на администрацию г.Минусинска обязанности по выделению и оборудованию на территориях вблизи домов №2 «г» по ул.Советской и №11 по ул.Парковой г.Минусинска контейнерных площадок, предназначенных для сбора твердых бытовых отходов, а также близи этих площадок специальных площадок для сбора крупногабаритного мусора, установлению контейнеров на них.
Так, как следует из пояснений представителя ООО УК «Ванеевское» и представленных им фотографий (л.д.83, 93, 96) на территориях близи этих домов уже установлены контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, в которые осуществляется сбор отходов с целью последующего вывоза. При этом специальные площадки для этих контейнеров не оборудованы, контейнер на ул.Советская 2 «г» переполнен мусором, мусор находится и на прилегающей к нему территории.
Таким образом, суд полагает обоснованными доводы прокурора о нарушении прав неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду и необходимости оборудования близи этих домов контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с учетом количества контейнеров, исходя из численности населения этих домов. При этом, поскольку как установлено судом, территория близи домов №2 «г» по ул.Советской и №11 по ул.Парковой администрацией г.Минусинска не передавалась в пользование и обслуживание ООО УК «Ванеевское», суд считает что указанную обязанность в силу положений ч.2 ст.13 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» и п.24 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» должна исполнить именно администрация г.Минусинска, как исполнительный орган муниципального образования г.Минусинск.
С учетом характера и объема подлежащих выполнению работ, суд считает возможным определить срок для исполнения указанной обязанности три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Оснований для возложения на ООО УК «Ванеевское» в судебном порядке обязанности по обеспечению своевременной уборки контейнерных площадок, которые должны быть установлены, и систематическому наблюдению за их санитарным состоянием суд не находит, поскольку оснований полагать, что данный ответчик после установки и оборудования площадок не будет надлежащим образом исполнять такие обязанности не имеется, прокурором доказательств этого не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию г.Минусинска в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170, а также требованиями СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988г. №4690-88 в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить и оборудовать на прилегающих к домам №2 «г» по ул.Советской и №121 по ул.Парковой г.Минусинска контейнерные площадки, предназначенные для сбора твердых бытовых отходов, а также специальные площадки для сбора крупногабаритного мусора, установить на контейнерных площадках контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, исходя из численности населения этих домов.
В удовлетворении остальной части исковых требований Минусинскому межрайонному прокурору отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 12.08.2014г.