Дело № 12-79/2020
УИД 33RS0001-01-2020-001906-66
РЕШЕНИЕ
г. Владимир 04 сентября 2020 года
ул. Б. Нижегородская, д. 67-а
Судья Фрунзенского районного суда г. Владимира Тельцова Е.В.,
с участием Сиразитдинова Ш.Х. - лица, в отношении которого ведется производство по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сиразитдинова Шамиля Хасановича на постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по городу Владимиру Горелова В.В. № 188100033190001115407 от 06 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по городу Владимиру Горелова В.В. № 188100033190001115407 от 06.05.2020 Сиразитдинов Ш.Х. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере три тысячи рублей
Не согласившись с данным постановлением, Сиразитдинов Ш.Х. обратился с жалобой. Считает вынесенное постановление незаконным, нарушающим его права и законные интересы и подлежащим отмене по следующим основаниям.
В части регламентации требований к тахографам приказ Минтранса России № 36 с 01.01.2015 года утратил силу по основаниям, содержащимся в положениях ст.15 Конституции РФ, ст. 32 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», TP ТС 018/2011. С указанной даты требования, предъявляемые к используемым в составе транспортного средства тахографам, регламентируются Приложением № 10 к TP ТС 018/2011. В отношении порядка использования тахографов, установленных на транспортном средстве до указанной даты, следует руководствоваться положениями Решения Комиссии таможенного союза от 09.12.2011 № 877. В соответствии с п. 3 этого нормативного правового акта международного уровня обращение продукции (использование), выпущенной в обращение в период действия соответствующих документов об оценке (подтверждении) соответствия, допускается в течение срока годности (срока службы) продукции.
Транспортное средство МАЗ госномер ...... является грузовым фургоном с максимальной разрешенной массой 10 100 тонн. Данное транспортное средство было выпущено в 2006 году, конструкцией которого было предусмотрено оснащение тахографом. Данное транспортное средство при выпуске в обращение на территории РФ прошло процедуру соответствия предъявляемым требованиям, включая подтверждение соответствия используемого тахографа. Это обстоятельство не подлежит доказыванию в условиях наличия регистрационных документов на автомобиль. Тахограф, установленный предприятием-изготовителем транспортного средства, используется по настоящее время, его замена на тахограф иного типа не предусмотрена предприятием-изготовителем. В этом случае такая замена является ничем иным, как внесением изменений в конструкцию транспортного средства, которая в свою очередь является невозможной в связи с тем, что исключение «штатного» тахографа из общей системы контроля управления автомобилем приводит к выходу из строя прочих систем и механизмов автомобиля.
Использование в составе т/с тахографа марки VDO Kienzle 1318.27 являлось допустимым в системе, регламентированной постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 № 922. Используемая марка тахографа допущена к использованию на территории РФ через внесение в государственный реестр средств измерений под идентифицирующим названием продукции - тахограф. В этой связи существенным является то, что положениями приказа Минтранса России № 36 не предусматривается процедура обязательной замены ранее установленных на т/с тахографов на тахографы, отвечающие требованиям указанного приказа. Обратное означало бы утверждение нормативного требования о внесении изменений в конструкцию т/с, что в соответствии с действующим законодательством РФ не является компетенцией Минтранса России.
Выражает несогласие с выводами должностного лица ГИБДД о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23. КоАП РФ.
По тем же основаниям Сиразитдинов Ш.Х. поддержал жалобу в судебном заседании.
Представитель ОГИБДД УМВД России по городу Владимиру в судебное заседание не явился, представил мотивированный отзыв. С доводами жалобы не согласился, указав, что в соответствии с приказом Минтранса № 36 от 13.02.2013 утверждены требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (Приложение №1). В состав тахографа входит бортовое устройство, которое содержит внутри него программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (блок СКЗИ тахографа). Порядок оснащения транспортных средств тахографами разработан во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2012 № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля; их работы» и устанавливает процедуру оснащения тахографами транспортных средств, категории и виды которых утверждены приказом Минтранса России от 13.02.2013.
Тахографами оснащаются транспортные средства категории М2, M3, N2, N3 за исключением транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой доступа на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.
В соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении 2 к приказу Минтранса России № 36 после слов «за исключением», производится:
- транспортных средств категорий M2, M3, N2, N3, оснащенных организациями-изготовителями транспортных средств до 1 апреля 2014 года техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1970г.), за исключением технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение №1 к приказу Минтранса России № 36), или требованиям ЕСТР (аналоговые контрольные устройства).
Выслушав заявителя, изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с данной нормой Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года № 1213 установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
Во исполнение данного постановления Правительства Российской Федерации Министерством транспорта Российской Федерации изданы приказы от 13 февраля 2013 года № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее - Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года № 36) и от 21 августа 2013 года № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» (далее - Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 года № 273).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года № 36 утверждены категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами (приложение № 2 к названному приказу).
Приложением № 2 к приказу Минтранса РФ от 13 февраля 2013 года № 36 установлено, что тахографами оснащаются, в частности: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов в том числе, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория № 2); транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория № 3).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 года № 273 утвержден Порядок оснащения транспортных средств тахографами (далее Порядок).
Согласно пункту 3 названного Порядка в установленные в нем сроки оснащение тахографами транспортных средств, кроме перечисленных в приложении № 2 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года № 36 после слов «за исключением», производится в отношении категорий транспортных средств, указанных в этом пункте.
В соответствии с абзацем девятым данного пункта оснащение тахографами транспортных средств категорий N 2, N 3, М2, М3, оснащенных аналоговыми контрольными устройствами, производится до 1 июля 2016 года.
Пункт 3 Порядка дополнен требованием об оснащении тахографами до 1 июля 2016 года транспортных средств категорий N 2, N 3, М2, М3, оснащенных аналоговыми контрольными устройствами, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 2 декабря 2015 года № 348.
Данный акт изменяет установленные Порядком сроки оснащения транспортных средств тахографами, соответствующими требованиям, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года № 36, для транспортных средств, оснащенных аналоговыми тахографами, не отвечающих требованиям указанного приказа и Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (заключено в г. Женеве 01.07.1970, ЕСТР).
Приложение № 2 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года № 36 (Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами) подлежит применению в совокупности с требованиями пункта 3 Порядка оснащения транспортных средств тахографами, согласно которому до 1 июля 2016 года оснащению тахографами подлежат транспортные средства категорий N 2, N 3, М2, М3, оснащенные аналоговыми контрольными устройствами.
В силу подпункта 1 пункта 10 Правил использования тахографов, утвержденных названным выше приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года № 36, водителям запрещается осуществлять перевозки с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Как следует из дела, 24 марта 2020 года в 07 часов 26 минут в отношении Сиразитдинова Ш.Х. составлен протокол об административном правонарушении 50 АО № 708017, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ.
Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что 24 марта 2020 года в 07 часов 20 минут на 220 км а/о МБК (А108) Сиразитдинов Ш.Х. управлял транспортным средством АФ 478208, государственный регистрационный знак ...... перевозил груз. На транспортном средстве установлен аналоговый тахограф (шайба). Свидетельство на международные перевозки отсутствует, тахографа установленного образца не имеет. Нарушено требование приказа № 36 Минтранса РФ. Сиразитдинов Ш.Х. с нарушением не был согласен, что подтверждается его собственноручной надписью.
02 апреля 2020 года дело об административном правонарушении было передано по подведомственности в ОГИБДД УМВД России по г. Владимиру.
Постановлением заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по городу Владимиру Горелова В.В. № 188100033190001115407 от 06 мая 2020 года Сиразитдинов Ш.Х. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей за то, 24 марта 2020 года в 07 час. 20 минут на 220 км автодороги МБК Горьковско-Егорьевское шоссе управлял автомобилем АФ 478208, государственный регистрационный знак ......, оборудованным не соответствующим установленным требованиям тахографом (установлен аналоговый тахограф).
Права лица, в отношении которого ведется производство по делу, и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации Сиразитдинову Ш.Х. разъяснены как при составлении протокола по делу об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела, что подтверждается его подписями в соответствующих документах.
Из материалов дела и пояснений Сиразитдинова Ш.Х. следует, что тахограф VDO Kienzle 1318.27, которым оснащен его автомобиль, является не цифровым, а аналоговым устройством.
Аналоговые технические средства контроля в соответствии с изменениями, внесенными в Порядок оснащения транспортных средств тахографами приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 2 декабря 2015 года № 348, которым пункт 3 Порядка дополнен, в том числе абзацем 9, подлежали замене цифровыми тахографами в срок до 1 июля 2016 года.
Приложение № 2 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года № 36 подлежит применению в совокупности с требованиями пункта 3 Порядка оснащения транспортных средств тахографами.
Согласно Приказу Минтранса России № 273 от 21 августа 2013 года «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» под аналоговыми контрольными устройствами понимаются технические средства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающие регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение № 1 к приказу Минтранса России № 36), или требованиям ЕСТР.
Сиразитдиновым Ш.Х. представлен сертификат соответствия тахографа «Кинцле» модели 1318.27 серийный выпуск, изготовитель ПФ ООО «Континентал Аутомотив РУС» (г. Чистополь, Татарстан), сроком действия с 26.05.2011 по 25.05.2013, сертификат о проведении настройки контрольного устройства от 05.12.2019, дата следующей проверки 05.12.2021.
В материалах дела имеются сведения о том, что регистрация информации на тахографе VDO Kienzle 1318.27 транспортного средства - автомобиля АФ-47820В осуществляется на бумажном диске, что не соответствует установленным требованиям (не обеспечивает регистрацию информации на карту тахографа, изготовленную в виде пластиковой карты с электронным носителем информации).
Ссылка Сиразитдинова Ш.Х. на то, что использование тахографа марки VDO Kienzle 1318.27 являлось допустимым в системе, регламентированной постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 № 922, основана на неверном толковании нормативного акта, поскольку данное постановление касалось оснащения вновь изготавливаемых автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн. Грузовой фургон АФ-47820В предназначен для перевозки грузов не более 12 тонн.
При этом доводы заявителя об использовании автомобиля марки МАЗ Белорусского производства опровергаются паспортом транспортного средства – марка, модель ТС указана АФ-47820В, тип ТС – автомобиль-фургон, организация – изготовитель ООО «Центртраснтехмаш» (Россия). Использование базового шасси МАЗ-437041-280 не препятствует оснащению транспортного средства, изготовленного на территории Российской Федерации, тахографом, соответствующим требованиям действующего законодательства.
Таким образом, по делу достоверно установлено, что, вопреки требованиям вышеприведенных нормативных актов, Сиразитдинов Ш.Х. управлял транспортным средством – автомобилем-фургоном АФ-47820В, оснащенным тахографом, использование которого при перевозке грузов не более 12 тонн после 01 июля 2016 года недопустимо, поскольку не соответствует Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года № 36.
В этой связи, наличие сертификата соответствия и сертификата о проведении проверки тахографа не означает отсутствие в действиях Сиразитдинова Ш.Х. состава данного административного правонарушения.
В силу подпункта. 1 пункта 10 Правил использования тахографов, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 13.02.2013 № 36, водителям запрещается осуществлять перевозки с несоответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Исходя из приведенных в приказе Минтранса России № 36 иных требований к тахографам и их картам следует, что тахографы, устанавливаемые на автомобилях, осуществляющих перевозки внутри Российской Федерации, должны являться цифровыми, а не аналоговыми устройствами.
Таким образом, действия водителя Сиразитдинова Ш.Х., управлявшего транспортным средством, не оснащенным цифровым тахографом, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ.
Довод Сиразитдинова Ш.Х. о том, что тахограф на транспортном средстве установлен заводом - изготовителем, имеет сертификат соответствия, не может быть принят во внимание, поскольку было достоверно установлено, что на управляемом транспортном средстве установлен аналоговый тахограф, однако его эксплуатация в настоящее время на территории Российской Федерации запрещена. Следовательно, управление транспортным средством с таким тахографом расценивается как управление транспортным средством в отсутствие тахографа, поскольку он не соответствует установленным требованиям.
Доводы заявителя о том, что требования к тахографам, предусмотренные Приказом Минтранса № 36, не соответствуют Техническому регламенту Таможенного союза 018/2011 и не носят обязательного характера, основаны на неверном толковании закона.
По смыслу пункта 14 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утверждённого решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877 (ТР ТС 018/2011), данный нормативный акт отсылает к положениям нормативных правовых актов государств - членов Таможенного союза в части оснащения транспортных средств тахографами.
Правило пункту 74 Технического регламента Таможенного союза, согласно которому его требования не применяются к наличию подлежащих проверке элементов конструкции находящихся в эксплуатации транспортных средств, которые не были предусмотрены на транспортном средстве на момент его выпуска в обращение, не исключает действие внутригосударственного законодательства Российской Федерации в части правил, устанавливающих категории транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами.
Приказы Минтранса № 273 от 21.08.2013 и № 36 от 13.02.2013 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» изданы во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года № 1213, в строгом соответствии с приведенными выше положениями пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Следовательно, данные приказы Министерства транспорта Российской Федерации подлежат обязательному применению всеми участниками дорожного движения.
При таких обстоятельствах, должностное лицо ГИБДД пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях Сиразитдинова Ш.Х. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ.
При этом суд не может также принять во внимание доводы заявителя о том, что ГИБДД в своей деятельности не может руководствоваться приказами Минтранса России.
Так в силу пункту 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Вопреки доводам жалобы в соответствии с абзацем 3 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2015 года № 1108 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», пунктов 1, 2 указанного выше Положения № 711, Госавтоинспекция наделена полномочиями осуществлять контроль за соблюдением указанных требований ТР ТС 018/2011 при эксплуатации транспортных средств.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено правомочным должностным лицом в установленный КоАП РФ срок, административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 11.23 КоАП РФ, с учетом обстоятельств правонарушения и данных о личности Сиразитдинова Ш.Х.
Анализируя изложенное, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по городу Владимиру Горелова В.В. в судебном заседании не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по городу Владимиру Горелова В.В. № 188100033190001115407 от 06 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ, в отношении Сиразитдинова Шамиля Хасановича оставить без изменения, жалобу Сиразитдинова Ш.Х. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии данного решения.
Судья Е.В. Тельцова