Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-162/2016 (2-2174/2015;) ~ М-2424/2015 от 25.12.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 февраля 2016 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Рулева И.А.,

при секретаре Рыжковой С.Н.,

с участием:

истца Салимсултанова Х.А.,

представителя ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по СК – Гайдукова К.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в выездном судебном заседании в помещении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ск гражданское дело по иску Салимсултанова Х.А. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по СК о взыскании морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Салимсултанов Х.А. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-1 УФСИН России по СК о взыскании морального вреда, в котором указывает, что 17 августа 2010 года он прибыл в ФКУ ИК-1 УФСИН России по СК для дальнейшего отбывания наказания. Сразу по приезду он обратился к администрации колонии, чтобы ему оказывалась посторонняя помощь, без которой он не может обходится, обслуживать себя в быту, так как он является инвалидом первой группы, 3 степени ограничения жизнедеятельности, а также обеспечить его техническими средствами реабилитации, консультациями врачей специалистов, согласно индивидуальной программы реабилитации, пояснив что нуждается в обезболивающих препаратах, а также в других медикаментах, согласно его патологий и оказать психологическую помощь после перенесенных нервных стрессов во время этапирования. Все его просьбы остались без внимания, никто из сотрудников администрации не отреагировал надлежащим образом и не принял соответствующих мер, пояснив, что закон не обязывает администрацию оказывать жизненно необходимую ему постороннюю помощь, а по средствам технической реабилитации в колонии отсутствует финансирование на эти цели. В обеспечении лекарственными препаратами отказано не было. Но было сказано, что выдаваться они будут только в медсанчасти под контролем медицинских работников.

Посещать санчасть без посторонней помощи и при отсутствии кресла-коляски с ручным приводом базовая-прогулочная он физически не имел возможности, а обеспечить его лекарственными препаратами по месту пребывания администрация категорически отказало. Он неоднократно в устной форме на приеме по личным вопросам обращался к начальнику колонии по вышеперечисленным проблемам, ему обещали помочь, но практически все оставалось в первоначальном состоянии, он обращался и в письменной форме на имя начальника колонии с заявлением, но имеющиеся у него проблемы не находили своего решения, и только в сентябре 2011 года ему была выдана кресло-коляска с ручным приводом базовая-прогулочная. Все остальные просьбы остались без удовлетворения.

Такое положение по имеющимся жизненно необходимым проблемам вызывало у него нервоз нравственных страданий, причиняющих физическую боль обострением и ухудшением состояний его патологий, психологическая помощь необходима в таких случаях ему не оказывалась. Обезболивающие и успокоительные медицинские препараты не выдавались и приводили к полному обездвиживанию на несколько суток. В таком состоянии он не мог нормально принимать пищу, посещать туалет для оправления естественных надобностей, посещать баню для соблюдения личной гигиены, потому как был «прикован» к постели и никто не оказывал ему никакой помощи. Нравственные страдания, вызывающую физическую боль его патологий приводили его в чувство безысходности, надежды на какую-либо помощь не угасали и подвигли его к мысли покончить жизнь совершением суицида. Он постоянно отгонял от себя эти мысли, но возникающий нервоз с новой силой возвращал его на «круги своя». Докучает выше описанное состояние тот факт, что администрация колонии, наблюдая за его страданиями, осознает его тяжелое состояние и остается непоколебимой в своих действиях и получает от его страданий чувство удовлетворения правильности своих действий. Солидарность действий администрации мышлений, взаимоподдержка ставят его в положение изгоя, унижая его человеческое достоинство своим бесчеловечным жестоким обращением, уповая на то, что он особо опасный преступник и обязан отбывать наказание страдая, чувствовать поражение в правах и в нравственных лишениях.

По фактическим действиям администрации колонии неприемлема гуманность, милосердие, справедливость, полностью отрицается соблюдение законов и международных конвенций по защите прав человека и инвалида.

Особо хочет отметить деятельность медицинских работников колонии, которые в свое время давали клятву Гиппократа – не навредить и обязаны по стилю своей профессии оказывать всестороннюю медицинскую помощь больным пациентам, проводить квалифицированную диагностику и назначать эффективное лечение по имеющимся патологиям.

В своем конкретном случае он не видел и не имел абсолютно никакой помощи, ему приходилось обращаться в различные инстанции, постоянно просить обеспечить его техническими средствами реабилитации, жизненно ему необходимыми, при этом испытывая нравственные страдания и унижая свое человеческое достоинство.

Ярким примером служит тот факт, что кресло-коляска с ручным приводом базовая-прогулочная он получил только через год после прибытия в колонию. Жизненно необходимые ему памперсы за весь период нахождения в колонии, 5 лет 3 месяца ему выдавались с октября 2014 года по сегодняшний день 4 раза по 10 штук, 8 штук, 6 штук, 10 штук, в общем 34 штуки. Хотя по реабилитационной карте ему положено ежедневно 3 памперса, за весь период нахождения в колонии он должен был получить 5745 штук, а получил всего 34 шт. Где находятся 5711 шт. памперсов, положенных ему и кто ими пользуется ему неизвестно, на общую сумму 256995 рублей (средняя цена за 1 памперс 45 рублей).

Как он указывал выше, необходимые ему медицинские препараты, согласно его патологий, ему не выдавались, кресло-стул с санитарным оснащением на колесах он получил только в конце сентября 2015 года, т.е. через 5 лет после прибытия в колонию.

Консультации с врачами специалистами неврологом, терапевтом он не имел, информирование и консультирование по вопросам реабилитации не имел. Информирование и консультирование по вопросам реабилитации инвалидов не имел. Консультирование по вопросам социокультурной реабилитации не имел. Социально-бытовая адаптация – приспособление жилья к нуждам инвалида не проводилась, что причиняло ему дополнительные нравственные страдания, обостряло физическую боль, имеющихся у него патологий и накладывало неизгладимый глубокий отпечаток, вызывая постоянную озабоченность и нервоз.

После отбытия 4/5 срока наказания по приговору суда он обратился с ходатайством об условно-досрочном освобождении в контексте ст.79 УК РФ. Администрация ФКУ ИК-1 его ходатайство не поддержала и была категорически против его досрочного освобождения, межрайонный прокурор выразил солидарность с мнением администрации.

Согласно п.5 ПВС №8 от 21.04.2009 года суд обязан учитывать мнение администрации и прокуратуры, а законодатель дает право осужденному на досрочное освобождение, но не обязывает суды досрочно освобождать от отбывания наказания. В его конкретном случае суду ничего не оставалось, как только отказать ему в условно-досрочном освобождении. Администрация ФКУ ИК-1 согласовав свои действия с сотрудниками колонии, выработала единое мнение о нецелесообразности его освобождения, преследуя цель, путем неоказания ему жизненно необходимой посторонней помощи, неисполнением реабилитационных мероприятий, продолжая подвергать его нравственным страданиям, чувствуя безнаказанность неисполнения законов РФ и положений международных конвенций по защите прав человека и инвалида, культивировать бесчеловечное унижающее человеческое достоинство жестокое обращение при исполнении наказания, принося тем самым тяжелый моральный вред, ухудшая его состояние здоровья.

Обобщая вышеизложенные факты, руководствуясь ст.8,10,12,13,99,101 УИК РФ, ФЗ №323 в контексте ст.5,9, 18,40,85,87,88,89,90,98 ФЗ №129 от 24 июля 1998 года в редакции ФЗ 213 от 24.07.2009 года в контексте ст. 9,10,11,11.1, 13,28,32 по социальной защите инвалидов, ст.ст. 191,1064,1069,1080,1099,1100,1101 ГК РФ, ст.3,13 Европейской конвенции по правам человека, ст.5, 12,13,14,15,29,26 Конвенции ООН по защите прав инвалидов.

Он не допускает, что сотрудники колонии, имея высшее юридическое образование не знают или не понимают действия вышеперечисленных законов и твердо убежден, что должностные лица действуют в солидарной согласованности, преследуя цель, подвергать его бесчеловечному унижающему человеческое достоинство жестокому обращению при исполнении наказания, принося ему нравственные страдания, обостряя физическую боль, имеющихся у него патологий.

Согласно ст.11 ФЗ №213 от 24.07.2009 года индивидуальная программа реабилитации инвалида, является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно ст.28 ФЗ 213 от 24.07.2009 года инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому, либо в стационарных учреждениях. Условия пребывания инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания должны обеспечивать возможность реализации инвалидами их прав и законных интересов в соответствии с настоящим федеральным законом и содействовать удовлетворению их потребностей. Согласно ст.32 ФЗ №213 от 24.07.2009 года ответственность за нарушение прав инвалидов.

Рассмотрение споров.

Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

Согласно ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с п.2 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействиями), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, (жизнь, здоровье).

Согласно ст.1099 ГК РФ:

1.Основание и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего кодекса.

2.Моральный вред, причиненный действиями (бездействиями), нарушающими имущественные права гражданина, подлежат компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Согласно ст.1101 ГК РФ способ и размер компенсации морального вреда:

1.Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

2.Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических или нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего.

ГК РФ не дает четкого определения о сумме компенсации морального вреда, какая - либо тарификация по его определению так же отсутствуют, по правовому смыслу и толкованию причинение морального вреда и компенсацию в денежном выражении за его причинение законодатель обязывает суды с учетом всех фактов определить сумму компенсации морального вреда, но и не исключает право потерпевшего заявлять свои требования по сумме компенсации.

Учитывая изложенные факты нравственных страданий с причинением физической боли инвалиду 1 группы 3 степени ограничения жизнидеятельности на длительном промежутке времени 5 лет 3 месяца по состоянию на сегодняшний день, а также продолжение нравственных страданий до 13.05.2016 года, ежедневную подавленность ухудшающее его состояние здоровья. Считает, что разумной справедливой компенсацией в его конкретном случае является сумма <данные изъяты> рублей, что за каждый прожитый день нравственных страданий компенсация составит <данные изъяты> рублей в день. Считает данную сумму незначительной по отношению к тем мучениям и физическим болям, сопровождаемых неврозом, которые он испытывал в период с августа 2010 года по сегодняшний день и будет продолжать испытывать по день освобождения из колонии по окончанию срока 13.05.2016 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.11 ФЗ 3213 от 24.07.2009 года, ст. 28 ФЗ №213 от 24.07.2009 года, ст.32 ФЗ №213 от 24.07.2009 года, ст.ст. 151,1099,1101 ГК РФ просит суд:

1.Признать причинение ему вреда администрацией ФКУ ИК-1 УФСИН России по СК.

2.Взыскать компенсацию за причинение нравственных страданий и физическую боль в сумме <данные изъяты> рублей с администрации ФКУ ИК-1 УФСИН России по СК.

3. Все издержки по судопроизводству отнести за счет ответчика.

Истец в судебном заседании доводы и требования искового заявления поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме, пояснив что добавить к ним в целом нечего. Пандус у входа в санчасть действительно сделали, но подьем крутой и он не может подняться. О том, что на прием к врачу нужно записываться в журнал, находящийся в помещении отряда он не знал. Считает, что его должны были также обеспечить посторонней помощью и медикаментами. За время отбывания наказания он дважды был в больнице при ИК-3.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив суду, что они обращались в Фонд социального страхования для предоставления осужденному Салимсултанову Х.А. перечня ТСР, однако им было отказано с пояснениями, что когда осужденный освободится из мест лишения свободы, тогда они и будут исполнять свои обязательства, согласно индивидуальной программе инвалидов. После чего администрации колонии обратилась в ФКУЗ МСЧ-26 ФСИН России с просьбой выделить бюджетные ассигнования для закупки технических средств реабилитации для инвалидов. Также в суд от представителя ответчика поступили возражения на исковое заявление, в которых указано, что с требованиями, изложенными в исковом заявлении, не согласны по следующим основаниям.

Салимсултанов Х.А. приговором Хасавюртовского городского суда республики Дагестан от 29.12.2007 года приговорен к отбыванию наказания за совершение преступления, предусмотренного ч.1ст.105 УК РФ к 9 (девяти) годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима, с 16.08.2010 года отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ставропольскому краю (далее - исправительное учреждение).

В соответствии с заключением МСЭ от 08.05.2013 года Салимсултанову Х.А. присвоена 1-я группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно. Согласно индивидуальной программе реабилитации (от 25.11.2013г.) ему были рекомендованы мероприятия социальной реабилитации, а также технические средства реабилитации, а именно: кресло-коляска, кресло-стул, подгузники.

В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разработанными федеральными государственными учреждениями МСЭ. Как установлено в ст.ст. 9-11 этого же закона реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски или другими аналогичными средствами.

К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (в том числе специальные средства для самообслуживания, специальные средства для передвижения (кресла-коляски).

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены «Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации инвалидов.. ..», которые определяют порядок обеспечения:

лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид" (далее - инвалиды), техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (далее - технические средства).

Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями МСЭ в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем:

а) предоставления соответствующего технического средства (изделия);

б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);

д) выплаты компенсации расходов на указанные выше мероприятия (подпункты "а,б,в”) (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида и программы реабилитации (заключения).

Уполномоченный орган рассматривает заявление инвалида в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган:

высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями)

Отказ инвалида.. . от обеспечения техническим средством (изделием) не дает права на получение компенсации в размере стоимости такого технического средства (изделия).

Сроки пользования техническими средствами (изделиями) до их замены устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Из изложенного следует, что основанием для обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации являются: 1) индивидуальная программа реабилитации инвалида, 2) заявление инвалида о предоставлении ему средств реабилитации. При этом законодателем не установлен конкретный срок обеспечения инвалида данными средствами, а также предусматривается вероятность невозможности немедленного обеспечения инвалида средствами реабилитации (т.е постановка инвалида на учет, предоставление направления на изготовление тех.средства в соответствии с требованиями законодательства о закупках).

В период отбывания наказания в ФКУ "ИК-1 УФСИН России по Ставропольскому краю" Салимсултанов Х.А. за предоставлением указанных средств реабилитации впервые обратился 13.01.2015 года. До указанной даты каких-либо требований данного характера Салимсултановым Х.А. не заявлялись, требований и претензий к администрации и персоналу учреждению с его стороны не имелось. Основным видом деятельности учреждения является деятельность по управлению и эксплуатации исправительных колоний, финансирование деятельности учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета, в связи с чем подобные виды имущества, как технические средства реабилитации инвалидов, приобретаются за счет бюджетных средств только по мере возникновения необходимости. Так, при обращении Салимсултанова Х.А. по вопросу предоставления ему тех.средств реабилитации (кресло-коляска, кресло-стул, подгузники) ему было предложено получить имеющееся в наличии в учреждении TCP (кресло-коляска прогулочная), однако он отказался получать TCP по отдельности, о чем была сделана запись в медицинской карте и составлен акт. Незамедлительно после обращения Салимсултанова Х.А. учреждением был направлен запрос на осуществление дополнительного бюджетного финансирования для приобретения недостающих TCP (исх. от 14.01.2015, от 12.02.2015г. № 95/10/1-6э, от 30.04.2015г. № 95/10/1-22э). На основании заявления истца от 11.06.2015 года ему была выдана имевшаяся в наличии прогулочная коляска, о чем сделана запись в мед.карте. В то же время в соответствии с требованиями законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд (федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) после поступления необходимого финансирования (дата поступление финансирования 27.08.2015г.) сотрудниками учреждения был сформирован пакет документов и была осуществлена закупка необходимых TCP за счет средств федерального бюджета. В целях приобретения TCP были заключены государственные контракты №82 от 17.07.2015 и № 84 от 20.07.2015 года. После поставки данные TCP были 24.08.2015 года выданы Салимсултанову Х.А., о чем сделана запись в мед.карте.

После получения истцом средства реабилитации «кресло-стул с санитарным оснащением» данное средство не использовалось им по назначению, а постоянно использовалось в качестве емкости для бытового мусора, о чем неоднократно сообщалось начальником отряда, в котором отбывает наказание истец. Данное небрежное отношение к приобретенным для него средствам реабилитации является подтверждением того, что сам истец ни в коей мере не считает данные TCP для себя «жизненно необходимыми», как он старается представить суду. Также является безосновательными, не имеющими подтверждения и противоречащими действительности утверждения истца о неоднократных обращениях с заявлениями о предоставлении ему TCP.

Салимсултанов Х.А. по характеру склонен к шантажно-демонстративному поведению, сутяжничеству, кверулянтству, высказыванию необоснованного недовольства, что подтверждается заключением специалистов. Считают, что именно данные личностные характеристики, а также неверное толкование законодательства явились причиной данного заявления истца.

Считают, что действия учреждения в полной мере соответствуют требованиям законодательства, регулирующего данные правоотношения.

На основании изложенного просят в удовлетворении исковых требований Салимсултанова Х.А. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ставропольскому краю о взыскании морального вреда отказать.

Свидетель Добровольский С.А. в судебном заседании показал, что он работает начальником санчасти учреждения ФКУ ИК-1. Специально для Салимсултанова Х.А. был сделан пандус на входе в санчасть. С памперсами нет никакой проблемы – они имеются в наличии в достаточном количестве, необходимо только заявление Салимсултанова Х.А. выдать их ему, поскольку они дорогие, 700 рублей упаковка, необходимо основание для списания материальных ценностей, однако Салимсултанов Х.А. не обращался. Согласно ИПР Салимсултанова Х.А. не предусмотрено предоставление ему посторонней помощи и медикаментозное лечение. При необходимости посещения врача или получения лекарств необходимо записаться в журнал, находящийся в отряде, поскольку санчасть осужденные посещает с сопровождающим, однако Салимсултанов Х.А. не обращался.

Заслушав истца, представителя ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается, как на основание своих требований или возражений.

На основании ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе и компенсации морального вреда.

В соответствии с положениями ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии с ч. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N 10, от 15.01.98 N 1, от 06.02.2007 N 6) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.)…

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях, в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы……..

В вышеуказанном постановлении также даны разъяснения о том, что при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оцениваются судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей лица, которому причинен вред и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Исходя из всех обстоятельств по делу, суд исходит из прямого смысла закона, ст.ст.151, 1099 ГК РФ о том, что обязательства причинителя морального вреда, имеют целью компенсировать неблагоприятное воздействие на личные неимущественные блага, либо здоровье путем денежных выплат.

Бремя доказывания в суде неправомерности действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, причинения вреда и наличия причинно-следственной связи между вредом и противоправным поведением возлагается на самого потерпевшего.

Судом установлено, что Салимсултанов Х.А. осужден приговором Хасавюртовского городского суда республики Дагестан от 29.12.2007 года по ч.1 ст.105 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ставропольскому краю отбывает наказание с 16.08.2010 года.

Согласно справки серии от ДД.ММ.ГГГГ Салимсултанов Х.А. является инвалидом первой группы бессрочно, (л.д. 10).

Согласно индивидуальной программе реабилитации /ИПР/ от 25.11.2013 года Салимсултанову Х.А. были рекомендованы мероприятия социальной реабилитации, а также технические средства реабилитации /ТСР/, а именно: кресло-коляска, кресло-стул, подгузники, л.д. (13-16). Медикаментозное обеспечение /лечение/ и предоставление посторонней помощи ИПР Салимсултанова Х.А. не предусмотрены.

Также, согласно этой программе на ФСИН возложены такие обязанности по исполнению проведения мероприятий социальной реабилитации Салимсултанова Х.А. как: информирование и консультирование по вопросам реабилитации инвалидов, консультирование по вопросам социально-психологической реабилитации, консультирование по вопросам социокультурной реабилитации, приспособление жилья к нуждам инвалида.

Обязанности по обеспечению Салимсултанова Х.А. техническими средствами реабилитации и услугами, таких как кресло-коляска с ручным приводом базовая прогулочная, кресло-стул с санитарным оснащением, подгузники, возложены на Фонд социального страхования РФ. Тем не менее администрацией ФКУ ИК-1 указанные ТСР Салимсултанову Х.А. предоставлены.

В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разработанными федеральными государственными учреждениями МСЭ. Как установлено в ст.ст. 9-11 этого же закона реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем:

а) предоставления соответствующего технического средства (изделия);

б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);

д) выплаты компенсации расходов на указанные выше мероприятия (подпункты "а,б,в”) (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида и программы реабилитации (заключения).

Уполномоченный орган рассматривает заявление инвалида в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

Таким образом, немедленное обеспечение инвалида ТСР действующим законодательством не предусмотрено, обеспечение ТСР носит заявительный характер.

Согласно материалам дела Салимсултанов Х.А. впервые обратился к администрации ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ставропольскому краю с заявлением о предоставлении средств реабилитации 13.01.2015 года.

Основным видом деятельности учреждения является деятельность по управлению и эксплуатации исправительных колоний, финансирование деятельности учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета, в связи с чем подобные виды имущества, как технические средства реабилитации инвалидов, приобретаются за счет бюджетных средств только по мере возникновения необходимости.

Согласно запроса направленного начальнику ФКУЗ МСЧ-26 ФСИН России уже 14.01.2015 года за исх.№95/10/1-249э начальник филиала №1 ФКУЗ МСЧ-26 ФСИН России Добровольский С.А. просил выделить бюджетные средства для закупки технических средств реабилитации для инвалидов, содержащихся в ФКУ ИК-1, а именно кресло-стул с санитарным оснащением и инвалидная коляска с санитарным оснащением. Повторно направлен запрос-обоснование 12.02.2015 года, затем 30.04.2015 года. По поступлении финансирования Администрацией ФКУ ИК-1 17.07.2015 года и 20.07.2015 года были заключены государственные контракты на поставку кресло-стула с санитарным оснащением, инвалидной коляски с санитарным оснащением, подгузников для взрослых. Таким образом, администрация ФКУ ИК-1 после получения заявления Салимсултанова Х.А. предприняла все необходимые меры для обеспечения его техническими средствами реабилитации согласно его индивидуальной программы реабилитации.

Согласно записям в медицинской карте 16.12.2011 года Салимсултанов Х.А. получил инвалидную коляску, 11.06.2015 года получил кресло –коляску с ручным приводом базовую прогулочную, 18.09.2015 года получил инвалидную коляску с санитарным оснащением и памперсы. Также согласно записям в медицинской карте осужденного Салимсултанова Х.А. он неоднократно проходил лечение в стационарных условиях в ФКУ ИК-3, неоднократно отказывался от прохождения лечения в указанном учреждении, проходил медосмотры, неоднократно обращался в санчасть ФКУ ИК-1 с жалобами в основном на головную боль, медицинская помощь оказывалась- выписывались лекарственные препараты / спазган, валериана и др./ 22.11.2014 года, 13.01.2015 года предлагались ТСР – инвалидная коляска и памперсы, от получения которых Салимсултанов Х.А. отказался, ссылаясь на то, что ему также положена инвалидная коляска с санитарным оснащением и чтобы ему предоставили все сразу, а не по отдельности. В медицинской карте осужденного нет данных, что Салимсултанов Х.А. обращался с заявлением о предоставлении памперсов и ему было отказано, но есть акты об отказе в получении ТСР. Суд находит, что основной причиной подачи настоящего иска является отказ в условно-досрочном освобождении и позиция представителя администрации ФКУ ИК-1 в ходе судебного заседания, который не поддержал ходатайство осужденного.

На основании вышеизложенного суд находит доводы истца необоснованными, исковые требования Салимсултанова Х.А. не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.02.2016 ░░░░.

2-162/2016 (2-2174/2015;) ~ М-2424/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Салимсултанов Хусейн Алимпашаевич
Ответчики
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ставропольскому краю
Суд
Кочубеевский районный суд Ставропольского края
Судья
Рулев Игорь Анатольевич
Дело на сайте суда
kochubeevsky--stv.sudrf.ru
25.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2015Передача материалов судье
29.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2016Подготовка дела (собеседование)
19.01.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2016Судебное заседание
02.02.2016Судебное заседание
05.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2016Дело оформлено
23.05.2016Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее