Дело № 2-2/20 31 января 2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи Тимофеевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем – Лариной О.А.,
при участии:
представителя истца – Кузнецова А.Н. (по доверенности),
представителя ответчика – Стрельниковой М.И. (по доверенности),
третьего лица – Соколова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Иваново гражданское дело по иску Овчарова Сергея Викторовича к Областному бюджетному учреждению здравоохранения "Ивановский областной наркологический диспансер" об оспаривании медицинского диагноза,
установил:
Овчаров С.В. обратился в суд к ОБУЗ «Ивановский областной наркологический диспансер» (далее по тексту – диспансер) с вышеуказанными требованиями, обосновав их следующими обстоятельствами.
Истец в период с 1.10.2017 по 4.10.2017 проходил лечение в третьем отделении неотложной наркологической помощи ОБУЗ «Ивановский областной наркологический диспансер». 12.01.2018 по письменному заявлению истца ответчиком был выдан эпикриз, в котором указан установленный во время лечения медицинскими работниками диспансера диагноз: «<данные изъяты>
Истец полагает, что указанный диагноз не соответствует физическому состоянию здоровья истца. Диагнозы «<данные изъяты> диагностированы без достаточных исследований состояния здоровья, как этого требует статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Факт несоответствия названного диагноза состоянию здоровья истца подтверждается справками из соответствующих медицинских учреждений, расположенных по месту жительства истца в <адрес>. Истец никогда не состоял на учете в качестве больного наркоманией и алкоголизмом, у него не наблюдается психических расстройств.
Неверно установленный диагноз нарушает права и законные интересы Овчарова С.В., поскольку препятствует получению различных социальных благ и занятию различными видами деятельности.
Исходя из этого, истец просил суд признать недействительным установленный ему врачами ОБУЗ «Ивановский областной наркологический диспансер» диагноз «<данные изъяты>».
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Кузнецов А.Н., в судебном заседании исковые требования в части оспаривания диагноза «<данные изъяты>» не поддержал. Судом в соответствии с положениями ст. 196 ГПК РФ данные требования не рассматривались. В остальной части исковые требования представитель истца поддержал в полном объеме, сославшись на изложенные в исковом заявлении доводы, дополнительно пояснил, что диагноз «<данные изъяты>» стороной истца не оспаривается, данный диагноз подтверждается экспертным заключением. Истец действительно ДД.ММ.ГГГГ с другом впервые употребил наркотические вещества. Однако, по мнению истца, диагноз «<данные изъяты>» установлен неверно, поскольку отсутствуют объективные сведения о систематическом злоупотреблении истцом алкогольными напитками или употреблении наркотических веществ.
Представитель ответчика по доверенности Стрельникова М.И. исковые требования не признала, пояснила, что диагноз был поставлен врачом с учетом анамнеза. Истец сам покинул лечебное учреждение, что привело к невозможности уточнить диагноз по результатам наблюдения пациента. Пояснила, что в ходе периодических осмотров истца после установления оспариваемого диагноза, признаки алкогольной и наркотической зависимости у него не наблюдались.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Соколов А.В. выразил несогласие с иском. Указал, что им был собран анамнез, на основании которого был поставлен диагноз. При составлении анамнеза супруга истца пояснила, что ранее она уже наблюдала признаки неадекватного поведения мужа. Со слов истца и его жены, пациент находился два года в ремиссии, не употребляя алкогольные напитки. Также полагал, что истец мог разрешить данный вопрос в досудебном порядке, обратившись в вышестоящие медицинские организации, в том числе организацию, которая провела судебную экспертизу.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие истца.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Овчаров С.В. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил лечение в третьем отделении неотложной наркологической помощи ОБУЗ «Ивановский областной наркологический диспансер».
Согласно эпикризу Овчаров С.В. был доставлен бригадой скорой медицинской помощи в ОБУЗ «Ивановский областной наркологический диспансер» в связи с неправильным поведением в отделе полиции № 1. При поступлении в отделение пациент был моторно неусидчив, активно жестикулировал, демонстрировал видео, на котором «<данные изъяты><данные изъяты>», крайне тревожен, подозрителен, испытывал страх за свою семью. Сообщил, что 29.09.2017 с другом впервые употребил <данные изъяты> интраназально, дозу скрывает, предыдущие две ночи не спал. <данные изъяты>.
В приемном отделении медицинского учреждения пациенту было проведено тестирование, иммунохроматографическим эксперсс-тестом на содержание наркотических веществ в моче. Проведено обследование врачом неврологом, в соответствии, с заключением которого значимой неврологической симптоматики не выявлено; врачом терапевтом клинической соматической патологии не выявлено. Проведено ЭКГ, взят общий анализ крови, биохимический анализ крови. По результатам обследования в моче истца обнаружены <данные изъяты>.
Пациенту был поставлен диагноз «<данные изъяты>»
Судом проведены амбулаторные судебные-психиатрические экспертизы (основная и дополнительная). Согласно выводам комиссии судебно-психаитрических экспертов ФГБУ "НМИЦ ПН им В.П. Сербского" Минздрава России от 01.10.2019 №1118/а следует, что в период госпитализации в ОБУЗ «Ивановский областной наркологический диспансер» 01.10.2017 у Овчарова С.В. имелась острая интоксикация несколькими психоактивными веществами (<данные изъяты>) с нарушением восприятия (<данные изъяты>). Об этом свидетельствуют данные анамнеза, описанные в материалах гражданского дела и медицинской документации о возникновении у него на фоне употребления психоактивных веществ (о чем свидетельствуют наличие положительного результата химико-токсикологического исследования мочи ФИО2 на наличие метаболитов <данные изъяты> от 02.10.2017), зрительных обманов восприятия, бредовых идей преследования и воздействия, аффективных нарушений с настороженностью, подозрительностью, ускорением и непродуктивностью мышления, нарушением критических функций, с редукцией указанного психотического состояния к 03.10.2017 на фоне адекватной психофармакотерапии. В настоящее время Овчаров С.В. каким-либо психическим расстройством не страдает, при настоящем психиатрическом освидетельствовании у него не выявлено клинических признаков синдрома зависимости от алкоголя и наркотических веществ, а также продуктивной психотической симптоматики, грубых нарушений памяти, интеллекта, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы, критических и прогнастических способностей. (л.д. 76-79).
По заключению комиссии судебно-психиатрических экспертов от 10.12.2019 №1437/а «в период госпитализации в ОБУЗ «Ивановскийобластной наркологический диспансер» 01.10.2017 г. у Овчарова С.В. имелась острая интоксикация несколькими психоактивными веществами (<данные изъяты>) с нарушением восприятия (<данные изъяты>). Об этом свидетельствуют данные анамнеза, описанные в материалах гражданского дела и медицинской документации о возникновении у него на фоне употребления психоактивных веществ (о чем свидетельствует наличие положительного результата химико-токсикологического исследования мочи Овчарова С.В. на наличие метаболитов <данные изъяты> от 02.10.2017 г.) зрительных обманов восприятия, бредовых идей преследования и воздействия, аффективных нарушений с настороженностью, подозрительностью, ускорением и непродуктивностью мышления, нарушением критических функций, с редукцией указанного психотического состояния к 03.10.2017г. на фоне адекватнойпсихофармакотерапии. В настоящее время Овчаров С.В. каким-либо психическимрасстройством не страдает, при настоящем психиатрическом освидетельствовании у него не выявлено клинических признаков синдрома зависимости от алкоголя инаркотических веществ, а также продуктивной психотической симптоматики, грубых нарушений памяти, интеллекта, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы, критических и прогностических способностей. Однако в связи с недостаточным объемом данных (отсутствуют какие-либо объективные сведения о систематическом злоупотреблении Овчаровым С.В. алкогольными напитками или употреблении наркотических веществ в период времени, предшествующий госпитализации 01.10.2017г. в ОБУЗ «Ивановский областной наркологический диспансер»; период госпитализации составлял 4 дня, анамнестические сведения, указанные в карте, краткие, формальные; в дальнейшем при амбулаторном наблюдении у Овчарова С.В. не выявлялось клинических проявлений синдрома зависимости от алкоголя и других психоактивных веществ, а также не выявлялись алкоголь, наркотические и токсические вещества в ходе лабораторных исследований) установить или исключить наличие у Овчарова С.В. по состоянию на 01.10.2017 г. диагноза синдрома зависимости от алкоголя и других психоактивных веществ, в том числе, от кокаина, не представляется возможным.»
Оснований не доверять экспертному заключению у суда не имеется, поскольку заключение комиссии экспертов отвечает требованиям действующего законодательства, является допустимым по делу доказательством. Эксперты, предупреждены судом об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Заключение имеет полную исследовательскую часть.
Сторонами по делу вышеуказанное экспертное заключение согласно ст. 56 ГПК РФ не оспорено.
В соответствии с п.7 ст. 2 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации» диагностика- комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
Пунктом 4 Приказа Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" предусмотрено, что первичная медико-санитарная помощь включает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению и медицинской реабилитации лиц с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (далее - наркологические расстройства).
В соответствии с п. 16 Приказа Минздрава России выездная бригада скорой медицинской помощи доставляет пациентов с признаками тяжелой интоксикации или психотических расстройств в медицинские организации, оказывающие круглосуточную помощь по профилям "анестезиология и реанимация", "токсикология", "психиатрия" или "психиатрия-наркология".
При поступлении в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи в стационарных условиях пациент осматривается в приемном отделении врачом-психиатром-наркологом. При наличии или угрозе возникновения нарушений жизненно важных функций пациент направляется в отделение реанимации и интенсивной терапии медицинской организации. В иных случаях пациент направляется в наркологическое отделение медицинской организации (п. 22).
Предварительный диагноз наркологического расстройства устанавливается в течение первых суток с момента поступления на основании данных клинического обследования, результатов лабораторных исследований. Основной диагноз наркологического расстройства устанавливается в течение 3 - 7 суток с момента поступления пациента на основании данных клинического обследования, результатов инструментальных и лабораторных исследований, динамического наблюдения. (п. 23).
Как следует из пояснений третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Соколова А.В. диагноза Овчарову С.В. был поставлен на основании анамнеза, который был записан с его слов и со слов его жены.
Допрошенная в качестве свидетеля супруга истца ФИО6 пояснила, что в настоящий момент проживает и ведет совместное хозяйство с Овчаровым С.В. В день госпитализации Овчарова С.В. в ОБУЗ «Ивановский областной наркологический диспансер» муж вел себя неадекватно, ранее такого поведения за ним не наблюдалось. При беседе с врачом оговорила его в том, что он является <данные изъяты> и что раньше <данные изъяты>, так как семья находилась на стадии развода. <данные изъяты> свидетель была напугана поведением супруга, злилась на него. Полагала, что таким образом сможет защитить себя и своих детей. Утверждала, что наркотики ее супруг до этого случая не употреблял, поскольку с 2010 года постоянно занимался спортом (они и познакомились в спортивном зале). В настоящий момент признаков зависимости от алкоголя или наркотических веществ она у истца не наблюдает.
Суд допускает возможную заинтересованность свидетеля в исходе дела, и оценивает ее показания в совокупности с иными доказательствами по делу.
Суд приходит к выводу, что в момент постановки диагноза врач действовал в соответствии с нормами действующего законодательства, опросив пациента и его супругу. Госпитализация больного составляла не продолжительное время, пациент покинул лечебное учреждение по собственному желанию, не закончив лечение, и тем самым не позволив уточнить предварительный диагноз.
При этом, пояснения ФИО6, записанные в медицинской карте больного, не являются объективными, были даны в момент эмоционального напряжения с целью не позволить супругу в случае развода определить место жительства детей с собой.
Медицинскими исследованиями факт наличия у истца <данные изъяты>. Сведения, указанные в карте являются субъективными, в основном записанными со слов супруги пациента. При амбулаторном наблюдении у Овчарова С.В. не выявлялось клинических проявлений синдрома зависимости от алкоголя и других психоактивных веществ, а также не выявлялись алкоголь, наркотические и токсические вещества в ходе лабораторных исследований. Ранее он ни с алкогольной, ни наркотической зависимостью лечение в наркологических лечебных учреждениях не проходил. Доказательства иного у суда отсутствуют.
Как следует из материалов дела на специализированном учете в связи с вышеуказанной зависимостью истец также не состоял.
Исходя из отсутствия объективных данных, достаточных для установления оспариваемого истцом диагноза, исковые требования о признании диагноза "<данные изъяты>» подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Овчарова Сергея Викторовича - удовлетворить.
Признать недействительным установленный Овчарову Сергею Викторовичу диагноз «<данные изъяты>».
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Т.А.Тимофеева
Мотивированное решение составлено 7 февраля 2020 года