№2-6241/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2017 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Ломуевой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ясновой Р. А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что Яснова Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем трудовой пенсии по старости. При назначении истице пенсии ответчик не учел ей в пенсионный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (курсы повышения квалификации и специализации). Истица с учетом уточнения требований просит обязать ответчика учесть обозначенные периоды в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, назначить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии с наступления даты требуемого стажа работы.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГБУЗ РК «Городская детская поликлиника №2».
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования в полном объеме. Указала, что обращалась к ответчику за перерасчетом пенсии ДД.ММ.ГГГГ в связи с командировкой в г.Кемь, однако ей было отказано.
Представитель ответчика Михайлов А.К., действующий по доверенности, в судебном заседании указал на отсутствие оснований для перерасчета, поскольку у истицы отсутствует необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило, представлен отзыв на иск, в котором требования истицы поддержаны в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Яснова Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем досрочной страховой пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением по вопросу учета ее страхового стажа.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № истице сообщалось, что при подсчете ее стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (МКС), не учтены периоды ее трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку сведения индивидуального (персонифицированного) учета представлены страхователем (работодателем истицы) без указания кода особых территориальных условий.
Согласно ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 50% суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Как следует из ст.18 Федерального закона №400-ФЗ в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Как установлено в судебном заседании с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – в <данные изъяты>. В спорные периоды работы истица направлялась работодателями на курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку.
Также установлено, что работодатели истицы находятся в г.Петрозаводске. Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера…, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029, г.Петрозаводск отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
В соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Согласно ст.196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно ст.72 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст.54 Основ законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1 (действ. до 02.02.2012), приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.08.2001 №314 «О порядке получения квалификационных категорий» (действ. до 15.10.2011) повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора.
Как следует из Свидетельства о повышении квалификации и диплома о профессиональной переподготовке истицы они были связаны исключительно с осуществляемой ею медицинской деятельностью, являются профильными. Оплата специализации и курсов повышения квалификации в спорные периоды производилась с сохранением средней заработной платы по основному месту работы истицы.
С учетом установленных обстоятельств, а также названых норм суд приходит к выводу о том, что спорные периоды подлежат соответствующему учету, поскольку за работником сохраняется как место работы, так и производятся выплаты, предусмотренные законодательством, в том числе страховые взносы.
При этом судом учитываются положения ст.11 Федерального закона от 01.04.1994 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», согласно которой страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице соответствующие сведения, в том числе, сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В связи с изложенным факт непредставления работодателем кода территориальных условий труда истицы сам по себе не может повлечь неблагоприятные последствия для нее в области пенсионного обеспечения, поскольку действующее законодательство не содержит норм, которые бы обязывали застрахованных лиц контролировать действия страхователя в отношении данного вопроса либо ставили в зависимость выплату обязательного страхового обеспечения от исполнения застрахованным лицом такой обязанности.
Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, стороной ответчика в силу ст.56 ГПК РФ не представлено.
С учетом изложенного, требования истицы в части учета спорных периодов в стаж работы в МКС подлежат удовлетворению.
Между тем, требование истицы о назначении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии с наступления даты требуемого стажа работы не может быть удовлетворено при рассмотрении настоящего спора в силу следующего.
В соответствии с ст.ст.17, 18 Федерального закона №400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
В случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В силу положений ст.23 Федерального закона №400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Как установлено в судебном заседании страховая пенсия назначена истице по достижении возраста 51 года 01 месяца со снижением возраста с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера 12 лет 6 месяцев 15 дней (в МКС – 16 лет 8 месяцев 20 дней), что не давало ей права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости при назначении пенсии. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с работой в районе Крайнего Севера (в г.Кемь). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик указал на отсутствие у истицы права на перерасчет в связи с тем, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ее стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 14 лет 02 месяца 26 дней, при требуемом стаже 15 лет.
Таким образом, на дату обращения истицы к ответчику с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты у нее также отсутствовал необходимый специальный стаж для такого перерасчета. При этом, с учетом учтенных судом периодов обучения (около 4-х месяцев) стаж работы истицы в районах Крайнего Севера также не составит необходимые 15 лет.
В дальнейшем истица к ответчику с заявлением о перерасчете не обращалась, в связи с чем оснований для истребуемого назначения/перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии с какой-либо даты у суда не имеется в силу заявительного характера возникновения данных правоотношений.
Кроме того, в силу ч.3 ст.196 ГПК РФ вопрос оценки пенсионных прав истицы в части учета периодов ее работы для последующего установления даты достаточности требуемого для перерасчета стажа судом не разрешался.
В связи с изложенным требования истицы подлежат частичному удовлетворению.
Согласно ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учесть Ясновой Р. А. в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.Л. Чернобай
Мотивированное решение изготовлено 30.09.2017.