Дело № 3а-634/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 мая 2020 г. г. Брянск
Брянский областной суд в составе
председательствующего Киселевой Е.А.
при секретаре Голодухиной А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зименкова Дмитрия Викторовича к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Зименков Д.В., действуя через представителя Титченкова В.А., обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что ему на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- <данные изъяты>, назначение: нежилое здание, площадь: <данные изъяты> кв.м, адрес объекта: <адрес>, с кадастровым номером: №. Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2015 г. определена в размере <данные изъяты> руб.;
- <данные изъяты>, назначение: нежилое здание, площадь: <данные изъяты> кв.м, адрес объекта: <адрес>, с кадастровым номером: №. Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2015 г. определена в размере <данные изъяты> руб.;
- <данные изъяты>, назначение: нежилое здание, площадь: <данные изъяты> кв.м, адрес объекта: <адрес>, с кадастровым номером: №. Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2015 г. определена в размере <данные изъяты> руб.
Считая кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости завышенной, административный истец обратился в ООО «Агентство недвижимости ГИП» для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно отчету об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ г. рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2015 г. составляет <данные изъяты> руб.; с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2015 г. составляет <данные изъяты> руб.; с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2015 г. составляет <данные изъяты> руб.
В связи с тем, что административный истец является плательщиком налога, а размер налоговых платежей зависит от кадастровой стоимости объектов налогообложения, Зименков Д.В. считает возможным в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установить кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Зименков Д.В. просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
- <данные изъяты>, назначение: нежилое здание, площадь: <данные изъяты> кв.м, адрес объекта: <адрес>, с кадастровым номером: №, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> руб. по состоянию на 1 января 2015 г.;
- <данные изъяты>, назначение: нежилое здание, площадь: <данные изъяты> кв.м, адрес объекта: <адрес>, с кадастровым номером: №, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> руб. по состоянию на 1 января 2015 г.;
- <данные изъяты>, назначение: нежилое здание, площадь: <данные изъяты> кв.м, адрес объекта: <адрес>, с кадастровым номером: №, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> руб. по состоянию на 1 января 2015 г.
Административный истец Зименков Д.В., представитель административного истца Зименкова Д.В. – Титченков В.А. в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области в судебное заседание не явился. Из представленного отзыва следует, что административный ответчик возражает относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований, поскольку установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, определенной в представленном административным истцом отчете об оценке, приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. В отзыве просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Брянской области в судебное заседание не явился. Из представленного отзыва следует, что разрешение дела оставляет на усмотрение суда, поскольку заявленные требования сводятся к реализации права административного истца в судебном порядке на установление кадастровой стоимости в размере рыночной. Данное право, а также представленные административным истцом документы Управлением не оспариваются.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица Брянской городской администрации в судебное заседание не явился. Из представленного отзыва следует, что заинтересованное лицо считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости повлечет уменьшение налоговых поступлений в бюджет муниципального образования. В отзыве просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства по делу, в соответствии с частью 2 статьи 150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Зименков Д.В. является собственником объектов недвижимости:
- <данные изъяты>, назначение: нежилое здание, площадь: <данные изъяты> кв.м, адрес объекта: <адрес>, с кадастровым номером: №;
- <данные изъяты>, назначение: нежилое здание, площадь: <данные изъяты> кв.м, адрес объекта: <адрес>, с кадастровым номером: №;
- <данные изъяты>, назначение: нежилое здание, площадь: <данные изъяты> кв.м, адрес объекта: <адрес>, с кадастровым номером: №.
Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями, далее - Федеральный закон № 135-ФЗ).
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ г., по состоянию на 1 января 2015 г., кадастровая стоимость здания (нежилого) с кадастровым номером: № составляет <данные изъяты> руб. (внесена на основании акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости №1890 от 27 ноября 2015 г.). Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 28 декабря 2015 г. (л.д. 19).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ г., по состоянию на 1 января 2015 г., кадастровая стоимость здания (нежилого) с кадастровым номером: № составляет <данные изъяты> руб. ((внесена на основании акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости №1890 от 27 ноября 2015 г.). Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 28 декабря 2015 г. (л.д. 21).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ г., по состоянию на 1 января 2015 г., кадастровая стоимость здания (нежилого) <данные изъяты> с кадастровым номером: № составляет <данные изъяты> руб. (внесена на основании акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости №1890 от 27 ноября 2015 г.). Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 28 декабря 2015 г. (л.д.20).
Результаты государственной кадастровой оценки были утверждены Приказом Управления имущественных отношений Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ г. по состоянию на 1 января 2015 г.
Указанный приказ является основанием для внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, является действующим правовым актом, который в установленном законом порядке не отменен, сведений о признании его судом недействующим также не имеется.
На основании статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу положений статей 400 и 401 НК РФ физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 402 НК РФ, налоговая база налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемого объектом налогообложения.
Учитывая, что результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу на праве собственности, влияют на его права и обязанности, как плательщика налога, то он вправе заявлять об установлении кадастровой стоимости данных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В силу статей 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.
Административным истцом в подтверждение поданного иска представлен отчет об оценке ООО «Агентства недвижимости ГИП» № от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2015 г. составляет <данные изъяты> руб.; с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2015 г. составляет <данные изъяты> руб.; с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2015 г. составляет <данные изъяты> руб.
Данный отчет составлен оценщиком Невреминой О.Е., которая включена в реестр членов Российского общества оценщиков, имеет право осуществлять оценочную деятельность на всей территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности Российской Федерации», что подтверждается свидетельством о членстве в саморегулируемой организации оценщиков, выданным ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчеты об оценке объекта недвижимости, суд проверяет их на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости находящих в собственности у истца объектов недвижимости по делу проведена судебная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включающая проверку отчета № от ДД.ММ.ГГГГ г., составленного ООО «Агентство недвижимости ГИП», на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности. Производство экспертизы поручено эксперту ООО «Компания Лагарт».
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ г. отчет, выполненный ООО «Агентство недвижимости ГИП» № от ДД.ММ.ГГГГ года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям Федеральных стандартов оценки.
Данное заключение эксперта лицами, участвующими в рассмотрении дела, не оспаривается и суд принимает его в качестве доказательства по делу, учитывая, что заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное образование, длительный стаж работы.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:
- <данные изъяты>, назначение: нежилое здание, площадь: <данные изъяты> кв.м, адрес объекта: <адрес>, с кадастровым номером: №, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> руб. по состоянию на 1 января 2015 г.;
- <данные изъяты>, назначение: нежилое здание, площадь: <данные изъяты> кв.м, адрес объекта: <адрес>, с кадастровым номером: №, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> руб. по состоянию на 1 января 2015 г.;
- <данные изъяты>, назначение: нежилое здание, площадь: <данные изъяты> кв.м, адрес объекта: <адрес>, с кадастровым номером: №, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> руб. по состоянию на 1 января 2015 г.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Материалами дела установлено, что административный иск подан административным истцом в суд ДД.ММ.ГГГГ г.
С учетом изложенного, датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости находящихся в собственности у административного истца спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости следует считать ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. дату обращения в суд.
На основании изложенного, суд удовлетворяет административное исковое заявление Зименкова Д.В., устанавливает кадастровую стоимость объектов недвижимости, принадлежащих истцу на праве собственности, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 г.
Руководствуясь статьями 180, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Зименкова Дмитрия Викторовича к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
- <данные изъяты>, назначение: нежилое здание, площадь: <данные изъяты> кв.м, адрес объекта: <адрес>, с кадастровым номером: №, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> руб. по состоянию на 1 января 2015 г.;
- <данные изъяты>, назначение: нежилое здание, площадь: <данные изъяты> кв.м, адрес объекта: <адрес>, с кадастровым номером: №, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> руб. по состоянию на 1 января 2015 г.;
- <данные изъяты>, назначение: нежилое здание, площадь: <данные изъяты> кв.м, адрес объекта: <адрес>, с кадастровым номером: №, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> руб. по состоянию на 1 января 2015 г.
Вновь установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГГГ г.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Киселева
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2020 г.