Решение по делу № 2-2349/2014 ~ М-1725/2014 от 26.05.2014

Дело № 2-2349/2014                                    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь                                  30 июня 2014 года

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Погудиной М.И.,

при секретаре Трясциной М.Н.,

с участием представителя истца – помощника Пермского межрайонного природоохранного прокурора Мухиной Е.В., действующей на основании служебного удостоверения, представителя ответчика – Новоселовой Д.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю о возложении обязанности организовать учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,

установил:

Пермский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю к Управлению Росприроднадзора по Пермскому краю о возложении обязанности организовать учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Пермской межпайонной природоохранной прокуратурой в ходе плановой проверки исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в Управлении Росприроднадзора по Пермскому краю, установлено, что учет объектов, оказывающих негативное влияние на атмосферный воздух, в полном объеме не ведется, что исключает качественное планирование проведения проверок предприятий, допускающих превышение допустимого воздействия на атмосферный воздух, что, в свою очередь, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Представитель истца Мухина Е.В. на заявленных требованиях настаивала.

Представитель ответчика Новоселова Д.В. исковые требования не признала, пояснила, что в настоящее время не разработан программный продукт, позволяющий организовать надлежащий учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В случае удовлетворения судом исковых требований прокурора, просила предоставить отсрочку исполнения решения на 1 год в связи с необходимостью разработки программного продукта, позволяющего наладить учет объектов в соответствии со спецификой работы Управления.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Судом установлено, что Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха, о чем составлена справка от Дата.

В ходе проверки выявлено, что учет предприятий, имеющих источники вредных (загрязняющих) выбросов в атмосферный воздух, не ведется. В настоящее время в Управлении отсутствует разработанный единый программный продукт, позволяющий вести учет указанных объектов, работа в организации ведения данного учета не ведется.

Из материалов дела следует, что Пермским межрайонным природоохранным прокурором на имя руководителя Управления Росприроднадзора по Пермскому краю внесено представление от Дата... об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, причин и условий, им способствующих.

Как следует из ответа Управления Росприроднадзора по Пермскому краю от Дата... на внесенное представление, с 13.04.2012 вступил в действие Порядок государственного учета ЮЛ, ИП, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденный Приказом Минприроды РФ от 26.10.2011 №863. Согласно разъяснительным письмам Росприроднадзора, для реализации данной государственной функции будет разработан программный продукт. В настоящее время программа не разработана, поэтому территориальные органы Росприроднадзора самостоятельно ведут учет на основании информации, имеющейся в их распоряжении при осуществлении государственных функций. В соответствии с требованиями приказа Минприроды №863 Управлением осуществлено размещение ЮЛ и ИП, имеющих источники вредных выбросов на официальном сайте в разделе «Экологическая информация». Установленное в Управлении программное обеспечение «Экосфера РЕГИОН» не соответствует требованиям, предъявляемым Порядком государственного учета. Ввиду отсутствия программного продукта объективно невозможно ведение полного учета надлежащим образом.

    В обоснование позиции Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю приложены письма Росприроднадзора, из которых усматривается, что Росприроднадзором ведется работа по созданию единого программного обеспечения для автоматической обработки баз данных государственного учета, до разработки программы возможно ведение учета по форме, используемой конкретным территориальным органом, при этом, в ней должна быть максимально полно представлена информация, предусмотренная приказом Минприроды России №863.

Оценив в совокупности все представленные доказательства и пояснения представителя истца, суд пришел к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

На основании Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

В силу ч.2 ст. 24 данного закона государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 №476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждено Положение об осуществлении государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха. (далее Положение об охране атмосферного воздуха).

Согласно п.4 Положения об охране атмосферного воздуха Федеральный государственный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного экологического надзора.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.06.2011 №453 утверждено Положение об Управлении Росприроднадзора по Пермскому краю, согласно п. 4.1.6 которого Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а п. 4.4 – ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.

В целях реализации ст. 21 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Правительством Российской Федерации принято Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников от 21.04.200 №373, в соответствии с которым основной задачей государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух является получение информации о количестве и составе выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, видах и размерах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников, в том числе, необходимой для формирования и обеспечения реализации федеральных целевых программ по охране атмосферного воздуха; определения и взимания платы за загрязнение атмосферного воздуха; информирования населения, органов государственной власти, а также заинтересованных организаций о загрязнении атмосферного воздуха.

Государственному учету, в соответствии с данным Положением, подлежат юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух (далее именуются - организации), а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него.

С 13.04.2012 вступил в действие Порядок государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденный Приказом Минприроды Российской Федерации от 26.10.2011 №863, предусматривающий ведение государственного учета, включающего в себя учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, учет источников выбросов, учет количества и состава выбросов.

Как следует из материалов дела, осуществляемый Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю учет сводится к составлению реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов и поставленных на учет, размещении данной информации на официальном сайте.

Предоставление только данной информации не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя.

С учетом изложенного, требования Пермского природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

Кроме того, в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд принимает во внимание, что разработка и внедрение нового программного обеспечения требует значительных временных и финансовых затрат, и считает возможным возложить данную обязанность на ответчика, установив ответчику срок для исполнения решения до Дата.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Исковые требования Пермского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю в срок до Дата организовать учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух, в полном объеме, а именно, учет юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, учет источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, учет количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                          М.И. Погудина

2-2349/2014 ~ М-1725/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пермский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Барышникова М.И.
Дело на странице суда
dzerjin--perm.sudrf.ru
26.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2014Передача материалов судье
28.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.06.2014Предварительное судебное заседание
30.06.2014Судебное заседание
30.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2014Дело оформлено
01.07.2015Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
03.07.2015Изучение поступившего ходатайства/заявления
03.09.2015Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее