Дело № 2-1163/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Усть-Абакан 20 ноября 2013 года
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Бугановой Н.В.,
при секретаре Третьяковой О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амельченко С.В. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "***" о возложении обязанности устранить нарушения трудового законодательства, взыскании недополученной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Амельченко С.В. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "***" (далее МБОУ "***") о возложении обязанности устранить нарушения трудового законодательства, взыскании недополученной заработной платы, мотивируя требования тем, что согласно трудового договора *** от ***, дополнительного соглашения к нему, она работает в должности ***, а также *** на 0,5 ставки в МБОУ "***". При начислении ей заработной платы, ответчиком нарушены нормы трудового законодательства, поскольку заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда с последующим начислением на него районного коэффициента и надбавки за стаж работы в южных районах Восточной Сибири. В связи с чем, просит суд взыскать с МБОУ "*** в её пользу недополученную заработную плату за *** года; обязать МБОУ "***" установить ему размер заработной платы не менее МРОТ без учёта районного коэффициента и северной надбавки.
Истец Амельченко С.В. в зал судебного заседания не явилась, представила в суд заявление, в котором просила рассмотреть гражданское дело в её отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объёме.
Представитель ответчика МБОУ "***" – Мохова О.П., действующая на основании доверенности, исковые требования признала, суду пояснила, что возражений по заявленным исковым требованиям не имеет.
В силу ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, определив обстоятельства, имеющие юридическое значение для постановления законного решения по существу спора, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7), каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно названной статье оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии с ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1. Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствие со ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплате труда» N 82-ФЗ (в ред. Федерального закона N 232-ФЗ от 03.12.2012) установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2013 года в сумме *** в месяц.
Статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В силу ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Исходя из положений ст. 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
Согласно ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
При этом, статьёй 316 Трудового кодекса Российской Федерации определён порядок установления размеров районных коэффициентов к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 1992 года № 933 "О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Хакасия" на территории Республики Хакасия установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,3 за исключением предприятий, организаций и учреждений, где районный коэффициент установлен в больших размерах.
В разъяснении Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 года № 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утверждённом Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 года № 49, указано, что на территории Республики Хакасия, относящейся к южным районам Восточной Сибири, применяется 30-процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока.
Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
В силу положений главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент к заработной плате, надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее МРОТ, установленного Федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
При установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данный вывод подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, высказанной по конкретным делам (Определение от 24 июня 2011 года № 52-В11-1, Определение от 07 октября 2011 года № 3-В11-1), а также следует из системного толкования ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку при разработке системы оплаты труда не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что с *** Амельченко С.В. на основании трудового договора *** от *** (ранее принята на работу на основании трудового договора *** от *** г.), дополнительного соглашения к нему работает в МБОУ "***" в должности ***. Из штатного расписания МБОУ "***", а также из пояснений специалиста отдела образования Администрации ... С. следует, что Амельченко С.В. выполняет работу *** с должностным окладом в размере ***. Трудовым договором истцу установлены выплаты социального характера, в частности, районный коэффициент к заработной плате в размере 30 %, надбавка к заработной плате лицам, работающим в ... в размере 30 %.
Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше МРОТ при условии, что заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу приведенных норм права заработная плата должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть начислены районные коэффициент и надбавка за стаж работы в южных районах Восточной Сибири, при условии если работник отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).
Таким образом, заработная плата Амельченко С.В. за спорный период с учётом совмещения профессий, по основаной должности не должна быть менее ***. (размер МРОТ) + ***. х 30% (районный коэффициент) + *** х 30% (надбавка за стаж работы, в южных районах Восточной Сибири), при условии, если она полностью отработала за этот период норму рабочего времени и выполнила нормы труда (трудовые обязанности).
Специалист отдела образовании Администрации ... С. суду пояснила, что согласно имеющейся в материалах дела расчетной карточки сотрудника за ***. видно, что в *** она находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске, фактически не работала.
Заработная плата за *** г. Амельченко С.В. превышает размер МРОТ.
Исследованные в судебном заседании карточка учёта сотрудника, а также штатное расписание свидетельствуют о том, что заработная плата за *** г. начислена Амельченко С.В. без нарушений требований закона.
Таким образом, суд приходит к выводу, что размер начисленной заработной платы за *** г. Амельченко С.В. произведён без нарушения требований о гарантированном минимальном размере оплаты труда, в связи с чем, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований в части взыскания недополученной заработной платы и находит их неподлежащими удовлетворению.
Поимо этого, ответчик в порядке ч.1 ст.39 ГПК РФ иск признал в полном объеме, в силу ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины в размере *** подлежат взысканию с ответчика, так как в силу подп.1 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от её уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Амельченко С.В. удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «***» с момента вступления решения в законную силу установить Амельченко С.В. размер заработной платы по основному месту работы не менее минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в южных районах Восточной Сибири.
В остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «***» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере ***
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда через Усть-Абаканский районный суд.
Председательствующий: Н.В. Буганова
Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2013 года.
Председательствующий: Н.В. Буганова