Решение по делу № 33а-16538/2019 от 21.11.2019

УИД 34RS0008-01-2019-006975-64 Административное дело № 2а-5376/2019

Судья Олейников А.В. Дело № 33а-16538/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 12 декабря 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Тертышной В.В., Камышниковой Н.М.

при ведении протокола помощником судьи Козиной М.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сечиной Т.С. к комитету тарифного регулирования Волгоградской области о признании незаконным отказа в предоставлении документов, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав

по апелляционной жалобе административного истца Сечиной Т.С.

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 27 августа 2019 г., которым в удовлетворении административных исковых требований Сечиной Т.С. отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Сечина Т.С. обратилась в суд с административным иском, в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте комитета тарифного регулирования Волгоградской области (далее - КТР Волгоградской области) создано и направлено обращение с просьбой о предоставлении копий следующих документов: расчет определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Волгоградской области, выполненный в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 (ред. от 15.09.2018) «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов») и послуживший основанием для утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области, утвержденных Приказом КТР Волгоградской области от 30.06.2017 N 21 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области»; копии первичных и иных документов, на основании которых проводились расчеты нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области, утвержденных Приказом КТР Волгоградской области от 30.06.2017 N 21 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области», полученные от администраций районов Волгоградской области, городов Волгограда и Волжского Волгоградской области. В ответ на указанное обращение 09.07.2019 на электронную почту административного истца, а 11.07.2019 в почтовое отделение по месту её жительства от КТР Волгоградской области поступил ответ от 18.03.2019 №03к/281, которым ей отказано в предоставлении запрашиваемых документов со ссылкой на то, что предоставление неопределенному кругу лиц копий первичных документов не предусмотрено действующим законодательством. Считает данный отказ незаконным, противоречащим ст. ст. 24, 45, 46, 56 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п. 2 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Полагает, что КТР Волгоградской области своим отказом нарушил её права на получение информации о нормативах и тарифах на вывоз отходов, которые значительно выросли с 01.01.2019 и легли финансовым бременем на нее и на членов её семьи. Указанные документы ей необходимы для выбора и привлечения необходимых экспертов и методов проведения экспертиз по определению достоверности данных, послуживших основанием для утверждения нормативов накопления ТКО в Волгоградской области, и для выбора дальнейшего способа защиты её прав, нарушенных повышением платы за вывоз твердых коммунальных отходов.

Просила суд признать незаконным отказ КТР Волгоградской области в предоставлении следующих документов: расчет определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Волгоградской области, выполненный в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 (ред. от 15.09.2018) «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов») и послуживший основанием для утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области, утвержденных Приказом КТР Волгоградской области от 30.06.2017 N 21 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области»; копии первичных и иных документов, на основании которых проводились расчеты нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области, утвержденных Приказом КТР Волгоградской области от 30.06.2017 N 21 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области», полученные от администраций районов Волгоградской области, городов Волгограда и Волжского Волгоградской области. Возложить обязанность на административного ответчика предоставить административному истцу копии истребуемых документов в полном объеме.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец Сечина Т.С. оспаривает законность и обоснованность решения суда в виду нарушения норм материального права. Просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик комитет тарифного регулирования Волгоградской области указывает на законность принятого судом решения. Просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объёме, исследовав материалы дела, выслушав представителя административного ответчика комитета тарифного регулирования Волгоградской области Бонареву Е.А., считавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч. ч. 1,2 ст. 46 Конституции Российской Федерации.

На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что Сечиной Т.С. ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте КТР Волгоградской области создано и направлено обращение, согласно которому от администрации Среднеахтубинского муниципального района в её адрес поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> о том, что первичные документы, на основании которых администрация Среднеахтубинского муниципального района проводила замеры объемов вывезенных твердых коммунальных отходов в целях расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области, утвержденных приказом КТР Волгоградской области от 30.06.2017 N 21 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области», в полном объеме переданы в КТР Волгоградской области. В этой связи просила о предоставлении ей копий следующих документов: расчет определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Волгоградской области, выполненный в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 (ред. от 15.09.2018) «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов») и послуживший основанием для утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области, утвержденных Приказом КТР Волгоградской области от 30.06.2017 N 21 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области»; копии первичных и иных документов, на основании которых проводились расчеты нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области, утвержденных Приказом КТР Волгоградской области от 30.06.2017 N 21 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области», полученные от администраций районов Волгоградской области, городов Волгограда и Волжского Волгоградской области.

В ответ на указанное обращение КТР Волгоградской области направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, в котором Сечиной Т.С. разъяснен порядок определения нормативов накопления ТКО, утвержденных приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ № <...>. В части предоставления запрашиваемых документов указано, что порядок размещения (раскрытия) КТР Волгоградской области информации и сведений регламентирован действующим законодательством. Представление неопределенному кругу лиц копий первичных документов не предусмотрено действующим законодательством. В рамках стандартов раскрытия информации на сайте КТР Волгоградской области размещаются протоколы заседаний коллегии Комитета, в ходе которых утверждаются тарифы и нормативы, в том числе на услугу регионального оператора. По требованиям федерального законодательства региональный оператор также обязан раскрывать информацию об основных направлениях и итогах деятельности на своем информационном портале.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям.

В силу ч.2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

По правилам ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Статьей 33 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ), который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.

На основании п. 3 ст. 5 Федерального закона N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Согласно ст.9 названного Федерального закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Исходя из ч.1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Положения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ, направленные на реализацию конституционных принципов доступности информации, гарантируют инициатору обращения получение исчерпывающих сведений в доступной форме по всем интересующим его вопросам, если доступ к данной информации не ограничен.

Исходя из содержания рассматриваемого административного иска, Сечина Т.С. указывает о нарушении КТР Волгоградской области её права на получение информации о нормативах и тарифах на вывоз отходов, которые возросли с 01.01.2019.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 2.18 Положения о КТР Волгоградской области, утвержденным постановлением Правительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, Комитет утверждает нормативы потребления коммунальных услуг (в том числе нормативы накопления твердых коммунальных отходов).

Приказ КТР Волгоградской области от 30.06.2017 №21 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области» принят компетентным органом государственной власти, характеризуется наличием в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, то есть является нормативным правовым актом. Приказ опубликован в официальном печатном издании «Волгоградская правда» №116 05.07.2017, размещен в справочных правовых системах и в сети Интернет на сайте Комитета https://urt.volgograd.ru.

Таким образом, названный нормативный правовой акт в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 15 Конституции РФ доведен до сведения неопределенного круга лиц, и административный истец имеет возможность непосредственного ознакомления с тарифами на вывоз ТКО.

Что касается предполагаемого административным истцом нарушения КТР Волгоградской области права на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими её права, судебная коллегия учитывает следующее.

В силу ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Фактическое содержание приведенной конституционной нормы свидетельствует о том, что осуществление права на получение информации является не безусловным, а связывается с правилами, установленными законом.

Таким законами, в частности, являются Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (часть 1).

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (часть 2).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации.

К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

В соответствии со ст. 5 того же Закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

Из системного толкования названных норм права следует, что граждане имеют право на доступ к любой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением информации, отнесенной федеральным законом к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, а также сведений, которые могут быть отнесены к информации ограниченного доступа в порядке и объеме, установленном федеральным законом.

На основании п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

Правовое регулирование, осуществляемое Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества и согласуется с принятой Советом Европы 27.11.2008 Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2011 N 1624-О-О).

Проанализировав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что Сечина Т.С. просила предоставить документы, на основании которых разработан и введен в действие нормативный правовой акт - приказ КТР Волгоградской области от 30.06.2017 №21 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области».

Вместе с тем, права Сечиной Т.С. могут затрагиваться только непосредственно приказом КТР Волгоградской области от 30.06.2017 №21, а не документами, послужившими основаниями для его принятия.

Предоставление указанной в обращении от ДД.ММ.ГГГГ информации направлено на правовую оценку гражданином нормативного правового акта, принятого КТР Волгоградской области в пределах своей компетенции и требует от государственного органа проведения определенной аналитической работы с документами, не связанной с защитой прав и свобод административного истца.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что ответ на обращение Сечиной Т.С. дан надлежащим лицом в пределах своей компетенции в предусмотренные законом сроки, содержит необходимые разъяснения по поставленным вопросам, требованиям действующего законодательства не противоречит и не нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца, в связи с чем оснований для признания оспариваемого ответа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложения на КТР Волгоградской области обязанности по предоставлению Сечиной Т.С. дополнительных документов не имеется.

Довод жалобы о том, что права административного истца были нарушены не Приказом КТР Волгоградской области от 30.06.2017 №21, а размером нормативов накопления твердых коммунальных отходов, основанием к отмене решения не является, поскольку являлся предметом исследования и оценки суда и выражает несогласие с данной судом правовой оценкой.

Таким образом, судебная коллегия считает постановленное решение законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в жалобе, судом не допущено и не находит оснований к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 27 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Сечиной Т.С. - без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

33а-16538/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Сечина Татьяна Станиславовна
Ответчики
Комитет тарифного регулирования Волгоградской области
Другие
Динбагандов Хаджимурад Нурбагандович адвокат филиала № 16 Некоммерческой организации Волгоградская межрайонная коллегия адвокатов
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Тертышная Вероника Валерьевна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
21.11.2019Передача дела судье
22.11.2019Судебное заседание
19.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2019Передано в экспедицию
12.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее