Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3497/2016 ~ М-2779/2016 от 07.09.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 октября 2016 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Степанкова В.В.

при секретаре Байзан Е.Ю.

с участием прокурора Солтукаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах Бондаревой Т.С. к Муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению «Детский сад № 21 «Звездочка» комбинированного вида», администрации города Минусинска и Управлению образования администрации города Минусинска о взыскании недоначисленной заработной платы,

УСТАНОВИЛ.

Минусинский межрайонный прокурор в интересах Бондаревой Т.С. обратился к МДОБУ «Детский сад № 21» (далее по тексту – ДС № 21) с исковыми требованиями о взыскании недоначисленной заработной платы за июль 2016 года в сумме 2074 рублей.

Требования прокурор мотивирует тем, что Бондарева Т.С. состоит в трудовых отношениях с ДС № 21 в <данные изъяты>. В соответствии с главой 50 ТК РФ районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории РФ. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 № 336-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 01.07.2016 года равен 7500 рублей. То есть, минимальный размер заработной платы должен составлять 12000 рублей. Согласно расчетному листку за июль 2016 года заработная плата Бондаревой Т.С. начислена в размере 9926 рублей. Таким образом, размер недоначисленной заработной платы за июль 2016 года составляет: 12000 – 9926 рублей = 2074 рублей. До настоящего времени заработная плата истцу недоначислена и не выплачена.

Определением суда от 20 сентября 2016 года соответчиками по делу привлечены администрация города Минусинска и Управление образования администрации города Минусинска.

В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил и пояснил, что иск заявлен к Муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению «Детский сад № 21 «Звездочка» комбинированного вида».

Бондарева Т.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика - администрации г.Минусинска в судебное заседание не явился, ходатайств не заявил и отзыв не представил.

Представитель Управления образования администрации города Минусинска по доверенности Банщикова С.С. исковые требования не признала. Пояснила, что ч. 3 ст. 133 ТК РФ установлено, что заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата включает в себя выплаты компенсационного характера. Таким образом, трудовое законодательство допускает установление окладов как составных частей заработной платы, в размере меньше установленного минимального размера оплаты труда, при условии, что заработная плата, включающая в себя эти элементы, будет не меньше минимального размера оплаты труда. Региональным соглашением «О минимальной заработной плате в Красноярском крае» от 15.12.2015 года, заключенным между Правительством Красноярского края, Красноярским краевым союзом организаций профсоюзов и краевым объединением работодателей минимальная заработная плата в период с 1 января по 31 декабря 2016 года установлена в размере 9926 рублей. Законом Красноярского края № 13-6172 от 06.10.2011 года регламентировано, что региональная выплата включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. При разрешении спорного вопроса о правильности начисления заработной платы направлялся запрос и из Министерства финансов Красноярского края получен ответ от 12.9.2016 года, который подтверждает правильность подхода начисления работникам заработной платы. Поэтому считает, что иск прокурора удовлетворению не подлежит. Управления образования администрации города Минусинска учредителем ДС № 21 не является, от имени собственника выполняет организационные, методические функции, производит перераспределение средств среди бюджетных учреждений в пределах выделенных лимитов.

Представитель ДС № 21 заведующая учреждением Черникова И.В. исковые требования не признала, согласившись с доводами представителя Управления образования. Пояснила, что в начале 2016 года учреждение выделилось из Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад № 20 «Капитошка» комбинированного вида», полностью финансируется из городского бюджета, собственных средств для выплаты задолженности по заработной плате ДС № 21 не имеет.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и осуществлении иных процессуальных прав.

Суд на месте определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика – Администрации города Минусинска.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Из представленной в материалы дела копии трудового договора (л.д.7-8) установлено, что Бондарева Т.С. ДД.ММ.ГГГГ принята в ДС № 20 «Капитошка» на должность <данные изъяты>. С 9 февраля 2016 года наименование учреждения изменено на Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 21 «Звездочка» комбинированного вида».

Из Устава Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад № 21 «Звездочка» комбинированного вида», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации города Минусинска № суд установил, что учреждение создано путем реорганизации Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад № 20 «Капитошка» комбинированного вида» в форме выделения из его состава структурного подразделения «Звездочка» (п.1.1). Учредителем и собственником имущества ДС 21 является муниципальное образование город Минусинск, от имени которого осуществляет полномочия Администрация города Минусинска (п.1.4).

В силу ч.3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах со сложными климатическими условиями, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Из этого следует, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

В соответствии ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 N 164-ФЗ минимальный размер оплаты труда на территории РФ с 01 июля 2016 года установлен в сумме 7500 рублей в месяц.

На территории г. Минусинска и Минусинского района действует постановление Совета Министров СССР, Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 24 сентября 1989г. №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких набавок на то время не была установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.

В судебном заседании стороны не оспорили с учетом имеющегося стажа правильность начисления Бондаревой Т.С. районного коэффициента в размере 30% и северной надбавки в размере 30%.

Таким образом, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, заработная плата истицы не может быть менее 12000 рублей из расчета: 7500 (заработная плата) + 7500 * (30% + 30%).

Согласно расчетному листку за июль 2016 года Бондаревой Т.С. начислена заработная плата в размере 9926 рублей.

Таким образом, размер недоначисленной заработной платы за июль 2016 года составляет: 7500 + 7500 * (30% + 30%) - 9926 = 2074 рублей.

Доводы представителя управления образования о том, что работодатель как казенное учреждение обязано исполнять нормативно-правовые акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, который определил понятие и размер оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, суд считает не состоятельными.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

Согласно ч. 9 ст. 5 ТК РФ законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Положения статьей 315, 316, 317 ТК РФ предусматривают начисление районного коэффициента и надбавок к заработной платы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, на начисленную заработную плату, размер которой не может быть менее МРОТа. Таким образом, нормативно - правовые акты органов власти субъекта РФ должны соответствовать нормам ТК РФ и в случае их противоречия не подлежат применению.

В силу п.5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований с возложением субсидиарной ответственности на учредителя и собственника в случае недостатка средств для возмещения ущерба.

Законных оснований для возложения обязанности по выплате недополученной заработной платы на Управление образования администрации города Минусинска не усматривается.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад № 21 «Звездочка» комбинированного вида» в пользу Бондаревой Т.С. 2074 рубля.

В случае отсутствия у учреждения денежных средств взыскать сумму в субсидиарном порядке с муниципального образования Город Минусинска в лице Администрации города Минусинска за счет средств казны муниципального образования.

В удовлетворении требований о взыскании недоначисленной заработной платы с Управления образования администрации города Минусинска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.

Председательствующий

Изготовлено 4 октября 2016 года

2-3497/2016 ~ М-2779/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Минусинский межрайонный прокурор
Бондарева Татьяна Сергеевна
Ответчики
МДОБУ " Детский Сад " № 21"
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Степанков Владимир Валентинович
Дело на странице суда
minusa--krk.sudrf.ru
07.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2016Передача материалов судье
08.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2016Подготовка дела (собеседование)
20.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2016Судебное заседание
04.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2016Дело оформлено
25.11.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее