Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-169/2018 ~ М-82/2018 от 31.01.2018

    Дело №2-169/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 марта 2018 года г. Колпашево Томской области

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Шачневой А.А.,

при секретаре Циванюк Н.В.,

с участием представителя истца ООО «КТК» Бороздиной Ю.И, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Долговой Н.С. – Шишкина С.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Колпашевская тепловая компания» к Долговой Н.С. о взыскании задолженности за потребленные коммунальные услуги по теплоснабжению, пени, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Колпашевская тепловая компания» обратилась в Колпашевский городской суд с исковым заявлением к Долговой Н.С., в котором, с учетом дальнейших уточнений, просили взыскать задолженность за потребленные услуги по теплоснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 53 364 рубля 02 копейки, пени за просрочку оплаты коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 860 рублей 90 копеек, а также оплаченную при подаче иска в суд государственной пошлины в размере 1 886 рублей 75 копеек.

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Колпашевская тепловая компания» и Администрацией Колпашевского городского поселения был заключен договор на сдачу в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью, согласно которому истцу были переданы в эксплуатацию тепловые сети. ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца поступило уведомление о продлении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, на тех же условиях на неопределенный срок. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Колпашевская тепловая компания» и Администрацией Колпашевского городского поселения был заключен договор аренды имущества, находящегося в собственности МО «Колпашевское городское поселение», согласно которому истцу были переданы в эксплуатацию тепловые сети. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Колпашевская тепловая компания» и Администрацией Колпашевского городского поселения был заключен договор аренды имущества, находящегося в собственности МО «Колпашевское городское поселение», согласно которому истцу были переданы в эксплуатацию тепловые сети. С использованием арендованного имущества ООО «КТК» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оказывало услуги теплоснабжения, а ответчик Долгова Н.С. на правах собственника проживала по <адрес>, и не оплатила оказанные ей услуги в связи с чем, образовалась задолженность, которую истец просит взыскать.

Представитель истца ООО «Колпашевская тепловая компания» Бороздина Ю.И. в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом их уточнений поддержала в полном объеме по изложенным основаниям, дополнительно пояснив, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> подключен к системе централизованного отопления. Центральная система топления дома – это единая сеть теплоснабжения, в результате отключения одной квартиры от сети, возникают негативные последствия, которые могут привести к нарушению работы системы в целом. Законодателем прямо установлен запрет на самовольный демонтаж и отключение обогревающих элементов от единой сети теплоснабжения. Ответчик самовольно отключила радиаторы отопления в квартире, оставив неизолированные стояки отопления, установила электрическую систему отопления, при этом продолжая получать от них тепло, а также получать тепло от смежных квартир.

Ответчик Долгова Н.С., надлежащим образом извещенная о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении дела не заявляла. На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Представитель ответчика Долговой Н.С. – Шишкин С.А., действующий на основании доверенности, исковые требования о взыскании задолженности за потребленную теплоэнергию с Долговой Н.С. не признал в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, суть которых сводится к следующему. ДД.ММ.ГГГГ Н.С. в ООО «КТК» было направлено заявление, в котором указывалось, что ответчиком будет производиться отключение квартиры по адресу: <адрес> от общедомовой системы отопления. Указывалась просьба прислать представителя ООО «КТК» по указанному адресу, однако представитель не явился, в связи с чем отключение было произведено без участия ООО «КТК». ДД.ММ.ГГГГ в ООО «КТК» был направлен акт обследования квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, составленный ООО «Теплоконтроль», в котором указано, что внутриквартирная система теплоснабжения отключена от централизованной системы теплоснабжения жилого дома, и обогрев с помощью централизованного отопления невозможен. Собственником квартиры было установлено электрическое отопление, с помощью которого он и обогревал свою квартиру, что подтверждает огромный расход электроэнергии. В связи с тем, что внутриквартирная система теплоснабжения отключена от централизованной системы теплоснабжения жилого дома, ответчик не может являться потребителем тепловой энергии, следовательно в удовлетворении исковых требований необходимо отказать. Дополнительно пояснил, что стояки централизованного отопления в квартире остались, их не изолировали, в связи с этим они производят оплату по теплоснабжению за фактически потребленную часть тепловой энергии, производя расчеты потребления самостоятельно. В соответствии с произведенными расчетами объем потребленной тепловой энергии составляет около 15% от суммы общего потребления. С заявлением о предоставлении некачественной услуги по теплоснабжению ответчик к истцу в заявленный в иске период не обращалась.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; вследствие действий (бездействий) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Из положений ч. 3 ст. 30 ЖК РФ следует, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу ст. 210 ГК РФ и ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).

Согласно п. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности Долговой Н.С., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Таким образом, ответчик Долгова Н.С. в соответствии с действующими нормами Жилищного кодекса Российской Федерации обязана оплачивать ежемесячно коммунальные услуги, в том числе и услуги по теплоснабжению (отоплению) с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно лицевому счету Долговой Н.С. по адресу: <адрес> производятся начисления по оплате жилищно-коммунальных услуг за потребленную теплоэнергию (л.д.9-10).

Факт предоставления коммунальных услуг в виде теплоснабжения дома подтвержден договором от ДД.ММ.ГГГГ, на сдачу в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью, согласно которому Арендодатель – муниципальное образование «Колпашевское городское поселение» сдает, а Арендатор – ООО «Колпашевская тепловая компания» принимает имущество согласно перечню (Приложениям к договорам, которые является неотделимой частью договора). Передаваемое в аренду имущество используется Арендатором – ООО «Колпашевская тепловая компания» для оказания коммунальных услуг населению и организациям; а также письмом от ДД.ММ.ГГГГ о продлении договора от ДД.ММ.ГГГГ на тех же условиях на неопределённый срок. ДД.ММ.ГГГГ между МО «Колпашевское городское поселение и ООО «Колпашевская тепловая компания» заключен договор аренды имущества, являющегося муниципальной собственностью для оказания последним коммунальных услуг населению и организациям, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между МО «Колпашевское городское поселение и ООО «Колпашевская тепловая компания» заключен договор аренды имущества, являющегося муниципальной собственностью для оказания последним коммунальных услуг населению и организациям, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28-39).

    Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

ООО «КТК» в соответствии с договорами № 067/07 и №067/16 на сдачу в аренду имущества, являющего муниципальной собственностью, заключенных с Администрацией Колпашевского городского поселения, оказывает населению услуги по теплоснабжению, использует (эксплуатирует) переданное в пользование муниципальное имущество, а, следовательно, является теплоснабжающей организацией.

Федеральным законом «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ установлены принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (ст.7).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 вышеуказанного Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

В судебном заседании установлено, что Департаментом тарифного регулирования и государственного заказа Томской области утверждены тарифы для ООО «КТК», с применением которых производилось начисление оплаты услуг теплоснабжения в периоды предоставления коммунальных услуг ответчику (л.д.18-27).

Доказательств того, что поставку тепловой энергии в спорный жилой дом осуществляет иная теплоснабжающая организация, ответчиком не представлено.

Как следует из пояснений представителя ответчика и подтверждается заявлением Долговой Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ, сообщением ООО «КТК» от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> по адресу: <адрес> внутриквартирная система теплоснабжения отключена от системы централизованного теплоснабжения жилого дома. Вместо отопительного прибора установлена перемычка, выполненная из металлопластиковой трубы Д=20 мм, указанная перемычка изолирована и утеплена. (л.д.54-56).

Допрошенные в судебном заседании свидетели Н.А., М.И. показали, что ранее в квартире ответчика, когда было центральное отопление, было холодно. В ДД.ММ.ГГГГ ответчик отключилась от централизованного отопления, перешла на электрическое отопление, в квартире установили систему теплого пола и электрические батареи. При этом стояки централизованного отопления в квартире ответчика остались.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее Правила № 354), настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Пункт 40 вышеуказанных Правил предусматривает, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

Многоквартирный дом по адресу <адрес> не оборудован индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии.

Доводы представителя ответчика о том, что централизованные стояки не изолированы и пользование тепловой энергией производится как дополнительные нужды, соответствующий расчет произведен и необходимая сумма оплачивается истцу, а суммы оплаты за электроэнергию подтверждают, что они пользуются электрическим, а не центральным отоплением, суд находит несостоятельным ввиду следующего.

В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В силу п. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В соответствии с пунктом 1.7.1 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее Постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170) переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (пункт 1.7.2 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170).

В соответствии с подпунктом "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

Таким образом, в случае отказа от получения услуги отопления ответчик обязан был соблюсти установленный законом порядок.

Демонтаж радиаторов системы центрального отопления без соответствующего разрешения, не может свидетельствовать о расторжении договора энергоснабжения, и не освобождает ответчика от обязанности производить оплату услуг, независимо от причин демонтажа.

Кроме того, принимая во внимание, что право одностороннего расторжения гражданином договора путем отключения от системы центрального отопления в своей квартире нормами действующего жилищного и гражданского законодательства не предусмотрено, следовательно, отсутствуют основания считать прекращенными правоотношения между поставщиком и потребителем коммунальных услуг по отоплению.

Расчет теплоотдачи открыто проложенных металлополимерных трубопроводов не может быть принят судом, поскольку действующим законодательством не предусмотрен какой-либо иной порядок определения платы за отопление в отдельных помещениях с индивидуальным отоплением в доме с централизованным отоплением. Так в соответствии с установленными Правилами № 354 формулы определения размера платы за коммунальные услуги по отоплению разнятся и в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета существует несколько формул расчета: при отсутствии каких-либо приборов учета; при отсутствии общедомового и наличии индивидуального прибора учета; при наличии общедомового и наличии индивидуального прибора учета; при наличии общедомового и индивидуального приборов учета. Представленный ответчиком расчет на положениях действующего законодательства не основан.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля И.О. показала, что имеет высшее техническое образование, работает в ООО «КТК» в должности инженера ПТО. Показала, что отключение системы отопления квартиры в многоквартирном доме может привести к неравномерному поступлению тепла в соседние квартиры и нарушению регулировочного режима всего здания. В многоквартирном доме за счет соседних квартир тепло в квартиру, в которой отключены радиаторы батарей, поступает через стены из соседних квартир, а также от оставшихся в квартире стояков отопления. Жильцы <адрес> не давали согласия на отключение <адрес> от централизованного отопления. Отключение от центрального отопления возможно, для это предусмотрена определенная процедура, в том числе согласие жильцов дома, проект системы центрального отопления и наличие резервного источника отопления. Также пояснила, что при сложившейся ситуации с достоверностью произвести расчет стоимости тепловой энергии, потребленной истцом за счет смежных квартир и имеющихся в квартире стояков отопления не представляется возможным.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о не предоставлении услуг по теплоснабжению или предоставление таких услуг ненадлежащего качества по квартире ответчика, как и в целом по дому, в спорный период ответчиком не представлено.

Представленный истцом расчет задолженности по оплате услуги отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведен с учетом действующего в соответствующий период времени законодательством, проверен и принимается судом.

Как следует из представленного истцом определения об отмене судебного приказа, ранее истец обращался к мировому судье за вынесением судебного приказа о взыскании с Долговой Н.С. задолженности за оказанные услуги по теплоснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ был отменен в связи с поступившими от должника возражениями (л.д.15), однако задолженность погашена не была.

Согласно представленному истцом расчету, с учетом уменьшения размера исковых требований задолженность ответчика за теплоснабжение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 53 364 рубля 02 копейки. До настоящего времени задолженность не погашена.

В соответствии со ч. 1 ст. 12, ст. 56 ГПК Российской Федерации, суду не представлено доказательства внесения платы за коммунальные услуги в указанный период, либо опровергающих правильность расчета вышеуказанной платы; свой расчет платы за коммунальные услуги ответчиком не представлен.

Размер задолженности за потребленные коммунальные услуги истцом определен на основании действующего как федерального, так и регионального законодательства, с учетом утвержденных уполномоченными органами тарифов, является правильным.

Доводы представителя ответчика об отсутствии у ответчика обязанности оплачивать тепловую энергию ввиду отключения от централизованной системы теплоснабжения и установления ответчиком альтернативной (электрической) системы отопления суд находит несостоятельными по следующим основаниям:

Статьями 546 и 548 ГК РФ, предусмотрена возможность расторжения договора энергоснабжения в одностороннем порядке по заявлению гражданина, использующего электроэнергию для бытового потребления. Указанные положения закона подлежат применению во взаимосвязи с другими нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Частью 2 ст. 26 ЖК РФ предусмотрено предоставление собственником жилого помещения для проведения его переустройства и (или) перепланировки подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства. В силу ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки допускается в случае несоответствия проекта требованиям законодательства.

Жилищный кодекс РФ не содержит перечня требований законодательства, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения. Такие требования содержатся в подзаконных нормативных актах.

Отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой электрического обогрева предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (п. 1.7.2).

Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным Приказом Минэнерго от 13 января 2003 года N 6, новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих Правилах и других нормативных документах (п. 1.3.1). До начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора (п. 3.2).

Проект переустройства должен соответствовать Строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовые инженерные системы отопления.

Согласно пункту "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Следовательно, система внутридомового отопления является общим имуществом всех собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома.

В соответствии со ст. 36 ЖК РФ система отопления многоквартирного жилого дома относится к общему имуществу в многоквартирном доме, а уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения производится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Таким образом, переоборудование жилого помещения путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовые последствия в виде освобождения собственника или нанимателя квартиры, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуги теплоснабжения.

При этом, учитывая технологические особенности доставки тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.) при демонтаже радиаторов отопления обогрев жилого помещения в многоквартирном доме не прекращается.

В судебном заседании из пояснений представителя ответчика судом установлено, что, демонтаж системы отопления в квартире произведен ответчиком самостоятельно путем срезания радиаторов отопления. Соответствующих согласований от органов местного самоуправления, которые позволили бы внести в технический паспорт жилого помещения соответствующие изменения, не было получено, как не было получено и согласие собственников жилых помещений в многоквартирном доме на такой демонтаж.

Статья 539 ГК РФ, устанавливается обязанность абонента оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. При этом самовольное переоборудование помещений, демонтаж радиаторов отопления и установка альтернативных источников обогрева, не освобождает истца от обязанности по оплате тепловой энергии. Помимо этого, в судебном заседании установлено и представителем ответчика не оспаривалось, что в квартиру ответчика из централизованной системы теплоснабжения тепло продолжает поступать как от имеющихся в квартире стояков системы отопления, так и от смежных квартир через стены. Кроме того, из пояснений представителя ответчика следует, что с заявлением о ненадлежащем качестве услуг по теплоснабжению ответчик к истцу не обращался.

С учетом вышеизложенного задолженность по оплате услуг по теплоснабжению подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в заявленном последним размере.

Согласно ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Таким образом, законом прямо предусмотрена мера ответственности за несвоевременное или неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Поскольку со стороны ответчика имело место ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а именно, просрочка исполнения обязательства по оплате оказанных в спорный период коммунальных услуг, суд соглашается с требованием истца о взыскании с ответчика пени, предусмотренной вышеназванной нормой ЖК РФ за просрочку оплаты коммунальных услуг в размере 2 860 рублей 90 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исчисленной по правилам ч. 14 ст. 155 ЖК РФ.

В свою очередь, каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие задолженности, освобождающей от уплаты пени, ответчиком и его представителем, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Кроме того, разрешая заявленное требование о взыскании неустойки, суд учитывает следующее.

В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности просрочки исполнения. Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку (ст. 333 ГК РФ).

Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ в ГК РФ в часть первую ГК РФ, в том числе ст. 333, были внесены изменения, которые вступили в силу с 1 июня 2015 года.

Согласно положениям ч.1 ст. 333 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ) если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

Снижение размера неустойки в каждом конкретном случае является одним из предусмотренных законом правовых способов, которыми законодатель наделил суд в целях недопущения явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.

Вместе с тем, п. 1 ст. 333 ГК РФ, предусматривающий возможность установления судом баланса между применяемой к нарушителю мерой ответственности и размером действительного ущерба, причиненного в результате совершенного им правонарушения, не предполагает, что суд в части снижения неустойки обладает абсолютной инициативой - исходя из принципа осуществления гражданских прав в своей воле и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 ГК РФ) неустойка может быть уменьшена судом при наличии соответствующего волеизъявления со стороны ответчика. В противном случае суд при осуществлении судопроизводства фактически выступал бы с позиции одной из сторон спора (ответчика), принимая за нее решение о реализации права и освобождая от обязанности доказывания несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.

Таким образом, положение пункта 1 ст. 333 ГК РФ в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому сложившейся правоприменительной практикой, не допускает возможности решения судом вопроса о снижении размера неустойки по мотиву явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства - без представления ответчиками доказательств, подтверждающих такую несоразмерность, без предоставления им возможности для подготовки и обоснования своих доводов и без обсуждения этого вопроса в судебном заседании.

Согласно ст. 56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обязанность доказывания обоснованности утверждения о несоразмерности предъявленной к взысканию неустойки последствиям нарушения обязательства возложена на должника (ответчика).

Однако, ответчиком не представлено достоверных доказательств, подтверждающих несоразмерность суммы неустойки последствиям нарушения обязательства и с ходатайством о снижении размера неустойки ответчик и его представитель не обращались.

На основании изложенного, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 860 рублей 90 копеек.

При таких обстоятельствах, учитывая, что расчет задолженности и пени ответчиком и его представителем не оспорен, иск ООО «КТК» следует признать законным и обоснованным и, следовательно, подлежащим удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и иных связанных с рассмотрением дела издержек (часть 1 ст. 88 ГПК РФ).

ООО «Колпашевская тепловая компания» заявлено требование о взыскании понесённых судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 1 886 рублей 75 копеек. Указанные судебные расходы подтверждаются платёжными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, с ответчика подлежат взысканию понесённые истцом судебные расходы в виде уплаченной при подаче иска в суд государственной пошлины в размере 1 886 рублей 75 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Колпашевская тепловая компания» (ООО «КТК») к Долговой Н.С. о взыскании задолженности за потребленные коммунальные услуги по теплоснабжению, пени, судебных расходов, удовлетворить.

Взыскать с Долговой Н.С. в пользу общества с ограниченной ответственностью «Колпашевская тепловая компания» задолженность по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 53 364 рубля 02 копейки, пеню за просрочку оплаты коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 860 рублей 90 копеек, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 886 рублей 75 копеек, а всего взыскать 58 111 (Пятьдесят восемь тысяч сто одиннадцать) рублей 67 копеек.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья: А.А.Шачнева

Мотивированный текст решения составлен 06 марта 2018 года

Судья: А.А.Шачнева

2-169/2018 ~ М-82/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Колпашевская тепловая компания"
Ответчики
Долгова Наталья Сергеевна
Другие
Шишкин Сергей Андреевич
Суд
Колпашевский городской суд Томской области
Судья
Шачнева Александра Александровна
Дело на странице суда
kolpashevsky--tms.sudrf.ru
31.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2018Передача материалов судье
01.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2018Подготовка дела (собеседование)
13.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2018Судебное заседание
01.03.2018Судебное заседание
02.03.2018Судебное заседание
06.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.03.2018Дело оформлено
09.04.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее