Дело №2-169/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2018 года г. Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Шачневой А.А.,
при секретаре Циванюк Н.В.,
с участием представителя истца ООО «КТК» Бороздиной Ю.И, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Долговой Н.С. – Шишкина С.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Колпашевская тепловая компания» к Долговой Н.С. о взыскании задолженности за потребленные коммунальные услуги по теплоснабжению, пени, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Колпашевская тепловая компания» обратилась в Колпашевский городской суд с исковым заявлением к Долговой Н.С., в котором, с учетом дальнейших уточнений, просили взыскать задолженность за потребленные услуги по теплоснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 53 364 рубля 02 копейки, пени за просрочку оплаты коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 860 рублей 90 копеек, а также оплаченную при подаче иска в суд государственной пошлины в размере 1 886 рублей 75 копеек.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Колпашевская тепловая компания» и Администрацией Колпашевского городского поселения был заключен договор № на сдачу в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью, согласно которому истцу были переданы в эксплуатацию тепловые сети. ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца поступило уведомление № о продлении договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, на тех же условиях на неопределенный срок. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Колпашевская тепловая компания» и Администрацией Колпашевского городского поселения был заключен договор № аренды имущества, находящегося в собственности МО «Колпашевское городское поселение», согласно которому истцу были переданы в эксплуатацию тепловые сети. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Колпашевская тепловая компания» и Администрацией Колпашевского городского поселения был заключен договор № аренды имущества, находящегося в собственности МО «Колпашевское городское поселение», согласно которому истцу были переданы в эксплуатацию тепловые сети. С использованием арендованного имущества ООО «КТК» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оказывало услуги теплоснабжения, а ответчик Долгова Н.С. на правах собственника проживала по <адрес>, и не оплатила оказанные ей услуги в связи с чем, образовалась задолженность, которую истец просит взыскать.
Представитель истца ООО «Колпашевская тепловая компания» Бороздина Ю.И. в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом их уточнений поддержала в полном объеме по изложенным основаниям, дополнительно пояснив, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> подключен к системе централизованного отопления. Центральная система топления дома – это единая сеть теплоснабжения, в результате отключения одной квартиры от сети, возникают негативные последствия, которые могут привести к нарушению работы системы в целом. Законодателем прямо установлен запрет на самовольный демонтаж и отключение обогревающих элементов от единой сети теплоснабжения. Ответчик самовольно отключила радиаторы отопления в квартире, оставив неизолированные стояки отопления, установила электрическую систему отопления, при этом продолжая получать от них тепло, а также получать тепло от смежных квартир.
Ответчик Долгова Н.С., надлежащим образом извещенная о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении дела не заявляла. На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Представитель ответчика Долговой Н.С. – Шишкин С.А., действующий на основании доверенности, исковые требования о взыскании задолженности за потребленную теплоэнергию с Долговой Н.С. не признал в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, суть которых сводится к следующему. ДД.ММ.ГГГГ Н.С. в ООО «КТК» было направлено заявление, в котором указывалось, что ответчиком будет производиться отключение квартиры по адресу: <адрес> от общедомовой системы отопления. Указывалась просьба прислать представителя ООО «КТК» по указанному адресу, однако представитель не явился, в связи с чем отключение было произведено без участия ООО «КТК». ДД.ММ.ГГГГ в ООО «КТК» был направлен акт обследования квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, составленный ООО «Теплоконтроль», в котором указано, что внутриквартирная система теплоснабжения отключена от централизованной системы теплоснабжения жилого дома, и обогрев с помощью централизованного отопления невозможен. Собственником квартиры было установлено электрическое отопление, с помощью которого он и обогревал свою квартиру, что подтверждает огромный расход электроэнергии. В связи с тем, что внутриквартирная система теплоснабжения отключена от централизованной системы теплоснабжения жилого дома, ответчик не может являться потребителем тепловой энергии, следовательно в удовлетворении исковых требований необходимо отказать. Дополнительно пояснил, что стояки централизованного отопления в квартире остались, их не изолировали, в связи с этим они производят оплату по теплоснабжению за фактически потребленную часть тепловой энергии, производя расчеты потребления самостоятельно. В соответствии с произведенными расчетами объем потребленной тепловой энергии составляет около 15% от суммы общего потребления. С заявлением о предоставлении некачественной услуги по теплоснабжению ответчик к истцу в заявленный в иске период не обращалась.
Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; вследствие действий (бездействий) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из положений ч. 3 ст. 30 ЖК РФ следует, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу ст. 210 ГК РФ и ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Согласно п. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности Долговой Н.С., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, ответчик Долгова Н.С. в соответствии с действующими нормами Жилищного кодекса Российской Федерации обязана оплачивать ежемесячно коммунальные услуги, в том числе и услуги по теплоснабжению (отоплению) с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно лицевому счету Долговой Н.С. № по адресу: <адрес> производятся начисления по оплате жилищно-коммунальных услуг за потребленную теплоэнергию (л.д.9-10).
Факт предоставления коммунальных услуг в виде теплоснабжения дома подтвержден договором № от ДД.ММ.ГГГГ, на сдачу в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью, согласно которому Арендодатель – муниципальное образование «Колпашевское городское поселение» сдает, а Арендатор – ООО «Колпашевская тепловая компания» принимает имущество согласно перечню (Приложениям к договорам, которые является неотделимой частью договора). Передаваемое в аренду имущество используется Арендатором – ООО «Колпашевская тепловая компания» для оказания коммунальных услуг населению и организациям; а также письмом от ДД.ММ.ГГГГ № о продлении договора № от ДД.ММ.ГГГГ на тех же условиях на неопределённый срок. ДД.ММ.ГГГГ между МО «Колпашевское городское поселение и ООО «Колпашевская тепловая компания» заключен договор аренды имущества, являющегося муниципальной собственностью № для оказания последним коммунальных услуг населению и организациям, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между МО «Колпашевское городское поселение и ООО «Колпашевская тепловая компания» заключен договор аренды имущества, являющегося муниципальной собственностью № для оказания последним коммунальных услуг населению и организациям, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28-39).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
ООО «КТК» в соответствии с договорами № 067/07 и №067/16 на сдачу в аренду имущества, являющего муниципальной собственностью, заключенных с Администрацией Колпашевского городского поселения, оказывает населению услуги по теплоснабжению, использует (эксплуатирует) переданное в пользование муниципальное имущество, а, следовательно, является теплоснабжающей организацией.
Федеральным законом «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ установлены принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (ст.7).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 вышеуказанного Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В судебном заседании установлено, что Департаментом тарифного регулирования и государственного заказа Томской области утверждены тарифы для ООО «КТК», с применением которых производилось начисление оплаты услуг теплоснабжения в периоды предоставления коммунальных услуг ответчику (л.д.18-27).
Доказательств того, что поставку тепловой энергии в спорный жилой дом осуществляет иная теплоснабжающая организация, ответчиком не представлено.
Как следует из пояснений представителя ответчика и подтверждается заявлением Долговой Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ, сообщением ООО «КТК» от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> по адресу: <адрес> внутриквартирная система теплоснабжения отключена от системы централизованного теплоснабжения жилого дома. Вместо отопительного прибора установлена перемычка, выполненная из металлопластиковой трубы Д=20 мм, указанная перемычка изолирована и утеплена. (л.д.54-56).
Допрошенные в судебном заседании свидетели Н.А., М.И. показали, что ранее в квартире ответчика, когда было центральное отопление, было холодно. В ДД.ММ.ГГГГ ответчик отключилась от централизованного отопления, перешла на электрическое отопление, в квартире установили систему теплого пола и электрические батареи. При этом стояки централизованного отопления в квартире ответчика остались.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее Правила № 354), настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пункт 40 вышеуказанных Правил предусматривает, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Многоквартирный дом по адресу <адрес> не оборудован индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии.
Доводы представителя ответчика о том, что централизованные стояки не изолированы и пользование тепловой энергией производится как дополнительные нужды, соответствующий расчет произведен и необходимая сумма оплачивается истцу, а суммы оплаты за электроэнергию подтверждают, что они пользуются электрическим, а не центральным отоплением, суд находит несостоятельным ввиду следующего.
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу п. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с пунктом 1.7.1 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее Постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170) переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (пункт 1.7.2 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Таким образом, в случае отказа от получения услуги отопления ответчик обязан был соблюсти установленный законом порядок.
Демонтаж радиаторов системы центрального отопления без соответствующего разрешения, не может свидетельствовать о расторжении договора энергоснабжения, и не освобождает ответчика от обязанности производить оплату услуг, независимо от причин демонтажа.
Кроме того, принимая во внимание, что право одностороннего расторжения гражданином договора путем отключения от системы центрального отопления в своей квартире нормами действующего жилищного и гражданского законодательства не предусмотрено, следовательно, отсутствуют основания считать прекращенными правоотношения между поставщиком и потребителем коммунальных услуг по отоплению.
Расчет теплоотдачи открыто проложенных металлополимерных трубопроводов не может быть принят судом, поскольку действующим законодательством не предусмотрен какой-либо иной порядок определения платы за отопление в отдельных помещениях с индивидуальным отоплением в доме с централизованным отоплением. Так в соответствии с установленными Правилами № 354 формулы определения размера платы за коммунальные услуги по отоплению разнятся и в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета существует несколько формул расчета: при отсутствии каких-либо приборов учета; при отсутствии общедомового и наличии индивидуального прибора учета; при наличии общедомового и наличии индивидуального прибора учета; при наличии общедомового и индивидуального приборов учета. Представленный ответчиком расчет на положениях действующего законодательства не основан.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля И.О. показала, что имеет высшее техническое образование, работает в ООО «КТК» в должности инженера ПТО. Показала, что отключение системы отопления квартиры в многоквартирном доме может привести к неравномерному поступлению тепла в соседние квартиры и нарушению регулировочного режима всего здания. В многоквартирном доме за счет соседних квартир тепло в квартиру, в которой отключены радиаторы батарей, поступает через стены из соседних квартир, а также от оставшихся в квартире стояков отопления. Жильцы <адрес> не давали согласия на отключение <адрес> от централизованного отопления. Отключение от центрального отопления возможно, для это предусмотрена определенная процедура, в том числе согласие жильцов дома, проект системы центрального отопления и наличие резервного источника отопления. Также пояснила, что при сложившейся ситуации с достоверностью произвести расчет стоимости тепловой энергии, потребленной истцом за счет смежных квартир и имеющихся в квартире стояков отопления не представляется возможным.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о не предоставлении услуг по теплоснабжению или предоставление таких услуг ненадлежащего качества по квартире ответчика, как и в целом по дому, в спорный период ответчиком не представлено.
Представленный истцом расчет задолженности по оплате услуги отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведен с учетом действующего в соответствующий период времени законодательством, проверен и принимается судом.
Как следует из представленного истцом определения об отмене судебного приказа, ранее истец обращался к мировому судье за вынесением судебного приказа о взыскании с Долговой Н.С. задолженности за оказанные услуги по теплоснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ был отменен в связи с поступившими от должника возражениями (л.д.15), однако задолженность погашена не была.
Согласно представленному истцом расчету, с учетом уменьшения размера исковых требований задолженность ответчика за теплоснабжение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 53 364 рубля 02 копейки. До настоящего времени задолженность не погашена.
В соответствии со ч. 1 ст. 12, ст. 56 ГПК Российской Федерации, суду не представлено доказательства внесения платы за коммунальные услуги в указанный период, либо опровергающих правильность расчета вышеуказанной платы; свой расчет платы за коммунальные услуги ответчиком не представлен.
Размер задолженности за потребленные коммунальные услуги истцом определен на основании действующего как федерального, так и регионального законодательства, с учетом утвержденных уполномоченными органами тарифов, является правильным.
Доводы представителя ответчика об отсутствии у ответчика обязанности оплачивать тепловую энергию ввиду отключения от централизованной системы теплоснабжения и установления ответчиком альтернативной (электрической) системы отопления суд находит несостоятельными по следующим основаниям:
Статьями 546 и 548 ГК РФ, предусмотрена возможность расторжения договора энергоснабжения в одностороннем порядке по заявлению гражданина, использующего электроэнергию для бытового потребления. Указанные положения закона подлежат применению во взаимосвязи с другими нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Частью 2 ст. 26 ЖК РФ предусмотрено предоставление собственником жилого помещения для проведения его переустройства и (или) перепланировки подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства. В силу ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки допускается в случае несоответствия проекта требованиям законодательства.
Жилищный кодекс РФ не содержит перечня требований законодательства, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения. Такие требования содержатся в подзаконных нормативных актах.
Отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой электрического обогрева предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (п. 1.7.2).
Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным Приказом Минэнерго от 13 января 2003 года N 6, новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих Правилах и других нормативных документах (п. 1.3.1). До начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора (п. 3.2).
Проект переустройства должен соответствовать Строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовые инженерные системы отопления.
Согласно пункту "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Следовательно, система внутридомового отопления является общим имуществом всех собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ система отопления многоквартирного жилого дома относится к общему имуществу в многоквартирном доме, а уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения производится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Таким образом, переоборудование жилого помещения путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовые последствия в виде освобождения собственника или нанимателя квартиры, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуги теплоснабжения.
При этом, учитывая технологические особенности доставки тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.) при демонтаже радиаторов отопления обогрев жилого помещения в многоквартирном доме не прекращается.
В судебном заседании из пояснений представителя ответчика судом установлено, что, демонтаж системы отопления в квартире произведен ответчиком самостоятельно путем срезания радиаторов отопления. Соответствующих согласований от органов местного самоуправления, которые позволили бы внести в технический паспорт жилого помещения соответствующие изменения, не было получено, как не было получено и согласие собственников жилых помещений в многоквартирном доме на такой демонтаж.
Статья 539 ГК РФ, устанавливается обязанность абонента оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. При этом самовольное переоборудование помещений, демонтаж радиаторов отопления и установка альтернативных источников обогрева, не освобождает истца от обязанности по оплате тепловой энергии. Помимо этого, в судебном заседании установлено и представителем ответчика не оспаривалось, что в квартиру ответчика из централизованной системы теплоснабжения тепло продолжает поступать как от имеющихся в квартире стояков системы отопления, так и от смежных квартир через стены. Кроме того, из пояснений представителя ответчика следует, что с заявлением о ненадлежащем качестве услуг по теплоснабжению ответчик к истцу не обращался.
С учетом вышеизложенного задолженность по оплате услуг по теплоснабжению подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в заявленном последним размере.
Согласно ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Таким образом, законом прямо предусмотрена мера ответственности за несвоевременное или неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Поскольку со стороны ответчика имело место ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а именно, просрочка исполнения обязательства по оплате оказанных в спорный период коммунальных услуг, суд соглашается с требованием истца о взыскании с ответчика пени, предусмотренной вышеназванной нормой ЖК РФ за просрочку оплаты коммунальных услуг в размере 2 860 рублей 90 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исчисленной по правилам ч. 14 ст. 155 ЖК РФ.
В свою очередь, каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие задолженности, освобождающей от уплаты пени, ответчиком и его представителем, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Кроме того, разрешая заявленное требование о взыскании неустойки, суд учитывает следующее.
В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности просрочки исполнения. Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку (ст. 333 ГК РФ).
Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ в ГК РФ в часть первую ГК РФ, в том числе ст. 333, были внесены изменения, которые вступили в силу с 1 июня 2015 года.
Согласно положениям ч.1 ст. 333 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ) если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Снижение размера неустойки в каждом конкретном случае является одним из предусмотренных законом правовых способов, которыми законодатель наделил суд в целях недопущения явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
Вместе с тем, п. 1 ст. 333 ГК РФ, предусматривающий возможность установления судом баланса между применяемой к нарушителю мерой ответственности и размером действительного ущерба, причиненного в результате совершенного им правонарушения, не предполагает, что суд в части снижения неустойки обладает абсолютной инициативой - исходя из принципа осуществления гражданских прав в своей воле и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 ГК РФ) неустойка может быть уменьшена судом при наличии соответствующего волеизъявления со стороны ответчика. В противном случае суд при осуществлении судопроизводства фактически выступал бы с позиции одной из сторон спора (ответчика), принимая за нее решение о реализации права и освобождая от обязанности доказывания несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
Таким образом, положение пункта 1 ст. 333 ГК РФ в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому сложившейся правоприменительной практикой, не допускает возможности решения судом вопроса о снижении размера неустойки по мотиву явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства - без представления ответчиками доказательств, подтверждающих такую несоразмерность, без предоставления им возможности для подготовки и обоснования своих доводов и без обсуждения этого вопроса в судебном заседании.
Согласно ст. 56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанность доказывания обоснованности утверждения о несоразмерности предъявленной к взысканию неустойки последствиям нарушения обязательства возложена на должника (ответчика).
Однако, ответчиком не представлено достоверных доказательств, подтверждающих несоразмерность суммы неустойки последствиям нарушения обязательства и с ходатайством о снижении размера неустойки ответчик и его представитель не обращались.
На основании изложенного, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 860 рублей 90 копеек.
При таких обстоятельствах, учитывая, что расчет задолженности и пени ответчиком и его представителем не оспорен, иск ООО «КТК» следует признать законным и обоснованным и, следовательно, подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и иных связанных с рассмотрением дела издержек (часть 1 ст. 88 ГПК РФ).
ООО «Колпашевская тепловая компания» заявлено требование о взыскании понесённых судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 1 886 рублей 75 копеек. Указанные судебные расходы подтверждаются платёжными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, с ответчика подлежат взысканию понесённые истцом судебные расходы в виде уплаченной при подаче иска в суд государственной пошлины в размере 1 886 рублей 75 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Колпашевская тепловая компания» (ООО «КТК») к Долговой Н.С. о взыскании задолженности за потребленные коммунальные услуги по теплоснабжению, пени, судебных расходов, удовлетворить.
Взыскать с Долговой Н.С. в пользу общества с ограниченной ответственностью «Колпашевская тепловая компания» задолженность по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 53 364 рубля 02 копейки, пеню за просрочку оплаты коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 860 рублей 90 копеек, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 886 рублей 75 копеек, а всего взыскать 58 111 (Пятьдесят восемь тысяч сто одиннадцать) рублей 67 копеек.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: А.А.Шачнева
Мотивированный текст решения составлен 06 марта 2018 года
Судья: А.А.Шачнева