Дело ...а-1136/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2020 года г. Аксай
Аксайский районный суд Ростовской области в составе: судьи Янченкова С.М., при секретаре Олейниковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Аксайского района к Администрации Истоминского сельского поселения Аксайского района, заинтересованные лица администрация Аксайского района, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, администрация Аксайского района, об оспаривании бездействий
УСТАНОВИЛ:
Прокурором Аксайского района в интересах неопределенного круга лиц проведена проверка соблюдения законодательства в сфере организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов в деятельности администрации Истоминского сельского поселения (далее – Поселение), по результатам которой выявлены нарушения требований закона.
Установлено, что Истоминским сельским поселением меры, направленные на создание специализированных контейнерных площадок и установку контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, не приняты, схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не определены, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не ведется, разрешения на право пользования земельными участками не получены, раздельный сбор ТКО на территории поселения не организован. В связи с этим главе Поселения 12.02.2020 внесено представление. По результатам его рассмотрения в прокуратуру района представлен ответ от 05.03.2020 № 63.29/292, согласно которому администрацией поселения мер к исполнению требований закона не принято, нарушения не устранены.
Полагая, что бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан, административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации Истоминского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер к созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организации раздельного сбора ТКО, ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории поселения; обязать администрацию Истоминского сельского поселения на территории населенных пунктов: х. Островского, пос. Дорожный, пос. Дивный, х. Истомино создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, определить схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, завести реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организовать раздельный сбор твердых коммунальных отходов в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Аксайского района Агиев Р.И. в судебном заседании поддержал заявленные требования, настаивал на удовлетворении, дал пояснения аналогичные содержанию иска.
Представитель административного ответчика Аракелян И.С. возражала против удовлетворения заявленных требований, при этом пояснила, что нарушения не устранены.
Заинтересованное лицо Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области представило отзыв, согласно которому заявленные требования подлежат удовлетворению, также ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Представитель заинтересованного лица администрации Аксайского района, Манацкова А.И. оставила разрешение требований на усмотрение суда.
Суд с учетом мнения присутствующих определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Прокурором Аксайского района в интересах неопределенного круга лиц проведена проверка соблюдения законодательства в сфере организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов в деятельности администрации Истоминского сельского поселения (далее – Поселение), по результатам которой выявлены нарушения требований закона.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона об отходах к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ч. 1 ст. 13 Федерального закона об отходах).
Частью 2 статьи 13 Федерального закона об отходах предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 18 Федерального закона об отходах индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно ч.1 ст. 26 Федерального закона об отходах юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 данной статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 данной статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 данной статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 данной статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В силу установленного правового регулирования обязанным лицом является не только орган местного самоуправления поселения, но и орган местного самоуправления муниципального района в области.
В силу положений п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района в области при обращении с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, решение вопросов организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области и органам местного самоуправления муниципальных образований.
Указанное означает, что на муниципальные районы возложена не вся полнота бремени несения затрат на создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Закрепление за муниципальными образованиями в качестве вопроса местного значения участие в организации деятельности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, не может толковаться как законодательное включение в их собственную компетенцию государственных полномочий.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих Постановлениях по смыслу взаимосвязанных положений ст.ст.42 и 58 Конституции Российской Федерации в их истолковании Конституционным Судом Российской Федерации, конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; сама же публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (Постановления Конституционного Суда от 14.05.2009 № 8-П, от 05.03.2013г. № 5-П, от 13.10.2015г. № 26-П).
Положениями статей 3, 5-7 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ закреплен принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, законодатель предусмотрел взаимодействие органов государственной власти субъектов Федерации с органами местного самоуправления в пределах закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования коммунальных и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека.
В рассматриваемом случае обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов возлагается решением суда на Администрацию муниципального района и на органы местного самоуправления муниципальных образований, как на надлежащих ответчиков.
Установлено, что в нарушение вышеуказанных норм администрацией поселения не приняты своевременные меры к обустройству контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов.
12.02.2020 главе Администрации Старочеркасского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами.
По результатам рассмотрения представления Прокурора Аксайского района 11.03.2020 года главой администрации поселения в адрес Прокурора направлено письмо за № 63.24/327.
Из указанного ответа следует, что Администрацией поселения нарушения будут устраняться по мере финансирования.
Согласно материалам дела, ответчиком меры к исполнению требований закона е приняты, нарушения не устранены.
Таким образом, судом установлено, что до настоящего времени места накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями не обустроены, раздельный сбор твердых коммунальных отходов в местах накопления не организован.
Исходя их изложенного суд приходит к выводу о ненадлежащей реализации уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления возложенных полномочий по организации сбора и вывоза отходов, организации мероприятий по охране окружающей среды, о чем свидетельствуют указанные факты нарушения санитарно-эпидемиологических требований при размещении и содержании контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов.
Признавая нарушение гарантированных прав граждан на благоприятную окружающую среду в населенном пункте, суд приходит к выводу об удовлетворении рассматриваемых требований прокурора.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Истоминского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер к обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Обязать администрацию Истоминского сельского поселения на территории населенных пунктов: х. Островского, пос. Дорожный, пос. Дивный, х. Истомино принять меры к обустройству мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, организовать раздельный сбор твердых коммунальных отходов в местах накопления.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение месяца с даты вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 13 июля 2020 года.
Судья: