Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 ноября 2012 года с. Богучаны
Богучанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего Людвиковского В.А.,
С участием помощника прокурора Богучанского района Селезневой Е.А.,
При секретаре Бецольд Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах Тужиловой О.В. к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению ... детский сад «...» об обязании произвести перерасчет заработной платы и о взыскании недополученной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Богучанского района обратился с иском в суд в интересах Тужиловой О.В. к МКДОУ ... детский сад «...» с требованиями об обязании произвести перерасчет заработной платы за январь-февраль и апрель-май 2012 года, и взыскании недополученной заработной платы в размере ... рублей 20 копеек.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что Тужилова О.В. работает уборщиком в МКДОУ ... детский сад «...». Заработная плата, выплачиваемая Тужиловой О.В. ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно справке о начисленной и выплаченной заработной плате от 08.08.2012 года заработная плата Тужиловой О.В. с января по февраль и с апреля по май 2012 г. составляла:
- оклад ... рублей, персональная надбавка за вредность – ... рубля, повышающий коэффициент- ... рубля, районный коэффициент и процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – ... рубля, доплата до минимальной заработной платы ... рубля.
То есть, включая районный коэффициент и процентную надбавку за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за полностью отработанный месяц в 2012 году заработная плата составляла ... рубля, что меньше чем минимальный размер оплаты труда, установленный региональным соглашением № 84 «О минимальной заработной плате в Красноярском крае» от 30.11.2010 года, согласно которому минимальный размер оплаты труда в Богучанском районе составлял 6105 рублей.
Таким образом, начисленная заработная плата Тужиловой О.В., включая все доплаты и надбавки, увеличивалась до размера минимального, установленного указанным региональным соглашением, то есть до ... рублей. Заработную плату в таком размере Тужилова О.В. получала в период с января по февраль и с апреля по май 2012 года.
В соответствии с п.10 Закона Красноярского края «Об оплате труда работников краевых государственных учреждений от 24.12.20045 года № 13-2823 (в редакции от 10.11.2011 года) работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда ниже размера заработной платы, установленного настоящим пунктом, предоставляется региональная выплата.
Для целей расчета региональной выплаты размер заработной платы в Богучанском районе составляет 6105 рублей.
Заработная плата Тужиловой О.В. в период с января по февраль и с апреля по май 2012 года с учетом действующего законодательства должна быть определена в размере ... рублей, а затем к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. С учетом начисленных сумм за период январь-февраль и апрель-май 2012 года, заработная платаТужиловой О.В. подлежит доначислению за указанные периоды в размере ... рублей 20 копеек.
Представитель прокуратуры в судебном заседании Селезнева Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
Истица Тужилова О.В. в судебном заседании 19 сентября 2012 года исковые требования прокурора в ее интересах также поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить. В судебное заседание 14 ноября 2012 года истица не прибыла, направила в адрес суда ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с невозможностью прибыть в судебное заседание.
Представитель ответчика – директор МКДОУ ... детский сад «...» Казакевич Л.В. с исковыми требованиями прокурора в интересах Тужиловой О.В. не согласилась и просила отказать в их удовлетворении. В свою очередь пояснила, что расчет по заработной плате для школы производит управление образования администрации Богучанского района. Денежные средства на заработную плату поступают из районного бюджета. Кроме того, просила к исковым требованиям применить сроки давности. В судебное заседание 14 ноября 2012 года представитель ответчика не прибыл, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания. Никаких ходатайств в адрес суда не направил.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Управление образования администрации Богучанского района будучи надлежащим образом уведомлено о времени и месте судебного заседания в суд своего представителя не направило. Согласно направленного в адрес суда возражения на исковое заявление прокурора, с заявленными исковыми требованиями не согласно в полном объеме, просит отказать в их удовлетворении, и поясняет следующее.
Централизованной бухгалтерией управления образования администрации Богучанского района заработная плата техническому персоналу рассчитывалась в соответствии с Постановлением администрации Богучанского района от 28.01.2010 года № 45-п, разработанного на основании Регионального соглашения № 84 «О минимальной заработной плате в Красноярском крае от 30.11.2010 года и Законом Красноярского края от 24.12.2004 года № 13-2823 «об оплате труда работников краевых государственных учреждений», где указано, что региональная выплата уже включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Кроме того, просит суд применить сроки исковой давности так как в отношении периода с января по апрель 2012 года срок обращения в суд истицей пропущен без уважительных причин.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица администрация Богучанского района будучи надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направила. Согласно возражений на исковое заявление, направленных в адрес суда, с заявленными прокурором исковыми требованиями не согласна в полном объеме, просит отказать в их удовлетворении. Рассмотрение дела просит провести в отсутствие своего представителя. По существу своего несогласия с заявленным прокурором иском поясняет следующее.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Таким образом, исходя из понятия заработной платы, данного в Трудовом кодексе РФ, компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях учитываются при определении минимального размера оплаты труда и не устанавливаются свыше минимального размера оплаты труда.
Исходя из расчета заработной платы Тужиловой О.В. следует, что в январе 2012 года ее фактическая заработная плата составила ... рублей
Статьями 315 - 317 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ. Аналогичные нормы предусмотрены статьями 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В январе 2012 года на фактический заработокТужиловой О.В., который составил ... руб., были начислены районный коэффициент (30 %) и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (50 %), всего - ... руб.
Таким образом, всего в январе 2012 года указанному работнику была начислена заработная плата с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере ... рублей. Аналогичным образом заработная плата указанному работнику была рассчитана в иные месяцы – февраль, апрель, май 2012 года.
Вместе с тем, учитывая, положения Закона Красноярского края от 24.12.2004 N 13-2823 "Об оплате труда работников краевых государственных учреждений", Порядка оплаты труда работников муниципальных бюджетных и автономных учреждений, утвержденного решением Богучанского районного Совета депутатов от 03.04.2008 № 27-447, работникам учреждений, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже размера заработной платы - 6105 рублей - предоставляется региональная выплата.
Региональная выплата для работника рассчитывается как разница между размером заработной платы (6105 руб.) и месячной заработной платой конкретного работника при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей).
Региональная выплата включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями.
Таким образом, в рассматриваемом случае работодателем не были нарушены трудовые права истца, так как при расчете заработной платы районный и северный коэффициенты учитывались, что следует из расчетов, приложенных к исковому заявлению.
Позиция истца о том, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в этих местностях, является ошибочной в силу ее противоречия статье 129 Трудового кодекса РФ, так как допускает дважды начисление к заработной плате компенсационных выплат, установленных статьями 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Порядок оплаты труда работников муниципальных бюджетных и автономных учреждений установлен решением Богучанского районного Совета депутатов от 03.04.2008 № 27-447. Исходя из содержания пунктов 3.5, 3.7-3.9 указанного Положения компенсационные выплаты в виде районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, включаются в состав месячной заработной платы.
Указанный правовой акт является нормативным. Его положения не оспаривались в установленном действующим законодательством порядке.
Учитывая изложенное, работодатель при начислении заработной платы исходил как из норм, содержащихся в Трудовом кодексе РФ, так и исходя из положений муниципального правового акта, и правомерно включал в величину месячной заработной платы указанные компенсационные выплаты.
Согласно ст. 392 Трудового Кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В данном срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора пропущен без уважительных причин.
С учетом мнения участников судебного заседания и наличия ходатайств истицы, представителей третьих лиц о рассмотрении дела в их отсутствие суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика, в отсутствие истицы и представителей третьих лиц.
Оценив представленные суду письменные доказательства, выслушав мнения представителя прокуратуры, изучив мнения истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, суд находит, что требования, заявленные прокурором в интересах Тужиловой О.В. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям..
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 131.1 Трудового Кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом.
В соответствии с п.3.1 регионального соглашения № 84 от 30.11.2010 года «О минимальной заработной плате в Красноярском крае» на период с 01.12.2010 года по 31.12.2011 года в Богучанском районе установлен минимальный размер заработной платы – 5732 рубля.
В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в района) Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральныл законом на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размер; оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норм труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации находятся в Особенной части Кодекса и устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
В соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 – Богучанский район Красноярского края отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Установлен районный коэффициент 1,3 к заработной плате. Процентная надбавка к заработной плате в Богучанском районе за работу в районе, приравненном к Крайнему Северу – 50%.
В судебном заседании установлено, что Тужилова О.В. работает в Муниципальном казенном образовательном учреждении ... средняя общеобразовательная школа ... в Богучанском районе Красноярского края в должности уборщика.
В период с января по февраль и с апреля по май 2012 года,Тужиловой О.В. начислялась заработная плата в размере ... рублей, которая состояла из: оклада - ... рублей, персональной надбавки за вредное производство – ... рубля, повышающий коэффициент – ... рубля, районный коэффициент и процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – ... рубля. Кроме того, к заработной плате доплачивалось ... рубля до размера минимальной заработной платы в Богучанском районе.
В соответствии с п.10 Закона Красноярского края «Об оплате труда работников краевых государственных учреждений от 24.12.2005 года № 13-2823 (в редакции от 10.11.2011 года) работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда ниже размера заработной платы, установленного настоящим пунктом, предоставляется региональная выплата.
Для целей расчета региональной выплаты размер заработной платы в Богучанском районе составляет 6105 рублей.
Согласно ст. 392 Трудового Кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
По мнению суда срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора Тужиловой О.В. в отношении периода январь – апрель 2012 года пропущен без уважительных причин, так как суду не представлено никаких доказательств уважительности пропуска истицей срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Удовлетворению подлежит требование о взыскании недоначисленной заработной платы за май 2012 года.
Согласно расчета, представленного прокурором на основании справки Управления образования администрации Богучанского района о начисленной заработной плате Тужиловой О.В. в 2012 году заработная плата должна быть определена в размере ... рублей (минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным Законом № 82-ФЗ с 01.06.2011 года), а затем к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. С учетом начисленных сумм за май 2012 года заработная плата Стояковой О.Г. подлежит доначислению за указанный период в размере ... рубля 80 копеек. Данный расчет ни представителем ответчика, ни третьими лицами не оспорен. Судом расчет проверен и взят за основу.
С учетом всего вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора, заявленные в интересах Тужиловой О.В., подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Богучанского района в интересах Тужиловой О.В. удовлетворить частично.
...
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения ... детский сад «...» в пользу Тужиловой О.В. недополученную заработную плату за май 2012 года в размере ... рубля ... копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд в 30 дневный срок со дня оглашения в полном объеме.
Председательствующий Людвиковский В.А.