Дело №а-2715/2018
36RS0№-46
3.189 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27.06.2018 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Е.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя административного истца по доверенности от 29.11.2017г. ФИО3,
представителя административного ответчика по доверенности от 16.12.2017г. ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,
установил:
ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени, штрафам. В обоснование заявленных требований, указывали, что согласно сведениям УГИБДД ГУВД по <адрес> ФИО1 в 2014,2015 г.г. значился собственником следующих транспортных средств:
ГАЗ 24-01, 95 л.с., государственный регистрационный номер Л5666ВВ; ГАЗ 3102, 90 л.с., государственный регистрационный номер Х1365ВВ.
Налоговым органом был произведен расчет транспортного налога за 2014г., который составил за автомобиль - ГАЗ 24-01, государственный регистрационный номер Л5666ВВ, за налоговый период 12 мес. 2014г., налоговая база 95 л.е., налоговая ставка в размере 20,00 руб. 1 900 руб. (95x20= 1 900 руб.); за автомобиль - ГАЗ 3102, государственный регистрационный номер Х1365ВВ, налоговый период 12 мес.- 2014г., налоговая база 90 л.с., налоговая ставка в размере 20 руб. 1800 руб. (90х20=1800 руб.);
Налоговым органом был произведен расчет транспортного налога за 2015 г.:
который составил за автомобиль - ГАЗ 24-01, государственный регистрационный номер Л5666ВВ, за налоговый период 12 мес. 2015г., налоговая база 95 л.е., налоговая ставка в размере 20,00 руб. -1 900 руб. (95x20= 1 900 руб.); за автомобиль - ГАЗ 3102, государственный регистрационный номер Х1365ВВ, налоговый период 12 мес.- 2015г., налоговая база 90 л.с., налоговая ставка в размере 20 руб.1800 руб. (90х20=1800 руб.);
Должнику были направлены налоговые уведомления: № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму транспортного налога 1800,00 руб., в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму транспортного налога за 2014 г в установленный законодательством срок до 18.03.2015г.;
№ от ДД.ММ.ГГГГ на сумму транспортного налога 1800,00 руб. в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму транспортного налога за 2015 г. в установленный законодательством срок до 01.12.2016г.
В установленный законодательством срок ФИО1 транспортный налог уплачен не был.
За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пени. Пеня определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора за каждый день просрочки. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с п.1,2 ст.69 НК РФ налогоплательщику налоговым органом направлены требования об уплате налога, пени, в котором содержались сведения о неуплаченной сумме налога, пени, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, пени: требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму пени по транспортному налогу на 255,08 руб.: требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму пени по транспортному налогу на сумму 1563,88 руб., требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму пени по транспортному налогу на 10,80 руб.:
На момент обращения в суд сумма задолженности в бюджет не поступила, ответчик действия налогового органа по исчислению налогов и пени не обжаловал.
При таких обстоятельствах административный ответчик обратился в суд с требованием о взыскании с ФИО1 недоимку по транспортному налогу с физических лиц в размере 3600 руб., пеню в размере 502,83 руб.
Явившись в судебное заседание представитель ИФНС России по <адрес>, действующий на основании доверенности ФИО3 просил требования заявленные в иске удовлетворить, указывая на из обоснованность.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, направил в суд своего представителя по доверенности от 16.12.2017г. ФИО4, который, явившись в судебное заседание, возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, считал требования о взыскании недоимки по транспортному налогу за автомобиль: ГАЗ 31-02, государственный регистрационный знак Х1362ВВ, незаконными, поскольку согласно ответу от 22.01.2016г. МРЭО ГИБДД № по состоянию на 19.01.2016г., данный автомобиль не существует, его государственный регистрационный знак Х1362ВВ числился за автомобилем ВАЗ 2106, который снят с учета 26.01.1993г., собственником которого ФИО1 не являелся. Таким образом, согласно ответам МРЭО ГИБДД № и карточки учета транспортного средства, единственным автомобилем, который зарегистрирован на имя ФИО1, является ГАЗ 24-01, государственный регистрационный знак Л5666ВВ, г.в. 1980, мощность 85 л.с., от уплаты транспортного налога за который он освобождён в соответствии с п. 10 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О представлении налоговых льгот по уплате транспортного налога на территории Воронежскойобласти" (от уплаты транспортного налога освобождаются физические лица, на которых всоответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы автомобилилегковые, с года выпуска которых прошло 25 и более лет по состоянию на начало текущегоналогового периода (1 января), с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 77,55 кВт)включительно).
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, материалы судебных приказов, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции РФ, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
В силу пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
В соответствии с положением ст.357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно положениям ч.1 ст.358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из статьи 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется:
- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В соответствии с положениями ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:
Наименование объекта налогообложения | Налоговая ставка (в рублях) |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 3,5 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 5 |
Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз (ст361 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 4 статьи 362 НК РФ на органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, возложена обязанность сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которые зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Из указанных норм следует, что признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в уполномоченных органах, а также о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы. Юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом, представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом.
Закон не вменяет в обязанность налогового органа устанавливать какие-либо факты, связанные с реальным использованием транспортного средства его владельцем, поскольку данные вопросы не входят в компетенцию инспекции. Доказанность этих обстоятельств входит в обязанность самого собственника и владельца, которые и должны доказывать факт отсутствия у него транспортного средства. Налоговый орган в целях налогообложения использует сведения о государственной регистрации транспортного средства, представленные уполномоченным государственным органом. Опровергать данные сведения и представлять надлежащую информацию о фактическом отсутствии транспортного средства обязан собственник транспортного средства.
Административный истец настаивал, что в налоговые периоды 2014-2015г.г. административный ответчик являлся владельцем автомобиля ГАЗ 3102, 90 л.с., государственный регистрационный номер Х1365ВВ, между тем ФИО1 оспаривает данные обстоятельства, ссылаясь на материалы гражданского дела №, находившегося в производстве мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес>.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела по запросу суда были истребованы у мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> материалы гражданского дела №. Из дела усматривалось, что ИФНС России по <адрес> просили взыскать с ФИО1 задолженность по уплате транспортного налога за налоговый период 2012г. в сумме 1800 руб., пеню по транспортному налогу в сумме 2308,22 руб.; налог на имущество физических лиц в сумме 222,04 руб., пеню по налогу на имущество физических лиц в сумме 264,54 руб.; земельный налог в сумме 677,61 руб., пеню по земельному налогу в сумме 157,11 руб. и государственную пошлину в сумме 400 руб. Мировым судьей из справок, предоставленных МРЭО ГИБДД № ГУ МВД России по <адрес> от 22.01.2016г. №, от 19.02.2016г. №, было установлено, что согласно учетным данным МРЭО ГИБДД № по состоянию на 19.01.2016г., автомобиль ГАЗ 24-01 государственный регистрационный знак Л 5666 BB с 09.12.1988г. зарегистрирован на имя ФИО1 по настоящее время с регистрационного учета не снимался, напротив согласно архивным данным МРЭО ГИБДД № <адрес> автомобиль ГАЗ 31-02, государственный регистрационный знак Х1362ВВ, был зарегистрирован на автомобиле ВАЗ 2106, который снят с регистрационного учета 26.01.1993г. Согласно электронной базе данных МРЭО ГИБДД № <адрес>, по состоянию на 18.02.2016г. регистрационных действий с автомобилем ГАЗ 31-02, государственный регистрационный знак Х1362ВВ не производилось.
При таких обстоятельствах мировой судья пришел к выводу о том, что автомобиль ГАЗ 31-02, государственный регистрационный знак Х1362ВВ, не является объектом налогообложения, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ постановил по гражданскому делу заочное решение, которым взыскал с ФИО1 в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 222,04 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 264,54 руб., земельный налог в сумме 677,61 руб., пени по земельному налогу в сумме 157,11 руб., отказав в удовлетворении остальной части иска.
Не оспаривая заочное решение, вынесенное мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по гражданскому делу №, то есть, выразив согласие, в том числе, и с установленными судом обстоятельствами, в заявлении о вынесении судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ обращенном мировому судье судебного участка № Ленинского судебного района <адрес>, ИФНС по <адрес> просили о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам за налоговый период 2015 год и, начисленной в связи с его неуплатой, пени, вновь указывая объектами налогообложения автомобили ГАЗ 24-01, 95 л.с., государственный регистрационный номер Л5666ВВ, ГАЗ 3102, 90 л.с., государственный регистрационный номер Х1365ВВ.
Судебным приказом от ДД.ММ.ГГГГг. № СП-1177/2017 мировой судья судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> на заявление ИФНС России по <адрес> о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени, постановила, взыскать с ФИО1 в пользу ИФНС России по <адрес> недоимки по транспортному налогу за 2014г., 2015г. в размере 3600 руб., пени за период с 01.12.2015г. по 19.12.2016г. в размере 1574,68 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за период с 01.12.2015г. по 13.12.2016г. в размере 47,35 руб.; пени по земельному налогу за период с 01.12.2015г. по 13.12.2016г. в размере 32,64 руб., а всего 5254 руб. 67 коп. и государственную пошлину. Определением от ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка № Ленинского судебного района <адрес>, рассмотрев заявление ФИО1, отменила судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФИО1 пользу ИФНС России по <адрес> недоимки по налогам, взыскании пени.
Пункт 1 ст. 358 НК РФ в качестве налогообложения определяет автомобили и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Как следует из смысла указанной статьи, транспортный налог не взимается только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд при вынесении решения по настоящему гражданскому делу установил, что государственный регистрационный знак Х1362ВВ, ранее установленный на автомобиле ГАЗ 31-02, 90 л.с., ввиду утилизации последнего, был зарегистрирован на автомобиле ВАЗ 2106, который снят с регистрационного учета 26.01.1993г. и не принадлежал административному ответчику ФИО1
Доказательств, бесспорно подтверждающих, что вышеуказанное транспортное средство было ГАЗ 3102, 90 л.с., государственный регистрационный номер Х1365ВВ в настоящее время находится в собственности административного ответчика, в деле не имеется, напротив, административным ответчиком подтверждено, что указанное транспортное средство выбыло из его владения, за ним не зарегистрировано и объектом налогообложения быть не может, следовательно, он не обязан был платить в отношении указанного средства налоги.
Между тем сторона административного истца настаивала на удовлетворении заявленных требований, предоставив суду расчет транспортного налога за 2014, 2015г.г. исчисленный в отношении следующих автомобилей:
1). за 2014г. за автомобиль - ГАЗ 24-01, государственный регистрационный номер Л5666ВВ, за налоговый период 12 мес. 2014г., налоговая база 95 л.е., налоговая ставка в размере 20,00 руб. 1 900 руб. (95x20= 1 900 руб.);
за автомобиль - ГАЗ 3102, государственный регистрационный номер Х1365ВВ, налоговый период 12 мес.- 2014г., налоговая база 90 л.с., налоговая ставка в размере 20 руб. 1800 руб. (90х20=1800 руб.);
2). за 2015 г.: за автомобиль - ГАЗ 24-01, государственный регистрационный номер Л5666ВВ, за налоговый период 12 мес. 2015г., налоговая база 95 л.е., налоговая ставка в размере 20,00 руб. -1 900 руб. (95x20= 1 900 руб.);
за автомобиль - ГАЗ 3102, государственный регистрационный номер Х1365ВВ, налоговый период 12 мес.- 2015г., налоговая база 90 л.с., налоговая ставка в размере 20 руб.1800 руб. (90х20=1800 руб.).
Суд не входит в проверку предоставленного административным истцом расчёта по ранее указанным обстоятельствам.
Исковые требования об уплате ФИО1 налога за налоговые периоды 2014,2015г.г. в отношении автомобиля ГАЗ 24-01, государственный регистрационный номер Л5666ВВ, которым административный ответчик владеет и пользуется, также не подлежат удовлетворению, применительно к возникшим правоотношениям, ввиду отсутствия у административного ответчика неисполненных обязательств по уплате транспортного налога. К данному выводу суд пришёл, проанализировав положения Налогового кодекса Российской Федерации, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ "О введении в действие транспортного налога на территории <адрес>" и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ОЗ "О предоставлении налоговых льгот по уплате транспортного налога на территории <адрес>", в соответствии с положениями которого от уплаты налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков: физические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы автомобили легковые, с года выпуска которых прошло 25 и более лет по состоянию на начало текущего налогового периода (1 января), с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 77,55 кВт) включительно ( п.10,ч.1 ст.1)
В соответствии с положениями статей 12, 14 и 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог является региональным налогом и вводится в действие законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налоговые льготы по транспортному налогу и основания для их использования налогоплательщиками установлены ранее указанным <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ "О введении в действие транспортного налога на территории <адрес>".
Принимая во внимание, что на административного ответчика распространяется региональная льгота по уплате транспортного налога за объект налогообложения – автомобиль ГАЗ 24-01, государственный регистрационный номер Л5666ВВ, требования административного ответчика о его взыскании необоснованны и удовлетворению не подлежат
Согласно части 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога.
В соответствии с частью 4 указанной статьи пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Административный истец в исковом заявлении указывал, что за административным ответчиком числилась задолженность в виде неуплаченных сумм транспортного налога за период 2014 г. 2015г, ввиду чего у ответчика возникла обязанность оплатить пени. Суд не принимает во внимание данные доводы, отказывая в удовлетворении требований о взыскании с ФИО1 пени размере 502,83 руб. Суд полагает, что каких-либо доказательств, подтверждающих наличие у налогоплательщика недоимки по транспортному налогу за предыдущие периоды, и, следовательно, наличия оснований для начисления пени за данные периоды, административным истцом не представлено.
В соответствии с п.4 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Начисляя пени на недоимку по налогам за указанные в иске периоды, административным истцом не представлено надлежащих доказательств наличия данной недоимки, ее размера, оснований ее возникновения, принятия мер к ее взысканию в принудительном порядке с соблюдением оснований, сроков и порядка, предусмотренного налоговым законодательством и Кодексом административного судопроизводства РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Пономарева Е.В.
Решение суда в окончательной форме принято 02.07.2018г.
Дело №а-2715/2018
36RS0№-46
3.189 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27.06.2018 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Е.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя административного истца по доверенности от 29.11.2017г. ФИО3,
представителя административного ответчика по доверенности от 16.12.2017г. ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,
установил:
ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени, штрафам. В обоснование заявленных требований, указывали, что согласно сведениям УГИБДД ГУВД по <адрес> ФИО1 в 2014,2015 г.г. значился собственником следующих транспортных средств:
ГАЗ 24-01, 95 л.с., государственный регистрационный номер Л5666ВВ; ГАЗ 3102, 90 л.с., государственный регистрационный номер Х1365ВВ.
Налоговым органом был произведен расчет транспортного налога за 2014г., который составил за автомобиль - ГАЗ 24-01, государственный регистрационный номер Л5666ВВ, за налоговый период 12 мес. 2014г., налоговая база 95 л.е., налоговая ставка в размере 20,00 руб. 1 900 руб. (95x20= 1 900 руб.); за автомобиль - ГАЗ 3102, государственный регистрационный номер Х1365ВВ, налоговый период 12 мес.- 2014г., налоговая база 90 л.с., налоговая ставка в размере 20 руб. 1800 руб. (90х20=1800 руб.);
Налоговым органом был произведен расчет транспортного налога за 2015 г.:
который составил за автомобиль - ГАЗ 24-01, государственный регистрационный номер Л5666ВВ, за налоговый период 12 мес. 2015г., налоговая база 95 л.е., налоговая ставка в размере 20,00 руб. -1 900 руб. (95x20= 1 900 руб.); за автомобиль - ГАЗ 3102, государственный регистрационный номер Х1365ВВ, налоговый период 12 мес.- 2015г., налоговая база 90 л.с., налоговая ставка в размере 20 руб.1800 руб. (90х20=1800 руб.);
Должнику были направлены налоговые уведомления: № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму транспортного налога 1800,00 руб., в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму транспортного налога за 2014 г в установленный законодательством срок до 18.03.2015г.;
№ от ДД.ММ.ГГГГ на сумму транспортного налога 1800,00 руб. в котором налогоплательщику было предложено уплатить сумму транспортного налога за 2015 г. в установленный законодательством срок до 01.12.2016г.
В установленный законодательством срок ФИО1 транспортный налог уплачен не был.
За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пени. Пеня определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора за каждый день просрочки. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с п.1,2 ст.69 НК РФ налогоплательщику налоговым органом направлены требования об уплате налога, пени, в котором содержались сведения о неуплаченной сумме налога, пени, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, пени: требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму пени по транспортному налогу на 255,08 руб.: требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму пени по транспортному налогу на сумму 1563,88 руб., требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму пени по транспортному налогу на 10,80 руб.:
На момент обращения в суд сумма задолженности в бюджет не поступила, ответчик действия налогового органа по исчислению налогов и пени не обжаловал.
При таких обстоятельствах административный ответчик обратился в суд с требованием о взыскании с ФИО1 недоимку по транспортному налогу с физических лиц в размере 3600 руб., пеню в размере 502,83 руб.
Явившись в судебное заседание представитель ИФНС России по <адрес>, действующий на основании доверенности ФИО3 просил требования заявленные в иске удовлетворить, указывая на из обоснованность.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, направил в суд своего представителя по доверенности от 16.12.2017г. ФИО4, который, явившись в судебное заседание, возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, считал требования о взыскании недоимки по транспортному налогу за автомобиль: ГАЗ 31-02, государственный регистрационный знак Х1362ВВ, незаконными, поскольку согласно ответу от 22.01.2016г. МРЭО ГИБДД № по состоянию на 19.01.2016г., данный автомобиль не существует, его государственный регистрационный знак Х1362ВВ числился за автомобилем ВАЗ 2106, который снят с учета 26.01.1993г., собственником которого ФИО1 не являелся. Таким образом, согласно ответам МРЭО ГИБДД № и карточки учета транспортного средства, единственным автомобилем, который зарегистрирован на имя ФИО1, является ГАЗ 24-01, государственный регистрационный знак Л5666ВВ, г.в. 1980, мощность 85 л.с., от уплаты транспортного налога за который он освобождён в соответствии с п. 10 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "О представлении налоговых льгот по уплате транспортного налога на территории Воронежскойобласти" (от уплаты транспортного налога освобождаются физические лица, на которых всоответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы автомобилилегковые, с года выпуска которых прошло 25 и более лет по состоянию на начало текущегоналогового периода (1 января), с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 77,55 кВт)включительно).
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, материалы судебных приказов, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции РФ, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
В силу пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
В соответствии с положением ст.357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно положениям ч.1 ст.358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из статьи 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется:
- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В соответствии с положениями ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:
Наименование объекта налогообложения | Налоговая ставка (в рублях) |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 3,5 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 5 |
Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз (ст361 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 4 статьи 362 НК РФ на органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, возложена обязанность сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которые зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Из указанных норм следует, что признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в уполномоченных органах, а также о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы. Юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом, представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом.
Закон не вменяет в обязанность налогового органа устанавливать какие-либо факты, связанные с реальным использованием транспортного средства его владельцем, поскольку данные вопросы не входят в компетенцию инспекции. Доказанность этих обстоятельств входит в обязанность самого собственника и владельца, которые и должны доказывать факт отсутствия у него транспортного средства. Налоговый орган в целях налогообложения использует сведения о государственной регистрации транспортного средства, представленные уполномоченным государственным органом. Опровергать данные сведения и представлять надлежащую информацию о фактическом отсутствии транспортного средства обязан собственник транспортного средства.
Административный истец настаивал, что в налоговые периоды 2014-2015г.г. административный ответчик являлся владельцем автомобиля ГАЗ 3102, 90 л.с., государственный регистрационный номер Х1365ВВ, между тем ФИО1 оспаривает данные обстоятельства, ссылаясь на материалы гражданского дела №, находившегося в производстве мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес>.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела по запросу суда были истребованы у мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> материалы гражданского дела №. Из дела усматривалось, что ИФНС России по <адрес> просили взыскать с ФИО1 задолженность по уплате транспортного налога за налоговый период 2012г. в сумме 1800 руб., пеню по транспортному налогу в сумме 2308,22 руб.; налог на имущество физических лиц в сумме 222,04 руб., пеню по налогу на имущество физических лиц в сумме 264,54 руб.; земельный налог в сумме 677,61 руб., пеню по земельному налогу в сумме 157,11 руб. и государственную пошлину в сумме 400 руб. Мировым судьей из справок, предоставленных МРЭО ГИБДД № ГУ МВД России по <адрес> от 22.01.2016г. №, от 19.02.2016г. №, было установлено, что согласно учетным данным МРЭО ГИБДД № по состоянию на 19.01.2016г., автомобиль ГАЗ 24-01 государственный регистрационный знак Л 5666 BB с 09.12.1988г. зарегистрирован на имя ФИО1 по настоящее время с регистрационного учета не снимался, напротив согласно архивным данным МРЭО ГИБДД № <адрес> автомобиль ГАЗ 31-02, государственный регистрационный знак Х1362ВВ, был зарегистрирован на автомобиле ВАЗ 2106, который снят с регистрационного учета 26.01.1993г. Согласно электронной базе данных МРЭО ГИБДД № <адрес>, по состоянию на 18.02.2016г. регистрационных действий с автомобилем ГАЗ 31-02, государственный регистрационный знак Х1362ВВ не производилось.
При таких обстоятельствах мировой судья пришел к выводу о том, что автомобиль ГАЗ 31-02, государственный регистрационный знак Х1362ВВ, не является объектом налогообложения, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ постановил по гражданскому делу заочное решение, которым взыскал с ФИО1 в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 222,04 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 264,54 руб., земельный налог в сумме 677,61 руб., пени по земельному налогу в сумме 157,11 руб., отказав в удовлетворении остальной части иска.
Не оспаривая заочное решение, вынесенное мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по гражданскому делу №, то есть, выразив согласие, в том числе, и с установленными судом обстоятельствами, в заявлении о вынесении судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ обращенном мировому судье судебного участка № Ленинского судебного района <адрес>, ИФНС по <адрес> просили о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам за налоговый период 2015 год и, начисленной в связи с его неуплатой, пени, вновь указывая объектами налогообложения автомобили ГАЗ 24-01, 95 л.с., государственный регистрационный номер Л5666ВВ, ГАЗ 3102, 90 л.с., государственный регистрационный номер Х1365ВВ.
Судебным приказом от ДД.ММ.ГГГГг. № СП-1177/2017 мировой судья судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> на заявление ИФНС России по <адрес> о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени, постановила, взыскать с ФИО1 в пользу ИФНС России по <адрес> недоимки по транспортному налогу за 2014г., 2015г. в размере 3600 руб., пени за период с 01.12.2015г. по 19.12.2016г. в размере 1574,68 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за период с 01.12.2015г. по 13.12.2016г. в размере 47,35 руб.; пени по земельному налогу за период с 01.12.2015г. по 13.12.2016г. в размере 32,64 руб., а всего 5254 руб. 67 коп. и государственную пошлину. Определением от ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка № Ленинского судебного района <адрес>, рассмотрев заявление ФИО1, отменила судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФИО1 пользу ИФНС России по <адрес> недоимки по налогам, взыскании пени.
Пункт 1 ст. 358 НК РФ в качестве налогообложения определяет автомобили и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Как следует из смысла указанной статьи, транспортный налог не взимается только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд при вынесении решения по настоящему гражданскому делу установил, что государственный регистрационный знак Х1362ВВ, ранее установленный на автомобиле ГАЗ 31-02, 90 л.с., ввиду утилизации последнего, был зарегистрирован на автомобиле ВАЗ 2106, который снят с регистрационного учета 26.01.1993г. и не принадлежал административному ответчику ФИО1
Доказательств, бесспорно подтверждающих, что вышеуказанное транспортное средство было ГАЗ 3102, 90 л.с., государственный регистрационный номер Х1365ВВ в настоящее время находится в собственности административного ответчика, в деле не имеется, напротив, административным ответчиком подтверждено, что указанное транспортное средство выбыло из его владения, за ним не зарегистрировано и объектом налогообложения быть не может, следовательно, он не обязан был платить в отношении указанного средства налоги.
Между тем сторона административного истца настаивала на удовлетворении заявленных требований, предоставив суду расчет транспортного налога за 2014, 2015г.г. исчисленный в отношении следующих автомобилей:
1). за 2014г. за автомобиль - ГАЗ 24-01, государственный регистрационный номер Л5666ВВ, за налоговый период 12 мес. 2014г., налоговая база 95 л.е., налоговая ставка в размере 20,00 руб. 1 900 руб. (95x20= 1 900 руб.);
за автомобиль - ГАЗ 3102, государственный регистрационный номер Х1365ВВ, налоговый период 12 мес.- 2014г., налоговая база 90 л.с., налоговая ставка в размере 20 руб. 1800 руб. (90х20=1800 руб.);
2). за 2015 г.: за автомобиль - ГАЗ 24-01, государственный регистрационный номер Л5666ВВ, за налоговый период 12 мес. 2015г., налоговая база 95 л.е., налоговая ставка в размере 20,00 руб. -1 900 руб. (95x20= 1 900 руб.);
за автомобиль - ГАЗ 3102, государственный регистрационный номер Х1365ВВ, налоговый период 12 мес.- 2015г., налоговая база 90 л.с., налоговая ставка в размере 20 руб.1800 руб. (90х20=1800 руб.).
Суд не входит в проверку предоставленного административным истцом расчёта по ранее указанным обстоятельствам.
Исковые требования об уплате ФИО1 налога за налоговые периоды 2014,2015г.г. в отношении автомобиля ГАЗ 24-01, государственный регистрационный номер Л5666ВВ, которым административный ответчик владеет и пользуется, также не подлежат удовлетворению, применительно к возникшим правоотношениям, ввиду отсутствия у административного ответчика неисполненных обязательств по уплате транспортного налога. К данному выводу суд пришёл, проанализировав положения Налогового кодекса Российской Федерации, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ "О введении в действие транспортного налога на территории <адрес>" и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ОЗ "О предоставлении налоговых льгот по уплате транспортного налога на территории <адрес>", в соответствии с положениями которого от уплаты налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков: физические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы автомобили легковые, с года выпуска которых прошло 25 и более лет по состоянию на начало текущего налогового периода (1 января), с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 77,55 кВт) включительно ( п.10,ч.1 ст.1)
В соответствии с положениями статей 12, 14 и 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог является региональным налогом и вводится в действие законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налоговые льготы по транспортному налогу и основания для их использования налогоплательщиками установлены ранее указанным <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ "О введении в действие транспортного налога на территории <адрес>".
Принимая во внимание, что на административного ответчика распространяется региональная льгота по уплате транспортного налога за объект налогообложения – автомобиль ГАЗ 24-01, государственный регистрационный номер Л5666ВВ, требования административного ответчика о его взыскании необоснованны и удовлетворению не подлежат
Согласно части 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога.
В соответствии с частью 4 указанной статьи пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Административный истец в исковом заявлении указывал, что за административным ответчиком числилась задолженность в виде неуплаченных сумм транспортного налога за период 2014 г. 2015г, ввиду чего у ответчика возникла обязанность оплатить пени. Суд не принимает во внимание данные доводы, отказывая в удовлетворении требований о взыскании с ФИО1 пени размере 502,83 руб. Суд полагает, что каких-либо доказательств, подтверждающих наличие у налогоплательщика недоимки по транспортному налогу за предыдущие периоды, и, следовательно, наличия оснований для начисления пени за данные периоды, административным истцом не представлено.
В соответствии с п.4 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Начисляя пени на недоимку по налогам за указанные в иске периоды, административным истцом не представлено надлежащих доказательств наличия данной недоимки, ее размера, оснований ее возникновения, принятия мер к ее взысканию в принудительном порядке с соблюдением оснований, сроков и порядка, предусмотренного налоговым законодательством и Кодексом административного судопроизводства РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Пономарева Е.В.
Решение суда в окончательной форме принято 02.07.2018г.