Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-42/2011 ~ М-33/2011 от 02.02.2011

Р Е Ш Е Н И Е

            Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                  пгт. Тура

Илимпийский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Кузиной И.В.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Эвенкийского муниципального района о признании бездействия незаконными, об обязании совершить действия,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с заявлением, просит признать незаконным бездействие администрации Эвенкийского муниципального района (далее – Администрация ЭМР), выразившееся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц в здание МУК «Эвенкийский районный культурно-досуговый центр» Эвенкийского муниципального района <адрес>; обязать администрацию ЭМР обустроить здание МУК «Эвенкийский районный культурно-досуговый центр» Эвенкийского муниципального района <адрес> пандусами в течение 6 месяцев, мотивируя тем, что ст. 9 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусматривает создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, что относится к компетенции органов местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм в силу ч. 1 ст. 15 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Бездействия Администрации ЭМР, выразившиеся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в здание, нарушают права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных ст. 17 Конституции РФ.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, уточнил требования в части обязания администрации ЭМР обустроить крыльцо здания МУК «Эвенкийский районный культурно-досуговый центр» Эвенкийского муниципального района <адрес> пандусами в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика - администрации ЭМР ФИО3, исковые требования не признала, пояснив, что на территории ЭМР отсутствуют инвалиды колясочники, в связи с чем нецелесообразно устанавливать пандусы на крыльце здания Администрации ЭМР. Прокурорская проверка была осуществлена только визуально, ни протесты, ни представления в адрес администрации прокуратурой не направлялись. Считает, что Администрация не является надлежащим ответчиком. Просит в удовлетворении требований прокурора ЭР отказать.

Представитель третьего лица директор МУК «Эвенкийский районный культурно-досуговый центр» Эвенкийского муниципального района <адрес> ФИО4 в судебном заседании согласилась с требованиями прокурора ЭР, указав, на крыльце здания культуры действительно отсутствуют пандусы либо иные приспособления. Имуществом, зданием, Учреждение владеет на праве оперативного управления, учредителем имущества является Администрация ЭМР.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, полагает требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

В соответствии со ст. 9 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ).

В силу ст. 15 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям - часть первая в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 123-ФЗ).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (ч.5).

    Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского    или    сельского    устройства,    выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания.

          Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".

          Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» должны были быть утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции    зданий    и    сооружений    в    целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.

           К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся:

     * жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда;

     * административные здания и сооружения;

     * объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.);

     * объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения;

     * объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения;

     * гостиницы, отели, иные места временного проживания;

     * физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их       территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки;

     * объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов;

     * объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население;

     * станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта;

     * здания и сооружения связи и информации;

     * производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда;

     * тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей;

     * прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

      Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием:

     * визуальной и звуковой информацией;

     * специальными указателями около строящихся и ремонтируем объектов;

     * звуковой сигнализацией у светофоров;

     * телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов;

     * санитарно-гигиеническими помещениями;

     * пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров;

     * пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования;

     * специальными указателями переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон;

     * пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей;

     * специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах;

     * специальными указателями мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автостоянках и в местах парковки транспортных средств (до 10 процентов мест, но не менее одного места).

В соответствии со Сводом правил по проектированию и строительству СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», одобренным постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ , основным принципом формирования архитектурной среды, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания), проживания и месту приложения труда (п. 1.7), что также предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно Строительным нормам и правилам (СНиП 35-01-2001), принятым постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ , они предназначены для проектирования, строительства, реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения.

В соответствии с пунктами 3.13, 3.14 раздела 3 СНиП «Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам» в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный     для маломобильных групп населения с поверхности земли и их каждого доступного для МГН подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.

В ходе прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в нарушение требований законодательства на центральном входе в здание МУК «Эвенкийский районный культурно-досуговый центр» Эвенкийского муниципального района <адрес>, отсутствуют приспособления (пандусы).

Сторонами в судебном заседании данный факт не оспаривался.

Таким образом, доступ инвалидов, в т.ч. использующих кресла-коляски, в данный объект социальной инфраструктуры невозможен в виду отсутствия пандусов.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества ЭМР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ здание, расположенное по адресу пгт. Тура <адрес>, является собственностью Эвенкийского муниципального района <адрес>.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 32 Устава Эвенкийского муниципального района, администрация района от имени района в соответствии с решениями районного Совета депутатов правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью района.

В силу п. 1.3, 1.4, 4.1 Устава МУК «Эвенкийский районный культурно-досуговый центр» Эвенкийского муниципального района <адрес> (далее по тексту Учреждение) является некоммерческой организацией культуры, финансируемой из бюджета Эвенкийского муниципального района, учреждена администрацией ЭМР, имущество Учреждения является собственностью Эвенкийского муниципального района и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления.

Доводы представителя ответчика о том, что Администрация ЭМР не является надлежащим ответчиком, не состоятельна, поскольку в силу ч. 1 ст. 209 ГПК РФ собственнику принадлежат все права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГПК РФ), а как было указано выше, здание МУК «Эвенкийский районный культурно-досуговый центр» Эвенкийского муниципального района <адрес> является собственностью Эвенкийского муниципального района, Учреждение владеет этим имуществом на праве оперативного управления, <адрес> от имени района в соответствии с решениями районного Совета депутатов имеет правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью района.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Администрация ЭМР обязана создать условия для беспрепятственного доступа в здание всех граждан, в том числе инвалидов, маломобильных групп населения, желающих осуществить свои права, тогда как без оборудования пандусов на входе в здание МУК «Эвенкийский районный культурно-досуговый центр» Эвенкийского муниципального района <адрес> осуществить это невозможно либо затруднительно.

    Более того, суд, обязывая администрацию обеспечить устройство пандуса, указывает, что к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, указанные объекты являются объектами муниципальной собственности, в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного     самоуправления     создают    условия    инвалидам    для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а государственные и муниципальные расходы для создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

Положение ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи.

При таких обстоятельствах требования прокурора ЭР подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в соответствующий бюджет.

Учитывая, что в соответствии со ст. 333.36 ч. 1 п. 9 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, то в доход местного бюджета с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 200 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Эвенкийского муниципального района, выразившееся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц (инвалидов и малом обильных групп населения) в здание МУК «Эвенкийский районный культурно-досуговый центр» Эвенкийского муниципального района <адрес>, расположенное по адресу: пгт. Тура <адрес>.

Обязать администрацию Эвенкийского муниципального района обустроить крыльцо здания МУК «Эвенкийский районный культурно-досуговый центр» Эвенкийского муниципального района <адрес>, расположенного по адресу: пгт. Тура <адрес> пандусами в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с администрации Эвенкийского муниципального района государственную пошлину в доход местного бюджета 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ) через Илимпийский районный суд.

Судья                                                                                                                      Кузина И.В.

2-42/2011 ~ М-33/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор ЭР в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация ЭМР
Другие
МУ "Эвенкийский районный культурно-досуговый центр"
Суд
Илимпийский районный суд Красноярского края
Судья
Кузина Ирина Владимировна
Дело на странице суда
ilimpiysky--tur.sudrf.ru
02.02.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2011Передача материалов судье
07.02.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.02.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.02.2011Судебное заседание
05.03.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2011Дело оформлено
29.06.2011Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее