Дело № 3а-532/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Архангельск 07 августа 2019 г.
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Вершинина А.В.,
при секретаре Паламар А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО 1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Правительству Архангельской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
установил:
ФИО 1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Правительству Архангельской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков:
- с кадастровым №, общей площадью 9 288 кв.м, расположенного по <адрес> (далее – земельный участок №1) равной его рыночной стоимости по состоянию на 05 июня 2012 года в размере 2 599 000 рублей;
- с кадастровым №, общей площадью 14 603 кв.м, расположенного по <адрес> (далее – земельный участок №2) равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в размере 4 636 000 рублей.
В обоснование заявления указал, что является собственником спорных земельных участков. Кадастровая стоимость земельных участков №1 и №2 составляет 3 402 937 рублей 44 копейки и 8 991 213 рублей 13 копеек, соответственно. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость этого имущества составляет 2 599 000 рублей и 4 636 000 рублей, соответственно, которую просит установить. Установленная кадастровая стоимость земельных участков не соответствует его рыночной стоимости, являясь завышенной, нарушает права и затрагивает интересы истца как плательщика налога на имущество.
Административный истец в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом.
Административные ответчики Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Правительство Архангельской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, в письменных отзывах с иском не согласились.
Заинтересованное лицо администрация муниципального образования «Уемское» извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в письменном отзыве высказало позицию о вынесении решения на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо администрация муниципального образования «Северодвинск» извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило.
В виду отсутствия препятствий для рассмотрения дела суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон, заинтересованных лиц.
Исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Административный истец является собственником земельных участков №1 и №2, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (нотариально заверенные копии).
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка №1 определена по состоянию на 05 июня 2012 года в размере 3 402 937 рублей 44 копейки, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка являлось Постановление Правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 года №595-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области».
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка №2 определена по состоянию на 01 января 2014 года в размере 8 991 213 рублей 13 копеек, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка являлось Постановление Правительства Архангельской области от 18 ноября 2014 года №465-пп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Архангельской области».
В соответствии с абзацем 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены, в том числе физическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В материалы дела административным истцом представлены отчеты индивидуального предпринимателя Воробьевой М.В.:
- №Н – 056/2019 от 15 апреля 2019 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка №1 по состоянию на 05 июня 2012 года составляет 2 599 000 рублей;
- №Н – 055/2019 от 15 апреля 2019 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка №2 по состоянию на 01 января 2014 года составляет 4 636 000 рублей.
Оценивая доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд исходит из того, что отчеты об оценке предоставленные стороной истца соответствуют установленным Законом об оценочной деятельности требованиям, составившее отчет лицо имеет необходимые образование и квалификацию, является членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков».
С учетом изложенного, суд принимает в качестве допустимых доказательств рыночной стоимости земельных участков предоставленные административным истцом отчеты.
Статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Административный истец обратился в суд 28 июня 2019 года.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка №1 внесена в Единый государственный реестр недвижимости 10 января 2013 года. Административный истец обратился в суд с иском с пропуском пятилетнего срока.
По смыслу пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку до настоящего времени Правительством Архангельской области, в установленный Законом об оценочной деятельности срок, не проведена государственная кадастровая оценка в отношении указанной категории объектов недвижимости, то имеются основания для восстановления административному истцу срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО 1 об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, общей площадью 9 288 кв.м, расположенного по <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 05 июня 2012 года в размере 2 599 000 рублей на период с 01 января 2019 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки в Единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, общей площадью 14 603 кв.м, расположенного по <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в размере 4 636 000 рублей на период с 01 января 2019 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 28 июня 2019 года.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: судья А.В. Вершинин