РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 ноября 2016 года город Тула
Зареченский районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Дружковой И.А.,
при секретаре Кравец М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1400/2016 по иску Пономарева А.Л., Пономаревой О.М., Пономарева А.А. к администрации г. Тулы о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Пономарев А.Л., Пономарева О.М. и Пономарев А.А. обратились в суд с иском к администрации города Тула о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, в обосновании заявленных требований ссылались на то, что Пономарев А.Л. является нанимателем <адрес>, вместе с ним на правах членов семьи нанимателя зарегистрированы и проживают: его супруга - Пономарева О.М. и сын - Пономарев А.А. Данная квартира была предоставлена их семье на основании приказа <данные изъяты> от <дата> и ордера на жилое помещение № от <дата>г., как служебная. С целью реализации своего права на приватизацию указанного жилого помещения, они обратились с соответствующим заявлением в комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, в чем им было отказано в связи с отсутствием ходатайства предприятия, предоставившего служебное жилое помещение в связи с трудовыми отношениями. Представить данный документ не имеется возможности, поскольку организации, предоставившей им квартиру, в настоящее время не существует. Ранее они обращались в комитет имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы с заявлением об исключении занимаемой ими квартиры из состава специализированного жилого фонда, однако им было отказано. Отказано им было и в заключении договора социального найма.
Ссылаясь на положения ст.92 Жилищного кодекса РФ, ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ», ст. 13 Федерального закона «О введении в действие ЖК РФ», просили признать за ними в порядке приватизации право общей долевой собственности на <адрес> по <данные изъяты> доли за каждым.
В судебном заседании истец Пономарев А.Л., его представитель по доверенности Богомолова С.В., истец Пономарева О.М. поддержали исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Тулы по доверенности Федосеева Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылалась на то, что спорная квартира является служебным жильем и приватизации не подлежит. Указанная квартира была предоставлена во временное пользование на период работы на предприятии, при этом истец Пономарев А.Л. проработал в <данные изъяты> менее <данные изъяты>, что не дает ему и его семье права на исключение спорного жилого помещения из специализированного фонда и дальнейшей приватизации квартиры. Кроме того, семья истцов реализовала свое право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и номер их очереди на <дата>-<данные изъяты>, и таким образом муниципальное образование исполнит свои обязательства по предоставлению жилого помещения истцам по договору социального найма в порядке очередности.
Истец Понамарев А.А. в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося истца Пономарева А.А.
Выслушав истцов Пономаревых О.М., А.Л., представителя истца Пономарева А.Л. по доверенности Богомолову С.В., представителя ответчика - Федосееву Е.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу ст. 4 указанного Закона Российской Федерации не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как следует из содержания статьи 6 указанного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Статьей 93 ЖК РФ установлено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно статье 8 Закона о приватизации в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Пономареву А.А. на основании приказа <данные изъяты> от <дата> № был выдан ордер № от <дата>г. на предоставление служебного жилого помещения - <адрес> на семью из <данные изъяты> человек.
Истцы состоят на регистрационном учете и проживают в указанной квартире- Пономарев А.Л., Пономарева О.М. с <дата>, Пономарев А.А. с <дата>г. по настоящее время. Лицевой счет открыт на имя Пономарева А.Л., он же является нанимателем квартиры, неся при этом бремя содержания жилого помещения, оплачивая жилищно-коммунальные услуги, задолженности по квартплате и коммунальным платежам не имеет, что подтверждается выпиской из домовой книги № от <дата>г. и выписки из лицевого счета № от <дата>г.
Согласно пункту 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет, не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией.
Часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что акты жилищного законодательства применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии со статьей 5 Вводного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.
Из вышеизложенного следует, что в том случае, если у лица возникло право на льготу по основаниям, предусмотренным статьей 108 Жилищного кодекса Российской Федерации, то оно сохраняется и после введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом отсутствие в статье 103 Жилищного кодекса Российской Федерации указания на данную категорию граждан не является основанием для лишения их прав на льготы, которые были приобретены ими по нормам ЖК РСФСР, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации может применяться только к тем правоотношениям, которые возникли после введения его в действие.
Согласно копии трудовой книжки Пономарева А.Л., последний работал в <данные изъяты> (<данные изъяты>) с <дата>г. по <дата>г.
Как следует из трудовой книжки Пономаревой О.М., он работала в <данные изъяты> (<данные изъяты>) с <дата>г. по <дата>г. оператором по обслуживанию лифтов в <данные изъяты> и уволена переводом в <данные изъяты>.
В соответствии с заявлением Пономаревой О.М. на имя начальника <данные изъяты> от <дата>г., она обязалась отработать за служебную квартиру до истечения <данные изъяты> лет в системе жилищно-коммунального хозяйства. При этом, согласно резолюции начальника, указанное заявление было принято и его надлежало хранить вместе с трудовой книжкой или карточкой Пономаревой О.М.
Как пояснила в судебном заседании истец Пономарева О.М., ее увольнение переводом было мерой вынужденной, поскольку <данные изъяты> к тому моменту реорганизовывалось и в штатном расписании должности <данные изъяты> не оказалось, в связи с чем, всех лифтеров перевели в <данные изъяты>. Впоследствии данную организация неоднократно переименовывали, реорганизовывали, а ее переводили в новую организацию, из служебного жилья их семью не выселяли, и в должности <данные изъяты> она проработала до <дата>, отрабатывая положенные <данные изъяты>.
Оснований не доверять пояснениям истца Пономаревой О.М. у суда не имеется, доказательств опровергающих ее показания стороной ответчика суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что суммарный стаж работы Пономаревых А.Л. и О.М. на предприятии жилищно-коммунального хозяйства при условии предоставлении им служебной квартиры превышает <данные изъяты> лет.
Как усматривается из справки Межрайонной ИФНС России № 10 по Тульской области, по состоянию на <дата> в ЕГРЮЛ сведения о <данные изъяты> отсутствуют.
На основании статьи 11 Закона о приватизации каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В целях реализации права на приобретение в собственность вышеназванной квартиры, Пономарев А.Л. обратился в Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы с соответствующими заявлениями, однако письмом Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы от <дата>г. № ему было отказано в исключении занимаемого им жилого помещения из специализированного муниципального жилищного фонда.
Как усматривается из письма от <дата>г. № Пономареву А.Л. было отказано и в заключении договора социального найма и последующей приватизации жилого помещения, поскольку стаж его работы в организации, предоставившей служебное помещение составляет менее <данные изъяты> лет.
Вышеизложенное свидетельствует об обоснованности доводов истцов о невозможности реализации своих прав на приватизацию жилого помещения во внесудебном порядке.
Верховным Советом РФ было принято Постановление от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Этим Постановлением было установлено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
При передаче служебных жилых помещений, находившихся в государственной собственности и закрепленных за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в муниципальную собственность, указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому граждане, занимающие такие жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона в том случае, если соответствующим органом муниципального образования не было принято решение о включении в число служебных жилых помещений, переданных из государственной собственности в муниципальную собственность.
Принятие решения органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом об исключении жилого помещения из числа служебных не является единственным основанием для прекращения правового режима жилого помещения как служебного.
К изменению правового режима служебного жилого помещения приводит также принятие решения о передаче служебного жилого помещения, которое находилось в государственной собственности, и было закреплено за государственным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность.
Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.
Как следует из решения 9-й сессии 21 созыва Тульского областного совета народных депутатов от 11 декабря 1991г. был сформирован перечень объектов муниципальной собственности городов и районов области, согласно которому в муниципальную собственность вошло городское производственное жилищно-ремонтное управление, в т.ч. <данные изъяты>.
Решением Малого совета Тульского городского Совета народных депутатов № 9/107 от 16 апреля 1992г. утвержден перечень №1 предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность г.Тулы, куда вошел <данные изъяты>.
В соответствии с Постановлением Главы администрации г. Тулы от 02 июня 1992г. № 331 «О проведении перерегистрации государственных предприятий, организаций, учреждений, переданных в муниципальную собственность г. Тулы» в реестр объектов муниципальной собственности, в соответствии с Перечнем №1, утвержденным решением Малого Совета Тульского городского Совета народных депутатов от 16 апреля 1992 г. № 9/107 и согласованным с Комитетом по управлению государственным имуществом Тульской области, внесены предприятия, организации, учреждения, имущество, в том числе, <данные изъяты>.
Постановлением Главы администрации г. Тулы от 2 июня 1994г. № 495 с 01 июня 1994г. реорганизовано городское объединение жилищного хозяйства в городское управление муниципального жилищного хозяйства и в оперативное управление ГУМЖХ передан муниципальный жилищный фонд, а также производственные и служебные помещения, находящиеся в собственности городской администрации.
Постановлением Главы г. Тулы № 952 от 15 июля 2002г. передан в оперативное управление жилищный фонд, находящийся в муниципальной собственности, от Главного управления муниципального жилищного хозяйства Управы г. Тулы муниципальному учреждению <данные изъяты>.
Как следует из Постановления Главы г. Тулы № 1189 от 05 июля 2005г., с 01 июля 2005г., из хозяйственного ведения муниципальных унитарных предприятий и оперативного управления муниципальных учреждений, структурных подразделений органа местного самоуправления г.Тулы изъято имущество, являющиеся муниципальной собственностью, и включено в состав имущества муниципальной казны г.Тула.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42.
Доказательств того, что предоставленная истцам квартира в установленном порядке была отнесена к служебному жилищному фонду, суду не представлено, не имеется таких доказательств и в материалах дела.
Поскольку таких доказательств не представлено, суд приходит к выводу, что в установленном законом порядке жилое помещение, занимаемое истцами, к числу служебных отнесено не было, следовательно, истцы, проживающие в муниципальном жилом помещении на условиях договора найма, вправе в порядке Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приобрести жилое помещение в собственность в порядке его приватизации.
Отсутствие же решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда в таком случае не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Реализация таких прав граждан не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами этого документа.
На основании статьи 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
В силу пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 60 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В соответствии со ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Спорное жилое помещение, которое занимают истцы, представляет собой отдельную квартиру, что полностью отвечает требованиям ст. 62 ЖК РФ.
Истцы Пономаревы вселены в квартиру на основании ордера, продолжают пользоваться жилым помещением, исполняют обязанности нанимателя, требований о выселении к истцам не предъявляются. Сведений о притязаниях иных лиц на спорное жилое помещение суду не представлено и из материалов дела не усматривается.
Таким образом, между сторонами в отношении спорного жилого помещения фактически сложились отношения по договору социального найма.
При этом сведений о том, что истцы использовали свое право на участие в приватизации жилого помещения на территории РФ, материалы дела не содержат, что подтверждается соответствующими сообщениями регистрирующих органов и не оспаривалось участвующими в деле лицами.
Кроме того, как усматривается из справки № от <дата>, выданной Комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, семья Пономарева А.Л. решением <данные изъяты> от <дата>г. №, принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и по состоянию на <дата> номер очереди на получение жилого помещения по <адрес> по общему списку – <данные изъяты>.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследовав собранные по делу доказательства, каждое в отдельности и в совокупности с другими доказательствами, оценив их относимость, допустимость и достоверность в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, признав их достаточными, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Пономаревых А.Л., О.М., А.А.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Пономарева А.Л., Пономаревой О.М., Пономарева А.А. удовлетворить.
Признать за Пономаревым А.Л., Пономаревой О.М., Пономаревым А.А. право общей долевой собственности на <адрес> по <данные изъяты> доле за каждым в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Зареченский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 02 декабря 2016 года.
Председательствующий /подпись/ И.А. Дружкова