Дело № 2-4833/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> (ДД.ММ.ГГГГ)
Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Маркиной Г.В.,
при секретаре Коровиной О.Н.,
с участием помощника прокурора Башкиревой В.Ф.,
третьего лица Усковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Прокуратуры <адрес>, обратившейся в защиту интересов Российской Федерации, к Алавердяну А. В., Ешамакову М. Р., Эштаеву М. И., Авдувапову З. Ю., Ештаеву Б. Т., Ярбекову Н. Н., (Госорган1) по <адрес> о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной, снятии с регистрационного учета,-
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес>, действующий в защиту интересов Российской Федерации, обратился в суд с иском к Алавердян А.В., Ешамакову М.Р., Эштаеву М.И., Авдувапову З.Ю., Ештаеву Б.Т., Ярбекову Н.Н. угли, (Госорган1) по <адрес> в котором просит признать постановку ответчиков на учет по месту пребывания по адресу: <адрес> недействительной; обязать (Госорган1) по <адрес> снять ответчиков с регистрационного учета по указанному адресу. В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки соблюдения требований миграционного законодательства было установлено, что в квартире <адрес> на учет были поставлены ответчики, которые фактически в жилое помещение не вселялись, не проживают в нем, их местонахождение на территории Российской Федерации неизвестно. Принимающая сторона Ускова Л.А., собственник указанной квартиры, предоставила иностранным гражданам информацию о жилом помещении для их постановки на миграционный учет, без права пользования, пребывания или проживания в нем, что позволило ответчикам легализовать свое пребывание на территории <адрес> и в РФ. Таким образом, иностранные граждане предоставили в орган миграционной службы заведомо несоответствующие действительности сведения о месте своего проживания, что препятствует исполнению ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Поскольку дальнейшее неправомерное нахождение ответчиков может способствовать необоснованному предоставлению им временного разрешения на жительство, а затем и гражданства РФ, прокуратура района обратилась с настоящим иском в суд (л.д.5-9).
В судебном заседании помощник прокурора Башкирева В.Ф. исковые требования поддержала в полном объеме, просила признать постановку на учет по месту пребывания ответчиков недействительной, снять иностранных граждан с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Ответчики о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещались судом в установленном законом порядке (л.д. ), в суд не явились, почтовая корреспонденция вернулась в суд с отметкой «истек срок хранения», никаких ходатайств не заявили, доказательств уважительности причин неявки суду не представили. Ответчик (Госорган1) по <адрес> о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, против удовлетворения исковых требований не возражает (л.д. ).
Третье лицо Ускова Л.А. против удовлетворения иска не возражала, суду пояснила, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ответчики в ее квартиру никогда не вселялись, не проживали в ней, их регистрация в жилом помещении носила фиктивный характер.
Согласно ч. 2 ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.
Учитывая изложенное, обстоятельства того, что ответчики от получения судебной корреспонденции уклонились, (Госорган1) по <адрес> просит дело рассмотреть в отсутствие своего представителя, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие ответчиков.
Суд, выслушав пояснения помощника прокурора, третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из ст. 4 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», миграционный учет имеет, как правило, уведомительный характер (п. 2) и осуществляется, в том числе в целях создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей (пп.1 п. 1 ст. 4), а также в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям (пп. 6 п. 1 ст. 4).
При этом в основу организации миграционного учета положены принципы свободы передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации; защиты государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации на основе законности и соблюдения норм международного права; сочетания интересов личности, общества и государства; обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и защиты иных национальных интересов Российской Федерации; доступности совершения действий, необходимых для осуществления миграционного учета; унификации правил миграционного учета.
Согласно ст. ст. 11, 12 указанного закона, миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет, в том числе, следующие полномочия: регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания; контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.
При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Под местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» понимается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом
Стороной принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Порядок уведомления при постановке на миграционный учет иностранных граждан установлен Постановлением Правительства РФ № 9 от 15.01.2007 года, которым утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Согласно п. п. 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28 указанных Правил основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания. Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением.
Согласно ст. 21 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Таким образом, исходя из смысла вышеприведенных положений Закона, миграционный учет фиксирует временное фактическое нахождение иностранного гражданина в жилом помещении.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 г. снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется в случае: регистрации иностранного гражданина по иному месту жительства; прекращения у иностранного гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; прекращения у иностранного гражданина права на постоянное или временное проживание в Российской Федерации; вступления в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной; смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим; принятия органом миграционного учета решения о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства при установлении в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован.
В соответствии с п. 37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», регламентирующего порядок постановки на миграционный учет по месту пребывания и снятия с него, - снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется: после получения от территориального органа Федеральной миграционной службы по новому месту пребывания иностранного гражданина сведений о его постановке на учет по новому месту пребывания; после получения от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации сведений о выезде иностранного гражданина из Российской Федерации; после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим; после выявления факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении.
Неправомерное нахождение иностранного гражданина на территории Российской Федерации может способствовать необоснованному предоставлению временного разрешения на жительство, а затем и гражданства Российской Федерации.
Пункт 40 вышеуказанного Постановления Правительства РФ определяет, что при получении документов, предусмотренных пунктом 37 настоящих Правил, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
При отсутствии сведений, предусмотренных в ст. 23 ФЗ № 109 и п. 37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снимать иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также вносить необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, что создает искажение статистической отчётности и миграционного учёта по месту пребывания иностранного гражданина и лица без гражданства.
Судом установлено, что (ДД.ММ.ГГГГ) на миграционный учет по адресу: <адрес> был поставлен гражданин <адрес> Ярбеков Н. Н., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения (л.д.15), (ДД.ММ.ГГГГ) на миграционный учет по указанному выше адресу поставлены: граждане <адрес> Ештаев Б. Т., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения (л.д.18), Авдувапов З. Ю., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения (л.д.20), Эштаев М. И., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения (л.д.22), Ешамаков М. Р., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения (л.д.26), гражданка Армении Алавердян А. В., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения (л.д.24).
Собственником указанного жилого помещения является Ускова Л. А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.13). Принимающей стороной на территории Российской Федерации выступала Ускова Л.А., о чем указано в уведомлениях о прибытии иностранных граждан, поданных в (Госорган1) по <адрес>.
В (ДД.ММ.ГГГГ) прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения миграционного законодательства, по результатам которой (ДД.ММ.ГГГГ) был составлен акт, из содержания которого следует, что по адресу: <адрес> поставлены на миграционный учет следующие иностранные граждане: Алавердян А.В., Ешамаков М.Р., Эштаев М.И., Авдувапов З.Ю., Ештаев Б.Т., Ярбеков Н.Н. угли. При этом данные лица в жилом доме никогда не проживали, право пользования жилым помещением не приобретали, в квартиру <адрес> не вселялись, и, в настоящее время их местонахождение неизвестно (л.д.12).
Аналогичные пояснения дала и Ускова Л.А., у которой в ходе проверки помощником прокурора <адрес> были отобраны письменные объяснения. Ускова указывала на то, что в принадлежащем ей жилом помещении на миграционный учет поставлены иностранные граждане, однако они в квартире никогда не проживали, не вселялись, их местонахождение ей не известно (л.д.11). Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 № 1297-О-О, из общих положений Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» следует, что необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.
В силу статьи 9 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» изменение сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, предполагает сообщение об этом в органы миграционного учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2). При этом положением пункта 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации на принимающую сторону возлагается обязанность по предоставлению измененных сведений.
Следовательно, недостоверные сведения о прибытии иностранных граждан были предоставлены собственником жилого помещения Усковой Л.А., давшей согласие на регистрацию ответчиков по месту пребывания по адресу: <адрес> без фактического их проживания.
По сведениям (Госорган1) по <адрес> ответчики на территории <адрес> зарегистрированными не значится (л.д. ).
Таким образом, судом установлено, что постановка Ярбекова Н. Н., Ештаева Б. Т., Авдувапова З. Ю., Эштаева М. И., Ешамакова М. Р., Алавердян А. В. на регистрационный учет по адресу: <адрес>, является неправомерной, что может способствовать необоснованному предоставлению им временного разрешения на жительство, а затем и гражданства РФ, а обращение прокурора в суд с заявленным исковым заявлением в интересах государства обусловлено необходимостью защиты интересов Российской Федерации в области миграционных правоотношений, направлено на противодействие незаконной миграции на территории Российской Федерации, на обеспечение национальной безопасности государства, защиту основ конституционного строя, нравственности и законных интересов граждан Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора <адрес>, в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной и снятии с миграционного учета подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
Согласно ст. 333.36 НК РФ истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления. Размер госпошлины, подлежащий взысканию с ответчиков в доход бюджета, составляет <данные изъяты> рублей с каждого.
Руководствуясь ст. ст.194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокуратуры <адрес>, обратившейся в защиту интересов Российской Федерации, к Алавердян А. В., Ешамакову М. Р., Эштаеву М. И., Авдувапову З. Ю., Ештаеву Б. Т., Ярбекову Н. Н., (Госорган1) по <адрес> о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной, снятии с регистрационного учета удовлетворить.
Признать постановку Алавердян А. В., Ешамакова М. Р., Эштаева М. И., Авдувапова З. Ю., Ештаева Б. Т., Ярбекова Н. Н. на учет по месту пребывания по адресу: <адрес>, недействительной, со снятием Алавердян А. В., Ешамакова М. Р., Эштаева М. И., Авдувапова З. Ю., Ештаева Б. Т., Ярбекова Н. Н. с регистрационного учета.
Взыскать с Алавердян А. В., Ешамакова М. Р., Эштаева М. И. Авдувапова З. Ю., Ештаева Б. Т., Ярбекова Н. Н. государственную пошлину в доход бюджета в сумме <данные изъяты> рублей с каждого.
Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Коминтерновский районный суд <адрес> в течение 1 месяца.
Судья подпись Г.В. Маркина
Копия верна
Судья
Секретарь
Дело № 2-4833/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> (ДД.ММ.ГГГГ)
Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Маркиной Г.В.,
при секретаре Коровиной О.Н.,
с участием помощника прокурора Башкиревой В.Ф.,
третьего лица Усковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Прокуратуры <адрес>, обратившейся в защиту интересов Российской Федерации, к Алавердяну А. В., Ешамакову М. Р., Эштаеву М. И., Авдувапову З. Ю., Ештаеву Б. Т., Ярбекову Н. Н., (Госорган1) по <адрес> о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной, снятии с регистрационного учета,-
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес>, действующий в защиту интересов Российской Федерации, обратился в суд с иском к Алавердян А.В., Ешамакову М.Р., Эштаеву М.И., Авдувапову З.Ю., Ештаеву Б.Т., Ярбекову Н.Н. угли, (Госорган1) по <адрес> в котором просит признать постановку ответчиков на учет по месту пребывания по адресу: <адрес> недействительной; обязать (Госорган1) по <адрес> снять ответчиков с регистрационного учета по указанному адресу. В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки соблюдения требований миграционного законодательства было установлено, что в квартире <адрес> на учет были поставлены ответчики, которые фактически в жилое помещение не вселялись, не проживают в нем, их местонахождение на территории Российской Федерации неизвестно. Принимающая сторона Ускова Л.А., собственник указанной квартиры, предоставила иностранным гражданам информацию о жилом помещении для их постановки на миграционный учет, без права пользования, пребывания или проживания в нем, что позволило ответчикам легализовать свое пребывание на территории <адрес> и в РФ. Таким образом, иностранные граждане предоставили в орган миграционной службы заведомо несоответствующие действительности сведения о месте своего проживания, что препятствует исполнению ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Поскольку дальнейшее неправомерное нахождение ответчиков может способствовать необоснованному предоставлению им временного разрешения на жительство, а затем и гражданства РФ, прокуратура района обратилась с настоящим иском в суд (л.д.5-9).
В судебном заседании помощник прокурора Башкирева В.Ф. исковые требования поддержала в полном объеме, просила признать постановку на учет по месту пребывания ответчиков недействительной, снять иностранных граждан с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Ответчики о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещались судом в установленном законом порядке (л.д. ), в суд не явились, почтовая корреспонденция вернулась в суд с отметкой «истек срок хранения», никаких ходатайств не заявили, доказательств уважительности причин неявки суду не представили. Ответчик (Госорган1) по <адрес> о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, против удовлетворения исковых требований не возражает (л.д. ).
Третье лицо Ускова Л.А. против удовлетворения иска не возражала, суду пояснила, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ответчики в ее квартиру никогда не вселялись, не проживали в ней, их регистрация в жилом помещении носила фиктивный характер.
Согласно ч. 2 ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.
Учитывая изложенное, обстоятельства того, что ответчики от получения судебной корреспонденции уклонились, (Госорган1) по <адрес> просит дело рассмотреть в отсутствие своего представителя, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие ответчиков.
Суд, выслушав пояснения помощника прокурора, третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из ст. 4 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», миграционный учет имеет, как правило, уведомительный характер (п. 2) и осуществляется, в том числе в целях создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей (пп.1 п. 1 ст. 4), а также в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям (пп. 6 п. 1 ст. 4).
При этом в основу организации миграционного учета положены принципы свободы передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации; защиты государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации на основе законности и соблюдения норм международного права; сочетания интересов личности, общества и государства; обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и защиты иных национальных интересов Российской Федерации; доступности совершения действий, необходимых для осуществления миграционного учета; унификации правил миграционного учета.
Согласно ст. ст. 11, 12 указанного закона, миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет, в том числе, следующие полномочия: регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания; контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.
При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Под местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» понимается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом
Стороной принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Порядок уведомления при постановке на миграционный учет иностранных граждан установлен Постановлением Правительства РФ № 9 от 15.01.2007 года, которым утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Согласно п. п. 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28 указанных Правил основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания. Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением.
Согласно ст. 21 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Таким образом, исходя из смысла вышеприведенных положений Закона, миграционный учет фиксирует временное фактическое нахождение иностранного гражданина в жилом помещении.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 г. снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется в случае: регистрации иностранного гражданина по иному месту жительства; прекращения у иностранного гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; прекращения у иностранного гражданина права на постоянное или временное проживание в Российской Федерации; вступления в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной; смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим; принятия органом миграционного учета решения о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства при установлении в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован.
В соответствии с п. 37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», регламентирующего порядок постановки на миграционный учет по месту пребывания и снятия с него, - снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется: после получения от территориального органа Федеральной миграционной службы по новому месту пребывания иностранного гражданина сведений о его постановке на учет по новому месту пребывания; после получения от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации сведений о выезде иностранного гражданина из Российской Федерации; после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим; после выявления факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении.
Неправомерное нахождение иностранного гражданина на территории Российской Федерации может способствовать необоснованному предоставлению временного разрешения на жительство, а затем и гражданства Российской Федерации.
Пункт 40 вышеуказанного Постановления Правительства РФ определяет, что при получении документов, предусмотренных пунктом 37 настоящих Правил, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
При отсутствии сведений, предусмотренных в ст. 23 ФЗ № 109 и п. 37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снимать иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также вносить необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, что создает искажение статистической отчётности и миграционного учёта по месту пребывания иностранного гражданина и лица без гражданства.
Судом установлено, что (ДД.ММ.ГГГГ) на миграционный учет по адресу: <адрес> был поставлен гражданин <адрес> Ярбеков Н. Н., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения (л.д.15), (ДД.ММ.ГГГГ) на миграционный учет по указанному выше адресу поставлены: граждане <адрес> Ештаев Б. Т., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения (л.д.18), Авдувапов З. Ю., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения (л.д.20), Эштаев М. И., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения (л.д.22), Ешамаков М. Р., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения (л.д.26), гражданка Армении Алавердян А. В., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения (л.д.24).
Собственником указанного жилого помещения является Ускова Л. А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.13). Принимающей стороной на территории Российской Федерации выступала Ускова Л.А., о чем указано в уведомлениях о прибытии иностранных граждан, поданных в (Госорган1) по <адрес>.
В (ДД.ММ.ГГГГ) прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения миграционного законодательства, по результатам которой (ДД.ММ.ГГГГ) был составлен акт, из содержания которого следует, что по адресу: <адрес> поставлены на миграционный учет следующие иностранные граждане: Алавердян А.В., Ешамаков М.Р., Эштаев М.И., Авдувапов З.Ю., Ештаев Б.Т., Ярбеков Н.Н. угли. При этом данные лица в жилом доме никогда не проживали, право пользования жилым помещением не приобретали, в квартиру <адрес> не вселялись, и, в настоящее время их местонахождение неизвестно (л.д.12).
Аналогичные пояснения дала и Ускова Л.А., у которой в ходе проверки помощником прокурора <адрес> были отобраны письменные объяснения. Ускова указывала на то, что в принадлежащем ей жилом помещении на миграционный учет поставлены иностранные граждане, однако они в квартире никогда не проживали, не вселялись, их местонахождение ей не известно (л.д.11). Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 № 1297-О-О, из общих положений Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» следует, что необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.
В силу статьи 9 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» изменение сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, предполагает сообщение об этом в органы миграционного учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2). При этом положением пункта 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации на принимающую сторону возлагается обязанность по предоставлению измененных сведений.
Следовательно, недостоверные сведения о прибытии иностранных граждан были предоставлены собственником жилого помещения Усковой Л.А., давшей согласие на регистрацию ответчиков по месту пребывания по адресу: <адрес> без фактического их проживания.
По сведениям (Госорган1) по <адрес> ответчики на территории <адрес> зарегистрированными не значится (л.д. ).
Таким образом, судом установлено, что постановка Ярбекова Н. Н., Ештаева Б. Т., Авдувапова З. Ю., Эштаева М. И., Ешамакова М. Р., Алавердян А. В. на регистрационный учет по адресу: <адрес>, является неправомерной, что может способствовать необоснованному предоставлению им временного разрешения на жительство, а затем и гражданства РФ, а обращение прокурора в суд с заявленным исковым заявлением в интересах государства обусловлено необходимостью защиты интересов Российской Федерации в области миграционных правоотношений, направлено на противодействие незаконной миграции на территории Российской Федерации, на обеспечение национальной безопасности государства, защиту основ конституционного строя, нравственности и законных интересов граждан Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора <адрес>, в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной и снятии с миграционного учета подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
Согласно ст. 333.36 НК РФ истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления. Размер госпошлины, подлежащий взысканию с ответчиков в доход бюджета, составляет <данные изъяты> рублей с каждого.
Руководствуясь ст. ст.194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокуратуры <адрес>, обратившейся в защиту интересов Российской Федерации, к Алавердян А. В., Ешамакову М. Р., Эштаеву М. И., Авдувапову З. Ю., Ештаеву Б. Т., Ярбекову Н. Н., (Госорган1) по <адрес> о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной, снятии с регистрационного учета удовлетворить.
Признать постановку Алавердян А. В., Ешамакова М. Р., Эштаева М. И., Авдувапова З. Ю., Ештаева Б. Т., Ярбекова Н. Н. на учет по месту пребывания по адресу: <адрес>, недействительной, со снятием Алавердян А. В., Ешамакова М. Р., Эштаева М. И., Авдувапова З. Ю., Ештаева Б. Т., Ярбекова Н. Н. с регистрационного учета.
Взыскать с Алавердян А. В., Ешамакова М. Р., Эштаева М. И. Авдувапова З. Ю., Ештаева Б. Т., Ярбекова Н. Н. государственную пошлину в доход бюджета в сумме <данные изъяты> рублей с каждого.
Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Коминтерновский районный суд <адрес> в течение 1 месяца.
Судья подпись Г.В. Маркина
Копия верна
Судья
Секретарь