Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Костомукша 28 сентября 2012 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
с участием прокурора - помощника прокурора г. Костомукши А.С. Маркова,
при секретаре Ю.Б. Рахимовой,
с участием заявителей К.М.А., К.Н.Н., С.О.А., представителя ответчика Администрации Костомукшского городского округа Г.Т.И., представителя третьего лица ООО «ЖилРемСтрой» К.И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора
г. Костомукши, действующего в интересах К.М.А., С.О.А., С.А.О. к Администрации Костомукшского городского округа о признании незаконным отказа главы Администрации Костомукшского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № в постановке К.М.А. и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Костомукши обратился в суд с заявлением по тем основаниям, что К.М.А. 28 июня 2012 года обратилась в Администрацию Костомукшского городского округа с заявлением о постановке ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жилым помещением менее учетной нормы. В заявлении указала, что ее семья состоит из 2 человек: она и ее сын - С.А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Ответом главы Администрации Костомукшского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что К.М.А. обеспечена общей жилой площадью жилого помещения выше учетной нормы (более 10 квадратных метров).
С данным результатом рассмотрения ее заявления К.М.А. не согласилась и обратилась в прокуратуру г. Костомукши.
Прокурор г. Костомукши просит признать отказ главы Администрации Костомукшского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и обязать Администрацию Костомукшского городского округа поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий К.М.А. и членов ее семьи: С.А.О., К.Н.Н.
В судебном заседании прокурор - помощник прокурора А.С. Марков уточнил требования и просил обязать Администрацию Костомукшского городского округа поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий К.М.А. и членов ее семьи: С.А.О., К.Н.Н. и С.О.А.
Заявитель К.М.А. поддержала требования помощника прокурора
г. Костомукши, просила обязать Администрацию Костомукшского городского округа поставить ее и членов ее семьи, состоящей из четырех человек (она, мать, гражданский супруг и сын), на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пояснила, что у нее в собственности имеются две комнаты в коммунальной квартире площадью 18 и 13,8 кв.м. каждая. В этих двух комнатах проживают она, ее малолетний сын, мать и гражданский муж. Считает, что администрация неправомерно применила площадь 44,6 кв.м., указанную в лицевом счете, отказывая ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Общая площадь двух комнат составляет 31,8 кв.м.: на каждого члена семьи приходится менее 10 кв.м. Ее доход и доход остальных членов ее семьи не позволяют самостоятельно улучшить жилищные условия.
Заявители К.Н.Н. и С.О.А. поддержали требования помощника прокурора г. Костомукши в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Костомукшского городского округа - Г.Т.И., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, считает отказ главы Администрации Костомукшского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № в постановке К.М.А. и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий законным и обоснованным. Пояснила, что решением Костомукшского городского совета от 26 апреля 2005 года № 394ГС учетная норма жилой площади для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлена в размере 10 кв.м. общей площади. Считает, что при принятии решения об отказе в постановке на учет правомерно была взята площадь 44,6 кв.м. из лицевого счета, поскольку в соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ под общей площадью жилого помещения понимается сумма площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд, террас. Поскольку К.М.А. проживает в коммунальной квартире, то общая площадь ее жилых помещений рассчитывается с учетом доли площади в общей кухне, душевой, туалете, в связи с чем площадь 44,6 кв.м., взятая из лицевого счета, является единственным документом, содержащим информацию об общей площади жилых помещений, принадлежащих К.М.А. Общая жилая площадь 31,8 кв.м. является площадью без учета площадей помещений вспомогательного использования. Просит отказать в удовлетворении заявления прокурора г. Костомукши.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ООО «ЖилРемСтрой» - К.И.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала. Пояснила, что размер площади 44,6 кв.м., указанный в лицевом счете на комнаты <адрес>, предоставлен обществу центром «Недвижимости». На основании их сведений ООО «ЖилРемСтрой» производит расчеты. Как именно производится расчет пояснить не смогла. Расчет стоимости жилищно-коммунальных услуг производит МУП ЦМР. Просит в удовлетворении заявления прокурора отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Муниципальное унитарное предприятие «Центр муниципальных расчетов муниципального образования «Костомукшский городской округ», в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.ст. 254, 255 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ) граждане вправе оспорить в суде действия (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом, к решениям, действиям (бездействию) должностных лиц, органов местного самоуправления, муниципального служащего относятся коллегиальные и единоличные действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» с соответствии со ст. 46 Конституции РФ и гл. 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), помимо иных категорий, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
При этом, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Из материалов дела следует, что К.М.А. 28 июня 2012 года обратилась в Администрацию Костомукшского городского округа с заявлением о постановке ее и сына - С.А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По результатам рассмотрения заявления К.М.А. было отказано в удовлетворении заявления о постановке ее семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что она обеспечена площадью жилого помещения равной учетной норме (10 кв.м.) на 1 человека.
В судебном заседании установлено, что такой ответ был дан на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации Костомукшского городского округа от 31 июля 2012 года.
Как видно из протокола № заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации Костомукшского городского округа от 31 июля 2012 года поводом к отказу семье К.М.А. в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий послужило то, что семья К.М.А. обеспечена площадью жилого помещения равной учетной норме (10 кв.м.) на 1 человека. При этом комиссия в решении указала, что К.М.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, с 24 октября 2005 года. Состав семьи 2 человека. Общая площадь данных комнат - 44,6 кв.м., зарегистрированы на данной площади 4 человека. Итого на 1 человека приходится 11,15 кв.м. общей площади жилого помещения. Ежемесячный доход семьи 3099 рублей 05 копеек.
Однако, с такими выводами суд не может согласиться, поскольку считает, что при принятии решения об отказе К.М.А. по ее заявлению общественной комиссией по жилищным вопросам при Администрации Костомукшского городского округа необоснованно и без достаточных к тому оснований за основу расчета площади жилого помещения использовалась площадь равная 44,6 кв.м.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Часть 1 ст. 50 ЖК РФ устанавливает, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Часть 2 ст. 50 ЖК РФ предусматривает, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Костомукшского городского совета от 26 апреля 2005 года № 394ГС с
01 марта 2005 года учетная норма площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях утверждена в размере 10 кв. м. на одного человека.
В судебном заседании установлено, что К.М.А. является собственником комнат <адрес>
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 23 июня 2011 года № и № в собственности у К.М.А. находятся жилые комнаты площадью 18 и 13,8 кв.м., соответственно, расположенные по адресу: <адрес>.
В соответствии с данными технического паспорта № общая площадь комнаты № <адрес> составляет 13,8 кв.м., жилая площадь - 13,3 кв.м.
В соответствии с данными технического паспорта № общая площадь комнаты № <адрес> составляет 18 кв.м., жилая площадь - 17,2 кв.м.
Из лицевого счета № следует, что жилая площадь обеих комнат составляет 44,6 кв.м.
Представитель ответчика Администрации Костомукшского городского округа пояснила, что при принятии решения об отказе в постановке на учет была взята площадь 44,6 кв.м., мотивировав это тем, что заявители проживают в коммунальной квартире и пользуются общей кухней, душевой и т.д., то есть общей площадью коммунальной квартиры пропорционально площади жилых комнат, которые они занимают.
В ходе судебного заседания представитель третьего лица ООО «ЖилРемСтрой» не смогла пояснить, из чего формируется общая площадь 44,6 кв.м., указанная в лицевом счете №.
Правильность и обоснованность расчета площади, представленного третьим лицом, суд ставит под сомнение, поскольку в судебном заседании были выявлены неточности в рассчитываемых данных, которые искажают точность расчета спорной площади жилого помещения. Иного расчета не представлено.
Довод представителя ответчика о том, что единственно правильной площадью для решения вопроса о постановке на учет является площадь, указанная в лицевом счете - 44,6 кв.м., является несостоятельным, поскольку в судебном заседании не представлено доказательств того, на основании каких правоустанавливающих документов была определена заявленная площадь и как произведен ее расчет.
Таким образом, суд приходит к выводу, что определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения должен осуществляться исходя из суммарной общей площади жилых помещений, принадлежащих на праве собственности К.М.А. и членам ее семьи, то есть исходя из расчета 31,8 кв.м. (площадь комнаты № кв.м. + площадь комнаты №,8 кв.м. = 31,8 кв.м.).
Из справки паспортного стола от 21 июня 2012 года следует, что комнатах <адрес> зарегистрированы 4 человека: К.М.А., С.А.О. (сын), С.О.А. (гражданский муж), К.Н.Н.(мать).
Поскольку на каждого члена семьи К.М.А. приходится по 7.95 кв. м., что менее учетной нормы, утвержденной решением Костомукшского городского совета, суд приходит к выводу, что К.М.А., К.Н.Н., С.А.О., С.О.А., на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждаются в улучшении жилищных условий.
Довод представителя Администрации Костомукшского городского округа о том, что С.О.А. не является членом семьи К.М.А., поскольку в судебном порядке он таковым не признан, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из представленного паспорта С.О.А. усматривается, что с 27 октября 2011 года он зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении отцовства С.О.А. признан отцом ребенка К.М.А. - С.А.О., ДД.ММ.ГГГГ.
Из объяснений К.М.А. следует, что С.О.А. является отцом ее малолетнего ребенка - С.А.О., проживает вместе с ней в коммунальной квартире, они ведут общее хозяйство.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что С.О.А. является членом семьи К.М.А.
В судебном заседании было установлено, что К.М.А. работает уборщиком <данные изъяты>, ее среднемесячный доход составляет 3099 рублей 05 копеек; К.Н.Н. работает <данные изъяты>, ее среднемесячный заработок составляет 14451 рубль 81 копейку. С.О.А. устроился на работу
ДД.ММ.ГГГГ. Среднемесячный доход семьи К.М.А. составляет 4387 рублей 71 копейка (на 1 одного человека).
Согласно ответа Администрации Костомукшского городского округа от
27 сентября 2012 года № К.М.А. была признана малоимущей в связи с тем, что среднемесячный доход ее семьи меньше установленного прожиточного минимума по
г. Костомукша (для трудоспособного гражданина составляет 9001 рубль, для несовершеннолетнего ребенка - 7433 рубля).
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание указанные законоположения, суд приходит к выводу о том, что семья К.М.А. является малоимущей.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По смыслу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Из ответа Администрации Костомукшского городского округа от 13 сентября 2012 года № следует, что иных оснований для отказа в постановке семьи К.М.А. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (кроме как обеспечения площадью жилого помещения равной учетной норме на 1 человека) у комиссии не имелось.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что достаточных оснований для отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий у Администрации Костомукшского городского округа не имелось.
При таких обстоятельствах имеются основания признать отказ главы Администрации Костомукшского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий К.М.А. и членов ее семьи незаконным и обязать Администрацию Костомукшского городского округа поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий: К.М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по основаниям, предусмотренным ч. 1 п. 2 ст. 51 ЖК РФ.
Исковые требования прокурора г. Костомукши подлежат удовлетворению.
Оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных прокурором требований и по указанным им основаниям,
руководствуясь ст.ст. 194-196, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л
Заявление прокурора города Костомукши удовлетворить.
Признать незаконным отказ главы Администрации Костомукшского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № в постановке К.М.А. и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию Костомукшского городского округа поставить К.М.А., К.Н.Н., С.А.О. и С.О.А. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.С. Бехтерев
Мотивировочная часть решения составлена 03 октября 2012 года